Ретроспективный контроль в школе

Обновлено: 04.07.2024

Первая составляющая процедуры самооценкисвязана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Методическая сторона вопроса сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создаёт умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую опытный учитель обычно излагает до того, как объявляет ученику его отметку. Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.

В педагогической деятельности учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих (Д. Б. Эльконин).

Эти три компонента нераздельны, они взаимодействуют друг с другом, их автономный анализ нужен лишь для рефлексии собственной педагогической практики.

Представить переход школьника к самооценке своих учебных действий поможет таблица.

Уровни сформированности самооценки


1

2

3

отсутствие оценки

ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

всецело полагается на отметку учителя, воспринимает её некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

адекватная ретроспективная оценка

умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

неадекватная прогностическая оценка

приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомства или незнакомства, а не возможность изменения известных ему способов действий.

свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не её структуру, не может этого сделать до решения задачи

потенциально адекватная прогностическая оценка

приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

актуально адекватная прогностическая оценка

приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменение известных способов действия

самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свои силы, исходя из чёткого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Как видно из таблицы, у разных учеников действия самооценки различны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал посвящён проблеме формирования адекватной самооценки и самоконтроля обучающихся, развития и совершенствования умения школьников оценивать себя, свои возможности и способности. Это является одним из важнейших факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств.

Ретроспективная, рефлексивная, прогностическая оценка в основной образовательной программе НОО и ООО

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи.

Актуальность

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной на повышение уровня успешности каждого ребёнка.

Цель работы педагогов начального уровня обучения - сформировать адекватную самооценку обучающихся, а педагогам, работающим по ООП ООО - развивать и совершенствовать умение школьника оценивать себя, свои возможности и способности как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств.

Мы понимаем, что стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Виды контроля (оценки):

Ретроспективная - самооценка ученика предшествует

Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются

знания о собственном знании и не знании, о собственных

возможностях и ограничениях – являются две способности:

способность видеть себя со стороны, не считать свою точку

зрения единственно возможной; способность анализировать

Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции

«Справлюсь ли я с решением?

Этапы формирования самооценки обучающихся с позиции интеграции прогностической и ретроспективной оценок

1 этап (1 класс): есть предпосылки для формирования ретроспективной оценки, без которой невозможно грамотное формирование адекватной прогностической оценки.

2 этап (2-3 класс): есть и отметка, и все виды самооценки –на основе ретроспективной оценки формируем прогностическую оценку как один из шагов к адекватному самооцениванию. Ребенок способен оценить себя с позиции учителя.

3 этап (второе полугодие 4 класса, 5-6 классы): должна быть сформирована оценка на уровне актуально адекватной прогностической оценки. Только в результате такого поэтапного следования к сформированности оценки к концу начальной ступени обучения ученик сможет приступить к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Это позволяет ему оценивать себя на уровне отметки и педагогического оценивания.

Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. Использование приема линеечек становится привычной нормой работы класса, можно переходить к формированию прогностической самооценки.

Когда учитель проверяет тетради учеников, то ставит свою оценку умения ребенка. Возвращая детям их контрольную работу, сначала называют детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит - они себя умеют оценивать сами!

Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок.

Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания. Следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами.

Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок - прогностической и ретроспективной.

(Приёмы самооценки)

Рефлексия — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение встать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь.

В педагогике учение о рефлексивных действиях связывают с теорией Л.С. Выготского о связи обучения с умственным развитием и определяют рефлексию как осознание себя в собственной деятельности.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Необходимо учить детей выполнять следующие рефлексивные действия:

- самостоятельное определение цели учебной деятельности и учебных задач;

- самодиагностика и самооценка своих возможностей перед изучением темы;

- самостоятельная работа по устранению пробелов в знаниях, расширению и углублению знаний, необходимых для успешного изучения нового материала;

- осуществление прогнозирующего самоконтроля, т.е. определение, в какой последовательности будут выполняться действия и какими правилами следует руководствоваться;

- рациональное использование общих способов учебно-познавательной деятельности и приемов учебной работы;

- пошаговый и итоговый самоконтроль;

- самостоятельное исправление ошибок;

- самооценка своих успехов в достижении цели;

- планирование и осуществление деятельности по самокоррекции.

В контексте рефлексивной деятельности учащихся заслуживают особого внимания ее способы:

1. Самонаблюдение – наблюдение учеником за самим собой, своим поведением, своими действиями. Причем оно может носить целенаправленный характер или быть попутным малоосознаваемым. Оба вида самонаблюдения играют важную роль в обнаружении ошибок и недочетов в своей учебной деятельности.

2. Самоанализ – изучение состояния, процесса и результата своей учебной деятельности, определение путей для самосовершенствования.

Немаловажное значение имеют в структуре рефлексивной деятельности учащихся следующие условия: выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий; использование в обучении инновационных методов контроля обучения: портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др., использование таких технологий, как технологии проблемного обучения, технологии дидактической игры, медиатехнологий, включение в урок мини-викторин, диспутов, мини-дискуссий и т.д.

При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения и на основном уровне обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.

Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной школы.

В конкурентной борьбе за успеваемость

Использование прогностической
и ретроспективной самооценки ученика
для оптимизации образовательного процесса

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, является формирование у ученика познавательной мотивации. Процесс этот чрезвычайно тесно связан с содержанием и способами обучения. При традиционных формах обучения познавательная мотивация у ребенка может и не возникнуть. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве основной побудительной силы выступает отметка.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты:

– целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;

– оценка не должна носить обобщающего характера;

– необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Поводом для проведения эксперимента стала сформированная в данной обучающейся группе ситуация, при которой подавляющее большинство учеников, вполне способных и интеллектуально развитых, в качестве единственной учебной ценности рассматривали отметку. Мы столкнулись с полным безразличием детей к учебе как к самоценности. Предположительно, это связано с тем, что в процессе обучения в средней школе у ребят часто менялись учителя, следовательно, твердых упорядоченных знаний дети не получили, также у них не сформировалось четкое представление об организации учебного процесса и умение выделять главное и сосредоточивать на нем усилия.

Тогда и был продуман и разработан этот эксперимент. Суть его заключается в следующем: учитель, не отказываясь от выставления традиционных отметок, которые основываются на нормативах, регламентированных программно-методическими документами Министерства образования и науки, применяет систему индивидуального оценивания работы конкретного ученика по каждой теме предметного учебного плана.

Мы решили модифицировать предыдущую экспериментальную деятельность, проводимую ранее на уроках русского языка и литературы и давшую позитивные результаты, и применить систему самооценивания на двух отдельно взятых предметах: алгебре и русском языке.

Но вот работа написана, и ученику предстоит вновь оценить себя. Однако на этот раз он оценивает свои достижения в конкретном их воплощении. Это и есть оценка проделанной им самим работы, то есть самооценка своей успешности. Учитель также выставляет в карте свою оценку работы ученика по пройденной теме за контролируемый период. Сопоставляя свои прогностическую и ретроспективную оценки с оценкой учителя, ученик учится рефлексии; самооценка его становится более дифференцированной, уточняются ее критерии, возрастает ее самостоятельность, устойчивость, адекватность, действенность.

Эксперимент продолжается год. Его результаты весьма любопытны. По истечении первого этапа дети стали свободнее чувствовать себя на уроках, свободнее говорить и принимать участие в дискуссиях. Все это оказало влияние на становление у ребят позитивного самоотношения и развитие творческих склонностей. Например, именно в этом классе ребята с удовольствием пишут сочинения, предпочитая этой деятельности любую другую. Именно в этом классе большое число учащихся выбрали для сдачи экзаменов по выбору предметы, на которых проводился эксперимент, а именно русский язык, литературу, алгебру и геометрию.

В процессе работы также произошло сглаживание расхождений между прогностической, ретроспективной отметкой учащегося, проставленной им за одну и ту же работу, и отметкой учителя. Если вначале все три отметки могли принципиально различаться, то к концу года расхождения в оценивании своих достижений ребенком до контроля и после контроля сгладились, практически самооценка перестала отличаться от отметки, выставленной учителем.

Нам удалось в своей деятельности учесть интересы семьи.

В процесс оценивания активно вовлекаются и родители: в карте есть графа, предназначенная для их комментариев. Таким образом, родители не только проверяют дневник своего ребенка с текущими отметками, но и действенно участвуют в формировании его познавательной деятельности. Общение родителей и детей по поводу выставленных в карте оценок положительным образом влияет на учебную мотивацию учащихся и способствует развитию их самосознания.

Проанализировав собранные отзывы родителей, мы систематизировали их для дальнейшей работы, условно собрав в три группы.

В первую группу можно объединить высказывания, содержащие благодарность педагогам и высокую оценку проводимой работы:

Во 2-ю группу можно объединить высказывания, приглашающие учителей к диалогу:

Несомненно, подобные приглашения к диалогу очень ценны для педагогов, потому что дают возможность вступить в более тесный контакт с семьями, лучше узнать детей, объединить усилия семьи и школы для решения проблемы ребенка.

В 3-ю группу можно объединить высказывания, содержащие комментарии родителей не столько к самому экспериментальному процессу, сколько к его пролонгированному результату, собственно к тому, к чему изначально стремились учителя, задумывая и разрабатывая эту деятельность.

Подобный результат уже сегодня свидетельствует о том, что эксперимент дал, несомненно, положительный результат.

Марина БАРАБАНОВА,
учитель русского языка школы № 1252
Елена ГРИЦЕНКО,
учитель математики школы № 1252,
Москва

Знаковая система оценивания учащимся своих знаний и возможностей.

1 – тема вполне усвоена.

2 – тема усвоена, но недостаточно закреплена.

3 – тема усвоена поверхностно, есть пробелы.

+ – могу работать с материалом повышенного уровня сложности.

v – могу только воспроизвести изученное.

. – затрудняюсь в воспроизведении изученного.

Знаковая система оценивания учащимся своих знаний и возможностей.

1 – тема вполне усвоена.

2 – тема усвоена, но недостаточно закреплена.

3 – тема усвоена поверхностно, есть пробелы.

+ – могу работать с материалом повышенного уровня сложности.

v – могу только воспроизвести изученное.

. – затрудняюсь в воспроизведении изученного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Походяева Светлана Борисовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.

Существуют педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки в начальной школе. В своей практике чаще всего использую следующие приёмы:

Они больше всего понятны детям. С их помощью можно предельно лаконично оценить всё, что подлежит оцениванию. Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса можно переходить к формированию прогностической самооценки.

Следует выделить три шага формирования ретроспективной оценки:

1 шаг : ребенок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые определяют с учителем.

hello_html_9f3de1c.jpg

Линеечки можно озаглавить буквами. Таким образом, можно оценивать достижения учащихся по разным показателям. Только для этого необходимо чётко сформулировать критерии оценивания и научить детей ими пользоваться. На первых порах детям приходится задумываться, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро.

2 шаг : ребенок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до учительской проверки. Такая самооценка, стимулирует ученика к самоконтролю.

hello_html_55bcb42a.jpg

hello_html_m5589c150.jpg

3 шаг : каковы бы небыли результаты одной работы они могут быть качественно оценены только в сравнении. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со своими вчерашними достижениями, то у него появятся надёжное основание для самоуважения, сознательного оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.

Тимофея Г.

Безударные гласные в корне слова

Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке будущей работы. И также учитель чётко должен сформулировать условие и критерии работы. Например, после прослушивания диктанта учитель предлагает детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что можете проверить орфограммы в корне слова. Вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых позиций. Третья линеечка - орфограммы сильных позиций.

hello_html_m55bcd7c9.jpg

После работы учитель собирает тетради и исправляет ошибки, но не оценивает их. Далее предлагается детям поставить собственный второй крестик – по результатам учительского контроля.

hello_html_53a7e70a.jpg

Школьникам даётся задание написать работу. После выполнения работы им говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета), причём наличие или отсутствие поправок не будет влиять на общую оценку работы. На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Составление поправок по ходу работы позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы. Ошибки в работе не исправляются, а лишь подчёркивается слово, в котором сделана ошибка или на полях той строки, где допущена ошибка, ставиться пометка (для более сильных учеников). Задача ученика не просто обнаружить свою ошибку, но и проанализировать, почему она была допущена, и записать объяснение на полях. Поля в тетрадях увеличены.

Оценка формируется на основе действий контроля. Чтобы оценить результат своей деятельности – надо проверить, сравнить его с образцом – это контроль по результату. Этому этапу, так же нужно детей обучать. Проверять результат своей деятельности нужно по плану: проверяю себя сам, мой результат, образец, сравниваю, пишу (+) или ( - ). Знак (+) означает, что материал усвоен, (–) нужно обратить внимание.

Контроль по результату, также удобно проводить с помощью линеечек. В данном случае удобно использовать горизонтальные линеечки.

гласные после непроверяемые безударные

шипящих гласные гласные

Такой вид контроля удобно использовать при работе в парах. Когда ученики проверяют результат своего соседа.

Пооперационный контроль. Ученик может оценить и проконтролировать каждый шаг своей работы. Например: в первом классе учим детей анализировать слово, давать характеристику звукам. На доске составляется план:

Пользуясь планом, ребёнок осуществляет контроль своей деятельности. Результат заносится в таблицу. Таблицы можно составить таким образом, чтобы можно было сравнить результаты.

Читайте также: