Салон анны павловны шерер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В 1805 году в Петербурге в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собирается высшая петербургская знать: князь Василий Курагин, его дочь — красавица Элен, сын Ипполит, княгиня Болконская и многие другие. Приходит Пьер Безухов, массивный молодой человек в очках. Он незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова, одного из богатейших людей России.

Пьер не так давно приехал из-за границы, где воспитывался. Он живет в доме Василия Курагина, жена которого является родственницей графа Безухова.

Пьер отличается от всех присутствующих в гостиной: у него робкий и вместе с тем умный и естественный взгляд. Кроме того, Пьер не может вести себя в соответствии с законами высшего света. Так, если все гости, явившись в салон Анны Павловны, должны совершить обряд приветствия ее старой тетушки, которая в одних и тех же выражениях говорит всем о здоровье ее величества, то Пьер отходит от нее, не дослушав.

Анна Павловна считает Пьера человеком, не умеющим жить. Она со страхом следит за Безуховым, пытаясь не дать ему нарушить хорошо отлаженный механизм проведения светского вечера.

Появляется князь Андрей Болконский. Это красивый молодой человек, который смотрит на всех скучающим, усталым и презрительным взглядом. Видно, что ему очень надоело светское общество. Более всего ему невыносимо видеть собственную жену, маленькую княгиню Болконскую. Однако он очень рад видеть Пьера.

Речь в салоне идет о Наполеоне. Дворянство, естественно, презирает его, считая узурпатором. Только два человека относятся к Наполеону положительно — Пьер и князь Андрей. Безухов видит в нем того, кто стал во главе революции и сохранил завоеванную свободу. Наполеон представляется ему человеком, деятельность которого направлена на общее благо. Все шокированы заявлениями Пьера.

На вечере присутствует княгиня Анна Михайловна Друбецкая, принадлежащая к очень хорошему дворянскому роду, но ныне обедневшая. Она просит князя Василия, чтобы он похлопотал о перевод е ее сына Бориса в гвардию. Василий Курагин, которому она напомнила, что он своей карьерой обязан ее отцу, обещает ей.

Вывод:

В данном эпизоде Толстой сразу делит своих героев на положительных и отрицательных. Из толпы выделяет Пьера и Андрея Болконского как самых умных продвинутых членов дворянского общества. Остальные же гости в салоне погружены в сплетни, в склоки, в их поведении проскальзывает пустота и корысть.

Вечер в салоне Анны Шерер


Вечер в салоне Анны Шерер

Прототип образа

В процессе написания романа Толстой значительно трансформировал образ Анны Павловны Шерер. По первоначальной задумке, роль Анны Павловны должна была выполнять некая фрейлина Аннета Д., она должна была быть милой дамой.

Фрагмент повести

Краткая характеристика личности

Анна Павловна Шерер была 40-летней незамужней дворянкой. В былые времена она принадлежала к фрейлинам императрицы Марии Федоровны. Анна Павловна расценивает свою деятельность в рамках светского салона как значимую и относится к ней соответствующе – Шерер постоянно выискивает необычных, интересных персонажей для своих званых вечеров, поэтому в большинстве случаев гости не скучают в ее салоне. Ей важно поддерживать свой авторитет.

Анна Павловна – довольно приятная женщина, она обладает исключительной воспитанностью и превосходными манерами.

Однако не все в образе Анны Павловны так прекрасно – она по своей сути довольно коварная женщина, а также сводница.

Все действия Анны Павловны лишены искренности – ее дружелюбие – всего лишь удачная маска. Все гости Анны Павловны также следуют примеру хозяйки – их дружелюбие и учтивость – всего лишь игра, за которой прячется ложь и насмешки.

Встречи в салоне Анны Павловны Шерер

Июнь 1805 года

На званом вечере у Анны Павловны Шерер собираются различные гости. Первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка как обычно расспрашивает гостя о его здоровье и делах. Затем разговор заходит о детях Курагина. Князь Василий считает, что дети – это его крест. Анна Павловна поддерживает гостя и советует ему женить Анатоля, к примеру, на Мари Болконской и обещает переговорить с Лизой – женой князя Андрея Болконского на этот счет.


Затем появляются и другие гости – маленькая княгиня Болконская с мужем, Ипполит Курагин, аббат Морио, Моттемар, Анна Михайловна и Борис Друбецкие.

Среди гостей появляется непривлекательная фигура Пьера Безухова – внебрачного сына Кирилла Безухова. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию.

Для Пьера этот выход был волнительным – он в предвкушении предстоящего события и боится себя зарекомендовать плохо.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В это же время другие гости пытаются решить свои личные вопросы, так, например, Анна Михайловна Друбецкая просит Василия Курагина походатайствовать за сына на предмет военной службы.

Начало 1806 года

Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных. К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение. Такое отношение невероятно льстит Безухову.

Анна Шерер.

Конец 1806 года

На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей.

На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна.

Анна Павловна не ошиблась – разговоры на военную и политическую тематику не утихали весь вечер. Вначале Борис был центром всеобщего внимания, такое отношение к своей персоне его невероятно тешило – в большинстве случаев Друбецкой находился на периферии общества – он был не богат, к тому же не обладал существенными талантами, поэтому завладеть вниманием ему всегда было нелегко. Позже вниманием завладел Ипполит Курагин, который рассказывал шутку о Наполеоне и шпаге Фридриха.
Под конец вечера разговор зашел о наградах, дарованных государем.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Август 1812 года

Таким образом, Анна Павловна – женщина, которая умеет удачно играть на два фронта и притворяться милой и радушной. В салоне Анны Павловны обсуждаются злободневные вопросы, а яркие личности, приглашенные в ее салон, только подогревают интерес социума.

Роль салона Анны Павловны, о чем говорят в салоне

Образ салона собирает в себе смысл светского общества. Писатель создает фальшивый мир светского общества для читателя. В салоне присутствует излишний пафос и наигранность.

Анна Павловна Шерер – хозяйка салона. В салоне собирались люди светского общества, вели там беседы на разноцветные темы, точнее шли разговоры о Наполеоне. В то время салоны модные не только в царской России, но и других странах, таких как Англия, Франция. Часто эти салоны своеобразная оппозиция царствующему дому.

Когда Пьер впервые попал в светский салон мужчина боялся пропустить умный разговор, поскольку считал что тут встречается общественная интеллигенция Петербурга, вначале это светские разговоры, но потом к ужасу хозяйки Пьер повернул разговор о Бонапарта и революцию. Остальные же гости в салоне погружены в сплетни, склоки, в поведении посетителей прослеживается пустота и корысть.

Сочинение об Анне Павловне Шерер

В самом модном столичном салоне, где собираются сливки общества, заправляет сорокалетняя фрейлина, приближенная к императрице и знающая о главных тонкостях светской жизни.

Главная героиня романа Анна Павловна Шерер – хозяйкой собственного салона. В произведении сплетаются судьбы людей, социальных, статусов нравов и отличающихся характеров. Кажется что Шерер создает впечатление преданной фрейлиной императрицы. Характерная речь героини пронизана патриотизмом и справедливостью. Для девушки важно чтобы труд приносил удовольствие. Шерер владеет необходимыми качествами для хозяйки салона – это живой ум, чувство юмора, чувство такта.

Анна Павловна не искренняя и лицемерная женщина, которая не признает авторитетов, это качество определяется по разговорам с собеседником. Светское общество в салоне напоминает прядильную машину, а люди – веретена, которые, не умолкая, шумят с других сторон.

Анна Павловна рассматривает людей, как очередное забавное “блюдо” для гостей собственного салона. Шерер любит сплетничать с гостями о других гостях, и пламенные речи о любви к родине, а также патриотизме оказались лживыми. О двойственности личности Шерер показывает то, как девушка себя ведет тогда, когда Пьер Безухов приходит в салон и честно интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину. После ухода Пьера из салона, Анна с легкостью вздохнула и расслабилась.

Чужим среди приглашенных появляется Андрей Болконский. Прищурившись Андрей обнаружил, что перед ним люди в масках, сердца и мысли которых опустошенные. Это открытие заставляет Андрея расстроится и отвернуться. Анна Павловна считала что Болконский достоин улыбки с ее стороны, Шерер встречает Андрея приветствием. Толстой рисует русскую аристократию в образе Анны Павловны.

Лев Николаевич Толстой сравнивает Анну Шерер с хозяйкой прядильной мастерской, проводя аналогию между разговорами её гостей и шумом запущенных веретен. Таким образом, он хотел подчеркнуть автоматизм всего происходящего, словно все действуют по одному сценарию изо дня в день. В гостях Анны Павловны отсутствовали такие качества как искренность, отзывчивость, доброта, все их поступки совершались только в соответствии с нормами приличия, а не от чистого сердца. За внешней мишурой добропорядочности и пристойности скрывалось всё лицемерие и притворство светского общества России 19 века.

Анна Павловна Шерер обладала всеми качествами, необходимыми для управления светским салоном. Она была милой, очаровательной, ловкой, деликатной, обладала аристократическим чувством юмора и быстрым умом. Для успешного ведения дел и процветания салона, Анна Павловна перестала быть самой собой и подстраивалась под посетителей, стараясь им во всём угодить. Ради успеха она готова стать тем, кого хотят видеть окружающие, забыв про то, кем является на самом деле. Придворная дама выглядит благовоспитанной, но это всё напускное, только, для того чтобы произвести нужный эффект на публику. Даже её высокая патриотичность, заключающаяся в переживаниях за судьбу родного государства, оказывается фальшивой и наигранной. Это становится ясным, когда России действительно стала грозить опасность. Анна Павловна – это истинное лицо придворного аристократического общества того времени.

В салоне действовали определённые законы, которым беспрекословно подчинялись все его постоянные посетители. Здесь нельзя было выражать собственное мнение и вести искренние беседы, любое отхождение от шаблонного поведения не принималось и сурово каралось. Находясь в великосветском обществе, было принято выражаться на французском языке, родная речь была предназначена для простого народа. Это ещё один фактор разделяющий знать и обычных людей. Следить за соблюдением установленных правил и было предназначением Анны Павловны, её основной задачей. Представители высшего общества приходили в салон исключительно для сбора свежих новостей, сплетен, участия в интригах или их поддержания. Иногда на этих званых вечерах подавался десерт, в виде представления публике нового, до этого момента неизвестного, лица. Отношения к какой-либо персоне или событию определялось не внутренними ощущениями, а последними тенденциями в политике и моде. В описании гостей Анны Павловны автор особое внимание уделяет одежде, мастерски изображая всё её величие и роскошь, которая нужна лишь, для того чтобы прикрыть неприглядный внутренний мир аристократов, далёкий от душевной красоты.

Вхожее в салон общество можно разделить на три группы: главная, молодёжная и мужская. В главной группе центральным лицом была сама Анна Павловна и Мортемар, молодёжной группой руководила красавица Элен Курагина, а в мужском кружке всё внимание было сосредоточено на аббате. Главным гостем на описываемом в романе вечере был эмигрировавший виконт, его хозяйка салона представила гостям как редкостную диковинку, отыскать которую удалось только ей.

Лев Николаевич Толстой противопоставил всему светскому обществу, собирающемуся в салоне Анны Павловны, двух персонажей – Андрея Болконского и Пьера Безухова. Подлинная натура хозяйки салона раскрывается в общении с ними. Род Болконских был давно уважаемым в высших кругах, из-за этого Анна Павловна общается с ним на должном уровне, несмотря на то, что Андрей лично ей не нравится. Выражение скуки не пропадало с его лица всё время нахождения в салоне, здешний порядок вещей был ему неинтересен и он не принимал положенного участия в сплетнях и интригах. Андрей Болконский был своим в этом светском обществе, но они для него – чужими. А вот Пьер ещё не занимал на тот момент почётного положения, поэтому не заслужил достойного приёма, а удостоился только лёгкого поклона Анны Павловны как представитель низшего класса. Хозяйка салона не стеснялась показать своё пренебрежение к незначительному дворянину и пристально следила за тем, чтобы он не нарушил привычный ход вещей. Отношение к Пьеру Безухову изменится только после того, как он разбогатеет, ведь деньги – это основное, что волнует представителей высшего общества.

Описание обычного светского вечера в начале романа является ключевым, потому как здесь завязываются практически все сюжетные линии, а беседы приближенных ко двору лиц передают политическую атмосферу России 1805 года. Именно здесь Пьер Безухов познакомился со своей будущей женой Элен, здесь принимается решение женитьбы Анатоля Курагина на Марье Волконской, здесь Андрей Болконский делится своим желанием идти на войну.

Лев Николаевич Толстой представил салон и его хозяйку в сатирическом освещении, во всем описании фрейлины сквозит авторская ирония. Писатель презирал образ жизни придворных аристократов, для которых имеют значение только блестящая карьера, удачное замужество, сплетни и интриги. Здесь всё пропитано притворством, ложью и лицемерием. Салон Анны Павловны Шерер можно назвать символом фальши и притворства всего светского общества России 19 века.

Автор описывает его местом напряженным и неприятным. Люди там уже знают друг другу и надоели изрядно. Толстой относит к этому месту такое выражение "прядильная мастерская" и правда все там как механизм, все идет по проигроному уже сценарию, каждый делает то что должен. А А. П. Шеррор только ходит и смотрит лишь бы разговоры шли в нужном русле, как бы все были заняты и не кто не скучал. Андрей Балконский и Пьер явно выделяются из этого общества. Андрею все это кажется рутинным, он устал от этого общества. А Пьеру неловко, он впервые на таком мероприятие и ему не комфортно. А вообщем обстановка в салоне А. П. неуютная, рутинная, приевшаяся уже и даже напряженная.

Лично я так отвечала на устный вопрос по этой теме на уроке, получила пятерку.

Читайте также: