Великие четьи минеи краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Четьи-Минеи ,или Минеи-Четии — произведения русской церковно-исторической и духовно-учительной литературы, в которых, по порядку месяцев (отсюда их название — минеи, из греческого) и дней каждого месяца, излагаются повествования о жизни святых православной церкви.

О религиозных книгах: предназначенный для (домашнего) чтения, а не для богослужения.


Это целый свод Жития святых (жизнеописаний, сказаний), мучеников, охватывающий весь годовой круг дат их памяти . Четьи-Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту.

Произведений этого рода пять. Найдете в инете.
Расскажем об одном из составителей свода книг Жития святых, который посвятил этому труду 20 лет своей жизни.

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского, писателя, философа ( XVII - XVIII вв) во времена Петра Первого , надо немного представлять себе историю русской духовной литературы.

До него в церкви обычно использовались Четьи-Минеи митрополита Московского Макария. Они были написаны на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. За время его работы святые не раз являлись ему во сне.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России.

Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя Николая Александровича Романова.

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, на территории нынешней Украины. Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.

В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность.

Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.

17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.


Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр.

С 1684 года начался для Димитрия двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их доступным языком.

Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).
Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.
Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.

Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…

. Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.
— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.
Святитель ответил, не раздумывая:
— Что отрастет – отсеченная голова или борода?
— Борода.
— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…


Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель.

Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.

Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, не стяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия.
21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи.
Годы спустя, в 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью;
память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня).

Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.


Святитель Димитрий Ростовский (1651 - 1709).

Прижизненный портрет митрополита Димитрия (из фондов Национального художественного музея Украины).
Неизвестный художник второй половины 18 века. Портрет митрополита Димитрия Ростовского. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность). Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.

Конечно,не совсем в ладу я с религией.При том очень много фантастичного передаётся.Народу свойственно верить.И мироточение.А теперь месяц нетления трупа.Поди,проверь.Хотя всегда во что-то или в кого-то свойственно верить.До сих пор никак не возьму в толк,почему так много,а порой чересчур,восстановлено церквей,соборов.Разумеется,люди тянутся к красоте.Наверное,просто не всё изучено и сегодня много домыслов.А о пешем походе из Москвы в Ростов императрицей.Слышу впервые и опять же фантастично.

Мы - дети своего времени, и я могу Вас понять.
Соборы, церкви, помимо прочего, хранят историю житий святых, исторических деятелей, сами по себе история.
Здесь, на Русской ярмарке, приобрела Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Прочитала первым делом о св.Николае. Нужно сказать, как я была рада, когда будучи в Турции, увидела возможность побывать в Мирах Ликийских, связанных с жизнью и служением св.Николая.
И вот теперь в Татьянин день снова вернулась к книге.

Ростовскому Святителю было суждено стать первым святым Российской империи.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, но государыня скончалась, не успев передать свой дар в Ростов. В торжествах переложения мощей Свт. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове в мае 1763 года, присутствовала императрица Екатерина II, незадолго до того восшедшая на Российский престол. В церемонии принимали участие виднейшие церковные иерархи того времен.

Прибытие императрицы Екатерины Великой в Яковлевский монастырь заложило традицию императорского паломничества ко гробу Святителя Димитрия. В XIX ? начале XX столетий на богомолье в Спасо-Яковлевском монастыре побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини царствующего дома.

Маия 23-го числа [1763 г.] изволила прибыть в Ростов для поклонения святым мощам Святителя Димитрия Благочестивейшая Государыня императрица Екатерина Алексеевна с своею царскою свитою и Cвятейшаго Синода члены Преосвященные: Димитрий Митрополит Новгородский, Гавриил Архиепископ Санктпетербургский, Амвросий Епископ Крутицкий, Лаврентий Архимандрит Святотроицкой Сергиевой Лавры и Духовник Протоиерей Федор Яковлевич Дубянский. Встречали Ея Императорской Величество при кафедральном Успенском соборе, за небытием тогда епархиальнаго Архиерея, четыре Архимандрита: Богоявленский Иосиф Всесвятский, Борисоглебский Амвросий, Спасский что на Песках Иосиф, и Спасо-Ярославский Тихон (Якубовский), который приветствовал Ея Величество речью (он после был Епископом постепенно Севским, Воронежским и Суздальским).

24-го числа Ея Императорское Величество изволила прибыть в сей монастырь за литургию, где в Святых Вратах встречали вышеозначенные Преосвященные Архиереи с братиею, с хоругвями и животворящим крестом, и настоятель обители иеросхимонах Лука приветствовал речью.

Честно говоря,уважаю разностороннее отношение к написанию.До ваших публикаций термин "МИНЕИ" никогда не слышал.Теперь узнаю,что в христианстве это значение бытует давно.

О религиозных книгах: предназначенный для (домашнего) чтения, а не для богослужения.

. Во время Никейского собора (собор был созван императором Константином Великим в июне 325 для того, чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и Арием) Арий отрицал божественность Христа. Архиепископ Николай ударил Ария в ланиту .

Отцы собора вознегодовали на святителя за столь дерзкое деяние и постановили лишить его архиерейского сана. Но потом им было видение: сам Господь вернул ему знаки его сана, которых он был лишен. Отцы собора перестали упрекать святителя.

Арий был отправлен в ссылку, но затем, вследствие изменившейся политической ситуации, возвращён в Александрию.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.

В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников – Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627–1632) и Миней И.И. Милютина (1646–1654), а в конце XVII – начале XVIII в. – в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651–1709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников – Цветников).

Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве [1]. Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия. и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

[1] По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

[2] Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Волоколамские

Греч. оригиналы мн. текстов МЧВ не сохранились, поэтому они наряду с др. рус. четьиминейными собраниями и отдельными помесячными томами, восходящими к тому же первоначальному комплекту, имеют большое значение не только для русской, но и для византийской филологии.

Великие М.-Ч.

(ВМЧ). Создание ВМЧ связано с именем свт. Макария, архиеп.Новгородского и Псковского (1526-1542), митрополита Московского и всея Руси (1546-1563). Минеи свт. Макария - самый грандиозный проект в истории отечественной книжности и наиболее полное собрание четьих текстов, известных на Руси до сер. XVI в. ВМЧ отличаются от Миней т. н. домакарьевской редакции не только полнотой и разнообразием материала, но и существенным увеличением числа статей, посвященных рус. святым.

Всего известно 3 комплекта Макарьевских Миней. Софийский комплект ВМЧ сохранился только в 9 томах (отсутствуют тома за дек., янв. и апр.): сент.- РНБ. Соф. № 1317; окт.- № 1318; нояб.- № 1319; февр.- № 1320; март - ГИМ. Увар. № 201; май - РНБ. Соф. № 1321; июнь - № 1322; июль - № 1323; авг.- РГАДА. Обол. № 161.

Успенский комплект наличествует в полном составе: сент.- ГИМ. Син. № 986; окт.- № 987; нояб.- № 988; дек.- № 989; янв.- № 990, февр.- № 991; март - № 992; апр.- № 993; май - № 994; июнь - № 995; июль - № 996; авг.- № 997.

От Царского комплекта уцелели 10 томов (отсутствуют тома за март и апр.): сент.- № 174; окт.- № 175; нояб.- № 176; дек.- № 177; янв.- № 178; февр.- № 179; май - № 180 и 216; июнь - № 181; июль - № 182; авг.- № 183.

Все 3 комплекта переписаны либо на т. н. Александрийской бумаге, либо на несогнутых листах бумаги обычного формата. Объем нек-рых томов превышает 1700 листов.

Первые статьи за каждый месяц были предварены полихромными заставками, представляющими собой образцы характерного стиля художников, работавших при дворе архиеп. Макария. Подобные заставки были сделаны и для 2 др. комплектов ВМЧ ( Серебрякова Е. И. Орнамент в Великих Минеях Четьих митр. Макария // Abhandlungen zu den grossen Lesemenäem des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 381-449).

В научной лит-ре утвердилось мнение о том, что работы над Успенским комплектом были начаты по окончании Софийского комплекта. Однако при работе над Софийским и Успенским комплектами использовался один и тот же тип бумаги, причем на нек-рых ее видах записаны тексты Софийского комплекта на относительно раннем этапе его формирования. Из сравнения состава Софийского и Успенского комплектов, произведенного Кучкиным (по описаниям Абрамовича (Софийская б-ка. 1907. Вып. 2. С. 1-154) и Иосифа (Левицкого), архим. (Оглавление. 1892)), следует, что помимо многочисленных статей, имеющихся в Успенском комплекте и отсутствующих в Софийском, имеются и такие статьи, к-рые есть в Софийском, но не включены в Успенский комплект (Там же. С. 89-94).

Окончательное редактирование обоих комплектов было осуществлено уже в Москве, что подтверждается как особенностями структуры ноябрьских томов, так и 2 записями в Царском комплекте ( Костюхина. 1999. C. 26; Кучкин. 1976. С. 90-94).

Время окончания работы над Царским комплектом можно определить лишь приблизительно. По одной из записей, в к-рой сообщается о переписке Толкового Апостола в Отенском мон-ре, работу вели еще в мае 1554 г. ( Протасьева. Описание. 1970. С. 193).

ВМЧ была источником для последующих минейных агиографических сводов. Высказываемые в лит-ре предположения о том, что ВМЧ использовались при составлении Книги степенной царского родословия, не находят в наст. время достаточно доказательств ( Усачев. 2007).

В кон. XVII в. справщик Евфимий составил роспись Успенского комплекта. В 1847 г. этот текст, далеко не полный (см. Протасьева. Описание. 1970. Ч. 1. С. 72), был издан Ундольским (Оглавление Четьих Миней всероссийского митр. Макария, хранящихся в Моск. Успенском соборе, сост. справщиком мон. Евфимием // ЧОИДР. 1847. Кн. 4. Отд. 4. С. III-VIII, 1-78).


В 1892 г. была издана подготовленная архим. Иосифом (Левицким) полная роспись оглавления Успенского комплекта. Ранее мартовский и апрельский тома были описаны прот. А. В. Горским и К. И. Невоструевым ( Горский А. В., Невоструев К. И. Описание Великих Четьих-Миней Макария, митр. Всероссийского / Предисл. и доп.: Е. В. Барсов // ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 141-166).

Научное описание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, декабрьского, январского, февральского и майского томов Царского комплекта было подготовлено Горским и Невоструевым и издано в 1884 г. Барсовым (То же // ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX, 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184). Описание обрывается на 26 мая и, по всей видимости, опубликовано не полностью, т. к. Барсов в предисловии сообщал о том, что у него находятся описания Горского и Невоструева для всех томов, кроме июньского, к-рый был им описан самостоятельно (см.: Там же. 1884. Кн. 1. С. XIX).

Некоторые статьи, в особенности русские, выделены для Успенского и Царского томов Т. Н. Протасьевой ( Протасьева Т. Н. Описание. 1970. Ч. 1. № 784-807. С. 170-208; Ч. 2. № 888. C. 42-43). В 1907 г. Д. И. Абрамовичем было опубликовано содержание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, апрельского, майского, июньского и июльского томов Софийского комплекта в составе описания Софийской б-ки ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. C. 1-154). В 2006 г. увидело свет подробное описание мартовского тома, сделанное Серебряковой ( Серебрякова Е. И. О составе и кодикологической структуре мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней Четьих митр. Макария (ГИМ Ув. 201) // Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 323-324). Подробное описание августовского тома было выполнено в 2014 г. Л. В. Мошковой (Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 146-147).

Предпринимались 2 незавершенные попытки издания ВМЧ, обе - по Успенскому комплекту.

Чудовские Минеи

Милютинские Минеи

Лит.: Иосиф (Левицкий), архим. Оглавление Четиих-Миней свящ. Иоанна Милютина. М., 1867; Красин Д. Четьи Минеи свящ. Иоанна Милютина // Моск. университетские изв. 1870. № 8. С. 762-777; 1871. № 1. С. 1-23; Арсений, иером. Христорождественская церковь в Сергиевом Посаде (Моск. губ.) // ЧОИДР. 1891. Кн. 3. Отд. 4. С. 30-32; Шульгина Э. В. Скорописное письмо XVII в. по Милютинским Минеям-Четьим // Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 10-32; Сиренов А. В. Милютинские минеи и черновик Степенной книги // Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 3. С. 3-8.

Тулуповские Минеи

Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9)


Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9)

Самое большое отличие корпуса ТМ и от Макарьевских, и от Милютинских Миней в том, что статьи в ТМ приходятся не на каждый день. Существует представление, согласно которому ТМ - это корпус Житий русских святых, однако в Минеи включено большое количество не только Житий мучеников, но и Слов на дни памяти святых.

Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

Том на май (РГБ. Троиц. № 676) также имеет большой объем, частично за счет включения Киево-Печерского патерика, помещенного под 3 мая - днем памяти прп. Феодосия Печерского. Внесение памятей киево-печерских святых в печатные святцы произойдет несколько позднее и является характерной чертой издания Месяцеслова 1659 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 254). Тома на сент. (РГБ. Троиц. № 665) и окт. (№ 668) были для какой-то цели скопированы и остались в составе троицкой книгохранительницы (№ 664 и 667 соответственно). Записей, указывающих на то, кем и с какой целью была сделана копия, в рукописях нет.

Аверкиевы Минеи

Лит.: Иванова К. Хилендарски чети-минеи на монах Аверкие от XVIII в. // България и Сърбия в контекста на византийската цивилизация: Сб. ст. София, 2005. С. 313-327; Thomson F. J. Abercius, the Principal Scribe of the Hilandsr Menologion, the Largest Extant South Slav Menologion // AnBoll. 2014. Vol. 132. P. 89-143.

Выговские Минеи

Подпись Германа Тулупова в Минее за сентябрь. 1627 г. (РГБ. Ф. 304.1. № 665. Л. 566)

Эти письменные сведения полностью подтверждает кодикологический анализ 6 ранних томов. Лексинские насельницы переписывали Жития в отдельные тетради, поэтому в ВМ большинство произведений начинаются с лицевой стороны листа. Иногда переписчицы сразу соединяли в один блок неск. сочинений, посвященных одному празднику или одному святому или относящихся к 2 соседним дням, и переписывали их друг за другом в одну или неск. тетрадей как единое целое. Так, объединены Слова на Крестовоздвижение, на Сретение Господне, Житие и Похвальное слово прп. Иосифу Волоцкому и др. В тома включались и ранее переписанные набело материалы. Напр., в февральском томе 1713-1715 гг. есть неск. тетрадей, написанных на бумаге более раннего производства, к-рая далее в томе не встречается. Это тетрадь с Житием владимирского кн. св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (водяной знак 1-й пол. 1700-х гг.) и блок из 3 тетрадей с Житием и Похвальным словом прп. Димитрию Прилуцкому (2 филиграни 1-й пол. 90-х гг. XVII в.).

Имеется неск. примеров исправлений и добавлений, свидетельствующих о том, что процесс составления свода продолжался и во время переписки материала. Так, в конце июльского тома добавлены статьи за 3, 8 и 12-е числа (дни памяти прп. Никодима Кожеозерского, блж. Прокопия Устюжского и прп. Арсения Новгородского).

Обнаруживаются примеры заключительного этапа работы Прокопьева; его рукой над киноварным заглавием статьи и в колонтитулах бывают вписаны недостающие указания на точный день памяти. Апрельский том сохранил выполненное Прокопьевым первоначальное оглавление рукописи.

Использовав Софийский список ВМЧ как основу, выговские книжники, так же как и сотрудники свт. Макария, расширили первоначальный состав свода. Можно привести много примеров включения в ВМ текстов, к-рые вошли в ВМЧ только на московском этапе работы, однако нет никаких оснований утверждать, что эти тексты взяты именно из Успенского комплекта (хотя он и был выговским старообрядцам знаком), а не из рукописных источников.

Старообрядческие книжники, хотя и опирались на труды своих предшественников, гл. обр. составителей Софийского списка ВМЧ, все же работали самостоятельно и включали различные сочинения в двенадцатитомник в соответствии с собственной программой и возможностями. Вместе с тем выговцы продолжили древнерусские традиции составления М.-Ч.

Впервые в таком количестве в М.-Ч. были включены сказания о Богородичных иконах: Грузинской (Черногорской) (под 2 июня), Воронинской (под 15 июня), Тихвинской (под 26 июня), Казанской (под 8 июля), Колочской (под 9 июля), Смоленской (под 28 июля). Большинство из этих праздников были указаны в Святцах 1646 г.

Даже в тех случаях, когда в предшествующих сводах уже имелось Житие на день памяти подвижника, выговские книжники сочли необходимым представить существующие агиографические памятники более полно. Напр., под 9 сент. в ВМЧ, ЧМ и ТМ помещали Житие прп. Иосифа Волоцкого, написанное Саввой Чёрным (1-я редакция). В ВМ добавлены еще 2 памятника - Надгробное слово Досифея (Топоркова) и Житие, составленное неизвестным (или Львом Филологом). Т. о., в своде представлены все агиографические сочинения о почитаемом старообрядцами святом. В ВМ включили сочинения о соловецких подвижниках (под 27 сент., 17 апр., 30 июля).

Анализ текстов, вошедших в Выговский свод, позволил выявить несколько случаев использования составителями Степенной книги: Житие митр. Фотия (под 2 июня), дополнения к Житию ап. Андрея Первозванного (под 30 нояб.) и к Житию св. кн. Феодора Ярославского и Смоленского в редакции иером. Антония (под 19 сент.).

Особая заслуга выговских книжников состоит в пополнении свода Житиями прославленных до сер. XVII в. рус. святых. Старообрядцы не только не сокращали тексты Житий, но в ряде случаев добавляли и другие, дополнительные тексты, иногда собственного сочинения. В результате был создан самый полный за всю историю Др. Руси свод русских агиографических памятников.

собрание книг Священного писания с толкованиями прологов, патериков, переводных и оригинальных рус. житий, соч. Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и др. "отцов церкви", рус. церк. писателей (Феодосия Печерского, Кирилла Туровского), посланий митрополитов и пр. В них вошли популярные на Руси сб. "Пчела", "Золотая цепь", а также "Иудейская война" Иосифа Флавия, путевые очерки, светские новеллы. В "В. Ч.-М." включены также кормчие, монастырские уставы, акты, грамоты. Весь материал расположен по месяцам. Каждый из 12 томов соответствует определ. месяцу (отсюда и назв. "четьи-минеи" - "ежемесячные чтения", от греч. men - месяц), разбит по дням. Составлены в 30-40-х гг. 16 в. под рук. митрополита Макария. "В. Ч.-М." содержат более 27 тыс. страниц большого формата, переписанных от руки и художественно разукрашенных. Составление "В. Ч.-М." Макарий предпринял для централизации культа рус. святых, укрепления церк. идеологии. В соответствии с этим происходил и подбор мат-лов для "В. Ч.-М.". В них не включили выдающиеся памятники др.-рус. лит-ры светского характера. В "В. Ч.-М." широко представлены жития рус. святых, многие из к-рых были специально написаны или отредактированы группировавшимися вокруг Макария церк. писателями. Известны 3 списка "В. Ч.-М."; 1-й список Макарий в 1541 передал в новгородский Софийский собор, 2-й - в нояб. 1552 в моск. Успенский собор (единств. полный список), 3-й вручил в 1554 Ивану IV.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое ""ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ"" в других словарях:

ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ — ( ежемесячные чтения , от греческого те neios месячный), памятник церковной литературы 30 40 х гг. 16 в., собрание житий святых, сочинений церковных писателей, кормчих книг, грамот и др. Составлены в Москве под руководством митрополита Макария.… … Русская история

ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ — собрание патериков, житий святых, сочинения церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30 40 е гг. 16 в. в Москве под руководством митрополита Макария. 12 томов, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом … Большой Энциклопедический словарь

МИНЕИ — (menaion, от греч. men месяц), в Православной Церкви богослужебные книги (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) и книги для чтения, содержащие жития святых (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ), сказания о церковных праздниках (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) и поучения. Тексты в… … Энциклопедический словарь

Четьи-минеи — Димитрия Ростовского … Википедия

Минеи-Четьи — Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия

Четьи-Минеи — Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия

Читайте также: