В соответствии с фгос преподавание изо в школе должно основываться на

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 775 0

Урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС: структура, требования, виды, формы

Новокузнецкий городской округ, 2017г.

Урок изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС: структура, требования, виды, формы

Под Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне.
Отличительной особенностью ФГОС является следующее:
1) их ориентация на универсальные учебные действия. Этот термин означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различными видами УУД. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

познавательные:

общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
2) в требованиях ФГОС предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся. Система оценки включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.

Согласно концепции ФГОС образовательный результат представляет собой единство личностных, метапредметных, предметных результатов:
- предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности),
- метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях),
- личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся)
Итоговая оценка строится из достижений предметных результатов в совокупности с метапредметными, необходимыми для дальнейшего образования.

Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Требования к современному уроку по ФГОС

Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

Осуществляется практический, деятельностный подход.

Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Виды уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Вид №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Вид №2. Урок рефлексии

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Вид №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Вид №4. Урок развивающего контроля

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Формы для каждого типа урока по ФГОС

Вид урока по ФГОС

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия , беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок .

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Признаки современного урока изобразительного искусства:

- художественность как принцип организации;

- активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся;

- развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемые образы;

- акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

художественное пространство осуществления урока и современные средства оборудования;

функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного заинтересованного диалога.

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.

ВложениеРазмер
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятель 59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении учителей изобразительного искусства, черчения, музыки, технологии и физической культуры

C:\Users\Галина\Desktop\izo.jpg

Учитель изобразительного искусства,

Жабина Валентина Владимировна

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.

Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основной школы для 5 классов. Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного российского психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других наших известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания.

Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний.

В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих – спортивная.

В четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.

Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.

Так, в ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

А в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения ] идет расшифровка результатов:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится: понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться: понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.

Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Характеристика деятельности обучающихся

Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

1. воспринимать произведения искусства; анализ, синтез, сравнение (П),

личностное переживание (Л)

2. выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

3. участвовать в обсуждении; планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)

4. понимать условность художественного образа; анализ, синтез, сравнение (П)

5. понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

6. выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

7. овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования; моделирование и преобразование объекта (П)

8. создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

9. блюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

поиск и выделение необходимой информации (П)

10. использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен; выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)

11. использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использование знаково-символических средств (П

12. изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

13. использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; использование знаково-символических средств (П)

14. овладеть на практике основами цветоведения; выполнение действий по алгоритму (П)

15. передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

16. понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

17. овладеть приемами работы различными графическими материалами;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

18. изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

19. создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

20. наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

21.использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

22.понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

извлечение необходимой информации (П)

23. моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

24. изображать в объеме выразительные образы человека; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

25. понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

26. давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

27. создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

28. видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

29. конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

30. моделировать маску, костюм, макеты; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

31. узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

32. осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)

33. различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

34. создавать эскизы и модели игрушек; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

35. называть ведущие художественные музеи России и региона выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.

Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн, дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная графика), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

(с 1 по 8 класс). Таких линий в Федеральном перечне пять.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей.

ФГОС И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ

Подготовила:

Сафронова Наталья Сергеевна,

ФГОС И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ

Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру, участвовать в создании культуры.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) преподавание изобразительного искусства в школе должно основываться на культурологическом подходе.

Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика, внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства.

Приятным новшеством стала только обязательная техническая оснащенность учителя ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.

Но для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

формирование художественных и культурных компетенций обучающихся;

развитие образного, ассоциативно-критического мышления;

приобретение личностного художественно-творческого опыта;

выбор путей собственного культурного развития.

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Требования к современному уроку

1. Дидактические требования к уроку:

Четкое формулирование образовательных задач.

Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся.

Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся.

Создание условий успешного учения.

2.Психологические требования к уроку.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся.

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска.

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Соотношение побуждения к деятельности и побуждения.

Организация познавательной деятельности учащихся.

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления.

Использование установок в форме убеждения, внушения.

Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности.

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся.

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.

Учет возрастных особенностей.

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников.

Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся.

3.Требования к технике проведения урока.

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес,

Воспитывать познавательную потребность

Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными.

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

Обеспечение активного учения каждого школьника

Принципы педагогической техники на уроках:

Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

Открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

ФГОС - ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты:

Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

Умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;

Коммуникативные и информационные умения;

Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;

Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный);

Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результа

Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.

ФГОС помогает:

Заинтересовать ученика предметом и учит применять полученные навыки в дальнейшей жизни;

Дает осознанное желание продолжать учиться самостоятельно;

Искать материалы и готовить диспуты, дискуссии с другими учащимися.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Требования ФГОС по изобразительному искусству в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе по изобразительному искусству , младший школьник:

1. Имеет первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.

2. Знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством.

3. Владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

4. Владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации).

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

- личностным, включающим способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки школьников, сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия;

- предметным, включающим освоенный школьниками опыт специфической деятельности по получению новых знаний, а также систему основополагающих элементов научного знания.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию и ее народ, осознание своей национальной и этнической принадлежности, формирование ценностей российского общества;

- формирование целостного и социально ориентированного взгляда на мир;

- формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;

- принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения.

Читайте также: