Начало истории человечества 4 класс окружающий мир краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Эпоха – период времени, имеющий характерные особенности.

Иероглиф – фигурный знак, обозначающий слог или букву.

Облик – внешний вид.

Эпизод –происшествие, событие, случай из жизни.

Бойница – отверстие в оборонительном сооружении в стене здания.

Ключевые слова:

История; период; эпоха; первобытный мир; Древний мир; Средневековье;

изобретение; письменность; книгопечатание; памятники архитектуры;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 4 кл. общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. Е.А.Крючкова — М.: Просвещение, 2017. с. 6-7.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

История – это наука о прошлом. А как люди узнают о жизни древних людей? Учёные – археологи делают раскопки, находят в земле вещи древнейших людей, кости. Благодаря археологам мы можем с точностью рассказать об образе жизни, быте, искусстве наших далёких предков.

  1. Вся история человечества разделена на несколько эпох.

Самый длительный период времени занимает первобытная история. Она длилась сотни тысяч лет. Первых людей, которые жили в эту эпоху, называют первобытными. Считается, что древнейший человек появился примерно два с половиной миллиона лет назад.

Древнейшие люди отличались от современных. Они больше были похожи на большую обезьяну. Разговаривать они не умели, общались с помощью жестов и звуков. Жили древнейшие люди группами. Домом им служила пещера. Занимались охотой, собирали плоды и коренья растений.

Со временем научились добывать огонь, делать простые орудия труда из камня. Облик человека менялся и примерно 40 тысяч лет назад древнейшие внешне стали походить на современных людей. Образ жизни тоже менялся. К концу эпохи первобытные люди уже занимались рыболовством, земледелием, скотоводством. Стали жить в домах. Научились добывать железо и делать из металла орудия быта, изготавливать ткань и шить одежду, делать глиняную посуду. Многими изобретениями древнейшей эпохи мы пользуемся до сих пор – игла, молоток, топор. Древнейшие люди занимались искусством. В России, в Испании и во Франции на скалах учёные обнаружили рисунки первобытных художников. Они изображали различных животных, эпизоды из своей жизни.

2.Следующая эпоха – история Древнего мира. Одно из первых древних государств – Египетское царство, которое расположилось на берегах реки Нил. Возникло царство около 5 тысяч лет назад. Египтяне поклонялись богам. У богов туловища были человечьи, а головы животных. К примеру, у бога солнца Ра - голова птицы. У бога воды Себеки была голова крокодила. Бог мудрости Тот был с головой птицы ибис.

3.С конца пятого века и до конца 16 века, т.е тысячу лет длилась эпоха Средних веков. Россия, Франция, Германия, Англия и еще некоторые европейские страны возникли в эту эпоху. Многие города стоят с тех пор – Москва. Берлин, Осло, Копенгаген, Амстердам. В этих городах и сегодня кипит жизнь. Прокладывались дороги между городами и странами. Средневековые кварталы сохранились и сегодня по ним ходят современные люди. В Средние века жили рыцари – благородные воины. Жили они в замках. Неприступные крепости строили на высоком холме, для хорошего обзора, вокруг строили толстые крепостные стены с башнями и бойницами. Замки окружали глубоким рвом с водой. Тяжёлый подъёмный мост вёл к воротам. В случае опасности мост поднимали. Внутри замка было темно, мрачно и неуютно. Стёкол не было, окна закрывались ставнями. Но зато врагу нелегко было попасть в такой защищённый замок.

В эпоху Средневековья были изобретены механические башенные часы, многие из которых исправно работают по сей день. Одни из таких часов находятся в столице Чехии Праге. Величайшим изобретением Средневековья является книгопечатание. Основателем стал немец Иоган Гутенберг, который придумал использовать разборный шрифт. Печатный станок работал вручную. 1445 год считается годом рождения книгопечатания.

4.Многим разным богам поклонялись люди во все эти времена. А вера в единственного бога появилась в Древнем мире. Религия иудаизм появилась у древних евреев. Названа она в честь Иуды, одного из родоначальников евреев. В Древней Палестине появилось христианство. Его основателем был Иисус Христос. В Древней Индии зародилась религия буддизм. Назвали её так в честь Будды, который через много лет лишений обрёл мудрость.

Религия ислам возникла в Средние века. Основателем её был пророк Муххамед. Верующих в исламе называют мусульманами. У каждой религии свои особенные храмы для молитв. Христианский храм, синагога – дом молитв в иудаизме, буддистский храм, мусульманская мечеть.

Наше путешествие на сегодня подошло к концу. Мы с вами познакомились с тремя большим эпохами в истории человечества – первобытная история, история Древнего мира и история Средних веков. Узнали о том, как наши предки, о значимых изобретения этих эпох, о памятниках архитектуры, о том, как зародились мировые религии. На следующем уроке вы познакомитесь с историей Нового времени и Новейшей историей человечества. Узнаете о великих достижения в области культуры и образовании, о географических путешествиях, об освоении человеком космоса и о многом, многом другом. Желаю вам удачи!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по окружающему миру

Урок 35.НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели деятельности учителя.

Планируемые образовательные результаты .

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.

м етоды и формы обучения. о бъяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Основные понятия. Первобытные люди, дриопитек, археология, г еродот

I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности.

( Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала)

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Ученики. Мы будем изучать историю.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. А что такое история?

Ученики. История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.

hello_html_2563481f.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?

Ученики. Геродот – первый ученый-историк.

III.Изучение нового материала.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Ученики. О наших предках, о первобытных людях.

Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

Учащиеся дают ответы.

Учитель. Прочитайте текст на с. 4–6 учебника. Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Учащиеся дают ответы.

Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника.

Примерный рассказ о первобытном человеке

Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.

Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…

Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.

Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

IV. Включение в систему знаний и повторение изученного .(в группе)

(1группа задает вопросы, вторая отвечает)

1. Почему первобытные люди жили группами?

1. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

2. Они жили там, где всегда тепло.

1. Для чего строили жилища первобытные люди?

2. Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.

1. Для чего они изготавливали орудия труда?

2. Чтобы разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.

1. Чем занимались мужчины?

2. Мужчины ходили на охоту, рыбалку.

1. Чем занимались женщины?

2. Женщины срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки.

1. Почему первобытные люди рисовали животных?

2. От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.

hello_html_m2c177d37.jpg

V. Итоги урока.Рефлексия.

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– в ыполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

VI. Домашнее задание

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

II. Вступительная беседа.

Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
“Историю знать хорошо, или это плохо?”

- А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

- И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

Слайд 3 “История человечества”.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

- первобытная история;
- история Древнего мира;
- история Средних веков;
- история Нового времени;
- история Новейшего времени.

III. Новая тема.

Слайд 4. Начало истории человечества.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

Слайд 5. Первобытный мир.

  1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
  2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

- А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
- А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

IV. Физкультминутка.

Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

- Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
- Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Вторая группа (одарённые дети). Составить рассказ о первобытном человеке.

V. Закрепление изученного.

- Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
- Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
- Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
- Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
- Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Рассказ о первобытном человеке.

Пример рассказа:

Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

- Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

VІ. Итог урока.

- Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.

Около двух с половиной миллионов лет назад в Африке появились первые человекообразные существа. По своему внешнему виду и образу жизни они почти не отличались от обезьян, и всё же учёные считают их далёкими предками современных людей.

shutterstock_1290824515.jpg


Древнейшие человекообразные существа отличались от обезьян тем, что умели изготовлять из камней и палок простейшие орудия труда: палки-копалки, рубила, скребки. Изучая сохранившиеся до наших дней остатки этих орудий, археологи получают представление об образе жизни первобытных людей.
Около миллиона лет назад древнейшие люди стали использовать огонь — его брали на лесных пожарищах и долго поддерживали, не давая погаснуть. Впоследствии люди научились самостоятельно добывать огонь.

Читайте также: