Соуправление и самоуправление в школе

Обновлено: 04.07.2024

- формирует навыки коллективного взаимодействия: лидерства, поиска согласия в группе, выработки коллективных целей и путей их достижения, чёткого выполнения своей части общего дела, анализа и самоанализа;

- способствует формированию гуманных отношений, терпимости к чужому мнению, адекватной самооценки и оценки окружающих;

Ученическое самоуправление придаёт педагогическому общению сотрудничающий характер, помогает педагогу в работе, а именно:

- повышает интерес к школе, активизирует инициативу и творчество (ученик чувствует свою значимость, поскольку его мнение и деятельность общественно важны, способны заметно повлиять на школьную жизнь);

- укрепляет положительные эмоциональные связи в ученическом коллективе, а также между педагогом и учениками, улучшает взаимопонимание между детьми и взрослыми в школе;

- расширяет возможности организации обучения и воспитания в коллективе (деятельность планирует, организует, контролирует и анализирует не только педагог, но и каждый член коллектива);

- повышает интерес педагога к своей работе (педагог лучше узнаёт своих учеников, стремится сделать их пребывание в школе интересней и полезней, его отношения с учащимися приобретают более доверительный характер, он получает больше возможностей получить удовлетворение от работы).

Кроме перечисленных выше воспитательно-организационных возможностей, самоуправление обеспечивает саморазвитие ученического коллектива, выполняя следующие функции [ 1 ] :

- самоактивизация (вовлечение в самоуправление всё большего числа учащихся, привлечение всего коллектива к решению управленческих проблем, включение в управление новой деятельностью);

- организационное саморегулирование (способность коллектива изменять свою структуру для более успешного решения организационных задач);

- коллективный самоконтроль (постоянный анализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и поиск более эффективных задач и путей их решения).

жизни, третьи — как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.

Самоуправление в ученическом коллективе (школе, классе, круж­ке, клубе) возможно при демократическом управлении. Управление, самоуправление и соуправление — звенья одной цепи!]'

Чтобы лучше понять сущность ученического самоуправления, следует обратиться к энциклопедическим изданиям.

Демократизация. Принцип организации коллективной де­ятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988. С. 130).

Демократическое управление обеспечивает ученическим коллек­тивам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление.

Педагогический контроль за развитием ученического самоуправле­ния предполагает создание организационных, идеологических и мето­дических гарантий в определении и саморазвитии коллектива школьни­ков. Организационные гарантии обеспечивают функционирование ор­ганов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее соответствующих типу школы, опьггуЛемократической дея­тельности и культуре учащихся, уровню опыта педагогического коллек­тива. Структура и формы ученического самоуправления создаются с учетом конкретных условий и желаний самих учащихся.

Идеологические гарантии — это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученическо­го, но и коллектива школы в целом. Идеологические гарантии мате­риализуются в том, что решения органов ученического самоуправле­ния берутся во внимание при принятии решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений ее работы. Методические гарантии реализуются в процессе инструктивной помощи самодеятельным органам самоуправления.





Самоуправление — самостоятельность какой-либо орга­низованной социальной общности в управлении собственными дела­ми (Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М, 1988. С. 1165).

Самоуправление. 1. Право на внутреннее управление сво­ими, местными силами. Студенческое С; с. городов. 2. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах на-ционально-территориальной единицы, автономии (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М, 1988. С. 568).

Самоуправление — часть системы управления трудовым коллективом, в которой в качестве субъекта управления выступает сам коллектив (Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1987. С. 94).

Самоуправление — автономное функционирование ка­кой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное при­нятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполните­лей в процессы выработки решений; коллективное управление как участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа управления; выработка и принятие испол­нителями общих решений (Краткий словарь по социологии /Под рбщ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М, 1988. С. 296—297). I На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что само­управление учащихся — самостоятельность в проявлении инициати­вы, принятии решений и его самореализации в интересах своего кол­лектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря са­моанализу, Самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами. Заме­тим, что управление не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетентность учащихся. Именно в этом состоит право управлять самостоятельно и с полной ответствен­ностью организовывать дела своего коллектива. Самоуправление — это реальное право учащихся на самоанализ, самокритику и самоус­тановку в своей деятельности. Оно выражается в развитии инициати­вы, в принятии решений, в самореализации учащихся (организация дежурства, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и др.).

Таким образом, самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся прояв­ляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сде­ланного и принятии решений.

Природа самоуправления многогранна. В целом корни его — в со­циальной активности народа. Политические корни, в частности,— в демократической культуре, идеологические — в оптимальном соче­тании личного и общественного, общественного и личного, а нрав­ственные — в утверждении этических ценностей, гуманного отноше­ния к человеку.

Укладка ламината на пол. Быстрая укладка ламината своими руками видео. Укладка ламината по диагонали. Пробковое покрытие для пола. Качественная укладка пробкового пола. Пробковый пол плюсы и минусы. Смеси для выравнивания пола. Быстрое выравнивание бетонного пола. Выравнивание пола стоимость. Самоделки для дома. Лучшие самоделки для дома своими руками. Полезные самоделки для дома. Как обустроить кухню. Как обустроить маленькую кухню быстро. Как обустроить кухню фото. Как открыть свой магазин. Хочу открыть магазин с большим капиталом. Сколько стоит открыть магазин. Диван своими руками. Как сделать диван своими руками для дома. Диван своими руками чертежи. Дизайн маленькой кухни. Красивый дизайн интерьера кухни фото. Малогабаритные кухни дизайн.






Полезные ссылки

Самоуправление и соуправление

Формирование духовных потребностей предполагает возможности обучения в самоуправлении и соуправлении. Самоуправление в ученическом коллективе представляет собой динамичную систему, системообразующим фактором которого является общая цель деятельности. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому обучающихся. Форма разрешения этого противоречия – вовлечение обучающихся в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, ее анализ.
Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление и подлинное самоуправление. Соуправление – это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления на равных правах при равных обязанностях для достижения общих идей. Реализуется соуправление в повседневной жизни в процессе совместного планирования, совместной организации и совместного анализа конкретной деятельности на пользу участников этого процесса или окружающих людей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.
Система ученического самоуправления на настоящем этапе включает деятельность ученического совета гимназии (Совета старшеклассников) по разным направлениям: сектор социальной защиты обучающихся, сектор редакторов, культурно-художественной и учебно-исследовательской работы, сектор материально-технического обеспечения и спортивно-массовой работы.
В системе соуправления создание демократических и независимых от администрации детских сообществ, как поле личностного самоопределения и самореализации, является одним из важнейших условий для выполнения социализирующей роли гимназии.

struktura samoupravleniya

Документы

Dsc06300

Dsc06301

Dsc06302

Dsc06303

Dsc06304

Dsc06305

Dsc06306

Dsc06307

Dsc06308

Dsc06309

Dsc06310

Dsc06311

Dsc06312

Dsc06313

Dsc06314

Dsc06315

Dsc06316

DSC06398

: Главная страница Воспитательная работа Самоуправление

Одной из главных задач в воспитании детского коллектива является задача социальной адаптации и социальной автономизации личности ребенка. Реализуется эта задача через создание образовательной среды для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в социально-экономических условиях, как собственных интересов, так и в интересах общества.

Одним из важнейших компонентов данной среды является детский (ученический) коллектив. Трудно переоценить его значение для формирования таких социальных качеств личности ребенка, как коммуникабельность, толерантность, отзывчивость, социальная мобильность и др. К тому же процесс самоутверждения личности каждого ребенка происходит активнее, полнее в детском коллективе.

Именно поэтому считаем очень важным осуществить педагогическое руководство процессами становления детского коллектива, основы которого закладываются в начальной школе.

Технологию организации и воспитания детского коллектива определяют важнейшие положения разработанных в теоретических концепциях С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.Е. Щурковой, Т.Е. Конниковой, И.Б. Ивановой, А.Т. Курагина и др.

Опираясь, на учения А.С. Макаренко этапах развития детского коллектива, приходим к выводу о важности развития соуправления в начальной школе как первоначальной ступени детского самоуправления.

Под соуправлением мы понимаем специфическую деятельность коллектива детей и взрослых по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей, режим протекания совместной и самостоятельной общественной и личностно значимой деятельности школьников, обеспечивающие необходимую динамику демократических событийных отношений в детской среде.

В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручении. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию.
Детское соуправление в классе состоит из следующих компонентов:

– организация деятельности постоянно действующей системы соуправления;

– коллективная творческая деятельность (КТД).

Структура самоуправления позволяет:

– строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу друг о друге;

– помогать каждому члену детского коллектива, реализовать себя в разнообразных творческих делах;

– сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных делах.

Главную идею и структуру детского коллектива разработало первое собрание класса. Структура самоуправление имеет название, эмблему, девиз. Каждый член детского коллектива имеет дело-поручение, входящую в общую структуру соуправления.

В качестве основы для моделирования воспитывающей жизнедеятельности был избран вымышленный сюжет “Цветочный город”. Интересные персонажи этого города, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных детей, помогают ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, проявлении того, что есть лучшего в каждом ребенке.

У модели пять цветков, один из них главный – это цветок управления.

КАПИТАН несет ответственность за всю деятельность соуправления. Он ее организатор и руководитель, лидер детского коллектива.

1 Цветок – отдел образования

– следит за ведением тетрадей и дневников;

– готовит интеллектуально-познавательные викторины;

– работа в классной библиотеке, ее формирование;

– подготовка тематических книжных выставок, выпуск колонки в газете “это интересно прочитать”.

ЖУРНАЛИСТЫ (фотокорреспондент, главный редактор, оформитель)

– систематический выпуск классной газеты или журнала.

2 Цветок – отдел спорта и здравоохранения

– несет ответственность за организацию пробежек, аэробике на уроке здоровья, проводит спортивные игры на прогулках и т.д.;

– проводит физзарядки во время урока;

– подбирают спортивную комнату для участия в соревнованиях;

– оборудуют и оформляют спортивный уголок в классе.

– организует процесс дежурства в классе, несет за него ответственность;

– составляет графики дежурства, правила дежурства, следит за атрибутами дежурных и т.д.

– обеспечивают заботу о выполнении правил гигиены детьми;

– соблюдают графики проветриваний в классе;

-помогают педагогам в организации закаливания, могут оказать первую мед. помощь;

– выпускают свою санитарную страничку в стенгазете класса.

3 Цветок – отдел по охране природы

– забота о растениях и животных в классе;

– ведут дневник наблюдений за природой, календарь погоды;

– организуют экскурсии, опыты и эксперименты, наблюдения в природе;

– организуют творческие дни бережного отношения к природе.

4 Цветок – отдел по культуре

– организуют спокойные игры на перемене;

– проводят конкурсы, праздники, викторины;

– работают в подшефной группе;

– оформляет выставки работ;

– выпуск поздравительных открыток, газет.

Работа над поручениями поощряется призами, значками, статьями в газете и т.д.

Утром на общем сборе-огоньке планируется совместно с детьми планирование дел на весь день. В пятницу устраивается обсуждение всем классом опыт выполнения постоянных дел-поручений.

Смена дел-поручений производится по желанию детского коллектива 1раз в месяц, 1раз в четверть или 1 раз в полугодие.

Коллективная творческая деятельность (КТД) (по методике И.П.Иванова) организуемая детским коллективом состоит из нескольких этапов:

1 этап – предварительная работа педагога (разработка вариантов КТДел как примеров для выбора учениками, постановка задач);

2 этап – совместное с детьми планирование КТД (предложения, обсуждения, выработка стратегии);

3 этап – совместная подготовка КТД (тактическое планирование, оформление, распределение обязанностей);

4 этап – проведение КТД;

5 этап – подведение итогов КТД (анализ, обобщение, поиск, решение проблем, построение перспектив)

КТДела класса отвечают возрастным особенностям детей, общим целям и задачам и выходят из детских потребностей.

Основные компоненты системы соуправления в классе:

  • название, девиз, эмблема классного коллектива;
  • органиграмма;
  • расписанные дела-поручения и их обязанности;
  • план КТДел класса;
  • экран успеха.
  • разработанные и принимаемые всеми детьми и взрослыми правила школьной жизни (кодекс чести или заповеди).

Результатами, подтверждающими эффективность реализации такой системы соуправления в нашем классе на протяжении 4 лет обучения в начальной школе стали:

1. Динамика коэффициента сплоченности детского коллектива – в классе нет не принятых коллективом детей, по результатам социометрии более 12 взаимовыборов, в классе 3 лидера.

2. Динамика социального статуса детей в детском коллективе и семье имеет позитивные показатели, по результатам исследования психологов.

3. Все дети активные участники коллективной творческой деятельности класса и школы в целом, намечается динамика сформированности субъектной позиции к воспитательному процессу и у родителей учеников.

4. По результатам анкетирования учащихся класса – 100% детей отмечают позитивное отношение к школе и детскому коллективу.

5. Интегративное качества личности – самостоятельность, эмпатия, коммуникативность – являются оптимально развиты у детей данного возраста.

В конце учебного года все отделы отчитываются о выполненной работе за год. Одну из форм отчёта в системе соуправления может быть “Устный журнал” (Приложение №1)

Читайте также: