Виды диагностики в доу

Обновлено: 05.07.2024

Проект Национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривает ряд первоочередных мер по обеспечению качества образования, среди которых важнейшей является создание системы мониторинга качества образования.

Понятие мониторинга рассматривается в различных областях: в экономике, социологии, педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В отечественной педагогике появились исследования по проблемам педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Концепция педагогической диагностики была предложена немецким педагогом Карлхайнцем Ингенкампом, который считает, что «педагогическая деятельность, по сути, стара, как и вся педагогическая деятельность. Те, кто преподавал по плану, всегда пытались определить результаты своих усилий.

Диагностика — это деятельность, направленная на выявление сущности явления, обнаруженного ранее в ходе научного исследования и имеющего достаточно полное, конкретное описание, содержащееся в памяти диагноста, с которым он соотносит полученную информацию.

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока не являются распространенным явлением, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системы и происходящих в ней изменений.

Проблема применения мониторинга в образовательном учреждении актуальна потому, что мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и эффективность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых, прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Виды педагогической диагностики в ДОО - Сущность педагогической диагностики

Сущность педагогической диагностики

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза.

Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении.

Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

Исследование и диагностика в педагогике

Они имеют общие источники: опыт преподавания и педагогической работы, педагогическая практика в широком смысле, опубликованная литература, школьная документация, вещественные и устные источники и т.д.

Педагогическая диагностика и исследование используют одни и те же методы: Наблюдение, опрос, эксперимент, логика, статистика, моделирование и т.д. Методы, используемые для изучения индивида и группы, также можно считать общими. Способ сбора, хранения и анализа эмпирической информации также связывает их. Существуют также соответствующие инструменты, приборы, устройства, используемые как исследователем, так и диагностом.

Мы почти не задумываемся о том, что образовательное исследование и образовательная диагностика — это все же разные и независимые понятия. Кроме того, отсутствие строгого разграничения этих понятий можно объяснить тем, что теоретические и, в некоторой степени, практические вопросы педагогической диагностики начали разрабатываться лишь около двадцати лет назад.

Чтобы лучше представить различия между этими похожими понятиями, дадим им сравнительную характеристику.

Они отличаются по тематике. Для педагогического исследования — это законы, закономерности и тенденции педагогической науки; для диагностики — признаки и показатели компонентов педагогических процессов, симптомы индивидуально-педагогических особенностей личности, группы.

Педагогическая диагностика ставит и другую задачу: на основе всестороннего изучения признаков, симптомов педагогического процесса соотнести педагогический факт или явление с уже известной педагогической закономерностью, тенденцией. Здесь нет поиска новых открытий, есть распознавание, сравнение, классификация и систематизация фактов и явлений.

Педагогическое исследование начинается с самого высокого, абстрактного уровня обобщения, в то время как в диагностике обобщение относится к конкретному, конкретному случаю.

Временные рамки исследования обычно длительные, иногда много лет, например, Longitude (от английского longitude — длина). Диагностика же занимает совсем немного времени, иногда быстро, конкретные результаты сразу же используются в происходящем педагогическом процессе как объективная основа для принятия обоснованных педагогических решений.

Функции и виды педагогической диагностики

Педагогическая диагностика — это распознавание педагогического объекта (человека, группы) путем быстрой фиксации его основных черт и соотнесения их с определенными педагогическими законами, тенденциями. На основании этого принимается решение о воздействии на данный объект в желаемом направлении.

При таком анализе мы не противопоставляем два близких понятия, а хотим показать их родство и особые характеристики.

Педагогическая диагностика в профессиональной деятельности учителя выполняет две основные функции: 1) обеспечивает учителя достоверной информацией для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выступает в качестве канала обратной связи, сообщающего о результатах этих воздействий и, при необходимости, предлагающего пути их коррекции.

Профессиональные педагоги занимаются не только методологией воспитательной работы. Их также интересует физическое развитие, здоровье и социальное окружение ученика. Итак, учитель и воспитатель, помимо диагностики, в тесном взаимодействии с ней, занимается как психодиагностикой, так и диагностикой социальной, медицинской. Преподаватель также учитывает и использует полученные с их помощью данные для успешного решения практических задач обучения и воспитания.

Педагогическая диагностика относится к различным этапам образовательного процесса: изучение личности, группы и коллектива людей, учебной и воспитательной деятельности, системы управления образованием. Он используется во всех типах дошкольных и внешкольных учреждений, а также в учебных заведениях.

Существует 3 вида диагностики: 1. начальная; 2. корректирующая (текущая); 3. обобщающая (заключительная).

Начальная диагностика относится к планированию и управлению процессом обучения. Мы выявили три основных варианта первичной диагностики: первый — когда коллектив формируется впервые и учитель тоже незнаком — используется для комплексного обследования учащихся. Во-вторых, когда коллектив не новый и учитель начинает работать с ним впервые, он изучает не только учеников, но и коллектив как сложную динамическую систему. Третий случай — когда команда и учитель уже работали вместе, и это дает учителю возможность провести пробную диагностику команды и личности.

Текущая (коррекционная) диагностика осуществляется непосредственно в процессе организации деятельности учащихся, когда учитель ориентируется на изменения, происходящие в учениках и в коллективе, и оценивает правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает педагогу быстро, точно и с минимумом ошибок скорректировать свою работу и улучшить стиль взаимоотношений с детьми, методику педагогической работы. Текущая диагностика играет роль экспресс-информации и тем самым помогает быстро принять решение по улучшению педагогической работы.

В прогнозировании результатов проведенной педагогической работы сводная диагностика в конце каждого учебного года. В нем содержатся основные данные для коррекции педагогического воздействия в следующем учебном году.

Этапы правила способы диагностики

Педагогическая диагностика включает:

1) сбор информации; 2) регистрацию полученных данных; 3) интерпретацию полученных результатов.

Сбор информации. Для того чтобы в результате получить полную и объективную оценку развития и текущего состояния ребенка, необходимо:

  • использовать различные методы сбора информации;
  • использовать различные источники информации;
  • повторять процесс сбора информации в различных ситуациях.


Основными источниками информации для оценки образования являются:

  • 1) ребенок;
  • 2) группа детей;
  • 3) родители, учителя-профессионалы и другие взрослые.

Запись полученных данных. Рекомендации по регистрации собранных данных:

Запишите свои наблюдения и полученные данные; выберите подходящий метод для записи информации. Запись ситуации, в которой была получена информация, также помогает сохранить объективность при регистрации информации.

Интерпретируйте полученные данные:

1)Сравнивать результаты, полученные разными методами в разных видах деятельности и в разных сферах личности ребенка;

2) Учитывать только закономерности;

3) Проверьте различные гипотезы.

Овладение диагностическими методами значительно расширяет психологическую компетентность учителя и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу выбрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективы развития образовательного процесса.

Основные правила проведения диагностики.
Необходимо установить контакт между учителем и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, искренний интерес обеспечивают взаимопонимание.
Обследование длится 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и цели обследования). Испытуемые должны находиться в одинаковых условиях.
Мы должны принимать ребенка таким, какой он есть. Не должно быть никаких оценок, никаких комментариев к их ответам, никаких выражений удивления, радости или вины.
Необходимо тщательно продумать диагностическое обследование, тщательно запомнить инструкции, подготовить наглядные материалы (при необходимости), продумать ситуацию, подготовить бланки протоколов.
Результаты обследования всегда должны быть записаны.
Диагностика заканчивается тщательным анализом результатов обследования, что позволяет построить эффективную программу образовательного процесса.

Универсальные способы отслеживания результатов педагогической деятельности:

Педагогические наблюдения;
анкета;
тестирование;
тренинги;
игры;
интервью.

При проведении диагностической работы учитель выполняет следующие функции:

психотерапевтические: различные диагностические методики (рисунки, карточки, игры, тесты) охотно используются детьми и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
корректирующие: коррекция девиантного поведения, снижение эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций
развивающая: в ходе выполнения заданий ребенку предоставляется возможность творческого самовыражения личностной активности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Значение педагогической диагностики в ДОО

Педагогическая диагностика, организуемая воспитателем ДОО, направлена на всестороннее изучение личности ребенка, особенностей его развития, индивидуальных возможностей и потребностей, оценки его как субъекта педагогического процесса.

Основной целью педагогической диагностики является познание и понимание воспитателем ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика в ДОО позволяет воспитателю лучше понять ребенка, его поступки и мотивы, скрытые резервы личности, задатки и возможности, предвидение его дальнейшего развития и формирования. Такое понимание способствует созданию наиболее комфортных и эффективных условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста, удовлетворения детских потребностей, интересов, поддержке и развитию индивидуальности каждого ребенка.

Без педагогической диагностики сложно организовать действительно эффективный и осознанный педагогический процесс. Именно диагностика является начальным этапом организации педагогического процесса, так как ее результаты позволяют установить цель и задачи, сформировать содержание и направление воспитания и обучения детей в ДОО. На основании выявленных в ходе диагностики результатов, так же определяется проблематика педагогического процесса в конкретной группе ДОО.

Таким образом, в процессе проведения диагностики воспитатель имеет возможность понять ребенка, его мотивы поведения, направления развития, особенности общения с другими субъектами педагогического процесса, индивидуальность развития.

Основными методами диагностики, в виду особенностей детей дошкольного возраста, зачастую являются формализованные, такие как беседа или наблюдения. Во время наблюдения воспитатель может увидеть и зафиксировать особенности общения ребенка, установление им взаимодействия с другими членами группы, черты характера и темперамента и т.д. В качестве дополнительных методов диагностики выступает метод анализа продуктов детской деятельности – рисунки, поделки и т.д., а также разрешение специальных диагностических ситуаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОО имеет следующие направления:

  • изучение уровня умений ребенка;
  • выявление интересов, склонностей и предпочтений;
  • установление личностных особенностей каждого воспитанника;
  • выявление поведенческих особенностей и проявлений ребенка;
  • установление особенностей взаимодействия воспитанника с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками).

По своей природе педагогическая диагностика имеет двусторонний характер направленности:

  1. Направление не на развитие детей, а на совершенствование педагогического процесса, оптимизацию условий его организации, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы.
  2. Направленность на саморазвитие и самосовершенствование профессионального мастерства воспитателя, повышение уровня рефлексии, необходимой для осуществления адекватной оценки собственной педагогической деятельности.

Таким образом, современное понимание педагогической диагностики – это комплекс специально подобранных методов, средств и приемов, а также разработанных педагогических технологий, направленных установление уровня профессионализма педагога и уровня развития ребенка дошкольного возраста, выявление недостатков в развитии, установление и устранение их причин, повышение качества предоставляемых педагогических услуг ДОО.

Виды и методы педагогической диагностики в ДОО

Выделяют следующие виды педагогической диагностики в ДОО:

  1. Основная первичная диагностика – проводится в начале учебного года, направлена на выявление у диагностируемых воспитанников фактического уровня развития (знаний и умений), специфических особенностей и прогноза дальнейшего развития.
  2. Основная итоговая диагностика – проводится в конце учебного года, направлена на оценивание результатов освоение пройденной в течение года образовательной программы воспитанниками ДОО, степень решения воспитателями поставленных в начале учебного года воспитательно-образовательных задач, определение дальнейших перспектив на развитие воспитанников, постановка новых педагогических целей и задач.
  3. Промежуточная диагностика – проводится как со всеми воспитанниками группы, так и выборочно с некоторыми детьми, имеющими различного рода проблемы в развитии. Данная диагностика направлена на установление динамики развития, оценку выбранной педагогической стратегии в отношении всей группы и конкретного воспитанника по усвоению общеобразовательной программы.
  4. Оперативная диагностика – проводится в рамках конкретной воспитательно-образовательной работы с воспитанниками группы, направлена на осуществление оценки качества решения текущих педагогических задач и выбор эффективной тактики по взаимодействию воспитателя с детьми.

Одним из основных и наиболее доступным методом педагогической диагностики с детьми дошкольного возраста является наблюдение.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие и познание индивидуальных особенностей развития и становления личности ребенка, его проявлений во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса, отражение жизни ребенка в естественной для него среде и условиях.

Метод педагогического наблюдения является одним из наиболее распространенных и часто используемых методов диагностики в педагогической практике.

Проведение педагогической диагностики посредством наблюдения предусматривает соблюдение установленной технологии:

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Итак, что такое педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Структура педагогической диагностики состоит из пяти этапов.

Первый этап — проектировочный, включает в себя определение целей и методов диагностики. Основной целью этого этапа является оптимизация работы с группой и индивидуализация работы с детьми.

Второй этап — практический. Это проведение диагностики. Определение ответственных, обозначение времени и длительности, способов фиксации. Ответственными за диагностику обычно являются воспитатели, старшие воспитатели.

Третий этап — аналитический, предполагает анализ полученных фактов. На этом этапе мы не оцениваем развитие ребенка как на высоком, среднем, низком уровне, а определяем уровень сформированности у ребенка тех или иных качеств, умений и навыков.

Четвертый этап — интерпретация данных. Это основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Принципами педагогической диагностики выступают:

- принцип последовательности и преемственности диагностики;

- принцип доступности диагностических методик и процедур;

Рассмотрим, что же такое инструментарий педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены либо сокращены в соответствие с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Следует обратить внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Применяются следующие формы диагностики:

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- изучения продуктов деятельности детей

- проблемная (диагностическая) ситуация.

При специфике нашей работы самый приемлемый метод – это наблюдение.

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

- проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

- обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная;

- с ребенком работает один взрослый;

- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать;

- обследование проводится обязательно в игровой форме;

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года проводится сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики.

Диагностика проводится по пятибалльной системе оценивания, результаты фиксируются в таблицах, по которым удобно отслеживать уровень сформированности параметра у каждого ребенка индивидуально и общегрупповые параметры развития. Для проведения сравнительного анализа результатов диагностики нами были разработаны сводные таблицы мониторинга качества освоения детьми программы и мониторинга образовательных отношений.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих задач:

- во-первых, для индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Читайте также: