Виды загадок 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает . снежок.

- Сядьте, пожалуйста, поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза.

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка. Легкая, пушистая, красивая.

- Что почувствовали, что представили.

- Я желаю вам уюта, спокойствия, умиротворения на нашем уроке.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

- Какой раздел мы изучаем?

- Я предлагаю вам заполнить кроссворд, что бы поставить цель урока.

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечный лучей
Превратился я в ручей
. (снеговик)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (Метель)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от ёлки.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие горят.
И качаются игрушки
Флаги, звёздочки, . (хлопушки)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой.

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

- Над чем мы будем работать на уроке?

(Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова.)

3. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Работа в сменных группах.

- А зачем вообще нужны загадки?

- Это мы с вами постараемся выяснить.

- А девизом этого урока будут слова:
“Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!”

- Вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы должны сложить свой пазл– расширить свои знания о загадках.

- Я предлагаю вам взять карточку, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. В этом вам помогут ваши одноклассники. Послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.

Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати” - думать, рассуждать. “Гадание” - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это “задачка”, которую надо решить.

Подчеркните в тексте ответы на вопросы:

1. От какого слова произошло название “загадка”?

2. Для чего использовали загадку в древности?

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Ответьте на вопрос: С какой целью древние славяне придумывали загадки?

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться. Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.

Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Найдите и подчеркните ответы на вопросы:

1. Как в загадках описываются предметы?

2. Для чего нужны загадки?

- Выступает один представитель от каждой группы.

- Помогает отгадать загадки нам то, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это бывает неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

- Теперь поработаем в сменных группах. У каждого из вас карточка определённого цвета. Вы должны обсудить своё задание с одним или двумя одноклассниками, (карточка другого цвета). Потом в своей группе послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.

В круглом окне
Днём стекло разбито,
К вечеру вставлено. (прорубь)

Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (позёмка)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимает.
Весна придёт
Он сам уйдёт. (сугроб)

Упрятались голышки
В мохнатые мешки,
Четверо вместе,
Один на шесте. (варежки)

4. Самостоятельная работа. Создание проекта “Зимние загадки” в программе ПервоЛого.

- Вы готовили творческие проекты “Зимние загадки”. Проекты получились интересные, яркие.

- 2–3 человека представляют свои работы.

  • Я понял(а), что.
  • Было интересно.
  • Было трудно.
  • Мне захотелось.

(Ребята озвучивают лист рефлексии, напечатанный на слайде.)

- У вас на парте лежат салфетки. Покажите ваше настроение, состояние после данного урока: снежок – понравилось, без снежка - не понравилось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загадка – вид народного (авторского) творчества, в котором один предмет изобр.

Загадка – вид народного (авторского) творчества, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке или истолковании Задачи жанра: Весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов. Загадка – средство испытания ума человека, опоэтизированная игра в вопросы и ответы Каждая загадка – Для ума зарядка!

Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравне.

Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора) Художественные особенности: 1.Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки 2.Ритмический рисунок 3.Рифма Виды загадок О животных О людях О явлениях природы О предметах труда

Загадки бывают 1.Прямые загадки - это загадки, в которых с помощью иносказани.

Загадки бывают 1.Прямые загадки - это загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. 2.Загадки – рифмовки Отгадывать такие загадки легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. 3. Загадки – обманки Они рифмуются. Но отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Злая, как волчица. Жжётся, как горчица! Что это за диво? Это же … Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая …

4. Загадки на смекалку. – это особый вид загадок, в решении которых не помогу.

4. Загадки на смекалку. – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Чтобы найти ответ, нужно просто догадаться. 5. Шарада. – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Какой рукой лучше размешивать чай? Чай лучше размешивать ложкой. Первый слог – нота. Второй – тоже. А в целом – На горох похожа. Фасоль.

7.Логогриф. – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается д.

Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития де.

Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать. Каждая загадка – Для ума зарядка!

Творческие работы

Я зимой длиннее дня, Летом я короче. Как приду, Все дети спят- Мне обидно оче.

Я зимой длиннее дня, Летом я короче. Как приду, Все дети спят- Мне обидно очень. Кошелева Алина Ночь Освещает путь ночной, Бывает диском и дугой. месяц луна Губина Полина

На лице моём веснушки Пламенем горят. Кто же сделал конопушки На моих щеках.

На лице моём веснушки Пламенем горят. Кто же сделал конопушки На моих щеках? Изотова Анна Ближе всех эта звезда, Мы радуемся ей всегда. Губина Полина

Зимой как стекло, Весной потекло. Попова Виктория С неба вниз горох летит И п.

Зимой как стекло, Весной потекло. Попова Виктория С неба вниз горох летит И по улице стучит. Муравьёва Дарья Из снега вылезает Беленький цветок. Он зиму провожает И весну встречает. Пунегова Софья

Я рыбу люблю И лапу сосу. Меня мама не ругает, Всегда малиной угощает. Ладыги.

Я рыбу люблю И лапу сосу. Меня мама не ругает, Всегда малиной угощает. Ладыгина Мария На ёлочке – малышке Висят сплошные ….. Юркина Олеся

Живёт в лесу, боится лису. Свернётся в клубок – Уколет лису в бок. Юркина Оле.

Живёт в лесу, боится лису. Свернётся в клубок – Уколет лису в бок. Юркина Олеся Ходит между ёлок Серенький комочек. У него спина в иголках, Любит он грибочек. Плотников Артём В поле он скачет и травку жуёт. Летом он серый, а белый зимой. Мы его знаем по кличке Косой. Плотников Артём

Без рук, без ног, без языка, А вести нам приносит издалека. Матак Станислав И.

Без рук, без ног, без языка, А вести нам приносит издалека. Матак Станислав И зимой, и в летний зной Ходит молча под водой. Вершинников Артём Плывёт как облако в небе по синему морю.. Коданев Арсений

Солнце светит, Дождь прошёл. Мох трещит под нами. Вот появятся сейчас Шляпки.

Солнце светит, Дождь прошёл. Мох трещит под нами. Вот появятся сейчас Шляпки бугорками. Изотова Анна Звенит, звенит, Кусает – не щадит! Денисенко Кирилл

Мой друг лохматый и живой, Играет весело со мной. Как жаль, что он не говорит.

Мой друг лохматый и живой, Играет весело со мной. Как жаль, что он не говорит – То тявкает, то он скулит. Когай Екатерина Пушистый комок, Зубастый роток, Пара ушей – Ловит мышей. Матак Станислав Человека лучший друг, Защищает всех вокруг Вершинников Артём

Любит мёд, в мозгу опилки, Что за чудо на картинке? Юркина Олеся На окошке я.

Любит мёд, в мозгу опилки, Что за чудо на картинке? Юркина Олеся На окошке я стою, И в горшочке я расту. Меня поливают, удобряют - Лучи солнца меня согревают. Казакова Дарина

Вот она бежит за мной По тропинке ледяной. Тень Муравьёва Дарья На него я пос.

Вот она бежит за мной По тропинке ледяной. Тень Муравьёва Дарья На него я посмотрю – Страны, реки там найду. Денисенко Кирилл

Машина, а не едет. И фар у неё нет. Бензина ей не надо - А в чём же весь секр.

Машина, а не едет. И фар у неё нет. Бензина ей не надо - А в чём же весь секрет? Ей порошка стирального подайте на обед! У каждого на кухне Такой предмет живёт: Продукты сохраняет, Их свежесть бережёт. Коновалова Полина В нашем доме есть мороз, Он хранит продуктов воз. Кожурин Владислав

Сверху крышка, снизу ножка – Очень нужный нам предмет! Ножик, вилка, чашка, л.

Сверху крышка, снизу ножка – Очень нужный нам предмет! Ножик, вилка, чашка, ложка – Очень частый там предмет. Жилин Лев Это умная машина И решает, и подскажет, И напишет на экране Как салат готовить маме. Гусаров Кирилл Круглая, опасная – Все вилки в рот берёт. Кожурин Владислав Я проспать тебе не дам – Вовремя сигнал подам. Верно людям я служу, Когда надо – разбужу.

Еду я на чужой спине, До чего удобно мне. У меня всегда в порядке Дневник и к.

Еду я на чужой спине, До чего удобно мне. У меня всегда в порядке Дневник и книжки, и тетрадки. Гусаров Кирилл Кто её открывает, Тот знания получает. Зорина Кристина В школьной сумке я лежу, Как ты учишься скажу. Зорина Кристина

Каркает, но не ворона. Пишет, но не ручка. Каркает, но не ворона. Пишет, но н.

Каркает, но не ворона. Пишет, но не ручка. Каркает, но не ворона. Пишет, но не ручка. Много их разных – деревянных: И синих, и красных, И жёлтых, и белых, Коричневых, чёрных, И даже зелёных …. Когай Екатерина Вальковец Ольга Мажет, но не клей. Стирает, но не ластик. Вальковец Ольга

Если бросишь – отскочу. Если пнёшь - я улечу. Круглый, яркий, озорной – Все х.

Если бросишь – отскочу. Если пнёшь - я улечу. Круглый, яркий, озорной – Все хотят играть со мной. Зимой их катят по дорожке, Чтоб не устали наши ножки. Политов Иван Есть в лесу такой зверёк - Маленький трусишка. Ходит в белой шубке он И всего боится. Политов Иван Жилин Лев

Мы острые сестрички. У нас есть два кольца. И если нами чикнешь - Разрежешь р.

Мы острые сестрички. У нас есть два кольца. И если нами чикнешь - Разрежешь раз и два. Ладыгина Мария

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Цель

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Задачи.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Студентка: Гаркуша Дарья, группа ПНК41

Технологическая карта.

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Сценарий урока.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и проверка готовности рабочего места

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

Актуализация и пробное действие

-Ребята, прочитайте на доске слова. Каким одним словом их можно объединить? (перед вами висят жанры устного народного творчества).

-Верно! Ребята, как вы думаете, какого жанра здесь не хватает? Верно.

-А кто мне объяснит, что же такое загадка?

- Загадка- это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

-А какие загадки вы знаете?

-Кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

Верно. Сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.

-Читают. (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы.)

-Я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о загадках

Выявление места и причин затруднения

Беседа. Рассказ учителя.

-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?

Построение выхода из затруднения

- Как вы считаете, как давно появились загадки?

-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром УНТ? Почему?

-Всё верно! Молодцы!

-Я считаю, что мы можем считать загадку малым жанром УНТ, так как это устное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи

Беседа. Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник на с.25, прочитаем и отгадаем загадки.

-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?

-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?

-Следующая загадка. Кто знает отгадку?

-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?

-И последняя загадка. Что это?

-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?

-Давайте узнаем какие бывают темы загадок.

-Это петух, так как даётся описание петуха.

-Я думаю, что это лук. Ведь когда его чистишь идут слезы

-Речь идёт о морковке. Так как морковь находится в земле, а ее зеленый хвостик снаружи

-А это ёжик, ведь именно он ходит всю жизнь в иголках

Работа в группах

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово.

Полный сборник загадок для детей 2 класса с ответами — интересные, подходящие для возраста, с рифмой и даже с подвохом.

2 класс

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.

Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога.

Поляны белила белым
На стенах писала мелом,
Шила пуховые перины,
Украшала все витрины.

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.

Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

В птичник повадится — жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.

По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, а не лисица.

Без крыльев, а летает,
Никто ее не бьет, а плачет.

По морю мчится, под ветром гуляет,
До берега дойдёт — сразу пропадает.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.

Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире.

Вот на нашей строчке
Встали в строй сыночки.
Их, дружок, могу назвать:
Два и три, четыре, пять.
Что же за сыночки
Выстроились в строчке?

Быстрая течёт река
Через годы и века.

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.

Прошло семь дней —
Конец и ей.

Что за братцы?
Их пересчитал —
Год пропал.
Годы идут,
А они не растут.
Как тех братцев зовут?

Невидимка озорной:
Всё играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит.

В семье брат да сестрица.
Сестру увидишь, да не услышишь,
Брата услышишь, да не увидишь.

В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает.
Клóнится к земле лоза.
Начинается.

Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то.

Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдёшь.

Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки.

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают.

Волны к берегу несут
Парашют — не парашют.
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь — обжигает.

Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед?

Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
Живёт на суше и в воде.

Видел я такой цветок —
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел.

Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названьем.

Ах, какая непослушка
Эта чудная игрушка!
Положу - она встает.
Как стоять не устает?

Королева, конь, ладья.
Их в два ряда строю я.
Тут на поле бой пойдёт.
Кто игру ту назовёт?

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые.

Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зелёные бока,
Мякоть красная сладка.

Читайте также: