Андре шенье опера краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Андре Шенье, Teatro Alla Scala. Анна Нетребко в роли Мадлен де Куаньи, Лука Сальси - Шарля Жерара, Ла Скала, Милан, 2017

Андре Шенье, Teatro Alla Scala. Анна Нетребко в роли Мадлен де Куаньи, Лука Сальси - Шарля Жерара, Ла Скала, Милан, 2017

Андре Шенье, Teatro Alla Scala. Анна Нетребко в роли Мадлен де Куаньи, Юсиф Эйвазов - Андре Шенье, Ла Скала, Милан, 2017

Андре Шенье, Teatro Alla Scala. Анна Нетребко в роли Мадлен де Куаньи, Лука Сальси - Шарля Жерара, Ла Скала, Милан, 2017

Что представляла собой французская революционная песня, и где ее истоки?

Французская революция создала исключительно благоприятную почву для развития песенных жанров. Острые социальные столкновения, необходимость агитировать за выдвинутые идеалы свободы, равенства и братства, убеждать призывать к борьбе требовали немедленного художественного выражения. Этой потребности лучше всего отвечала песня, быстро занявшая одно из первых мест среди других видов искусств революционной эпохи, благодаря своей доступности и воспламеняющей силе. В ней видели мощное идеологическое оружие.

В начальный период революции песни пели на мелодии духовных песнопений. Однако, эти мотивы, противоречившие новым запросам, были быстро отвергнуты и уступили место активному творчеству народа, выражавшего в песне свое отношение к происходящим событиям.

Революция вызвала к жизни тысячи образцов. Подъем этого вида творчества возрастал вместе с настроениями. Конвент, например, периодически издавал сборники песен, чем стимулировал творчество поэтов и композиторов. Комитет общественного спасения 16 мая 1794 года опубликовал специальное обращение к поэтам с призывом прославлять важнейшие события Революции, сочинять патриотические гимны и стихотворения, республиканские драмы, оглашать исторические деяния воинов свободы, случаи особой храбрости и преданности республиканцев и победы, одержанные республиканскими армиями. Часто авторы являлись для исполнения своих произведений на заседания Конвента. Посещения делегаций, подача петиций порой заканчивались исполнением гимнов и песен.

Шансонье, потомки далеких менестрелей и жонглеров, являясь хранителями и продолжателями старинной народной традиции, в тоже время были проводниками новых идей. Авторами текстов выступали не всегда профессиональные литераторы, среди них можно найти самых разных персонажей от профессионального поэта Мари Жозефа Шенье (брата главного героя оперы Джордано Андре Шенье) до какой-нибудь гражданки, своеобразно воспевающей на свой лад личные маленькие радости – отмену налогов, например.

Андре Шенье, Ла Скала, в главных ролях: Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Лука Сальси, Teatro alla Scala, Мила, 2017

Андре Шенье, Ла Скала, в главных ролях: Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Лука Сальси, Teatro alla Scala, Мила, 2017

Тематика текстов

Ça ira

Еще одним примером timbres были некоторые оперные арии: от мелодий Люлли и Рамо до ариетт и сентиментальных арий из комических произведений малоизвестных сейчас композиторов Девьена, Монсиньи, Дезеда.

Карманьола и Марсельеза

Андре Шенье

Опера в четырех действиях Умберто Джордано на либретто (по-итальянски) Луиджи Иллики, написанное по мотивам жизни поэта Андре Шенье.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Подлинная история Андре Шенье дала основание Луиджи Иллики написать настолько же романтическое, насколько и лишенное исторической достоверности либретто. Шенье родился в Константинополе. Его отец был французским аристократом, а мать — гречанка. Будучи молодым человеком, он вел весьма бурную жизнь в Париже, начал рано писать стихи и в какой-то момент задумал изложить — в поэтической форме — полную энциклопедию человеческих знаний. Он избрал — как оказалось ненадолго — карьеру дипломата в Лондоне, боролся за идеалы Французской революции, но противился ее крайностям. Он писал горькую сатиру на эту тему и ощущал себя в полной безопасности до одного злополучного вечера, когда, посетив своего друга-аристократа неподалеку от Парижа, был арестован полицией, которая разыскивала кого-то совсем другого. Это не было ошибочной идентификацией: полицейские просто не желали возвращаться с пустыми руками. За сто сорок дней, проведенных в заключении, он написал столько великолепных стихов, что его поэзия обеспечила ему прочное и важное место в истории французской литературы. Только после его смерти многое из его ранних творений, которые оставались неопубликованными, было обнаружено в разных местах и стало предметом серьезного изучения и критической оценки, чего удостаиваются только великие из умерших.

Его брат, Жозеф, ведущий драматург революции, должно быть, имел достаточное политическое влияние, чтобы спасти его, но он полагал, что наилучший шанс для Андре остаться в живых — это тихо пребывать в тюрьме, пока его не забудут. Жозеф просчитался. В возрасте тридцати двух лет Андре взошел на гильотину. Последнее обстоятельство — единственное, что в либретто Иллики достоверно. При этом, однако, в целом характер этого молодого человека обрисован довольно верно.

ДЕЙСТВИЕ I

ДЕЙСТВИЕ II

Прошло несколько лет: свершилась революция, Бастилия взята, и теперь правит восставший народ. Один из лидеров революции — Жерар, бывший лакей. Поэт Андре Шенье также на стороне восставших, но теперь его подозревают как контрреволюционера. Что касается аристократов Куаньи, то их замок был сожжен дотла, и спаслась только Мадлена.

ДЕЙСТВИЕ III

Третье действие происходит в революционном трибунале в Париже, где столько мужчин и женщин были либо поспешно, либо неправым судом осуждены на казнь. Вступительный зловещий хор указывает на жестокость и бессердечность происходящего.

Но даже заступничество Жерара бессильно. Судьи удаляются, и во время краткого ожидания их приговора Шенье видит Мадлену, и душа его ободряется. Приговор, конечно, такой, какой хочет услышать толпа: виновен. И кара — смерть. Под отчаянные крики Мадлены, взывающей к Шенье, поэта уводят в камеру смертника.

ДЕЙСТВИЕ IV

Руше должен уйти, и, пока Шенье провожает его, в камеру входит его старый друг и соперник Жерар, ведя с собой Мадлену. Она подкупила тюремщика, чтобы занять место одной из приговоренных к смерти, так что теперь она может оставаться с Шенье до самой его казни. Глубоко тронутый Жерар удаляется, чтобы попытаться обратиться к самому Робеспьеру, наиболее влиятельной фигуре во Франции в то время. (В действительности сам Робеспьер — в опере об этом не рассказывается — был казнен через три дня после смерти Шенье.)

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

Музыка

АНДРЕ ШЕНЬЕ (Andrea Chenier) — историческая драма У. Джордано в 4 к., либретто Л. Иллики.

Андре Шенье (1762-1794), один из крупнейших лирических поэтов Франции, был, в отличие от своего брата Мари Жозефа Шенье, драматурга, человеком весьма консервативных политических взглядов. На него повлияли события революции, террор, суд над Людовиком XVI и его казнь. Поэт резко нападал на якобинцев, был связан дружескими узами с представителями аристократии, прославлял Шарлотту Корде — убийцу Марата, публично заявлял, что готов выступить в качестве защитника на процессе Людовика XVI, и закончил свою жизнь на эшафоте незадолго до гибели Робеспьера. Творчество Шенье стало известно лишь через много лет после его казни.

В опере события жизни поэта трактованы очень свободно. Действие развертывается в годы Французской революции. Аристократы дают последний бал, прерываемый вторжением бедняков. Андре Шенье любит графиню Мадлен де Куаньи и любим ею. Враг Шенье, бывший слуга графини Жерар, участник революционных событий, также влюблен в Мадлен. Шенье ранит Жерара на дуэли; он схвачен, предан суду и осужден, хотя Жерар выступает в его защиту. В тюрьму Сен-Лазар, где поэт ожидает казни, проникает Мадлен, чтобы вместе с любимым взойти на эшафот. Жерар тщетно пытается вымолить у Робеспьера прощение Шенье.

Сценическую судьбу произведения определили его достоинства, выигрышность заглавной роли, в которой выступали крупнейшие тенора, включая Э. Карузо, А. Пертиле, М. дель Монако, П. Доминго и X. Каррераса. В настоящее время опера ставится только за рубежом. В 1973 г. в Милане была выпущена ее видеозапись с участием одного из лучших исполнителей партии Андре — Ф. Корелли.

Дискография: CD — BMG. Дир. Ливайн, Андре (Доминго), Медлен (Скотго), Жерар (Милнс), Берси (Юинг). Decca. Дир. Шайи, Андре (Паваротти), Мадлен (Кабалье), Жерар (Нуччи), Берси (Кульман). Decca. Дир. Гаваццени, Андре (Дель Монако), Мадлен (Тебальди), Жерар (Бастианини), Берси (Симионато).

Андре Шенье опера Джордано Умберто

Краткое содержание

Начало действия – 1789 год, замок де Куаньи, графини. Один из гостей, Шарль Жерар, верный идеалам Просвещения, влюблён в Мадлен, дочь хозяйки. Всеобщее внимание привлекает француз Андре Шенье, молодой поэт. По просьбе гостей он читает свои лирические стихи, но в них красной нитью проходит мысль, что сейчас надо мечтать не о любви, а думать о бедственном положении народа, о спасении его от нищеты.

Далее действие переносится в Париж, в 1793 год. Уличная толпа приветствует радикального революционера Марата, победившего жирондистов. Шенье по убеждениям близок к жирондистам, поэтому ему небезопасно оставаться в Париже. Однако уехать он не может, т.к. ежедневно получает любовные письма от неизвестной дамы и, заинтригованный, ждет с ней свидания. Это оказалась Мадлен.

Соперники Жерар и Шенье сражаются в поединке, в результате которого Жерар получает ранение. Оправившись, он, одержимый ревностью, пишет донос на Шенье, и в результате политических и личностных интриг Шенье приговорили к смертной казни и поместили в тюрьму. Завершается опера сценами в тюрьме. Мадлен поменялась с женщиной-арестанткой, чтобы быть до конца рядом с любимым. Встретив её в тюрьме, потрясённый Жерар просит Робеспьера о помиловании, но прошение отвергнуто. Влюблённые, взявшись за руки, направляются к гильотине.

Опера Андре Шенье

Главное действующее лицо, Андре Шенье – реальный персонаж, подлинные факты биографии которого отображены в опере, что придаёт произведению исторический колорит и достоверность. Он родился в Константинополе, а став взрослым, переехал в Париж, где не смог удержаться от соблазнов и вёл бурную жизнь. Недолго был дипломатом в Лондоне, писал стихи, приветствовал идеалы Французской революции. По ошибке попав в заключение, Андре Шенье провёл там несколько месяцев и написал великое множество стихов. В 32-летнем возрасте он был обвинён я заговоре против государства и отправлен на гильотину, и это событие – единственно достоверное в либретто Иллики. Всё остальное – художественный вымысел, романтический флёр, который, тем не менее, не помешал реалистически обрисовать характер главного героя.

Партия Шенье вошла в репертуар многих теноров: Франческо Таманьо, Джованни Мартинелли, Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джакомо Лаури-Вольпи, Антонио Кортиса, Франко Корелли, Марио дель Монако, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и др.

Содержание

Действующие лица

Либретто

Акт первый. 1789. Замок графини де Куаньи

Акт второй. 1793. Париж. Улица возле Кафе санкюлотов

Акт третий. 1794. Революционный трибунал

Акт четвертый. 1794. Тюрьма Сен-Лазар

Читайте также: