Ветер крепчает краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Свой последний полнометражный мультфильм "Ветер крепчает" гений мультипликации Хаяо Миядзаки выпустил в 2013 году. После чего заявил, что отходит от дел.

Почему? Да, возраст уже за 70, но, учитывая вполне ещё бодрый вид дисциплинированного трудоголика Миядзаки и его кипучую деятельность в течение всей жизни, это ещё явно не финал. Но он устал. Просто устал от работы. А кроме того, что самое печальное из сказанного им в интервью, он перестал верить в то, что его мультфильмы изменят мир. Он говорит о поруганных мечтах, а это в устах мастера, принёсшего столько радости людям, звучит как приговор.

На самом деле, в мультфильмах Миядзаки почти всегда есть мощный антивоенный посыл, против любой войны вообще ("Ходячий замок Хаула", "Проко Россо", "Ветер крепчает" и др.), часто - мощный экологический посыл, против загрязнения воды, с намеком на грядущую экологическую катастрофу ("Рыбка Поньо на утёсе", "Навсикая из Долины ветров" и др.). Он как бы транслирует миру послание: "Опомнитесь, люди! Остановитесь!" А мир что? А мир ковыряет в носу и тиражирует фигурки Тоторо , отвечая: "Ага, понятно, прикольные мультики ты снял, надо на них подзаработать, ну, и ребёнку футболку с Тоторо купить".
И какой тогда смысл Миядзаки убиваться в лепёшку накануне вечности и снова взывать к ненасилию, если это все равно ни на кого не действует? Может быть, просто посидеть в саду, посмотреть на рыбок в пруду, поиграть с внуками.

"Ветер крепчает" - хороший мультфильм, "снятый" по канонам художественного фильма для взрослых. Детям до 12-ти может показаться скучным. Он о молодом человеке, который с детства мечтал стать лётчиком, а когда понял, что не станет, из-за плохого зрения, стал авиаконструктором. В поезде он встречает девочку, которая ловит его шляпу, а потом сам помогает ей, когда случается землятресение. Затем он полностью уходит в работу, мечтает создать идеальный самолет, который будет перевозить не бомбы, а людей, видит сны о небе. А девочка вырастает и снова находит его. А тут еще война, и работа без продыха, и слезы, и любовь.

И всё же, отдохнув пять лет на заслуженной пенсии, Миядзаки не выдержал. И в 2018 году выпустил короткометражку "Гусеницу Боро". А теперь, никуда не спеша (его главное условие - чтобы не торопили!), создаёт полнометражный мультфильм "Как поживаете?" . За анимацию отвечает вновь открытая студия "Гибли". Выход мультфильма намечен на 2021 год, когда Миядзаки исполнится 80.


Далее сюжет, он будет более-менее подробно расписан и вполне возможно, если вы не видели даже трейлер и не знаете всемирной истории за 10-11 класс средней школы, то для вас будут спойлеры.

Ветер крепчает

Сюжет аниме

Картина рассказывает нам свою историю, в то время, когда старая добрая Япония начала ХХ века начинает меняться, как и весь мир. В это время живет мальчик Дзиро и всей душой мечтает о том, как будет создавать самолеты. Растет он в небольшой деревеньке, где каждый готов ему помочь, если уж не делом, то хорошим словом. При этом конечно большинство людей самолеты даже в глаза не видели.

В общем, живет он не богато, но в целом в любящей и дружной среде. Хотя и тут находятся люди, которых жизненно необходимо ставить на место.

Ветер крепчает

Ему снятся волшебные сны, где он никогда не бывает один. Там он встречается со знаменитым Джованни Капрони. Именно он учит его основным правилам, как конструкторского дела, так и житейским вещам. Он именно тут, как и многие из нас, впервые полетел и ощутил волшебство самолетов и свободы. Еще не раз по сюжету Дзиро будет навещать итальянского авиаконструктора в их общих снах.

Ветер крепчает

Мальчик рос, и вот пришло время, когда ему уже необходимо отправляться дальше в путь за своей мечтой. С решительностью, на которую способны только юные, он отправляется учиться дальше.

В поезде Дзиро встречает прекрасную незнакомку и вроде бы, когда герои должны уже познакомиться, то случается беда. В районе проходит сильной волной землетрясение, вещь абсолютно точная, так как в 1923 году произошло Великое землетрясение Канто – но об этом подробней ниже. И вот среди этой катастрофы уж точно не до знакомств. Он смог спасти как девушку, так и ее раненную служанку и тут же убежал спасать книги в своем учебном заведении.

Ветер крепчает

И вот прошло еще некоторое время и перед нами молодой человек и начинающий авиаконструктор Дзиро. Он готовится начать работать над новыми самолетами для новой Японии в свой первый день. Страна стремительно меняется и уже в воздухе ощущаются будущие беды для всего мира. Ну а пока… пока Дзиро встречает ту самую девушку.

Ветер крепчает

Впечатления от просмотра

А теперь постараюсь охватить все свои впечатления и мысли после просмотра картины, а попутно попытаюсь развеять некоторые слухи и заблуждения, касаемые этого аниме Хаяо Миядзаки.

Пожалуй, самое основное заблуждение, которое можно разделить на два лагеря:

Ветер крепчает

Еще одно заблуждение, считать крайнюю (не могу называть ее последней) работу Хаяо Миядзаки шедевром только для взрослых, тоже неправильно. Из личного опыта, при просмотре в кинотеатре было весьма большое количество детей и их родителей. Понятное дело, что попали они на сеанс по большей мере случайно, увидели афишу, которая в целом напоминала какой-то очередной мультик и решили сходить всей семьей.

Так уж повелось, что современный западный зритель, в том числе и российский, от современной мультипликации ждет сочной картинки, топорного юмора и обязательно такого, чтобы иногда и взрослый мог посмеяться. Сами можете понимать, что Миядзаки не из таких нишевых авторов.

Ветер крепчает

Но, как известно, не графикой единой. В картинах Миядзаки всегда на первых ролях был трогательный сюжет и внимание к деталям. И этих самых деталей тут великое множество. Поэтому зрителя можно разделить на три основных категории:

  1. Те, кто безмерно глуп или просто не хочет принимать аниме, как жанр искусства (можете их приравнять);
  2. Те, кто имеют основные понятия об истории человечества и видели несколько картин Хаяо Миядзаки;
  3. И наконец те, кто знают историю Японии, что-то понимает в физике и любит картины Великого мастера.

Ветер крепчает

Сам автор не раз рассказывал, что смотря на нынешние события, самое ужасное, что может произойти, это последняя война для человечества. Это показано не только в сюжете, но и в деталях.

Из этого вытекает следующее заблуждение, которое завладело умами многих азиатских и американских критиков. Почему-то многие из них решили, что картина носит провокационный характер. По их логике невозможно восхищаться таким человеком, как Джиро Хорикоси, ведь он создал оружие смерти.

Ветер крепчает

Для Миядзаки самолет тут вовсе не является орудием смерти. Тут Зеро является олицетворением свободы, надежды и возможности выразить себя в любое время, каким бы тяжелым оно не было. Это еще раз подтверждает такая характерная черта для картин японца, как отсутствие злодеев. Казалось бы, куда как проще в такой картине найти парочку злодеев, свесить на них все грехи и обелить остальных. Но Миядзаки отлично понимает, что тут нет правых и виноватых, ибо они все люди. Так что в итоге, я увидел песнь мира, силу творчества и любви.

Свежеет ветер! Жизнь вперед стремится!
Трепещут книги тонкие страницы,
На гребне скал – солёная роса!
Раздайтесь волны, расступитесь воды,
Стихи мои, летите на свободу,
Где мирный кров, где ветер в паруса!

Поль Валери. Кладбище у моря.
Пер. с французского Д. Кузнецов

Поль Валери. Кладбище у моря.
Пер. с французского Е.Витковского

Le vent se lève! . . . il faut tenter de vivre!
L'air immense ouvre et referme mon livre,
La vague en poudre ose jaillir des rocs!
Envolez-vous, pages tout éblouies!
Rompez, vagues! Rompez d'eaux réjouies
Ce toit tranquille où picoraient des focs!


"Ветер крепчает" - последний, во всех смыслах, фильм Миядзаки. Режиссер обещает, что больше он “снимать” не будет. Фильм, скорее взрослый, чем детский, хотя, мне кажется, я бы и в детстве его посмотрел с удовольствием, даже, возможно, до конца и не понимая о чем речь.




Жанрово "Ветер крепчает" по всем признакам - роман. Впрочем, он и снят по мотивам двух романов, одной манги и нескольких биографий. Фильм необычайно реалистичен для анимации.




Пейзажи нарисованы практически в духе фото-реализма и немного в импрессионисткой манере. В кадре видны временами даже блики от солнца на несуществующих линзах воображаемой кинокамеры.




Ну и вообще внимание к деталям таково, что, рисуя очки, художник не забывает об отражении в них сценок, не попадающих в кадр. В фильме вообще много бытовых сценок, никак не влияющих на сюжет, но прорисованных настолько тщательно, что так и хочется сказать "снятых".





Миядзаки же в “Ветер крепчает” незаметно, полусказочно растабуирует это время, показывая предвоенную Японию такой, какая она была. Не морализируя, не осуждая и не каясь, а скрупулезно, заботливо к деталям, тщательно воспроизводя портрет эпохи. Он рассказывает о том, как люди жили, как работали и что были счастливы. Миядзаки этим отдает и дань памяти родителям, чья молодость прошла как раз в описываемый период. Вот как говорит об этом сам режиссер :






К сведению, сигареты “Cherry” были сняты с производства только в 2011 году, а сам Хаяо Миядзаки был заядлым их курильщиком.




Со стороны может показаться, что в аниме много лишних, затянутых эпизодов. Но ни один из персонажей или предметов не появляется в кадре случайно.




Много внимания в фильме уделено интерьерам, архитектуре, описанию быта и привычек как простых японцев, так и новой, вестернизированной интеллигенции.












Или вот еще одна интересная деталь. В один из вечеров немец Касторп играет на пианино и поет "Das Gibts Nur Einmal", а все ему подпевают:



то есть не стоит тянуть с судьбоносным решением. Но вернемся к сюжету. В нем, вроде бы, речь идет об авиаконструкторе Дзиро Хорикоси и истории созадания японских истребителей Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero. Но по факту, из реальной жизни в фильме только почти точная хронология выпуска самолётов Хорикоси, тогда как его судьба - это вымысел, во многом заимствованный из романов Тацуо Хори, истории семьи Миядзаки и культурного контекста предвоенной Японии.
Каким-то режиссерским находкам я не могу дать рационального объяснения. Например, в качестве звуковых эффектов, таких как звук работы авиадвигателя или шум землетрясения, были использованы человеческие голоса. Почему? Зачем? Но в этом-то и особенность фильмов Миядзаки: они полны загадок, которые если начать разгадывать, то фильм, в ответ, начинает рассказывать тебе истории. Истории о чем угодно. Например, об известных брендах. О Cherry я уже упоминал, но из фильма я узнал, что фирма Юнкерс, перед тем как занялась самолетами, занималась, в том числе, и радиаторами отопления.



А компания Митсубиси, на которую работает главный герой, с 1918 года занималась авиастроением. Есть легенда, что трилистник с эмблемы компании это не что иное как самолетный пропеллер, но это вымысел. Эмблема Митсубиси - это результат слияния фамильного герба рода Ивасаки (три ромба) и клана Тоса (три дубовых листа, произрастающих из одной точки). Сам же Миядзаке - сын директора фабрики Miyazaki Airplane Кацудзи Миядзаки, производившей комплектующие для Mitsubishi A6M Zero Дзиро Хорикоси. Детство Миядзаки прошло на фабрике, и в чем-то естественно, что он мечтал конструировать самолеты как Дзиро Хорикоси, но жизнь сложилась иначе и он стал аниматором.



А то, что этот самолет - истребитель, это и не хорошо, и не плохо. Все зависит от того, как и кто потом этот истребитель будет использовать. Разве справедливо, что одни и те же конструкторы вооружений у стран победителей - герои, а у стран проигравших - преступники? Вот что сказал Миядзаки по этому поводу:



На родине, в Италии, Джованни Капрони считают пособником фашистов, но Миядзаки отказывается трактовать образ итальянского инженера как отрицательный. Помимо бомбардировщиков Капрони создавал и другие самолеты, а его самолеты давали работу тысячам людей как в Италии, так и в Японии. При этом разработанные Капрони самолеты во время войны никто так и не использовал! Не пригодились. Но Капрони все равно плохой. Кстати, связь Капрони и Миядзаки проявляется еще в одном любопытном факте. Анимационная студия Миядзаки называется Ghibli, так же как и один из военных самолетов, спроектированных Капрони.

Кроме самолетов, в фильме показана трогательная история любви, на фоне рока, долга и обстоятельств. История эта вневременная и общечеловеческая, но пересказывать ее глупо, пусть остается интрига. О чем еще фильм: об одержимости работой, о предчувствии грядущей войны, о попытке нагнать и успеть. По настроению очень похоже на предвоенный сталинский период в СССР.




Единственное, что "царапнуло" в фильме, так это то, что постоянно в кадре присутствует четкое разделение на "креаклов" и "ватников".






Вторые, с грубыми и лишенными мыслей лицами, невзрачные внешне настолько, что сливаются в однородную коричневую массу.




Герои, ясное дело, относятся к первым и как бы живут в повседневности не замечая "недолюдей", хотя в разговорах "светлых эльфов" "ватники" присутствуют под термином “народ”, о котором надо заботиться, и даже - делиться пирожными. Другое дело, что и пирожные "ватники" оценить не могут:







Как говорят, есть и аллюзии к "Под сенью девушек в цвету" Марселя Пруста. Но эти ребусы пока мною остались неразгаданными. Смотреть стоит, и, возможно, - не раз.

PS Кстати, во время путешествия Дзиро в Европу в кадр на несколько секунд попадает и Россия:



PPS Примеры того, насколько больше фильм Миядзаки может рассказать тем, у кого кругозор поширше моего:

Поклонники студии Ghibli с нетерпением ждали премьеры. Естественно, большинство рассчитывали увидеть эмоциональную антивоенную картину про человека, который вынужден был в непростой ситуации служить своему народу, новое аниме про Любовь, Мечту, Человека и его творческий путь.

В чем же причина?

Япония, 1918 год. Скромный и порядочный мальчик Дзиро Хорикоси хочет стать летчиком, но серьезный дефект зрения делает эту мечту неосуществимой. Дзиро не отчаивается и продолжает прилежно учиться, штудируя журналы про авиацию на иностранных языках. Однажды во сне он видит знаменитого итальянского инженера и авиаконструктора Джованни Капрони. По совету итальянца Дзиро решает стать инженером и построить идеальный самолет.

Дальнейшие события аниме — долгий и тернистый путь инженера-авиаконструктора, творческий поиск, полный проб и неудач, традиционная для фильмов Миядзаки история дружбы, любви и мечты о полете.

Для Хаяо Миядзаки фигура авиаконструктора Хорикоси интересна по целому ряду причин. Миядзаки — личность с точки зрения европейца противоречивая. Будучи убежденным пацифистом, он провел немало времени, изучая историю войн и военной техники. Повышенный интерес к танкам, самолетам и кораблям, скорее всего, связан с тем, что отец Миядзаки был директором фабрики, которая выпускала запчасти для японских истребителей. Да и первые 4 года жизни будущий художник провел в атмосфере милитаристского психоза Великой Японской Империи.

Про Капрони я уже писал выше. Несмотря на то, что на родине его считают пособником фашистов, Миядзаки отказывается трактовать образ итальянского инженера как отрицательный. По мнению Миядзаки помимо бомбардировщиков Капрони создавал и другие самолеты, а его компания давала работу тысячам людей (особенно актуальный вопрос для Японии 30-х годов). Справедливости ради следует отметить, что вклад Капрони в не-военную авиацию все-таки был достаточно скромным по сравнению с ролью его компании в вооружении Италии Бенито Муссолини.

Сцена, в которой Дзиро курит в присутствии беременной больной жены, вызвала массу негодования у публики. Не стоит забывать, что дистрибьютором фильмов Миядзаки в США является Дисней. Вряд ли кому-то кроме признанного гения такое бы сошло с рук.

В 20-е годы отношения между Германией и Японией были далеки от дружественных. Япония выступила на стороне Англии в Первую Мировую. Приход к власти нацистов позволил возобновить сотрудничество, но недоверие между странами сохранилось.

Сегодня мы восхищаемся японскими мечами, но при этом мало кто задумывается над тем, что до того, как стать декоративным украшением, катана использовалась исключительно как инструмент убийства людей. То же самое касается эскизов Леонардо Да Винчи, многие из которых были видами оружия. Глупо обвинять Дзиро Хорикоси в том, что он честно выполнял долг перед Родиной. Как и подавляющее большинство японцев, гениальный авиаконструктор признавал ошибки правительства, но оставался верен идеям японской государственности.

Плюсы: Фильм от студии Ghibli и легендарного Хаяо Миядзаки. Прекрасный визуальный ряд, богатая детализация, музыка от Дзё Хисаиси (постоянный композитор студии и автор лучших саундтреков к фильмам Миядзаки). Уникальный для аниме сюжет, повествующий о работе инженера. Трогательная история любви на фоне судьбоносных перемен в предвоенной Японии.

Минусы: Фильм рассчитан на японского зрителя, знакомого с отечественной и мировой историей. Поклонники традиционных для Миядзаки сказочных сюжетов будут разочарованы — в новом аниме волшебства нет совсем.

Ветер крепчает (2013)
The Wind Rises
мультфильмы, аниме, биографический, война, драма, исторический, мелодрама
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Хидеаки Анно, Хидэтоcи Нисидзима, Миори Такимото, Масахико Нисимура, Стив Элперт
Премьера: 20 февраля 2014 года

Маленький мальчик из провинциальной Японии Дзиро Хорикоси грезит о небе. Но так как в пилоты не берут с плохим зрением, Дзиро по совету привидевшегося ему во сне итальянского авиаконструктора Капрони решает стать не летчиком, а создателем самолетов. Проходят годы, и молодой талант устраивается на работу в компанию Mitsubishi. Дзиро нет дела до войны и политики, но ему приходится смириться с тем, что он конструирует боевые машины по заказу японских военных. Пока он придумывает, как создать лучший в мире палубный истребитель, Хорикоси заводит роман с красавицей Наоко, медленно умирающей от чахотки.

8 декабря 1941 года (7 декабря по американскому календарю) было днем величайшего японского военного триумфа. Страна, которая в середине XIX века казалась безнадежно отставшей от Европы, менее чем за сто лет радикально модернизировалась и превратилась в одну из ведущих милитаристских держав мира. 8 декабря она бросила вызов своим заокеанским противникам и одержала сокрушительную победу. 3,5 тысячи американцев были убиты или ранены во время нападения на Перл-Харбор. Японцы же потеряли, временно или навсегда, всего 65 человек.

Среди тех, кто отвесил США эту звучную пощечину, были генеральный конструктор истребителей Mitsubishi A6M Zero Дзиро Хорикоси и директор фабрики Miyazaki Airplane Кацудзи Миядзаки (его компания производила запчасти по заказу Mitsubishi). Они не были ни солдатами, ни пилотами, и их жизнью была не война, а авиация. Однако кровь погибших американцев была на их руках – как и кровь японцев, погибших, когда Америка нанесла свой ответный сокрушительный удар.

Вместо обычных, механических звуковых эффектов рев самолетных моторов и грохот землетрясения в картине озвучены голосами актеров

Читайте также: