Вавила и скоморохи краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вавила соглашается, его кнут скоморохи волшебством превращают в гудок, а вожжи в руках в шелковые струны для гуслей, самого чудесном образом учят игре на музыкальных инструментах. Отправившись в дорогу втроем, всем, кто им вожделел фуррора, скоморохи показывали счастливое волшебство, а всем, кто предсказывал погибель, они учиняли беду.

Дойдя до Инищего царства, Вавила и скоморохи меряются с царем Собакой собственной игрой "во гудочек", от которой происходят удивительные вещи. От забавы Собаки начинает прибывать и топить все вода. От от забавы Вавилы, которому подсобляют Кузьма и Демьян, являются скотины и выпивают воду, а потом зажигается и само Инищее королевство, и сгорает "из конца в конец". После чего скоморохи делают Вавилу в этом королевстве царем. А он забирает сюда и свою матушку.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 21 октября 2019 г.

Былина "Вавила и скоморохи"

Главные герои сказки "Вавила и скоморохи" и их характеристика

  1. Вавила. Крестьянин, Молодой и честный, трудолюбивый.
  2. Скоморохи Козьма и Демьян. Волшебники.
  3. Ненила. Мать Вавилы. Добрая женщина.
  1. Вавила в поле
  2. Скоморохи у Ненилы
  3. Скоморохи уговаривают Вавилу
  4. Угощение Ненилы
  5. В путь со скоморохами
  6. Пожелание мужика с горохом
  7. Голуби и детки
  8. Пожелание мужика-торговца
  9. Птицы и черепа
  10. Пожелание девицы
  11. Атласные холсты
  12. Игра царя Собаки
  13. Наводнение
  14. Быки и коровы
  15. Пожар
  16. Вавила на царстве
  1. Был Вавила простым крестьянином, но позвали его с собой в путь непростые скоморохи.
  2. Встретили они мужика с горохом, который предрек им смерть на кольях.
  3. Заиграл Вавила и поклевали горох голуби.
  4. Другой мужик тоже предрек смерть скоморохам и черепа в мешке нашел
  5. А девица, что удачи пожелала, получила холсты атласные.
  6. Хотел царь Собака скоморохов утопить, но сгорело его царство, и Вавила царем стал.

Чему учит сказка "Вавила и скоморохи"
Былина учит доброте, отзывчивости. Учит не бояться бороться со злом. Учит не желать другим людям дурного. Учит тому, что добрые поступки вознаграждаются, а за злые отвечать приходится.

Отзыв на сказку "Вавила и скоморохи"
Мне понравилась эта былина и понравились скоморохи, которые своими песнями совершали настоящие чудеса. Простой крестьянин Вавила с их помощью стал царем, а несправедливый царь сгинул.

Пословицы к сказке "Вавила и скоморохи"
За добро добром и платят.
Делай добро и жди добра.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
У всякого скомороха свои погудки.
Нужный путь Бог правит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Вавила и скоморохи"
Был у вдовы Ненилы сын Вавила. Поехал раз Вавила на поле, чтобы поле вспахать и пшеницу посеять, чтобы было потом чем мать родную кормить.
А в это время к Нениле пришли скоморохи и стали спрашивать ее про Вавилу. Рассказала вдова, что сын ее поле трудится, и пошли скоморохи на поле. А как пришли, стали уговаривать Вавилу с ними идти скоморошничать, петь песни про царя Собаку, да про всю его родню.
Отказывается Вавила, говорит, что не умеет петь и играть, а скоморохи предлагают ему в гудок погудеть, да в переладец поиграть. Смотрит Вавила, а у него вместо вожжей переладец в руках, а вместо поводьев - гудок. Понял Вавила, что не простые то скоморохи и пошел с ними домой.
Стала Ненила на стол собирать, гостей угощать. Принесла ржаного хлеба, а тот в пшеничный превратился. Принесла курицу вареную, а та на столб печной взлетела и запела. Поняла Ненила, что не простые то скоморохи и отпустила с ними Вавилу.
Пошли скоморохи по дороге и встретили мужика, который горох молотил. Рассказали скоморохи, что идут в нищее царство про царя Собаку петь. А мужик им сказал, что быть их головам на кольях. Сказали скоморохи Вавиле играть и гудеть, налетели голуби стаями, стали горох клевать. Стал мужик голубей бить, а как побил, увидел деток своих мертвых. Понял, мужик, что не простые то были скоморохи и заплакал.
А скоморохи дальше идут и встречают мужика, что на торг ехал. Рассказали ему, что идут к царю Собаке про него песни петь. А мужик ответил, что быть их головам на кольях.
Заиграл Вавила, налетели разные птицы, стали на оглобли садиться. Набил мужик птицы, в мешок сложил и на торг приехал. А как развязал мешки, вылетели оттуда птицы живые, а в мешках только черепа остались. И заплакал мужик, поняв, что не простые то были скоморохи.
Дальше идут скоморохи, встречают девицу красную, что холсты мыла. Рассказали ей, что идут к царю Собаке про него песни петь, и пожелала им девица удачи. Снова заиграл Вавила и холсты девицы в атлас превратились. Назвала девица скоморохов святыми, а те уже дальше идут.
Пришли в царство царя Собаки, стали про него песни играть. Осерчал царь, сам в гудок да переладец стал играть, и пошла вода пребывать, скоморохов топить.
Но заиграл тут Вавила, и набежали быки и коровы, и всю воду выпили. Загорелось нищее царство и сбежал царь Собака. А скоморохи Вавилу царем сделали, да тот и мать свою привез.

Вавила соглашается, его кнут скоморохи волшебством превращают в гудок, а вожжи в руках — в шелковые струны для гуслей, самого чудесном образом обучают игре на музыкальных инструментах. Отправившись в дорогу втроем, всем, кто им желал успеха, скоморохи показывали счастливое чудо, а всем, кто предсказывал гибель, они учиняли беду.

Дойдя до Инищего царства, Вавила и скоморохи меряются с царем Собакой своей игрой "во гудочек", от которой происходят чудесные вещи. От игры Собаки начинает прибывать и топить все вода. От от игры Вавилы, которому помогают Кузьма и Демьян, являются коровы и выпивают воду, а затем загорается и само Инищее царство, и сгорает "из конца в конец". После чего скоморохи делают Вавилу в этом царстве царем. А он забирает сюда и свою матушку.


Былина "Вавило и скоморохи" известна в одном варианте, записанном от сказительницы М. Д. Кривополеной ( Григорьев A. Д. Архангельские былины. М., 1904, т. 1, № 85 (№ 121).

Краткое содержание былины

Вавила соглашается, его кнут скоморохи волшебством превращают в гудок, а вожжи в руках — в шелковые струны для гуслей, самого чудесном образом обучают игре на музыкальных инструментах. Отправившись в дорогу втроем, всем, кто им желал успеха, скоморохи показывали счастливое чудо, а всем, кто предсказывал гибель, они учиняли беду.

Дойдя до Инищего царства, Вавила и скоморохи меряются с царем Собакой своей игрой "во гудочек", от которой происходят чудесные вещи. От игры Собаки начинает прибывать и топить все вода. От от игры Вавилы, которому помогают Кузьма и Демьян, являются коровы и выпивают воду, а затем загорается и само Инищее царство, и сгорает "из конца в конец". После чего скоморохи делают Вавилу в этом царстве царем. А он забирает сюда и свою матушку.

История вопроса

Года 4 назад на oldrus (где, кстати, без объяснения причин меня очень давно почему-то забанили) smelding , указал на известную сказку о скоморохе Вавиле (см. у З.И. Власовой, сказка возникла как переработка книжного сказания), в котором скомороху ангел, явившийся в виде голубя, обещает, что по смерти своей он станет "голубиным богом".

А также обратил внимание на тексты о святочных играх с "умруном" (покойником, см. пример по ссылке) , пародирующих отпевание "покойника Вавилы", который при жизни "играл на скрипочке", а в ходе представления "оживает" и набрасывается на окружающую молодежь .

Публике было предложено объяснить, почему имено с именем Вавилы было связано представление о былинном и сказочным скоморохе, указать, от кого из святых с именем Вавила, скоморох Вавила мог унаследовать свое имя. А впоследствии, какое значение в сказке и былине имеют голуби, а также, возможно как-то связанное с этим именование "голубиный царь".

Предложенная мной гипотеза была основана на том, что название Вавилы "голубиным царем", по аналогии с "голубиной книгой" (т.е. глубинной книгой от слова "глубина"), позволяет в нем видеть не "царя голубей", а "глубинного царя", то есть повелителя преисподней и царства мертвых. А имя юноши и скомороха Вавилы унаследовано не от св. Вавилы, а является переделкой известного по пророчеству Исайи имени "Царя Вавилона" (кн. 17, гл. 14) , который сравнивается там с низвергнутым в бездну Сатаной-Денницей (Люцифером).

Вавила-умрун, как "глубинный бог", бог подземного мира, то умирающий, то оживающий во время святочных игр, живо напоминает своим образом древнее языческое умирающее и воскресающее божество природы, аналоги которого мы находим повсеместно. Имя его, заимствованное из христианского предания, предназначено для табуирования истинного смысла этого персонажа, который как царь подземного (глубинного) царства мертвых, в соотвествии с христианской традицией был относим к демонам, языческим богам, низвергнутым в бездну.

В виду такой трактовки "Инищее царство" былины - это "иншее царство", т.е. иное царство или иной мир (тот свет). Царь-собака - его хозяин и страж (ср. Цербер). Скоморохи Козьма и Демьян, т.е. святые Козьма и Демьян, покровители всякого мастерства, в том числе искусства скоморохов, сопровождают Вавилу на тот свет и помогают ему в дороге, так как Вавила, главным образом скоморох, а пение и гудок его главное оружие. В смысле изотерическом, "глубинном", они приходят не за тем, чтоб взять его в скоморохи, они приходят за его душей.

В своем первоначальном смысле скоморошьи представления и деревенские святочные игры, связанные с жалобным отпеванием Вавилы (проводами его на тот, иной свет) и последующим его воскресением с помощью музыки и веселых криков (воскресение видимо уже в иншем царстве) было мистерией, напоминающей первобытные трагедии (греческие представления на смерть Диониса).

Возражения, против этой версии

Были высказаны всвязи с тем, что в былине и сказке скоморохи - люди святые, их посещают ангелы, награждает Бог. А Вавила, понимаемый как Вавилон-Денница, т.е. Сатана, не соответсвует этому представлению.

Отвод возражений

Народные двоеверные представления о "глубинном боге" Вавиле, были противоречивы. Его образ, хотя и табуировался именем царя Вавилона, т.е. Денницы, но судя по народным заговорам, в которых упоминается царь Вавилон, представлялся благотворящим существом, к которому обращаются за помощью и защитой, также как и к Матери-Богородице. Причем имена царя Вавилоно и Богородицы в заговорах часто упоминаются совместно.

Пример такого заговора (ссылка):

Для удачи в охоте, читают перед выходом из дома, собравшись идти на охоту:

Встану я, благословясь,
Пойду, перекрестясь.
Из избы – дверями, из ворот – воротами,
На восточную сторону, под утреннюю зарю,
Под млад месяц, под часты звезды,
Во чистое поле.
Во чистом поле растет белый дуб,
На белом дубе растут белые прутья.
На белых прутьях растут белые листья.
Под тем под дубом сидит
Сам царь Вавилон,
А с ним Пресвятая Мать Божья,
Дева Мария.

В заговоре царь Преисподней и мертвых Вавилон и Мать Божья пребывают совместно, точно так как другая пара - бог небесного царства Христос и мать его Дева Мария. Не стоит ли понимать это тесное соседство как намек, на то, что у "глубинного бога", как и у Вавилы в былине, тоже была своя мать, языческая богиня, которая со временем стала сливаться с образом христианской Богоматери, а в былине выступает под именем матери Вавиловой Ненилы? Той самой вдовы Ненила, которую став царем в Инищем царстве, Вавила забирает с собой (в царство мертвых).

Этот последний образ Матери Божьей не сильно противоречил апокрифическому христианскому представлению о Богоматери, посещающей иногда ад, чтобы посмотреть на мучения грешников (см. Хождения Богородицы по мукам).

Читайте также: