Образ чернышевского в литературе и искусстве краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 1978 году, исполнилось 150 лет со дня рождения Н. Г. Чернышевского. Эта дата была широко отмечена в нашей стране. Переизданы его художественные и литературно-критические сочинения, снабженные послесловиями и комментариями. Появились новые монографии, тематические сборнику исследований, множество журнальных статей. Насколько они обогатили наши представления об историческом и современном значении наследия писателя?

В наследии Чернышевского, революционного гуманиста и просветителя, привлекают мастерство и глубина анализа сложных явлений социального развития, масштаб мысли. Вокруг его наследия развертываются ожесточенные баталии.

Наследие Чернышевского отнюдь не принадлежит прошлому. И едва ли не самая высокая заслуга современной науки о литературе (равно как и философии, социологии, историографии) состоит, на наш взгляд, в аргументированном доказательстве жизнестойкости идейного наследия ближайших предшественников ленинизма в России, перспективности обращения к этому наследию, не потерявшему своей актуальности в обществе развитого социализма, в век НТР. Напротив, пропаганда идейно-нравственного идеала русской революционной демократии, как никогда раньше, плодотворна в свете задач, выдвинутых XXV съездом КПСС.

В предлагаемом обзоре литературы, появившейся в юбилейном 1978 году и в канун 150-летия со дня рождения Чернышевского, мы намерены остановиться на сравнительно ограниченном, как это может показаться на первый взгляд, круге вопросов. Коснемся главным образом работ о Чернышевском-писателе, точнее, о его творческом методе, поэтике его романов, их месте в русском и мировом историко-литературном процессе.

Нам уже доводилось писать о наиболее заметных публикациях, появившихся в конце 60-х – начале 70-х годов: о книгах и статьях Е. Плимака, Ю. Руденко, Н. Наумовой, Н. Вердеревской и др 5 . Обратимся к литературе юбилейного года.

В каком направлении развивается наука о Чернышевском?

Что нового сказано о Чернышевском-художнике слова?

Первое, что бросается в глаза, когда знакомишься с новейшей литературой о Чернышевском, так сказать фронтально, – заметное расширение плацдарма исследований.

Филолога в книге М. Черепахова, вероятно, заинтересуют страницы, посвященные Чернышевскому-публицисту и редактору, силе его аргументации, логике и тону в полемике, чувству аудитории, искусству анализа и обобщений. Однако наблюдения исследователя над публицистикой Чернышевского не проецируются на его беллетристику, и, наоборот, опыт Чернышевского-романиста не сопоставляется с опытом его публицистического творчества.

Говоря о расширении плацдарма исследований, наметившемся в юбилейном году, следует отметить несколько работ, в которых на большом фактическом материале ставится вопрос о воздействии Чернышевского на культуру других народов СССР, о взаимосвязях идей и образов Чернышевского-писателя и национальных литератур. Последняя фундаментальная работа на эту тему появилась, как известно, еще в середине 50-х годов 7 .

Выход в свет первой части долгожданной научной биографии писателя 8 , отличающейся богатством источниковедческих разысканий, – явление по-своему знаменательное. Книга А. Демченко охватывает начальный период жизненного пути Чернышевского. На большом архивном материале, отчасти впервые вводимом в широкий научный обиход, раскрываются условия, в которых формировались черты характера будущего революционера-демократа, преодолевались цепкие традиционные религиозные взгляды. Уточнены или заново пересмотрены многие биографические факты. В результате отчетливее, нежели раньше, выясняется конкретная обстановка раннего детства, отрочества и юности будущего писателя. Подробно освещена педагогическая деятельность Чернышевского – гимназического учителя в Саратове, обстоятельства его женитьбы, дружеские связи.

Мы назвали лишь некоторые из заслуживающих внимания публикаций. Они отличаются друг от друга по многим параметрам. Но, взятые вместе, они характеризуют определенную тенденцию в изучении Чернышевского на нынешнем этапе. И дело не только в новой нюансировке, более точной, нежели раньше, расстановке акцентов, хотя и это существенно. Современные исследователи теоретического наследия Чернышевского подходят к его оценке с учетом опыта советского искусства и науки за шесть десятилетий. И это сказывается на весомости оценок.

Вернемся, однако, к литературоведческим публикациям. Их характеризует возросший интерес к литературному, точнее сказать, художественному наследию Чернышевского во всем его богатстве и многообразии.

Здесь, пожалуй, нужна оговорка.

В работах последних лет по-новому ставится и вопрос о соотношении творчества Чернышевского и его великих современников Достоевского и Толстого.

Литературоведческая практика последнего времени, таким образом, убеждает в плодотворности сопоставительного анализа поэтики столь несхожих творческих индивидуальностей, какими были Толстой и Чернышевский, Чернышевский и Достоевский, равно как Тургенев и Чернышевский… Подобный анализ дает исследователям возможность вплотную подойти к решению крупномасштабных теоретико-литературных проблем. Одна из них – проблема романтики в литературе критического реализма. Она, естественно, ставится марксистско-ленинским литературоведением в непосредственной связи с вопросом о конструктивной роли идеала писателя.

Независимо от убедительности аргументации, симптоматична сама постановка вопроса, когда в одном ряду рассматриваются романы Толстого и Чернышевского.

П. Николаев настаивает на том, что стиль Чернышевского вызывает немало ассоциаций с приемами повествования у других классиков. Он находит соответствия и созвучия едва ли не всем приемам Чернышевского-романиста в опыте великих реалистов-предшественников, и не только Гоголя, во и Пушкина.

Есть в концепции П. Николаева некоторые преувеличения, но пафос ее, несомненно, плодотворен.

Практически критикуя все устои буржуазно-крепостнического общества, произведения критического реализма обычно изображали лишь то, что уже сформировалось, что существовало в действительности. И хотя критика эта отличалась точностью и глубиной социально-психологического анализа, они еще не могли дать программу излечения социальных язв, потому что не видели реальной возможности преобразовать отрицаемую действительность. Чернышевский же, по словам авторов цитируемого издания, стремился уловить и воссоздать в образной, зримой форме именно то, что только зарождалось в жизни и чему должно, было принадлежать будущее. Он показал и социальные пороки, и социалистическую утопию, но главным в его романе было яркое и убедительное изображение духовного роста людей в борьбе за социалистическое преобразование общества.

Чернышевский вместе с великими реалистами той поры утверждал, что человек подвластен социальным обстоятельствам и запечатлевает в своей натуре, характере, воззрениях этот гнет окружающей среды. Притом он придавал, настаивают С. Шаталов и А. Курилов, особенное значение текучести, изменчивости внутреннего мира человека под воздействием меняющихся обстоятельств: как только общество в процессе революционных преобразований начнет целенаправленно меняться и перестраиваться на социалистической основе, начнется и целенаправленное пересоздание самих строителей нового мира.

Как бы там ни было, проблема остается нерешенной. Она важна. Научная терминология – инструментарий литературоведа.

Прежде чем подвести итоги, еще раз – с опорой на публикации юбилейного года – коснемся вопроса о неравномерной изученности литературного наследия Чернышевского, причинах и следствиях этого явления.

Историко-функциональный аспект изучения литературы не только не исключает, он, напротив, предполагает, диктует изучение произведения в его идейно-художественной целостности.

Вряд ли есть возможность (да и потребность) отрицать автобиографичность художественного творчества Чернышевского. Действительно, произведения, написанные в 1863 – 1864 годах, – это доказал еще А. Скафтымов, – представляют значительный интерес для изучения биографии Н. Г. Чернышевского 35 . С другой стороны, прав и Ал. Горловский, который, внимательно изучив эпистолярное наследие писателя, отметил, что «многое в частных письмах Н. Г. Чернышевского

Но этот круг вопросов, признаться, рассмотрен пока что поверхностно. Сама методика, подход к проблеме нуждаются в совершенствовании.

Изучение наследия Чернышевского-писателя в наши дни весьма актуально, оно затрагивает кардинальные проблемы современного литературоведения и искусствознания, творчески развивающихся на незыблемых основах марксистско-ленинской методологии. Наука о Чернышевском противостоит разного рода псевдоученым концепциям истории общественной мысли и новомодным теориям эстетического освоения действительности. Наука эта отвечает растущим духовным потребностям советского общества. И в этом залог ее дальнейшего прогресса.

Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа.

Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, что он подходил к решению многих актуальных проблем искусства

с позиций материалистической философии. Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности” (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы.

Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на, него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в области эстетики господствовала идеалистическая теория, опирающаяся на учение философа-идеалиста Гегеля.

Борьба, которую вел Чернышевский,

Свое понимание прекрасного Чернышевский основывает на убеждении о первичности материи, реального мира. Эта действительность, этот мир прекрасны сами по себе, а вовсе не как отблеск какой-то идеи. Так возникает основополагающий тезис его диссертации: “Прекрасное есть жизнь”.

Тут же Чернышевский уточняет, конкретизирует свою позицию: “…прекрасно го существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям”. Выражение “наши понятия” призвано было дать представление о передовых взглядах, основанных на защите народных интересов, ориентирующихся на народное восприятие красоты как наиболее истинное и объективное.

По убеждению Чернышевского-материалиста, действительность всегда выше искусства. В споре с идеалистами, которые “приподнимали” искусство над жизнью, Чернышевский склонен был как бы “принижать” его: он даже полемически называл искусство “суррогатом” (в том смысле, что реальная, живая, настоящая жизнь всегда богаче, ярче, значительнее своего отражения). В полном соответствии с материалистическим решением вопроса об отношении искусства к действительности Чернышевский четко формулирует цель и задачи искусства:

“… воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее”.

Эстетические взгляды Чернышевского не были мертвой схемой, они уточнялись в его дальнейшей деятельности. Но от основных положений своей теории он никогда не отказывался. В современной эстетике творчески развиваются многие положения, впервые выдвинутые Чернышевским. Искусство необходимо как особый метод общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития.

И в этом отношении оно не может быть заменено, например, наукой и не является, следовательно, формой популяризации научных сведений. Значение эстетических воззрений Чернышевского было очень велико для своего времени, но они не устарели и в наши дни,

“если их рассматривать не как системы готовых истин и не как образцы эстетики вульгарного толка (встречается и то, и другое к ним отношение) , а как определенный этап аналитического исследования искусства, результаты которого для нас недостаточны, но необходимы”.

Литературная позиция Чернышевского прямо вытекала из его революционно-демократического мировоззрения. В статье “Об искренности в критике” (1854) он доказывал, что прямое назначение критики – служить выражением мнения “лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе”. Ведущую закономерность развития русской литературы Чернышевский видел в сближении ее с действительностью, в углублении критического реализма и народности. С этой точки зрения он особенно высоко ценил историческое значение того направления в русской литературе, главою которого был Гоголь, а Белинский – гениальным теоретиком и истолкователем (“Очерки гоголевского периода русской литературы”).

Для Чернышевского Белинский был идеалом критика и общественного деятеля. Чернышевский был первым, кто не только напомнил о критических статьях Белинского, но указал на их принципиальное значение, сделал их краеугольным камнем своей историко-литературной концепции. Он писал, что Белинский – “истинный учитель всего нынешнего молодого поколения” [3, 455).

Преимущественное внимание Чернышевского-критика привлекали новые произведения русских писателей, обращавшихся к освещению насущных общественных проблем. Он восторженно встретил появление “Губернских очерков” Салтыкова-Щедрина, видя в них развитие тех самых гоголевских традиций, которые считал важнейшими для русской литературы. В статье о повести Тургенева “Ася” Чернышевский выступил против политической трусости и безволия либералов, проявляющихся во всех сферах жизни.

Это был прекрасный пример публицистической критики. Несомненное художественное чутье Чернышевского ярко проявилось в его рецензии на ранние произведения Л. Толстого. Он проницательно отметил те черты таланта писателя, которые стали ведущими и определяющими для его последующего творчества: правдивое воспроизведение крестьянского сознания, выдающийся дар психологического анализа, мастерство в исследовании “диалектики души”, чистота нравственного чувства.

Последнее литературно-критическое выступление Чернышевского “По начало ли перемены?” было посвящено рассказам молодого писателя-демократа Николая Успенского. Эта статья дает прекрасное представление о так называемой “реальной критике”, выдающимися представителями которой были Чернышевский и Добролюбов. Для них нередко литературное произведение было поводом, своего рода трамплином для перехода к суждениям общественно-политического плана.

Так, критическая статья о сборнике рассказов Н. Успенского превратилась по существу в воззвание, в котором высказывались самые заветные идеи великого революционера-демократа о необходимости прямого, сознательного участия народа в революционном переустройстве жизни.

Литературно-критические статьи Чернышевского являлись не просто иллюстрациями его эстетической теории. Практическая работа в области литературной критики способствовала в ряде случаев дальнейшему углублению и уточнению эстетических взглядов вождя революционно-демократического движения. У раннего Чернышевского порою проявлялось все же узкое понимание общественного назначения и функций искусства. Так, в начале своей деятельности он полагал, что передовые идеи эпохи могут быть наиболее полно выражены тогда, когда художник является их сознательным провозвестником, обладает теоретически оформленным революционным мировоззрением.

Однако служение интересам современности проявляется в художественной литературе не всегда в прямой, непосредственной форме. Даже писатель, по своим субъективным устремлениям далекий от передовых идей своего времени, может объективно стать выразителем реально совершающихся исторических процессов. Такой взгляд на литературу отразился в наиболее глубоких и зрелых статьях Чернышевского.



Детские и юношеские годы

Николай Чернышевский появился на свет 12 июля 1828 г. в Саратове. Его отцом был небогатый приходской священник. Он был хорошо образованным, всесторонне развитым человеком, которого отличала глубокая житейская мудрость. До 14-летнего возраста Николая учил в основном родной отец, имевший неплохое представление об азах всех школьных наук. И уже в ранние детские годы Чернышевский проявил большой интерес к литературе, посвящая чтению книг всё свободное время. Это позволило ему уже в отроческие годы поражать взрослых своей эрудицией и начитанностью.

Когда Чернышевскому исполнилось 15 лет, он приступил к учёбе в духовной семинарии в Саратове, отличившись в ней большими успехами и получая отличные оценки по всем дисциплинам. Несмотря на эти блестящие результаты в учёбе, через 3 года занятий в семинарии он бросил её и принял решение уехать в Санкт-Петербург, чтобы учиться на философском факультете столичного университета.

Переворот в мировоззрении

Став студентом, Чернышевский испытал серьёзный переворот в своём мировоззрении. На его взгляды в этот период, безусловно, повлияло участие в кружке Иринарха Введенского. Чернышевский стал интересоваться революционными идеями и постепенно превратился в сторонника демократии, социализма и философии материализма.

Успешно завершив университетский курс в 1850 г., Чернышевский получил место преподавателя во 2-м кадетском корпусе и приступил к написанию своих первых статей, которые охотно публиковали различные периодические издания.

Несмотря на то, что Чернышевский прослыл среди царских чиновников и цензоров неблагонадёжным в политическом отношении журналистом, это не помешало ему получить диплом магистра словесности.

Философские и политические взгляды

В юные годы Чернышевский искренне придерживался православной веры и с большим интересом изучал Библию и другие церковные книги. Но после того, как он приобщился к классическим трудам французских и немецких философов-материалистов, он стал относиться к вере в Бога как к предрассудку и пережитку прошлого. Одновременно он стал критиковать и господство буржуазии в экономическом и политическом устройстве общества, встав на социалистические позиции.

Чернышевский стал последовательным противником крепостнических порядков, приравнивая положение крепостных крестьян в России к положению чернокожих рабов в Новом Свете. В своих публицистических статьях он призывал власти к реформам в целях полного освобождения людей. Он искренне полагал, что в этом случае уже через несколько десятилетий в государстве наступят социалистические порядки, которые станут следствием естественно хода вещей и добровольного выбора освобождённых людей. В последствие, те, кто изучал и осмысливал идейное наследие Чернышевского, как правило, оценивали эти его взгляды как утопические.

Арест

Своей бурной революционной публицистической деятельностью Чернышевский привлёк к себе пристальное внимание тайной полиции, которая установила за ним негласную слежку. В 1861 г. его арестовали, обвинив в авторстве прокламаций, дискредитирующих государственную власть. На время ведения следствия он был помещён в главную политическую тюрьму страны, располагавшуюся на территории Петропавловской крепости.

Судебный приговор

Суд первой инстанции приговорил Чернышевского к каторге и вечному поселению в Сибири. Но затем царь Александр II уменьшил этот срок до 7-летнего. Однако и этих лет хватило, чтобы серьёзно подорвать здоровье писателя. После отбытия каторги ему было разрешено жить только в небольших провинциальных городах. И большую часть остававшихся лет жизни он провёл в Астрахани. Лишь только в самые последние годы власти позволили ему поселиться на малой родине в Саратове.

Личная жизнь

Николай Чернышевский был женат только один раз. Его избранницей стала дочь Саратовского врача Ольга Васильева. Она была очень красивой, энергичной, смелой и жизнерадостной девушкой, которой доставляло нескрываемое удовольствие внимание многочисленных поклонников. Предлагая ей руку и сердце, Чернышевский самым ясным образом изложил ей свои взгляды на семейную жизнь. Будучи убеждённым сторонником эмансипации женщин, он подобно хиппи XX века, считал, что супружеский союз не даёт мужчине права ограничивать право своей избранницы на любовные отношения с другими мужчинами. Он считал своим долгом создать для жены достойные материальные условия. Своими статьями в прессе до своего ареста он неплохо зарабатывал, и львиная доля доходов от гонораров уходила на её расходы. У Чернышевских было три сына: Александр, Виктор и Михаил.

Кончина и посмертная слава

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 октября 1889 г. от кровоизлияния в мозг и был погребён в Саратове на Воскресенском кладбище. Ему исполнился на момент кончины 61 год.



Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.

Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.

До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).

Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.

В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.

Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.



Николай Чернышевский в молодости

В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.

Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.


Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о судьбе Николая Гавриловича Чернышевского.

– Узнаем, почему не сложилась его научная карьера.

– Обсудим вклад Чернышевского в русскую культуру и историю.

Николай Гаврилович Чернышевский

– личность удивительная. Человек невероятной эрудиции, тонкого ума и тяжёлой судьбы. Философ, критик, публицист и педагог. Чернышевский во многом опередил своё время. А некоторые его взгляды и в наш двадцать первый век кажутся очень смелыми.

Революционер Николай Чернышевский родился в семье священника 24 июля 1828 года. Его отец был протоиереем саратовского Александро-Невского кафедрального собора. Мать Чернышевского тоже происходила из семьи священников.

Первое образование разночинец Чернышевский получил дома, совсем как дворянские дети. Отец писателя был очень начитанным, умным, разносторонне образованным человеком. Поэтому денег на образование не жалел и даже приставил к сыну гувернёра-француза. Невероятная тяга к знаниям отличала Николая Гавриловича Чернышевского с самого раннего детства. Современники вспоминали о Чернышевском как о мальчике с книгой, у которого найдётся ответ даже на самый сложный вопрос.

В возрасте 15 лет Николай Чернышевский поступил в духовную семинарию

города Саратова. В семинарии он был не просто лучшим на курсе. Он сильно превосходил знаниями своих однокурсников. Но жажда знаний заставляла его находить время и для самообразования. История, география, теория словесности, иностранные языки – всё это Чернышевский изучал самостоятельно. Кстати,
иностранных языков он знал 8
.

Духовную семинарию Чернышевский не закончил. Он уехал из родного города и поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы главными увлечениями Чернышевского были литература, история и философия.

Он увлекался трудами Гегеля и Фейербаха. На мировоззрение Чернышевского повлияли идеи французских и немецких материалистов и просветителей. Например, у Гегеля

одной из главных идей является идея о постоянном развитии и обновлении мира.

Значит, считал Чернышевский, революция – это средство обновления мира, которое уничтожит всё устаревшее и сделает мир лучше. Близки Чернышевскому оказались и идеи позитивистов. Согласно этим идеям, главным двигателем человеческих поступков является польза, а не какая-то отвлечённая идея или высшие силы.

В1850 году Николай Гаврилович Чернышевский вернулся в родной Саратов, чтобы работать в Саратовской гимназии учителем русского языка и литературы. Николай Гаврилович был умным, эрудированным преподавателем с передовыми взглядами на педагогику, но в гимназии он надолго не задержался. Почему?

Революционер в гимназии начальству был не нужен, каким бы блестящим педагогом он не был.

После свадьбы молодожёны уехали в Петербург. Чернышевский стал преподавателем во Втором кадетском корпусе Петербурга, но вскоре покинул должность из-за конфликта с одним из офицеров. В эти же годы Чернышевский начал заниматься наукой и публицистикой.

. В ней рассматривались ключевые вопросы эстетики: о сущности прекрасного, назначении искусства и соотношении прекрасного в искусстве и в жизни.

А сама диссертация пользовалась безумной популярностью у образованной части общества. Изложенные в ней идеи сильно повлияли на многих писателей и художников. Например, художников-передвижников.

. На почве общих взглядов он быстро сошёлся с Некрасовым и Добролюбовым.


. Прокламации предназначались для народа, были написаны простым языком и разъясняли, чем плоха реформа.

В феврале 1864 года Чернышевского признали виновным в связях с революционной эмиграцией и антиправительственной деятельности. Его приговорили к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь. Александр II уменьшил срок каторги до 7 лет.

В Сибири, на каторге и ссылке, Чернышевский активно занимался литературной деятельностью. Он писал статьи, повести, пьесы и даже роман. Его жена на каторгу за писателем не последовала. Однажды она приехала к мужу на свидание, но Чернышевский умолял жену не мучиться, вернуться в Саратов и даже найти себе нового мужа. Но замуж Ольга Сократовна не вышла. И сыновей она растила в уважении к отцу.

Николай Гаврилович Чернышевский провёл в тюрьмах, на каторге и в ссылке около 20 лет. В 1874 году Чернышевскому было официально предложено освобождение. Для этого нужно было только написать прошение о помиловании. Принципиальный Чернышевский отказался просить милости.

В родной Саратов он вернулся только летом 1889 года. Во многом возвращению писателя домой способствовали хлопоты его сына.

Но жить Чернышевскому оставалось мало. Его здоровье было подорвано. Уже осенью тяжело заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг.

Преподаватель и журналист

В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.

Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.

В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.

Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.

Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Журнал Годы работы Деятельность
Санкт-Петербургские ведомости и Отечественные записки 1853-1854 Небольшие революционные статьи
Современник 1854-1862 В 1855-1862 руководил выпуском журнала
Военный сборник 1858 Редактор

После проведения в России Великих реформ Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в Современнике главный роман своей жизни, который называется Что делать? . Это самое главное произведение Чернышевского.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.


Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Приговор

Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.

Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.


Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.


Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Читайте также: