Игры на свежем воздухе в школе интернате цель

Обновлено: 06.07.2024

Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

К основным задачам культурно-досуговой деятельности относятся :

-создание эмоционально-положительного климата в группе;

-обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности;

-привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;

-вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников;

-формирование потребности к творчеству;

-воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым;

-осуществление патриотического воспитания;

-воспитание нравственного начала;

-приобщение к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства;

-привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя пространственно-предметную среду.

Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Нашим воспитанникам нелегко адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем детям в силах помочь досуговая деятельность. Мы все хотим, чтобы наши воспитанники выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию.

Основными формами организации досуга являются :

-художественная самодеятельность;

-экскурсии в природу;

-встречи с интересными людьми;

-посещения кино, концертов, выставок;

Досуг ребёнка - это мост в большой мир. Он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание.

Досуговая деятельность способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, является важным орудием в работе с детьми с ОВЗ.

Досуговая деятельность включает занятия творческого характера, связана со свободным общением, с игрой, то есть с реализацией различных потребностей личности ребёнка.

Особенностью деятельности свободного времени является его самоценность и самоцельность, то есть, воспитанники сами выбирают содержание и форму организации этой деятельности. Регулировать свободное время учащихся можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.

Моя задача, помочь воспитанникам обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для них.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие. Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые я выбрала для реализации поставленных задач в своей работе, можно классифицировать, следующим образом:

-отдых (активный и пассивный);

-праздники (каждый ребенок может проявить свои таланты, вокальные, актерские, танцевальные, музыкальные, и др.)

Остановимся более подробно на каждом из них.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. К пассивному отдыху относится просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы ребенка с превышением исходного уровня. Активный отдых в отличие от пассивного требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, игры, просмотр кинофильмов, прослушивание музыки, чтение.

Основными формами активного отдыха являются прогулки, экскурсии, наблюдения, подвижные игры на свежем воздухе.

Двигательная активность детей развивается за счет прогулок, спортивных соревнований, подвижных игр.

Экскурсия способствует проявлению интереса, любознательности, эмоциональности.

Прогулка служит для восстановления работоспособности ребят. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Методика организации отдыха детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. Особая склонность у детей к игровой деятельности. Именно она занимает ведущее место в их досуге. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, развивающие, обучающие.

Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для ребенка. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элементы творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

К творчеству относятся, декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества.

Учащиеся моей группы очень любят смотреть театрализованные постановки. Но так как в нашем городе нет своего театра, а коллективы театров из других городов не часто приезжают в наш город, мы с ребятами сами устраиваем театрализованные сценки для себя.

Для этих целей у нас имеются маски.

После каждой инсценировки ребята заряжаются положительной энергией и получают массу приятных впечатлений.

Кружковая работа объединяет ребят для занятий в предметных, творческих, технических, спортивных кружках и секциях. Цель работы кружков - вводить воспитанников в мир науки и техники, развивать творческие способности и дарования, формировать у них практические умения и навыки, учить использовать знания, полученные в кружковой работе, на уроках.

В нашей школе работают 6 кружков :

Таким образом, досуговая деятельность воспитанников ценна тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику и физическое развитие и здоровье ребенка.

Благодаря нашей совместной работе, дети чувствуют себя равноправными членами современного общества. Ребята всегда с удовольствием посещают кружки, участвуют в мероприятиях. Если в учебе воспитанники и испытывают трудности, то в досуговой деятельности они могут проявить себя и раскрыть свои способности.

Таким образом, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой социализации воспитанника.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни.. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным.

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность в детском саду Культурные потребности личности – собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, истина и.

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих В группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Задачи: -Формирование личности как активного гражданина -Воспитание у обучающихся.

Видео и сценарий праздника к 8 Марта в школе-интернате Сценарий 8 Марта Сценарий 8 Марта (Звучат фанфары, выходят ведущие) Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости нашего зала: Дорогие мамы, леди,.

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида Подготовила: воспитатель Огурцова И. В. Праздник проводится учащимися 2 класса "А", предназначен для учащихся с 1-го по 12 классы. Цели:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подвижные игры для проведения на прогулке

для проведения с обучающимися в с (к) школе -8 вида

Подвижные игры не только развивают у школьников силу, ловкость, смекалку, вырабатывают быструю реакцию, но и доставляют им огромную радость. А подвижные игры на воздухе ,в мае месяце ,на пришкольном участке ,приносят еще и огромную пользу здоровью, радость общения.

Игр, в которые можно играть на перемене, в группе продленного дня при проведении прогулки, очень много. Одни дают возможность познакомиться со сверстниками и быстрее найти с ними общий язык, другие учат договариваться или мириться, если вдруг возникают конфликты, третьи помогают преодолеть стеснительность. И все они – очень увлекательное занятие и большое удовольствие для ребенка.

При проведении игр на свежем воздухе можно использовать спортивный инвентарь. Наверное, самая распространенная и самая любимая детская игрушка – мячик. И не случайно именно с мячом придумано столько игр.

Большой интерес у школьников вызывают игры – шутки. Игры-шутки — это непродолжительные по времени игры, назначение которых сплотить коллектив, вызвать положительные эмоции, дать заряд бодрости, сил. Многие игры-шутки проводятся только один раз в данном коллективе, так как концовка игры чаще всего неожиданная и веселая, поэтому, если ребята знают, что их ждет в финале, им будет неинтересно.

Такие игры очень полезны для развития памяти и внимания особенного ребенка, подготовки его к дальнейшей учебе в школе, развивают умение быстро переключаться, сосредотачиваться. Такие игры на свежем воздухе развивает память и внимание детей. Широко используются в практике работы. Для их подготовки и проведения привлекаются старшие школьники.

Вожатая организует детей. Дети берут друг друга за руки и образуют круг. Водящий должен отвернуться, и дети начинают запутывать круг, перелезая, друг через друга всеми возможными способами. После этого водящий должен вернуть круг в первоначальное состояние, не разорвав его, то есть ,не расцепляя ничьих рук.

Летит по небу шар

По небу шар летит.

Но знаем мы, что этот шар

Вожатая читает текст несколько раз, каждый раз заменяя определенное слово молчанием и показом какого либо движения, до тех пор, пока весь текст не окажется заменен движениями( кроме предлогов и союзов).Задача игроков –повторять за вожатой движения и не ошибаться. Допустивший ошибку игрок - выбывает из игры.

Вожатая –ведущая стоит в кругу с закрытыми глазами. Играющие школьники идут по кругу со словами:

Что сидишь ты под водой,

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку

Круг останавливается. "Водяной", указывает рукой на одного игрока, и подходит к нему, не раскрывая глаз. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать ,нельзя. Если водящий угадал, они меняются ролями, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Вожатая рассказывает стишок ребенку и повторяет движения вместе с зайцем.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Дети стоят в кругу.

Ведущий. Из Китая приехал пароход и привез с собой пилу.

Показывает движение, дети повторяют слова и движения.

Ведущий (не переставая показывать пилу). Из Китая приехал пароход и привез с собой пилу, швейную машинку.

Одновременно ведущий выполняет 2 движения. Затем добавляет следующие предметы: веер, китайский болванчик, обезьянка.

Игра с воздушным шаром.

Участники стартуют в парах ,удерживая лбами воздушный шар. Добегают до отметки и возвращаются к старту без задания

Все участники игры делятся на две группы ,выстраиваются друг за другом. Между ними зажаты мячи, которые можно держать только спиной и грудью. Нельзя помогать руками. Так нужно добраться до отметки и вернуться обратно.

Игра «Белки на дереве"

Все играющие - "белки", они должны стоять около дерева и держаться за него. Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" перебегают, от дерева к дереву, а "собака" должна поймать кого-нибудь или другой вариант: "собака" должна занять место одной "белки".

Вожатая несколько раз проговаривает текст:

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучится:

-Тук-тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой!

-Заяц, заяц ,забегай,

Показывает движения и с каждым разом убыстряет темп. Задача детей – повторять за вожатой слова и движения. Кто собьется – выбывает из игры.

Вожатая на земле проводит две черты. Дети берут в руки зонтики и стараются пройти по линии от начала до конца, держа зонтик над головой. Усложнение задания: пройти нужно с книгой на голове или другим предметом.

Из отряда вызывается 2 игрока .Они держат в одной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой – гимнастический обруч. Задача – надеть на себя обруч сверху вниз, а затем снять. Не уронив мяч.

Отряд делим на две команды. .Чертим на земле круг диаметром 40-60 сантиметров. В него с завязанными глазами становится играющий команды. Его задача, выйти из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога участника на черте, упражнение не считается выполненным .

В нее можно играть даже вдвоем — вожатой вместе с одним ребенком.

Ударяем по мячу, отбивая его от земли или от асфальта. На каждый удар произносим новое имя, повторяя предыдущее. Например:

Я знаю одну девочку Алену.

Я знаю двух девочек – Алену и Олю.

Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру.

Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру, Свету…

Главное – не сбиться со счета и правильно повторять всю последовательность, не перепутывая имена в их порядке.

Если игрок сбился – он передает мяч следующему игроку. Если смог ни разу не сбиться – то он победитель!

Аналогично можно называть деревья, города, цветы, овощи, фрукты, минералы и любые другие названия.

Этот вариант игры намного сложнее, так как он требует переключения внимания. И также нужно, не сбиться со счета и повторять имена в выбранной последовательности.

Выстраиваются два параллельных ряда названий. Например.

Я знаю одну девочку Алену. Я знаю одного мальчика Петю.

Я знаю двух девочек – Алену и Олю. Я знаю двух мальчиков – Петю и Вову.

Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру. Я знаю трех мальчиков –

Петю, Вову и Юру.

Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру и Машу. Я знаю четырех мальчиков – Петю, Вову, Юру и Сережу и так далее.

Игра " ГНЁЗДЫШКО "

Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки - это "гнёз-дышко". Внутри сидит "птичка". Снаружи летает ещё одна "птичка" - ведущий и даёт команду "Птичка вылетает!" "Гнездо" рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: "В гнездо!" Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

Это хороводная игра. Все дети отряда стоят в кругу. А Заря-заряница ( вожатая) стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг хоровода.

«Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.

На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел, становится Заряницей и игра продолжается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитии ловкости .

Ход игры:

Участники образуют круг, один игрок встаёт в центре этого круга. Игроки, стоящие по кругу, должны передавать по кругу мяч так, чтобы он не попал в руки игрока в центре. Если игрок перехватывает мяч, он встаёт в круг на место ошибившегося, а тот встаёт в центр круга. Если мяч падает на землю, то последний, кто дотронулся до мяча, встаёт в центр круга, а игрок в центре – занимает его место.


Скакалка-подсекалка

способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы, выносливости, ловкости) детей и координации и выразительности движений;

формированию коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки;

добиваться улучшений координаций движений: развивать меткость, внимание, умение предать силу броску.

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в этот момент, когда ручка скакалки оказывается под ногами. Кого скакалка задела выше ступни, тот выбывает из игры.

Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.


дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;

развитие мышечной активности;

осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;

Упражнения с короткой скакалкой выполняются по очереди, при этом уславливаются, что все участники выполняют одинаковые упражнения. Задача состоит в том, чтобы скорее закончить комбинацию.

Вот упражнения, которые наряду с другими можно предложить для выполнения.

взмахнуть скакалкой вперед и перешагнуть через нее сначала медленно, а потом быстрее и быстрее;

прыгнуть одновременно обеими ногами; ноги врозь или одна нога впереди, другая сзади; подпрыгнуть и, когда скакалка будет над головой, переменить ручки скакалки; вращать скакалку так быстро и прыгать так высоко,

чтобы скакалка во время прыжка успела пройти под ногами 2 раза; прыгать в полуприседе;

прыгать на одной ноге (попеременно 2 раза на левой, 2 — на правой), другая вытянута вперед, назад или в сторону;

перескакивать через скакалку на бегу;

прыгать с кружением скакалки в боковом направлении — вправо (правую руку держа сзади, левую — впереди) или влево (левую — сзади, правую — впереди);

прыгать через скакалку, держа оба конца ее одной рукой и описывая скакалкой круги по земле.

Участник, совершивший ошибку, уступает очередь другому участнику, а тот — следующему.


Повторяй за мной

Цель: сплочение коллектива

Участники игры встают в круг, разомкнувшись на вытянутые руки (или полукругом). В середину выходит наиболее умелый и изобретательный прыгун.

Ведущий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их. Остальные должны, не останавливаясь, повторять его движения с максимальной точностью (как в зеркале). Сделавший ошибку выбывает из игры или получает штрафное очко.

Побеждает тот, кто останется единственным, не совершившим ошибки. В случае повторения игры он становится новым ведущим.


Прыжок за прыжком

укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;

прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Команды встают в колонны по два, каждая пара держит за концы скакалку на высоте 50—60 см. По сигналу первая пара кладет скакалку, обегает свою колонну и перепрыгивает через все скакалки пар, стоящих в колонне. Достигнув своего места, они поднимают свою скакалку. После этого игроки второй пары кладут свою скакалку, перепрыгивают через первую, обегают свою колонну и прыгают через все скакалки до своего места. То же выполняют следующие пары. Побеждает команда, первой закончившая игру.


Море волнуется…..

Цель: развитие ловкости, двигательной активности


Описание “Море волнуется раз” – отличная игра для детей, каждый, да хоть раз, в нее играл. В эту игру можно играть не только на улице, но и в помещении. У игры есть два варианта – первый вариант – стандартный с морскими фигурами , а второй, когда игроки изображают краба, а ведущий выбирает самого лучшего, и тот становится ведущим.

Правила Выбирается ведущий, он отворачивается от всех игроков и произносит: “Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, морская фигура на месте замри”. Когда он произносит эти слова все игроки бегают и прыгают, как только он договаривает считалочку, они должны замереть все на месте, но не просто остановиться, а успеть изобразить морскую фигуру (акула, краб и т.д.) или то, что относится к морской тематике(корабль, пират, чайка). Потом ведущий подходит к любому игроку и дотрагивается до него рукой, после этого игрок начинает изображать животное, а ведущий старается отгадать это животное. Если игрок непонятно показывает животное, то он становится ведущим в следующий раз. Если же ведущий делает вид, что не может угадать, то решение принимается коллективно.


Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.


Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.


Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- Что в руках?

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.


Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.


Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.


Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.


Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.



Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси (хором) : Га — га — га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси (хором) : Да, да, да!

Пастух: Так летите же сюда!

Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор по физкультуре с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например: Инструктор по физкультуре: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Дом. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Телевизор. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись. «

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спортивная игра — высшая ступень подвижных игр, разновидность спорта. Игры разнообразны по содержанию, воздействию на организм и обладают рядом особенностей. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерна сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры, требующая от участников специфической подготовки, тренировки. Соответственно установленным правилам, спортивные игры требуют судейства.

Для любой игры характерно:

Взаимодействие с партнерами;

Дети с различными отклонениями здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность непременно учитывают при проведении подвижных игр. При организации игр необходимо соблюдать определенные условия: Учитывать темп, так как упражнения, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, совершает их неправильно при одном темпе исполнения, при другом темпе, он выполнит точнее и совершеннее. Подбор скорости движений — важное условие эффективности игры. Повышение двигательной активности, выбор диктуется степенью подвижности ребенка. Рационально сочетать на одном занятии игры разной направленности. Принимать во внимание желание ребенка играть, обеспечивая тем самым положительный эмоциональный настрой. Комфортное начало и окончание занятия. Нагрузку в подвижных играх с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо регулировать таким образом: − сокращение длительность игры; − введение перерывов для отдыха; − уменьшение величины игровой площадки; − упрощение правил игры; − выведение из игры ребенка, имеющего явные признаки усталости.

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам.

Подвижные игры — самый доступный и эффективный метод, который воздействует на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в коляске. Для обучающихся с нарушением в развитии важно, из каких двигательных элементов состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития, характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка, его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него напряжения. Игры являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями, вовлекать в игровую деятельность обучающихся необходимо начиная с игр простых по сюжету и содержанию.

Соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды, все это воспитывает выдержку и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Развивает такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. Игра в команде воспитывает умение действовать в коллективе, чувство взаимной выручки, а так же вызывает постоянный интерес к игровой деятельности, способствует развитию мышечной силы, двигательной реакции, координации движений.

Подвижная игра стимулирует все системы организма: кровообращение, зрение, слух, повышает возможности органов дыхания, улучшает обмен веществ, повышает общую выносливость организма, повышают чувствительность и функциональную устойчивость вестибулярного анализатора. Она приносит ребенку положительные эмоции. Игровые ситуации, быстро сменяясь, предъявляют повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Всевозможные сочетания движений и приемов вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке, приходится выбирать из множества операций ту, которая, может принести успех. Информация, поступающая в мозг, заставляет его работать ускоренными темпами, включает психические процессы, что способствует улучшению регуляторной деятельности нервной системы. Следовательно, развивается познавательная деятельность, повышается умственная активность. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Подвижные игры группируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса, возраста детей, их физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей.

Классификация игр: − по степени сложности их содержания; − по возрасту учащихся; − по видам движения; − по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре; − игры, подготовительные к отдельным видам спорта; − игры, подбираемые в зависимости от взаимоотношений играющих.

Любая игра по многообразию приемов, темпу, физиологической нагрузке у опытных и начинающих игроков различна. Независимо от этого каждая игра всегда сохраняет свойственные ей особенности воздействия на организм. Игровая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития. Это определяет возможность и уместность применения отдельных спортивных игр среди людей разного пола, возраста и состояния здоровья.

Играть в спорт важно для совершенствования: − Движений (ходьба, бег, метание, ловля, балансировка); − Мелкой моторики (тонкие движения при еде, рисовании, письме, одевании); − Речи и общения; − Мыслительных навыков (обучение, понимание, решение задач, рассуждение, запоминание, чтение, счёт); − Социальное и эмоциональное взаимодействие (семья, друзья). В этом отношении все наиболее популярные спортивные игры можно условно разделить на группы.

Первая группа — бадминтон, волейбол, настольный теннис. Эти игры характеризуются относительным разнообразием движений, способствующим развитию двигательной реакции, координации движений, развитию быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, воли, настойчивости. Небольшая физическая нагрузка и несложность начальных технических приемов делают эти игры доступными. Благодаря большому разнообразию движений и подвижности ценность этой игры для физического развития несравненно больше. Обучать детей этим играм можно с 8–9 лет. Эти игры применяются и в лечебной физической культуре по медицинским показаниям.

Вторая группа — баскетбол, ручной мяч. Отличается от предыдущей, большим разнообразием и интенсивностью движений (бег, прыжки, ловля и броски мяча в разных положениях и др.), частой сменой игровой обстановки, передвижением игроков по площадке. Все это предполагает многогранное физическое развитие — быстроту, ловкость, силу, а также выносливость. Обучение технике игры можно начинать с 9-10 лет.

Третья группа — мужские спортивные игры, среди которых наиболее популярен –футбол. Особенность этой игры — превосходство движений скоростного, силового характера. Значительно многообразнее и сложнее весь комплекс приемов и движений: бег с частым и резким изменением темпа и направления, разнообразные приемы ведения мяча и удары по нему, приемы силовой борьбы за мяч, разрешаемые правилами игры, и др. Эти игры развивают скелетную мускулатуру и мышечную силу, а также общую физическую выносливость. Обучение подростков приемам игры разумно начинать не ранее чем в 10–11 лет, тренировку — с 12 лет (с уменьшенной нагрузкой). К этой же группе спортивных игр относят регби, и водное поло, нагрузка и влияние на организм которых велики вследствие передвижения игроков в воде. Наряду с подвижными играми с детьми с ограниченными возможностями здоровья, уместно вводить игры — эстафеты, где присутствует элемент соревнования.

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личностных интересов интересам всей команды, от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Надо учитывать равноценность двигательных и интеллектуальных возможностей каждого участника, формируя команды. Необходимо выбрать капитанов, для координации действий. Если обучающиеся с тяжелыми двигательными нарушениями и с замедленной реакцией, то во главе команд могут встать взрослые. Подбираются эстафеты, включающие в себя одно или два задания, простые по организации, требующие минимум времени для проведения. Так как, из-за ответственности перед командой, у обучающихся может произойти эмоциональное перевозбуждение, что негативно скажется на их психике. Особенность игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сводится к минимуму.

Читайте также: