Опера таис краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Опера в трех действиях. Либретто Луи Галле по одноименному роману Анатоля Франса.

Премьера — 16 марта 1894 г. в Париже.

Действующие лица: Атанаэльа — баритон; Никиаса — тенор; Таиса — сопрано; Альбина, монахиняа — меццо-сопрано.

Действие первое

Картина первая. Атанаэль, член древнехристианской общины отшельников, живущих близ Александрии, рассказывает о грехах большого города. В Александрии восторжествовала власть дьявола, а наместница Сатаны — Таис, гетера, которая своей неотразимой красотой развращает молодежь. Затем Атанаэлю является видение: перед ним предстает александрийская танцовщина, которая хочет очаровать и его.

В Атанаэле крепнет решение: он пойдет в город и спасет душу прекрасной куртизанки.

Картина вторая. Дом александрийского богача Никиаса. В его лице отшельник встречает старого друга. Богатый горожанин охотно помогает Атаниэлю, дает ему городское одеяние, чтобы наряд отшельника не обращал на себя внимание и не вызывал насмешек.

Атанаэль встречается с Таис.

Языческая красота танцовщицы поистине потрясает отшельника, но не может поколебать его намерений. Он говорит ей о чистых духовных радостях, а та поет ему о прелестях земной любви.

Действие второе

Картина первая. Таис обращается с вопросом к зеркалу: правда, ведь я еще хороша. Атанаэль прерывает суетные мысли красавицы-куртизанки и открывает ей свою тайну: он — не просто друг богача Никиаса, а отшельник-христианин, единственное призвание которого спасать души от гибели для вечности. Слова Атанаэля глубоко потрясают куртизанку. Она падает на колени и молит отшельника о помощи. Издалека доносится голос Никиаса. Таис возвращается к действительности: ее тело и душа не могут отказаться от радостей жизни и ей уже поздно думать о счастье на небесах.

Картина вторая. Оркестровое интермеццо и соло на скрипке символизируют перемену, происшедшую в душе Таис. Снова встреча куртизанки с отшельником. Таис готова следовать за Атанаэлем. Она хочет взять с собой в странствия статуэтку Эрота, но по приказу отшельника разбивает не только ее, но и все языческие талисманы в доме.

Действие третье

Картина первая. Таис и Атанаэль странствуют в пустыне. Женщина вконец измучена усталостью и жаждой. Отшельник же призывает ее не щадить сил, говоря, что если умирает тело, то возрождается душа.

Но вот взгляд отшельника падает на израненные ноги Таис, и сердце его преисполняется жалостью. Он омывает ноги Таис, приносит ей плодов и воды. Наконец, они достигли монастыря. Монахини встречают Таис с распростертыми объятиями. Атанаэль же, подавленный, остается перед закрытыми вратами обители. Только сайчас он понял, что жизнь без Таис для него невыносима.

Картина вторая. Атанаэль возвращается к отшельникам, но душа его не находит покоя. Быть может, он извлек из бездны греха Таис, но тем временем потерял себя.

Снова его посещает видение: Таис умирает, и ему необходимо увидеть ее хоть раз, прежде чем очи ее сомкнутся навеки.

Картина третья. Атанаэль застает Таис еще в живых. Обитатели монастыря оставляют наедине умирающую и ее духовного отца, который в свое время привел куртизанку из грешной Александрии.

Оставшись наедине с Таис, Атанаэль обращается к ней с мольбами: вернись, о Таис, к жизни, в мир наслаждений, вернись и будь моей!

Но Таис уже не слышит страстного, безумного признания. Перед куртизанкой открывается виденье потустороннего мира, виденье рая.

Лирическая опера в 3 действиях. Либретто по одноименному роману Анатоля Франса написано Л. Галле.
Первое представление состоялось 16 марта 1894 года в Париже.

Действующие лица:
Атанаэль, отшельник, баритон
Нициас, молодой философ, тенор
Палемон, старый отшельник, бас
Таис, куртизанка, сопрано
Альбина, настоятельница монастыря, меццо-сопрано

На веранде дворца собираются гости. Внимание Таис привлекает необычное в ее обществе серьезное поведение чужестранца. Незнакомец говорит, что пришел спасти ее от греха, указать ей путь к будущей счастливой жизни. Таис смеется. Она любит только настоящее, будущее ее не интересует. Однако незнакомец заинтересовал куртизанку. Таис приглашает его прийти к ней на следующий день.

С ночного пиршества возвращаются веселящиеся гуляки во главе с Нициасом. Они пытаются увести с собой Таис. Чтобы уничтожить всякую возможность возврата Таис к прежней жизни, Атанаэль поджигает дворец куртизанки. Приятели Нициаса собираются убить монаха. Видя, какой опасности подвергается друг, Нициас отвлекает внимание толпы, разбрасывая пригоршни золотых монет. Алчная толпа, забыв обо всем на свете, с жадностью бросается на деньги. Пользуясь этим, Таис и Атанаэль убегают.

Таис (фр. Thaïs ) — лирическая опера в трех актах французского композитора Жюля Массне. Французское либретто Луи Галле написано по мотивам одноименного романа Анатоля Франса (1890). В основу либретто, как и романа Франса, положено легендарное житие Святой Таис Египетской.

Премьера состоялась 16 марта 1894 года в Париже в театре Опера Гарнье. Заглавная роль была написана Массне специально для американской певицы Сибил Сандерсон, которая и исполнила ее на премьере. В 1898 году в Париже была исполнена вторая редакция оперы.

Содержание

Действующие лица

Таис, куртизанка сопрано
Атанаэль, отшельник баритон
Нициас, молодой философ тенор
Палемон, настоятель киновии бас
Альбина, настоятельница женского монастыря меццо-сопрано
Кробил, слуга Нициаса сопрано
Миртал, слуга Нициаса меццо-сопрано
Монахи, комедианты, философы, гости Нициаса, народ

Либретто



Акт первый

Картина первая. Фиваида

Монахи-киновиты заняты своими повседневными делами. Палемон отдает распоряжения. Среди них выделяется молодой монах Атанаэль. Он побывал в Александрии и видел там на сцене выступление знаменитой куртизанки и танцовщицы Таис. Он знал ее раньше. Тогда она была совсем другой — скромной и простой девушкой. Атанаэль хочет убедить Таис бросить порочную жизнь. Палемон поддерживает его в этом. Монахи расходятся, а Атанаэль засыпает. Во сне ему является Таис, которая танцует в образе обольстительной Венеры. Проснувшись, Атанаэль решает немедленно вернуться в Алексендрию, чтобы вернуть распутницу на честный путь. Палемон благословляет его.

Картина вторая. Терраса особняка Таис в Александрии

Атанаэль пытается проникнуть во дворец Таис, но дворецкий прогоняет его. В это время в сопровождении двух прислужников появляется Нициас, старый друг Атанаэля. Атанаэль посвящает Нициаса в свои планы, тот лишь высмеивает его. Нициас сам один из любовников Таис и весело проводит время в ее доме. Монах стоит на своем — он хочет наставить Таис на путь истины. Нициас соглашается ему помочь, он приказывает своим слугам переодеть Атанаэля в богатое платье и проводит во дворец как своего приятеля — богатого чужестранца. На террасе дворца собираются гости — комедианты и философы, они восхваляют Таис и ее искусство. Выходит Таис. Нициас представляет ей Атанаэля, как иноземного купца. Таис удивлена необычной серьёзностью гостя. Атанаэль говорит, что пришел спасти ее от греха, указать путь к будущей счастливой жизни. Таис смеется — будущее ее не интересует, она живет настоящим. Однако незнакомец кажется ей интересным, и Таис приглашает его зайти на следующий день.

Акт второй



Картина первая. В покоях Таис

Картина вторая. Терраса особняка Таис

Ранним утром Атанаэль пришел узнать решение Таис. После ночи размышлений та приняла решение порвать с прошлой жизнью. Переодетая в скромное платье Таис покидает свой дом. Она готова раздать свои богатства и следовать за Атанаэлем. Желая удостовериться в искренности обращения Таис, Атанаэль требует, чтобы она оставила все свои драгоценности, которые собиралась взять с собой. Таис согласна. В это время с ночного праздника возвращается Ницис с друзьями. Куртизанки и танцовщицы устраивают откровенную пляску прямо на улице. Заметив Таис, гуляки пытаются привлечь и ее к своему веселью. Атанаэль обличает их в распутстве, грозит вечной погибелью и поджигает дворец Таис. Толпа хочет наброситься на Атанаэля и убить его. Ницис, чтобы выручить друга, бросает на землю золотые монеты. Толпа алчно бросается подбирать деньги. Воспользовавшись этим, Атанаэль и Таис убегают.

Акт третий

Картина первая. Оазис. Монастырь Белых Сестер

Сюда Атанаэль привел обращенную им Таис. Таис хочет остаться с Атанаэлем, но они должны разлучиться. Атанаэль возвращается в киновию, а Таис он поручает заботам настоятельницы женского монастыря Альбины.

Картина вторая. Фиваида

Монахи продолжают заниматься своими делами. Только Атанаэль не находит себе места. Он понял, что его поступками руководило не желание обратить Таис к Богу, а земная любовь к ней. Палемон советует ему молиться. Атанаэль засыпает. Ему снится Таис в образе монахини, которая умирает от тоски и любви к нему. В ужасе Атанаэль просыпается. Он не знает, что ему делать.

Картина третья. Оазис. Монастырь Белых Сестер

Измученный страхом за жизнь Таис и своей любовью к ней Атанаэль приешел в Монастырь Белых Сестер. Альбина подтверждает его опасения — Таис действительно при смерти. Она решила посвятить себя Богу и отрешилась от всего земного. Атанаэль бросается к постели Таис. Он готов бросить монастырь, обещает ей свою любовь и земное счастье. Но Таис нужна жизнь с Богом. Она думает о Небе, смерть ее не страшит, это желанное освобождение от тягот земной жизни. Таис умирает. Атанаэль, сраженный горем, рыдает у ее ложа.

Таис (фр. Thaïs ) — лирическая опера в трёх актах французского композитора Жюля Массне.

Французское либретто Луи Галле написано по мотивам одноимённого романа Анатоля Франса (1890). В основу либретто, как и романа Франса, положено легендарное житие Святой Таис Египетской.

Премьера состоялась 16 марта 1894 года в Париже в театре Опера Гарнье. Заглавная роль была написана Массне специально для американской певицы Сибиллы Сандерсон, которая и исполнила её на премьере. В 1898 году в Париже была исполнена вторая редакция оперы.

Читайте также: