Вербальное общение детей в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Желябова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 Детский сад "Земляничка"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: реферат
Тема: "Использование вербальных и невербальных средств общения в театрализованной деятельности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют

общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это

осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от

общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса

коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм

социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел

один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном

понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на

друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом

Существуют два языка общения:

один язык (Вербальный) - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых

Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он

общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. В детском саду круг

полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложнившаяся деятельность

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки" : неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребё нка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это так : "Такой, какой я есть, я неприемлем").

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей. " ("Я наверное плохой").

"Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").

"Ты никогда ничего не понимаешь. " ("Я тупой, неспособный!").

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что " личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два языка общения:

один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;

второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт : каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять".

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Вопросы для обсуждения:

Какие средства коммуникации, вербальные или невербальные, преобладают в дошкольном возрасте? Почему?

Верно ли утверждение, что детей учит то, что их окружает?

Что, на ваш взгляд, главнее: научить ребёнка чему-либо или построить добрые отношения с ним? Обоснуйте свой ответ.

Выберите пять заповедей, соблюдение которых вы считаете особенно важными в воспитании детей. Обоснуйте свой выбор.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический совет

подготовила: воспитатель

Спицына Любовь Николаевна

Вербальные и невербальные виды общения .

Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.

Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.

Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:

Коммуникативная . Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая . Язык как средство установления контакта между людьми.

Этническая . Язык как средство объединение народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

Слушание – восприятие содержания звуковой речи;

Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;

Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

К невербальным средствам общения относятся:

Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Исследователями замечено, что в течении 1 часа финны жестикулируют 1 раз, французы -20, итальянцы_80, мексиканцы -180.

Мимика. Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что пи неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний ( гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.

Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п..Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.

Рукопожатия делятся на три вида:

Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);

Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.

Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.

такие педаг оги как: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М. И.Лисин а и др.

Так как, игра в дошколь ном возра сте является ведущим вид ом

деятельности ребенка, формировать навыки общения эффективнее всего в

игровой форме. Раз работкой коммуникативн ых игр занима лись такие авторы,

К проблеме детс кого неблагопол учия в межличностных отношения х в

дошкольном возрасте о бращались многие отечественн ые и зарубежны е

исследователи : Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирн ова, Д.Б. Эль конин и др.

После изучен ия литерат уры, были определены цель и задачи работы

по формированию у детей старшего дошкольного возраста вербального

общения со све рстниками с ис пользова нием различн ых видов иг р.

Цель: формирование навыков вербального общения со сверстниками с

- сочетать использование различных ви дов игр (дидактич еские, подвижные,

имитационные и др.), как в о бразовательной организованной деятельности,

так и в самостоятел ьной деятель ности старш их дошколь ников;

- создавать у детей старшего дошкольног о возраста потребность в

использовании иг р для вер бального об щения со свер стниками ;

- способствовать раз витию у дете й умения уп равлять своим поведе нием;

- воспитывать желание общать ся друг с другом, д оброжелатель ность по

Для достижения поставленной цели на пе рвом этапе работы в ыявили

уровень сформированности вербального общения со сверстникам и у детей

старшего дошколь ного возраста. Для этого исп ользовали методику Е.О.

Смирновой, В.М. Х олмогоров ой «Диагностика на определение уровня

которой, было решено провести диагност ики на затруднение общения, в

данном случае агрессивног о поведения по о тношению к сверстникам, так как

агрессивность – одно из нескольких личностных качеств, которые способны

затруднить о бщени е с друг ими детьм и. Были и спользован ы методики А .А.

По результатам проведённой диагностики был разработан перспективный

план, направл енный на развитие навыков вербального общения у д етей

старшего дошкольного возраста с использованием игр и сн ижение уровня

агрессивного п оведения у дете й . Эффективность коррекции достигается чаще

всего в процессе игр, коллективных игр и в группе сверстников. Работа

проводилась п о двум направл ениям: с детьми и родителям и.

Для целенаправле нного педагогиче ского воздей ствия были выбраны

снижение уровня агрессивног о поведения у детей . Игра присутствовала в

каждом режимном процессе детского сада: на занятия х, прогулке и в

При организации и проведении различных видов игр учитывались

Организуя жизнь дошкольников, эффективно использовался весь

комплекс мето дов и приём ов (наглядные, словесн ые, практ ические).

Для детей старшего дошкольного возраста пров одились мероп риятия:

занятия, различн ые виды игр (дидактические, игры - драматизации, игровые

Читайте также: