Виды повествовательных рассказов в доу

Обновлено: 02.07.2024

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Рассмотрим вопрос формирования описательно-повествовательной речи у детей на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет.

Система обучения начинается в такой логике усложнения картинок:

3) знакомые животные;

4) неодушевленные предметы;

5) изображение двух и более действий.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы, раскрывающие содержание картины. При этом обращается внимание на персонажей картины, их действия: “Кто (что) это?”, “Что делает?”

Образец речи детей: “Это девочка. Она катается на велосипеде”. Это машина. Она едет по дороге”. Это уточка. Она плывёт по воде”.

После того как дети начинают справляться с предложенным заданием, предлагается перейти к обучению детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа.

Рассмотрим примерный комплекс заданий по сюжетной картине художника М.Г. Пишванова, консультанта Н.В. Нищева “Ранняя осень”.


1. Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Какой выдался день?

- Кого вы видите на картине?

- Рассмотрите картинку и скажите, где гуляют дети?

- Почему вы думаете, что дети пришли в лес?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Что делают эти дети?

- Какое настроение у детей?

- Кого вы видите на картине слева?

- Куда бежит белка, вверх или вниз?

- Кого вы видите на картине справа?

- Что вы видите в центре картины?

- Если подойти поближе к детям, что можно услышать?

- Какое настроение вызывает эта картина?

2. Анализ сюжетной картины по плану строится на основе незаконченных предложений.

- На переднем плане художник изобразил

- На среднем плане художник изобразил.

- На заднем плане.

3. Организация игровой деятельности на примере сюжетной картины.

Игра “Разговор красок”.

Содержание игры. Дети выбирают себе карандаши.

- Наши цветные карандаши рисовали эту картину, а теперь заговорили.

Педагог подносит красный карандаш к уху.

Угадайте, о чём мне рассказал красный карандаш?

О - ягоде рябины,

О - кепке,

О - осеннем листочке.

Дети рассказывают по образцу в соответствии с цветом выбранного карандаша.

Игра “Посмотри внимательно”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину, найти и назвать те предметы, в названиях которых есть определённый звук, например, [Л], [Р’].

Игра “Ласковый малыш”.

Содержание игры. Детям предлагается посмотреть на картину и назвать всё, что видят, ласковыми словами.

Например: берёзка, рябинка, дубок, брусничка, белочка, букетик, веточка, шапочка. И.т.д.

Игра “Найди форму”.

Содержание игры. Детям предлагается карточка с нарисованной геометрической формой, по которой они называют предметы такой же формы.

Игра “Чего много?”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть картину и ответить на вопрос: “Чего много осенью?”.

Например: Осенью много рябины. Осенью много желудей. Осенью много грибов. Осенью много опавших листьев. Осенью много подосиновиков. И т.д.

Игра “Бабушкина корзина”.

Содержание игры. Педагог показывает детям плетёную корзину и рассказывает: “ Когда я была маленькая, бабушка подарила мне эту корзину и сказала, что корзина эта не простая. Тому, кто пойдёт с ней в лес, обязательно повезёт”.

Ребята с картины тоже в лесу с бабушкиной корзинкой.

Скажите: “Чем дети могут наполнить в лесу корзину?”.

Например: желудями, листьями, ветками, опятами, подберёзовиками, гроздями рябины, букетами, брусникой, клюквой.

- Корзина с желудями.

Игра “Сосчитай до пяти”.

Содержание игры. Детям предлагается считать предметы, объекты с картины и четко называть их. Например: один дубовый листочек, два дубовых листочка. пять дубовых листочков.

Словарный материал: берёзовый листочек, кленовый листочек, рябиновый листочек, дубовый листочек, сосновая ветка, рябиновая гроздь, белый гриб, съедобный гриб, червивый гриб, кустик брусники, спелый жёлудь. И т.д.

Игра “Подскажи словечко”.

Содержание игры. Педагог предлагает детям, глядя на картину, закончить предложение.

Тучи тяжелые, а облака. (лёгкие).

Лес густой, а иногда. (редкий).

Ручей мелкий, а речка. (глубокая).

Речка широкая, а ручей. (узкий).

Летом вода в реке тёплая, а осенью. (холодная).

Берёза высокая, а елочка. (низкая).

Берёза, клен и дуб находятся близко, а елочки. (далеко).

Малина сладкая, а брусника. (кислая).

Ягоды брусники мелкие, а ягоды рябины. (крупные).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

Один берег реки правый, а другой. (левый).

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика. (тонкая).

Гриб высокий, а рядом . (низкий).

Сук толстый, а ветка. (тонкая).

Сосёнка молодая, а берёза. (старая).

Река медленная, а ручеек . (быстрый).

Листья под ногами сухие, а в воде. (мокрые)

Игра “Я, ты, он, она, мы, вы, они”.

Содержание игры. Педагог произносит предложение и предлагает изменить его форму по образцу.

- Я собираю осенние листья.

- Ты. (собираешь осенние листья).

- Он. (собирает осенние листья). И т.д.

Словарный материал. Я гуляю в лесу. Я нашёл белый гриб. Я погладил ежика. Я покормил белку.

Игра “ Говорящая картина”.

Педагог обыгрывает ситуацию, когда оживает персонаж картины и предлагает детям пообщаться с ним.

Педагог предлагает спросить: “Как его (её) зовут?”, “Где они (она) живет?”, “Как попал (а) в лес?”, “Зачем он (она) сюда пришел (пришла)?”.

Если дети задают вопросы (по желанию), то отвечает от имени персонажа педагог.

После выполнения этих упражнений предлагается составить совместно описательный или сюжетный рассказ.

Как показывает практика, важно использовать не образец рассказа, а совместное рассказывание, когда ребёнок дает свой вариант окончания рассказа.

С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (название объекта), середина (микротемы: перечисление признаков, свойств, характеристик предмета, его действий), конец (отношение к предмету или его оценка). В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

Необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать описательный или повествовательный рассказ, предлагая варианты начала и конца.

Схема рассказа составляется так, чтобы помогала детям составлять описательный или повествовательный текст.

Для текстов - описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак, как лучик, присоединяется к характеристике объекта.

Например, совместный описательный рассказ по данной картине:

“Солнце. Небо. Деревья и кустарники. , только. Трава. Птицы. Животные. Люди . Они. ”

При формировании навыков повествовательной речи взрослый предлагает зачин, а дети наполняют его содержанием и развивают сюжет в логической последовательности, завершая и озаглавливая его.

В процессе такой работы у детей закрепляется представление о том, что рассказ может начинаться по - разному (“Однажды”, “Наступила”, “Как-то раз”, “Дело было осенью”, “На сену лету пришла. ”, “Прошло лето” и т.п.), что есть слова - связки между предложениями и частями высказывания (в это время, а тут, и тогда, и стали они).

Например, совместный повествовательный рассказ можно составить в такой последовательности.

“На смену лету пришла. Деревья надели. Дети. Они . Из листьев. В это время. Петя. Мимо. Красиво. ”

“Прошло лето, и. Дни . На деревьях. Увядает. Дети. Они. Хорошо”.

В методике по развитию речи детей используется прием наводящих вопросов педагога для составления рассказа:

- С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с описания времени года).

- О чем вы расскажите? (Мы расскажем о том. .)

- О ком вы еще расскажете? (Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают).

- Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения у детей).

Таким образом, выстроенная система вопросов по содержанию картины, фонетические, лексические и грамматические упражнения влияют на организацию высказывания ребёнка и способствуют развитию связной речи.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2008.

3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.- М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2004.

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей.- СПБ.: Издательский дом “Литера”, 2003.

5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М. Душин, В.Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1998.

Развитие связной речи является центральной задачей языкового образования детей дошкольного возраста [48]. В связной речи реализуется важнейшая, коммуникативная функция речи и языка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.)

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеневской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

В ряде исследований доказана возможность обучения рассказыванию старших дошкольников (Т.И. Гризик, Т.А. Ладыженская, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрин).

Педагогические исследования Л.Г. Шадрина доказывают, что связность формируется в повествовательных текстах. Когерентность как один из основных категориальных признаков повествовательного текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: Содержание текста, его смысл, логика изложения, особая организация языковых средств; коммуникативная направленность; композиционная структура [56].
Г.А. Золотова, Л.А. Киселев, Н.С. Поспелов и Г.Д. Чистяков определяют особое место повествовательного текста в системе языка и речи. Лингвистические исследования показывают, что построение целостного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом лингвистических умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; связывать предложения и части высказывания, используя разные виды связи и разные средства; выбирать подходящие лексические и грамматические средства.
Проблемы обучения дошкольников составлению описательных рассказов в детском саду изучали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, Е.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.

Виды рассказов из опыта - Значение обучения рассказыванию

Значение обучения рассказыванию

Программа дошкольного образования ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка осмысленной, грамматически правильной, связной и последовательной речи. Речь дошкольника должна быть живой и эмоционально выразительной. Воспитание психической настороженности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с языком как языковой реальностью и формирование способностей к распознаванию языка становятся необходимым условием воспитания языковой культуры, которая является важнейшим звеном всестороннего развития личности ребенка.

Уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста можно оценить, посмотрев, как ребенок способен построить собственное высказывание. Способность связно, последовательно, точно и изобразительно излагать свои мысли влияет на эстетическое развитие ребенка: При пересказе, придумывании собственных историй ребенок использует образные слова и выражения.

В рассказах дети передают определенное действие, стимулированное картинкой, готовую игровую ситуацию, созданную с помощью игрушек, а также историю, основанную на картинке, выходящую за рамки картинки или придуманную игрушками (одной или несколькими). Навыки повествования, описания и рассуждения развиваются в монологах из коллективного и индивидуального опыта. В рассказывании из опыта дети старшего дошкольного возраста привыкают к широкому языковому общению, развивая способность использовать свой сенсорный опыт для передачи его в связном повествовании. Формируется способность излагать свои мысли ясно, понятно для других, изобразительно [38]. Коллективное письмо, как способ повествования о пережитом, не только развивает умение правильно составлять повествовательные тексты, но и оказывает положительный воспитательный эффект.

«В исследованиях Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадрина доказано, что в основе развития связной речи дошкольников лежит формирование представлений о типах высказываний и их структуре, о способах связи между частями текста. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть неразговорчивость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Обогащение знаний и идей ребенка должно быть связано с развитием способности правильно выражать их на языке.

Развитие связной речи детей включает в себя решение и других специфических задач обучения родному языку: работу над лексикой, формирование грамматического строя языка, воспитание здоровой речевой культуры. Старшие дошкольники могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, постоянной практики.

Виды рассказывания

Рассказывание по картинке:

В среднем возрасте дошкольники на занятиях по рассматриванию картинок практикуют построение высказываний, состоящих из нескольких предложений, связанных общим содержанием. Они также учатся внимательно слушать рассказ учителя по картинкам, так что их опыт восприятия ярких историй постепенно обогащается. Все это — готовит детей к самостоятельному составлению рассказов на последующих этапах обучения — в старшей и дошкольной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а язык совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов с использованием картинок. Дети, которые воспринимают речевую модель, обычно учатся подражать ей. Описание учителя обычно раскрывает самую сложную или менее яркую часть картины. В остальных случаях дети выражают себя сами.

В дошкольной группе картинки продолжают широко использоваться при составлении рассказов. В течение всего учебного года ведется работа по улучшению и закреплению языковых навыков. При распределении заданий учитывается предыдущий опыт детей и уровень их языкового развития.

В подготовительной группе требования к детским рассказам возрастают в плане содержания, логического порядка изложения, точности описания, выразительности языка и т.д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; они самостоятельно придумывают события, которые предшествовали и следовали за тем, что изображено на картинке.

Рассказы из опыта:

Рассказ по предложенным сюжетам:

Обучение творческому рассказыванию является важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играет важную роль в развитии их творчества и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов в обучении творческому рассказыванию является вопрос выбора сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание получить рассказ, сказку с четкой композиционной структурой, с включением элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его языкового развития, воздействует на нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистичных историй охватывают спектр детских игр и развлечений.

Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. В методике творческое рассказывание понимается как деятельность, в результате которой дети придумывают сказки, реалистические истории с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически выстроенными, облеченными в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя они не встречались в личном опыте ребенка. Сказки обычно представляют собой отражение художественного опыта, который дети получают при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети также могут сочинять сказки. Творческие композиции могут быть не только повествовательными, но и описательные.

Рассказы из опыта

Начиная со старшей группы детей, важное место в детской речи занимают рассказы о себе, дружбе со сверстниками, интересных прогулках и играх, трудовой деятельности. Рассказам об игровом опыте детей следует уделять большое внимание, так как это создает условия для возникновения живой непосредственной связи между деятельностью и игровым творчеством детей.

Часто рассказы об опыте связаны с наблюдениями за природой.

К моменту перехода в подготовительную группу дети приобретают первый опыт рассказывания историй на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовую деятельность, взаимоотношения в коллективе.

В течение года в детском саду учитель продолжает обучать рассказыванию историй на темы из собственного опыта детей. Учитывая приобретенные навыки, учитель повышает требования к рассказам, чтобы дети проявляли больше активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и грамматике, в них содержится гораздо больше фактического материала. Все чаще ребенок объясняет события, о которых он рассказывает, самостоятельно, без дополнительных вопросов или указаний взрослого.
Так, в подготовительной к школе группе происходит продуктивное обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое включается в общую систему обучения развитию связной речи.

Темы рассказов основаны на интересах детей в детском саду и дома, а также на том, какие события произошли в их жизни.

Темы для историй из практики:

Средняя группа — Пример: как они провели праздник новогодней елки; о своем доме, своей кошке или собаке; как они работали в огороде; как меняли воду для рыбок в аквариуме; что они видели на кухне и т.д.

Старшая и подготовительная группы — Пример: как мы провели каникулы; что мы видели во время походов в библиотеку, школу; как мы отдыхали летом; наш огород; как мы шьем одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о детях; о моей маме и т.д.

Приёмы обучения рассказыванию

Целесообразно начинать с короткой беседы, которая подготавливает детей к восприятию темы, к активной деятельности. Воспитатель руководит процессом рассказывания, обращая внимание дошкольников на содержание повествования, порядок описаний, правильность языка и т.д. Если дети затрудняются выразить словами то, что у них на уме, он подсказывает нужное слово или фразу, не прерывая потока их мыслей.

Широко используемым приемом в обучении детей повествованию из опыта является репетиция речи. Это позволит вам показать детям, как использовать слова, чтобы передать другим то, что они не видели, как делиться своими впечатлениями и наблюдениями. Рассказ педагога о случае из своей жизни — одно из самых простых и наиболее ценных применений схемы повествования из личного опыта. Неполный образец используется как вариант образца истории — начало или конец истории. Эта техника также способствует самостоятельному написанию детьми сочинений и используется для закрепления навыков рассказывания историй или для предоставления детям возможности выполнить творческое задание.

Вербальные методы также используются в процессе обучения написанию рассказов: Рассказ, беседа, объяснение, речевые модели, прослушивание детских рассказов, записанных на магнитофон, чтение вслух учителем и приемы: Помогают вопросы, инструкции, исправление ошибок, подсказка правильных слов.

Для развития большей целенаправленности мышления и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. Педагог может прибегнуть к ним, чтобы вернуть отвлекшегося ребенка к теме рассказа, помочь ему последовательно зарисовывать, повысить интерес к описываемому явлению.

Для обучения рассказыванию старших дошкольников часто используются игровые методы и приемы.

Каждый навык и умение формируется в процессе практической деятельности, и невозможно научить рассказывать истории, если нет практической необходимости в применении этих навыков. Для обучения рассказыванию старших дошкольников необходима практическая речевая деятельность с последовательным усложнением.

Поэтому выбор методов и приемов обучения рассказыванию старших дошкольников зависит от целей конкретного занятия, содержания материала, уровня подготовки педагога и детей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и смешанные тексты

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях Поэтому структура повествования жесткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец). В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство (Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация). В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким

Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание позрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы. В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

Читайте также: