Вариативность содержания школьных учебников по химии определяется

Обновлено: 05.07.2024

Учебное пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта, включает содержание лекционного материала, вопросы и задания для самоконтроля, словарь ключевых терминов, а также практические советы, позволяющие студентам подготовиться к занятиям по методике обучения химии. Данное учебное пособие тесно связано с практикой школы, так как написано на основе опыта многолетней педагогической и экспериментальной работы авторов. Содержание пособия отражает особенности психолого-педагогической деятельности современного учителя химии. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по образовательным программам: 050102.65 - Биология с дополнительной специальностью химия; 050101.65 - Химия с дополнительной специальностью биология; 05010.62 - Естественнонаучное образование, профиль химия. Пособие будет полезно учителям химии и преподавателям вузов.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Обучение химии ставит перед собой задачи, которые решаются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Школьный курс химии:

– обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий, знакомит с методами химической науки;

– формирует научное мировоззрение, понимание того, что химическое образование – обязательный элемент культуры;

– вносит вклад в формирование естественно-научной картины мира;

– воспитывает трудолюбие, нравственное отношений к природе и окружающим людям, способствует преодолению хемофобии, пониманию приоритета общечеловеческих ценностей;

– развивает мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность, обучает разным видам учебной деятельности;

– формирует практические умения;

– способствует сознательному выбору профессии.

В последние годы возникают профильные классы, что требует усиления внимания к отдельным задачам. Так, например, в гуманитарном профиле на первый план выдвигается раскрытие роли и места химии в формировании естественно-научной картины мира, в культурной жизни общества, подчеркивается гуманистическая сторона предмета.

В классах естественно-научного направления усиливается внимание к изучению теорий и понятий, а также к практической прикладной стороне предмета, целенаправленной подготовки к поступлению в вуз соответствующего профиля.

В физико-математических и технических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки.

Вместе с тем следует помнить, что в профильной школе наряду с профильными классами должен быть класс общеобразовательного направления, чтобы ученики, разочаровавшиеся в выборе профиля, могли в него перейти.

Содержание предмета химии представлено четырьмя составляющими: научными знаниями, системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных), опытом творческой деятельности, ценностной ориентацией.

Все эти четыре составляющие взаимосвязаны. Например, не зная закономерности протекания химической реакции, нельзя осуществить ее практически. Без эксперимента, без работы с учебником нельзя приобрести полноценные знания о веществе и химической реакции. Баз опыта творческой деятельности человек обречен лишь на копирование, не может перенести знания в новую ситуацию. Ценностная ориентация характеризует личность человека. Она определяет его убеждения и мировоззрение.

Дидактические требования к содержанию курса химии

K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащиеся знакомятся не только с готовыми выводами, но и с методами, которыми они получены. Доступность определяется числом внутрипредметных связей изучаемого материала с уже изученным. Например, нельзя объяснить гибридизацию орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя понять сущность электролиза без знания окислительно-восстановительных реакций. Kроме того, доступность ограничивается и принципом учета возрастных особенностей учащихся. Еще два важных принципа – системность и систематичность.

При систематическом построении материала возможны два логических подхода – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный – когда отсутствует база фактов, необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный – когда теоретическая база достаточна и может осуществляться прогнозирование. Примером дедукции может служить подход к темам, изучаемым после усвоения периодического закона.

Связь с жизнью, с практикой – это принцип, обеспечивающий мотивацию обучения, носит прикладной характер.

Особое значение имеет принцип историзма, который способствует реализации логики науки в учебном процессе.

Основные дидактические единицы курса химии

Дидактический материал курса объединен в несколько групп.

I г р у п п а – это теории (атомно-молекулярная теория, теории строения атома и строения вещества, учение о периодичности, теория электролитической диссоциации, современная теория строения органических веществ). Некоторые курсы содержат сведения о закономерностях возникновения и протекания химических реакций (элементы химической термодинамики и кинетики).

II г р у п п а – это законы (закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон сохранения массы веществ и др.).

III г р у п п а – это химические понятия, каждое из которых представляет сложную систему более мелких понятий. Таких систем понятий в школьном курсе химии четыре: вещество, химическая реакция, химический элемент и основы химического производства 1 .

IV г р у п п а – это методы химической науки. Заметьте, имеются в виду не методы обучения химии, а методы исследования, используемые в химической науке, способствующие научным открытиям и созданию химических теорий.

Поскольку химия – наука экспериментально-теоретическая, она знакомит учащихся с общенаучными и специфическими химическими методами исследования. Учащиеся учатся выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, делать выводы, теоретически обосновывать, чтобы использовать на практике. Они приобретают умения, связанные с техникой химического эксперимента, работой с посудой, реактивами и инструментами, осваивают химическую символику и методы моделирования веществ и процессов.

V г р у п п а – это факты. Факты обнаруживаются посредством эксперимента или наблюдения за натуральными объектами, часто фактический материал получают с помощью специальных приборов. Факты можно узнать от учителя, прочитать в учебнике или взять из других источников.

VI г р у п п а – творческое наследие выдающихся ученых. Очень важно показать, что наука делается людьми и все научные достижения являются результатом кропотливого труда.

Химические теории возникали не одновременно. По мере того, как появлялись факты, которые невозможно было объяснить на основе известной теории, создавалась новая теория, расширяющая и углубляющая уже имеющиеся понятия. Именно таким образом построены многие курсы химии.

Kаждая из основных теорий школьного курса представляет своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, претерпевающие качественные изменения (схема 1). Эти изменения и называют развитием понятий.

Структура содержания школьного курса химии


Способы построения курса химии

Построение курса химии может быть различно. Рассмотрим схему 2.

Различие в построении курсов химии

Рассмотрим, чем отличаются друг от друга указанные в схеме принципы построения.

Особенностью несистематических курсов является то, что в них не отражается логика науки и не обеспечено развитие понятий. Обычно эти курсы ограничиваются реализацией формальной логики и руководствуются в основном прикладным содержанием и межпредметными связями. Некоторые из них носят интегративный характер. Например, естествознание включает сведения из разных естественных наук – физики, химии, биологии, географии. Понятно, что логике какой-то одной науки такой предмет подчиняться не может.

1. Водные ресурсы и качество воды.

2. Химические ресурсы.

3. Нефть. Химическое сырье или топливо.

4. Химия и пищевые ресурсы.

5. Ядерные ресурсы. Радиохимия в современном мире.

6. Атмосфера. Химия газов и климат.

7. Химия и здоровье.

8. Химическая промышленность. Проблемы и перспективы.

Пропедевтические курсы химии

При этом рассмотрена энергетическая сторона химических реакций, без которой не может быть современного понимания химии. Большое внимание уделяется химическому эксперименту, т.к. главная задача пропедевтического курса – пробудить устойчивый интерес к химии, раскрыть ее образ.

Построение систематических курсов химии

Систематические курсы химии могут быть построены по-разному, в зависимости от того, какой системообразующий фактор положен в основу формирования курса (см. схему 2). Это может быть либо система понятий о веществе, либо система понятий о химической реакции.

Химические реакции как важнейшие химические понятия рассматриваются через призму свойств веществ. Эта тема служит и для установления межпредметных связей с физикой.

Взаимосвязь важнейших химических понятий


Структура системы понятий о веществе


Нетрудно заметить, что указанные блоки структуры понятий о веществе реализуют разные мыслительные операции. Например, классификация веществ учит обобщать имеющиеся знания. Блоки о составе и строении обучают анализу. Блоки о свойствах, получении и применении веществ требуют установления причинно-следственных связей и понимания практического использования веществ.

Заметим, что школьный курс органической химии чаще всего строится с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Система понятий о химическом элементе включает следующие блоки:

1) атомы химических элементов;

2) распространенность и круговорот элементов в природе;

3) классификация химических элементов.

Система понятий о химической реакции включает следующие компоненты:

1) признаки, сущность и механизмы химических реакций;

2) закономерности возникновения и протекания химических реакций (энергетика, скорость, катализ, химическое равновесие);

3) количественные характеристики химических реакций (соотношения веществ, термохимические расчеты, проявление закона сохранения массы веществ);

4) классификация химических реакций;

5) практическое использование химических реакций;

6) методы исследования химических реакций.

В данной системе понятий особого внимания заслуживает классификация химических реакций, подробно разработанная Т.З.Савич 8 (таблица).

Kлассификация химических реакций

Такая обобщенная таблица формирует у учащихся определенный кругозор, способствует пониманию ими химических реакций. K такой классификации учащиеся приходят в конце обучения постепенно и последовательно.

В зарубежных курсах химии и довольно редко в нашей общеобразовательной школе используется построение курса на основе формирования и развития системы понятий о химической реакции как системообразующего фактора. Примером такого курса может служить переведенная на русский язык книга американских авторов под редакцией Г.Сиборга 9 . Приведем в качестве иллюстрации оглавление этой книги, написанной для американских колледжей (это более продвинутый курс по сравнению со средней общеобразовательной школой).

Глава 1. Химия – экспериментальная наука.

Глава 2. Гипотеза и рабочая модель в науке. Атомно-молекулярная теория.

Глава 3. Химические реакции.

Глава 4. Газы. Kинетическая теория.

Глава 5. Жидкости и твердые вещества.

Глава 6. Строение атома и периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Глава 7. Энергетические эффекты химических реакций.

Глава 8. Скорости химических реакций.

Глава 9. Равновесие в химических реакциях.

Глава 10. Растворение как равновесный процесс.

Глава 11. Водные растворы кислот и оснований.

Глава 12. Реакции окисления и восстановления.

Глава 13. Химические вычисления.

Глава 14. Доказательства существования атомов.

Глава 15. Электроны и периодическая таблица Д.И.Менделеева.

Глава 16. Молекулы в газовой фазе.

Глава 17. Связь в твердых веществах и жидкостях.

Глава 18. Химия соединений углерода.

Глава 19. Галогены.

Глава 20. Третий период периодической системы.

Глава 21. Вторая группа периодической системы. Щелочно-земельные металлы.

Глава 22. Переходные элементы четвертого периода.

Глава 23. Некоторые элементы шестого и седьмого периодов.

Глава 24. Некоторые вопросы биохимии.

Глава 25. Химия планет и звезд.

Нетрудно заметить, что при таком построении получается курс общей химии, что характерно для курсов, построенных на основе системы понятий о химической реакции.

Во всех случаях следует иметь в виду, что содержание школьного курса химии, в том числе и профильного, не должно сводиться к переносу в школу вузовского курса химии. На данном этапе мыслительный аппарат школьника еще недостаточно сформирован и к такому варианту не подготовлен. Kроме того, выбор содержания зависит от условий работы школы, особенностей контингента учащихся и некоторых других факторов, определяемых социальным заказом общества.

На основании прочитанного попробуйте проверить себя, свое понимание.

1. Докажите, что курс органической химии в средней школе построен с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Примерный ответ. Kурс органической химии изучается последовательно от углеводородов к кислородсодержащим и к азотсодержащим органическим веществам, в том числе и к жизненно важным: жирам, углеводам и белкам. При этом прослеживается изменение в строении углеродного скелета и усложнение строения функциональных групп. Химические реакции отражают свойства этих веществ в зависимости от их состава и строения. Из этого можно заключить, что курс органической химии ориентирован на формирование и развитие системы понятий о веществе.

2. Постарайтесь раскрыть последовательность формирования каждого блока понятий о химическом элементе на примере реализуемого вами курса химии.

Примерный ответ. Система понятий о химическом элементе включает три блока: атомы химических элементов, классификация химических элементов и круговорот элементов в природе.

Сначала атом химического элемента рассматривается как химически неделимая частица, имеющая массу, затем изучается внутриатомное строение. Kлассификация химических элементов вначале ограничивается делением на металлы и неметаллы, затем выделяются элементы с двойственными свойствами, и в завершение следует изучение периодического закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система – это высшее обобщение знаний о химических элементах. Распространенность элементов в природе и их круговорот раскрываются по мере изучения соответствующих им простых веществ.

3. Используя приведенный выше перечень компонентов системы понятий о химической реакции, по образцу схемы 4 постройте схему системы понятий о химической реакции.

Примерный ответ.


Примерный ответ.

Гомогенные реакции – окисление оксида азота(II) кислородом:

и взаимодействие водорода с хлором:

Гетерогенная реакция – взаимодействие оксида серы(IV) с водой:

Окислительно-восстановительные реакции – горение магния в кислороде:

горение аммиака в кислороде:

восстановление оксида меди водородом:

(Названия тем могут быть и другие, в зависимости от того, какими учебниками вы пользуетесь.)

Реакции, где окислительно-восстановительный процесс отсутствует, – взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия:

и взаимодействие оксида углерода(IV) с едким натром:

Kаталитические реакции – гидрогенизация ацетилена на никелевом или платиновом катализаторе:


окисление оксида серы(IV) в оксид серы(VI) в присутствии V2O5:


Некаталитическая реакция – взаимодействие хлора с йодидом калия:

Обратимая реакция – взаимодействие аммиака с водой:

Необратимые реакции – разложение малахита:

и разложение перманганата калия:

Реакции экзотермические – любые реакции горения.

Реакция эндотермическая – взаимодействие азота с кислородом:

Реакции соединения – взаимодействие аммиака с хлороводородом:

и взаимодействие этилена с бромом:

Реакции разложения – разложение гидроксида меди(II):

1 В последнее время в школьных курсах и образовательном стандарте химическому производству уделяется все меньше и меньше внимания, но это не уменьшает значимость этой системы понятий.

2 Химия и общество. Пособие для учителей. Американское химическое общество. Пер. с англ. М.: Мир, 1995.

3 Волова Н.Ф., Чернобельская Г.М. Пропедевтический курс для семиклассников. Химия в школе, 1998, № 3, с. 29–33.

5 Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. М.: ВЛАДОС, 2003.

6 Иванова Р.Г. Химия. Учебник для 8–9 классов. М.: Просвещение, 1996.

7 Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия-8 и Химия-9. М.: Школа-Пресс, 1998.

8 Савич Т.З. Систематизация и обобщение знаний учащихся о химической реакции в X классе. Химия в школе, 1980, № 2.

9 Химия. Kурс для средней школы. Под ред. Г.Сиборга. Пер. с англ. М.: Мир, 1967.

10 Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета. М.: Просвещение, 1997.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Долгое время изложение школьного курса химии носило несистематический характер и имело прикладное значение, так как не было системообразующего стержня, вокруг которого этот курс мог бы формироваться. На рубеже XIX-XX веков изучение химии в школах России было отменено.

Изучение учебного материала на основе периодического закона и периодической системы химических элементов не только обеспечивает возможность его логического развертывания, но и является лучшим и с методической точки зрения, так как дает учащимся возможность глубже понять содержание курса и сознательно усвоить подлежащий изучению материал. Но, как часто это бывает, в средних учебных заведениях периодический закон долгое время не изучался, так как считался для учащихся недоступным. Как было указано выше, первый стабильный учебник по неорганической химии в стране был написан в начале 30-ых годов XX века В.Н. Верховским, Л.М.

Сморгонским, Я.Л. Гольдфарбом. В дальнейшем содержание обучения химии в результате развития химической науки и общества в России неоднократно претерпевало изменения.

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении следующих основных теоретических концепций:

1. атомно-молекулярное учение, 2. теория электролитической диссоциации, 3. механизм и условия протекания химических реакций, 4. периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, 5. теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, способствующих отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения.

Поэтому на каждом уроке учитель не только должен четко и аргументировано проговорить основную цель и задачи урока, но и определить подцели каждого из этапов урока. Только обозначив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить весь процесс обучения и воспитания.

Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законами, теориями, понятиями, что способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию интереса к предмету, обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся.

Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществе и системой знаний о химических реакциях. Из огромного многообразия веществ для изучения были отобраны следующие:

- имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли);

- имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.);

- играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.);

- на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.);

- отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.).

Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе.

Вариативность школьных программ по химии определяет инвариантное ядро, то есть, материал, являющийся единым для всех программ. Содержание школьного предмета химии должно содержать следующее: систему научных, химических, знаний; систему умений и навыков (специальных, интеллектуальных, общеучебных); описание опыта творческой и производственной деятельности, накопленной человечеством в области химии;

отображение положения химии в окружающей действительности; возможности развития и воспитания учащихся на материале предмета.

Содержание и построение курса химии должны соответствовать определенным дидактическим принципам, критериям и идеям, которые взаимно дополняют друг друга.

Принципы построения школьных программ по химии:

Принцип научности устанавливает отбор в учебной программе только тех теорий, законов, фактов, явлений и вопросов, которые научно доказаны и не вызывают сомнений. Кроме того, необходимо ознакомить учащихся с методами исследования.

Принцип доступности определяет уровень и объем научной информации, а также перечень методов исследований данной науки, чтобы ученики, в силу различных возрастных особенностей и объема приобретенных знаний, смогли бы усвоить весь материал учебника.

Принцип систематичности предусматривает определенное построение содержания школьного курса, логику, последовательность изложения материала от известного — к неизвестному, от простого — к сложному (дедукция и индукция).

Принцип системности предполагает отражение в учебнике целостной системы научных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д.

Принцип историзма требует приведение в учебнике примеров развития науки и ее методологии, вклада ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой определяет использование в учебниках примеров прикладного значения химии, что в значительной степени обеспечивает интерес учащихся к химии, то есть мотивацию учения.

Кроме этого и учебник, и все обучение химии должны соответствовать принципу безопасности и принципу здоровьесбережения (валеологический аспект обучения).

Дополняют указанные принципы и критерии отбора содержания учебного материала для школьных дисциплин (по Ю.К. Бабанскому):

Критерий научной значимости, отражающий широту применения научных знаний. Знания, носящие всеобщий характер, должны включаться в первую очередь. На этом основании в действующие программы по химии включены Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, закон о сохранении и превращении энергии, теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и др.

Критерий соответствия объема содержания предмета времени, отведенному на изучение химии. В связи с сокращением часов на изучение химии должно изменяться и содержание предмета.

Критерий соответствия имеющимся в массовой школе условиям. В школах должны быть типовые кабинеты химии, оснащенные в соответствии с перечнями необходимого химического оборудования в соответствии с современными требованиями. Содержание практической (экспериментальной) составляющей школьного учебника должно соответствовать возможностям проводить необходимые опыты в школе.

Критерий соответствия государственным образовательным и международным стандартам.

Критерий целостности содержания учебного материала.

3.2. Место темы в курсе химии общеобразовательной школы В настоящее время количество учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, достаточно велико. Авторы каждой линии программ и учебников предлагают свои подходы к изучению вводной темы школьного курса химии в 8 классе.

Включено проведение практических работ: приемы обращения с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности; прокаливание медной проволоки и взаимодействие мела с кислотой, как примеры химических явлений.

Изучение металлов начинается с их общих свойств. Учащиеся знакомятся с причиной проявления их физических и химических свойств – с металлической связью и особенностями кристаллической рештки металлов, представлениями о сплавах, электрохимическим рядом напряжений, с важнейшими химическими свойствами металлов, изучают электролиз солей, коррозию металлов. Некоторых методисты рекомендуют вопросы классификации металлов определять в начале изучения темы.

По требованиям Госстандарта основы изучения органической химии перенесены в материал 9-го класса. Теоретическую основу курса органической химии составляет теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. В основу построения данной темы положена идея генетического развития органических веществ от простых по составу и строению углеводородов до сложных белков. Изучение материала по органической химии в 9-ом классе основано на понятии гомологии, когда вначале рассматриваются один-два представителя, затем установленные признаки распространяются на весь гомологический ряд. Без указанного принципа ориентации на гомологию веществ строится изучение жиров, углеводов, аминов, аминокислот, белков.

Школьный курс химии завершается обзорным теоретическим обобщением и систематизацией знаний по неорганической и органической химии. Но есть и исключения, например, по программе Л.С. Гузея курс органической химии перенесен в 11 класс, а в 10-ом происходит обобщение материала по общей и неорганической химии. Выбор учителем необходимой программы из многообразия вариативных комплексов программ должен соотноситься с обязательным минимумом содержания по химии, который не может рассматриваться как конкретный курс химии. Он должен составлять инвариантное ядро содержания любых вариативных программ и учебников по химии, которые могут отличаться друг от друга по широте и глубине раскрытия учебного материала.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по химии разработанна Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Документы, регламентирующие разработку экзаменационных материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме по химии включают: кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов;

спецификацию экзаменационной работы; демонстрационный вариант (демовариант) экзаменационной работы.

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по химии. Кодификатор предполагает следующие элементы, проверяемые заданиями экзаменационной работы:

вещество; химическая реакция; элементарные основы неорганической химии, представления об органических веществах; методы познания веществ и химических явлений; химия и жизнь.

Спецификация содержит характеристику структуры и содержания экзаменационной работы по химии, распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности, по уровню сложности, план экзаменационной работы.

Назначение демонстрационного варианта состоит в том, чтобы дать возможность любому выпускнику, сдающему экзамен в форме ЕГЭ по химии, и широкой общественности составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы, о числе, разнообразии форм и уровнях сложности заданий. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (часть С), включенные в демонстрационный вариант, позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

3.3. Содержание и построение школьного курса химии До недавнего времени все действующие программы и учебники по химии соответствовали линейному построению курса. Данная программа была рассчитана на изучение неорганической химии в 8 классе (3 часа в неделю) и в 9 классе (3 часа в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии), органической химии в 1011 классах и общей химии в 11 классе (2 часа в неделю).

В основе новой структуры образования лежит концентрический принцип построения курса химии. Этот принцип предполагает обучение основам неорганической и органической химии в 89 классе (первый уровень) и более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов химии в классах (второй уровень). На втором уровне обучения возможно совершенствование знаний учащихся в процессе изучения дополнительных курсов в зависимости от специализации класса или школы.

Современное содержание школьного курса химии реализуется в три этапа:

2 этап основной (89 классы, в систематическом курсе химии);

3 этап профильный (1011 классы, в систематических курсах химии, различных по объему и глубине изложения теоретического и прикладного материала, спецкурсах, факультативных курсах).

В основной школе вариативность содержания при изучении химии представлена в авторских программах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования по выбору учителя во всех видах общеобразовательных учреждений.

Деятельность учителя и результаты всей его учебно-воспитательной работы определяются школьной программой по химии. Объяснительная записка программы раскрывает цель, задачи и общие идеи, стоящие перед методикой обучением химии. В программе определены: цель преподавания учебного предмета, раскрыты учебно-воспитательные задачи, которые необходимо решить в процессе обучения, развития и воспитания учащихся. В ней также указаны общие мировоззренческие идеи, понимание которых необходимо сформировать у школьников, перечислены требования к результатам обучения, раскрывающие уровень усвоения учащимися содержания курса. В содержательной части программы указаны факты, понятия, законы, теории науки, исторические сведения, знания методологического характера, которые должны усвоить учащиеся. Наряду с этим в содержательную часть программы входит перечень демонстрационных опытов и ученического эксперимента (лабораторные опыты и практические работы), а также типы расчетных задач, которые школьники должны уметь решать после изучения данного курса. Содержание учебного курса сгруппировано в отдельные темы, для каждой из которых указано примерное время на ее изучение. В заключительной части программы содержатся требования к результатам обучения.

Каждая из программ реализована в соответствующих линиях учебников.

Средства обучения и воспитания —система материальных объектов, используемых с целью образования, воспитания и развития личности учащихся.

Ф-ции средств обучения: обучающая, воспитывающая, развивающая, стимулирующая, средство учеб познават деят-ти уч-ся в управлении и контроле.

Средства обучения образуют 3 гр: пособие для учителя, оборудование шк кабинета химии, учебник химии.

Пособие для учителя — методи­ческая, научно-популярная, худ лит-ра. Оборудование шк кабинета предназначено для обеспече­ния учебно-воспит-го процесса; оно оказывает прямое воздействие на учащихся во время уроков и внеурочных занятий. Учебник химии — средство обучения, которым ученик пользуется индивидуально в школе и дома. Все эти компоненты тесно связаны между собой, и в отсутствие любого из них не м.б. полноценного процесса обучения химии.

Критерием для классификации С.О. служит чувственная модальность: визуальные: таблицы, проекты, диаграммы, схемы, плакаты, слуховые: радио, магнитофон, аудиовизуальные: телевизор, комп программы, видеокассеты, рабочие тетради.

Школьный химический кабинет — это спец помещение с размещенным в нем учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Для школьного оборудования разработаны государственные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ). При создании кабинета химии специально подбирают такое помещение, которое позволяет наилучшим образом использовать учебное оборудование для осуществления УВП.

Учеб оборудование: 1. натуральные объекты: реактивы, посуда, приборы, инструменты, коллекции; 2. изображения натур объектов: модели, макеты, экранные пособия; 3. описания предметов и явлений условными средствами: таблицы; 4. ТСО, кинофильмы, программы, видеозаписи, компьютер.

Использ-е в совокупности проблем-го и объясн-иллюстрат методов примен-ся в У-ке Цветкова 10-11 кл органика. Достаточно большой и информац насыщен § утомительны для понимания уч-ся. Материал желательно структурировать на части (в учеб Минченкова, Зазнобиной, Смирнова), внутри текста исп-ся вопросы для осмысления вопросов§.

Стр-ра учебника по Зуеву: 1. текстовая информация: а) основной текст- понятия, факты, инструкция к лаб и практ работам; б) доп текст- приложение, документы; в) пояснит текст- алфавит, справ таблицы, словари.

2. Внетекстовый материал: а) аппарат организации усвоения (вопросы, задания, ответы); б) иллюстрат материал (схемы, карты); в) аппарат ориентировки (введение, справочник терминов, символы, библиография). Разновидности учубников: 1. Гузей (основнойц текст = для углуб изучения); 2. Цветков, 3. Шелинский, 4. Иванова (для любознат-х есть приложение). За рубежом новые линии учеб-в - на дисках, в учебниках ссылки на диски. Рассчитаны на сам работу уч-ся.

Записать в тетрадь значения непонятных терминов. Снова прочесть §, соотнося его с пунктами плана. Закрыть книгу и воспроизвести содержание § по плану, а затем без плана, поясняя свой рассказ необходимыми формулами и уравнениями. Рассказывать нужно сначала вслух, а затем, мысленно представив себе материал, про себя. Отвечать на вопросы в конце §, а также приду­мать свои примеры, сравнить содержание учебника с тем, что рассказывал учитель в кл. Работа уч-ся с учеб отраж-ся в тетради по хи­мии. В тетради обязательно проставляют дату урока, на ко­тором делалась запись, и дату выполнения д/р.

При подготовке конспекта урока учитель д четко пред­ставить, что уч-ся запишут на уроке в тетрадь, достаточно полно отразить содержания урока, особенно те его сто­роны, которые не показаны в учебнике. При проверке тетрадей уч-ся это позволяет быстро установить, какие записи от­сутствуют.

d) введение инвариантного достаточного уровня содержания и требований к уровню подготовки выпускника.

6. Дни (Недели) химии проводятся с учетом:

a) разработанной и принятой на педсовете Программы мероприятий;

b) применения пропедевтических форм работы;

c) массовости организации мероприятий;

d) обязательности посещения мероприятий.

7. Вариативность содержания школьных учебников по химии определяется:

a) наличием инвариантного ядра в содержании учебного материала;

b) целевыми характеристиками определяемого уровня знаний учащихся;

c) количеством теоретических концепций курса;

d) соотношением вариативной и инвариантной части в школьной программе.

a) Базисными знаниями учащихся по смежным дисциплинам;

b) изучение последним в ряду естественнонаучных дисциплин;

c) наличие развитого абстрактного мышления у школьников;

d) развитыми личностными характеристиками учащихся для познания единой научной картины мира.

9. Основными ориентирами отечественного школьного курса химии являются:

a) система знаний о веществах;

b) система знаний о химических реакциях;

c) объективное оценивание уровня знаний учащихся;

d) ориентация на изучение понятия о веществе.

10. К основным изменениям государственного стандарта второго поколения относятся:

a) выделены требования к структуре, результатам и условиям реализации основных общеобразовательных программ;

b) определены новые функции Госстандарта;

c) введение нового типа взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;

d) разработка и корректирование основных положений Госстандарта как ведомственная задача Министерства образования и науки РФ.

11. В перечень теоретических блоков школьного курса химии относятся:

a) теория электролитической диссоциации;

b) строение атома химического элемента;

c) периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева;

d) теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

12. При выборе вариативных программ по химии необходимо учитывать:

a) анализ основных текстов учебников;

b) уровень обученности школьников;

c) целевые внутри- и межпредметные связи содержания материала;

d) современную методику преподавания самого учителя.

13. При формировании универсальных учебных действий учащихся:

a) выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные виды;

b) определяют целостную программу развития УУД;

c) учитывают пролонгированный этап перехода умений учащихся в действия;

d) используют систему личностных характеристик.

14. Обучение химии согласно стандарту нового поколения подразумевает:

a) самостоятельное выполнение учащимися индивидуальных проектов;

b) изучение материала одной иди нескольких тем;

c) выполнение учащимися индивидуальных проектов под руководством тьютера;

d) непосредственное пошаговое руководство учителя в выполнении проекта.

15. К специфическим умениям школьников по химии относят следующие:

a) умение правильно структурировать изученный материал школьной программы;

b) умение интерпретировать химические характеристики веществ;

c) умение извлекать информацию по характеристике веществ в нестандартных ситуациях;

d) умение применять абстрактное мышление для моделирования процессов в системах.

16. К основным вопросам современного урока химии можно отнести следующее:

a) менеджмент ученической деятельностью на протяжении всего урока;

b) методический переход от учителя как единственного источника информации к многоканальному изучению явлений;

c) прогнозирование, проектирование и планирование результатов каждого этапа и целостности самого урока;

d) логическое использование сочетания наглядного и объяснительноиллюстративного методов в обучении химии.

17. Основу работы учителя химии определяют:

a) основные положения профессиограммы современного учителя химии;

b) функции деятельности согласно модели современного учителя химии;

c) основные компетенции современного учителя химии;

d) требования по выполнению государственного образовательного стандарта по химии.

18. Современный школьный курс химии определяется следующими этапами обучения:

a) профильный этап обучения;

b) основной этап обучения;

c) пропедевтический этап обучения;

d) элективный этап обучения.

19. Основными принципами организации внеклассной работы по химии являются:

a) добровольность соучастников процесса;

b) учет базисных положений школьных учебных планов;

c) системность и систематичность проведения мероприятий;

d) единение учебной и воспитательной работы в деятельности учителя химии.

20. Внеклассная работа по химии определяется следующими формами организации участников:

1. Контроль результатов обучения по химии определяется как:

a) внешняя структурная организация процесса обучения химии;

b) один из компонентов процесса обучения химии учащихся;

c) проверка реализации внутри- и межпредметных связей содержания учебного материала по химии;

d) результат реализации целей процесса обучения в категориях действий.

2. Организация контроля результатов обучения по химии должна осуществляться:

a) один раз в четверть в ходе контрольной работы согласно учебному плану;

b) в ходе самостоятельных и проверочных работ на уроках химии;

c) на каждом уроке химии;

d) на каждом этапе урока химии.

3. К основным требованиям в организации контроля результатов обучения относят:

a) выявление планируемых результатов контроля знаний учащихся;

b) определение конкретных целей контроля;

c) учет объективного характера проверки знаний учащихся по химии;

d) осуществление мониторинга контроля знаний учащихся.

4. Экспериментальное решение задач по химии можно отнести к:

a) практической работе по химии;

b) работе практического характера с целью контроля конкретных результатов обучения;

c) практической работе по определенному алгоритму выполнения целью контроля конкретных результатов обучения;

d) к практической работе с целью развития исследовательских навыков школьников.

5. Фронтальная контролирующая беседа на уроке химии характеризуется:

a) более глубоким вопросом, охватывающим большие разделы и темы;

b) кратковременным характером проведения;

c) сочетанием опроса одного учащихся с контролем за активностью всего класса учащихся;

d) сочетанием опроса одного ученика с письменным контролем других учащихся по химии.

6. К основным функциям контроля результатов обучения по химии относят:

a) организаторскую функцию;

b) развивающую функцию;

c) методологическую функцию;

d) воспитательную функцию.

7. Индивидуальный контроль знаний учащихся по химии:

a) должен характеризоваться наличием глубокого ответа по всей теме опроса учебного материала;

b) проводится на различных этапах урока по химии;

c) включает в себя краткий опрос учащихся с места по теоретическим концепциям курса;

d) может сопровождаться рецензированием ответа другими учащимися класса.

8. В настоящее время учителя химии редко используют зачет как одну из форм контроля, так как:

a) зачет обычно проводится во внеурочное время;

b) зачет предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся во время беседы ученика с учителем;

c) сейчас существует программированные формы знаний учащихся;

d) данная форма контроля достаточно сложна по степени подготовки и методике проведения.

9. По способу организации контроля результатов обучения учащихся по химии методисты классифицируют следующим образом:

a) устный вид контроля;

b) письменный вид контроля;

c) практический вид контроля знаний учащихся;

d) компьютерное тестирование.

10. К особенностям проведения контрольной работы по химии относятся:

a) работа проводится, в основном, для объективного контроля результатов обучения по химии в соответствии с ФГОС ОО;

b) проведение работы необходимо для корректирования результатов обучения учащихся по химии в соответствии с ФГОС ОО;

c) организация контрольной работы должны быть в соответствии с установленными сроками согласно учебному плану по химии;

d) данная работа проводится в целях внутреннего или внешнего контроля результатов обучения учащихся по химии.

11. При выборе тестовой формы контроля по химии необходимо учитывать:

a) четкость в формулировке заданий;

c) соответствие правильности подбора заданий теста в зависимости от цели тестирования;

d) современную методику преподавания самого учителя.

12. Для учета результатов обучения по химии используют:

a) результаты контрольных и проверочных работ по химии в одном классе за несколько лет обучения;

b) результаты контрольных и проверочных работ по химии в параллели;

c) использование системы личностных характеристик учащихся по химии;

d) результаты контрольных и проверочных работ по химии в параллельных классах по одной теме изучения.

13. Диагностику результатов обучения рассматривают как собой процесс, включающий в себя следующее:

a) выявление, оценку и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности обучающихся с требованиями, заданными учебными программами;

b) сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учеников с требованиями, заданными учебными программами по химии;

c) характеристику как обязательного элемента методического исследования учителя химии в соответствии с требованиями, заданными учебными программами;

d) определение несоответствия учебного материала возрастным особенностям учащихся.

14. По месту в учебном процессе виды контроля по химии классифицируются как:

a) выявление результатов учебной деятельности обучающихся с требованиями, заданными учебными программами, на каждом этапе уроке;

b) актуализация опорных или остаточных знаний по теме по химии;

c) контроль усвоения учебного материала в самом ходе познавательного процесса;

d) итоговая проверка по теме учебного материала после изучения какого-либо крупного раздела курса химии (в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года).

15. К контролю знаний учащихся по химии относят следующие вопросы:

a) определение обучающего характера контроля результативности на протяжении всего процесса обучения по химии;

b) выявление соответствия сформированного объема знаний учащихся требованиям стандарта или программы по химии;

c) определение уровня владения учащимися умениями и навыками по химии;

d) прогнозирование, проектирование и планирование результатов каждого этапа и целостности самого урока.

16. К основным принципам диагностики результатов обучения по химии относят:

a) принцип объективности оценивания результатов;

b) принцип систематичности оценивания результатов;

c) принцип соответствия основным компетенциям современного учителя химии;

d) принцип гласности/озвучивания результатов контроля.

17. К средствам контроля знаний учащихся по химии относят:

a) задание или совокупность заданий, предназначенных для выявления соответствующих результатов обучения;

b) система заданий в виде теста, проверочной или контрольной работы для определения итогов процесса обучения;

c) систему заданий, которые должны соответствовать целям контроля и отвечать принципам обучения;

d) основные средства обучения химии: школьный кабинет химии, учебник и учебно-методическая литература, компьютер и интерактивная доска.

18. Применение тестового контроля знаний учащихся основывается с учетом следующих аспектов:

a) добровольность участников процесса;

b) учет базисных положений школьного учебного плана и возрастных особенностей школьников;

c) системность и систематичность проведения контроля;

d) соответствие цели/задач тестов формулировке предложенных заданий.

19. К функциям диагностики результатов обучения относят:

20. Учитель химии при отборе и конструировании контрольных заданий должен учитывать следующие принципы:

a) извлечение с помощью задания общей информации об объекте контроля;

b) достоверность выявляемых заданием результатов;

c) четкое и однозначное отображение в формулировке желаемого результата;

d) составление инструкции, позволяющей однозначно оценить ответ учащегося на задание.

1. Приоритетными в организации внеклассной работы по химии в школе являются следующие принципы:

a) принцип научности;

b) принцип заинтересованности;

c) принцип учета теории и химического эксперимента;

d) принцип добровольности.

2. Организация внеклассной работы по химии должна осуществляться:

a) один раз в четверть в ходе мероприятия согласно учебному плану;

b) с учетом интересов и склонностей учащихся;

c) в соответствии с тематическим планом учителя химии и планом воспитательной работы школы;

d) с учетом пропедевтической работы.

3. Организация экспериментального исследования по химии включает:

a) подготовительный этап по изучению материала и мотивации школьников;

b) рефлексивно-оценочный этап;

c) учет объективного характера проверки знаний учащихся по химии;

d) диагностический этап.

4. Для организации внеклассной работы по химии как одного из направлений формирования продуктивной деятельности школьника учитывают:

a) сформированность коммуникативных функций;

b) кратковременность детской самостоятельности в решении задачпо химии;

c) развитие логического мышления учащихся;

d) опыт оценочной деятельности.

5. Проведение внеклассной работы по химии характеризуется:

b) кратковременным характером проведения мероприятия;

d) наличием пропедевтической работы по химии.

6. Организация химического кружка в школе учитывает:

a) проведение профориентационной работы;

b) подготовку к олимпиадам, конкурсам и т.д.;

c) осуществление мотивационной функции кружка;

d) углубление знаний учащихся об истории науки химии.

7. Организация школьного тура олимпиады по химии строится с учетом:

a) организации работы школьного тура по параллелям;

b) вариативности школьной программы по химии;

c) добровольности участия;

d) включение теоретических концепций.

8. Внеурочная работа по химии обычно проводится:

a) в свободное от уроков для учителя время;

b) с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

c) до или после уроков;

d) на принципе добровольности.

9. В качестве планируемых результатов по организации КВН, химической викторины или других элементов игровых технологий выделяют умения:

a) умение работать в команде;

b) умение использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

c) умение определять и решать проблемы;

d) умение контролировать знания других учащихся.

10. К основным задачам организации внеклассной работы по химии относятся:

a) дальнейшее углубление и развитие интереса к изучению химии;

b) выявление одарнных детей для дальнейшего развития их способностей;

c) развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников;

d) углубление теоретических знаний по химии.

11. К групповым формам работы учащихся относят:

a) работа химического кружка;

b) подготовка web-страницы (класса/кабинета химии);

c) техническое творчество в кабинете химии;

d) подбор материала к выступлению по теме на уроке.

12. Для организации домашнего эксперимента по химии учитывают:

a) возможность выноса некоторых реактивов из кабинета химии с разрешения учителя химии;

b) предварительное собеседование учителя химии с родителями учащихся по организации домашнего эксперимента;

c) неукоснительное соблюдение учащимися правил техники безопасности;

d) правильность оформления отчета домашнего эксперимента в тетрадях.

13. К основным целям организации внеклассной работы относят:

a) определение устойчивых интересов к той или иной области науки;

b) выявление способностей учащихся для осуществления эстетического воспитания;

c) расширение знаний и кругозора учащихся для более глубокой подготовки к ЕГЭ по химии;

d) расширение знаний и кругозора учащихся для развития интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

14. Нижеперечисленные факторы оказывают влияние на отбор внеклассной работы по химии:

a) социально-экономические особенности региона;

b) интересы учащихся;

c) социальный заказ общества;

d) тип учебного заведения.

15.К общепедагогическим целям организации внеклассной работы школьников по химии относятся:

a) организация досуга учащихся;

b) привитие интереса к предмету;

c) формирование эколого-химических знаний;

d) изучение внепрограммного материала.

16. К массовым формам внеклассной работы по химии относят:

a) проведение химического вечера;

b) организация Недели/месяца химии;

c) изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других дидактических пособий;

d) курирование школьного научного общества.

17. В развитии познавательного интереса по химии методисты выделяют следующие стадии:

a) научный интерес;

b) любознательность и любопытство;

c) сам познавательный интерес;

d) рациональное использование современных средств обучения химии.

18. Внеурочную работу в отличии от урока отличает:

a) добровольность со-участников процесса;

b) занимательность материала;

c) время проведения мероприятий;

d) соответствие цели/задач учебно-тематическому плану.

19. К индивидуальным формам организации внеклассной работы по химии относят:

a) выполнение индивидуальных заданий по работе в кабинете;

b) подготовка к конференции;

c) подготовка к ЕГЭ по химии;

d) ) экспериментальное исследование учащихся.

20. Подготовка и проведение мероприятий Недели химии включает следующие этапы:

a) подготовка и афиширование мероприятий;

b) обязательное приглашение специалистов со стороны;

c) проведение открытых уроков и мероприятий;

d) отчеты (анализ/самоанализ) о проведении мероприятий.

ГИЛЬМАНШИНА СУРИЯ ИРЕКОВНА,

д.пед.н., к.хим.н., профессор, заведующий кафедрой химического образования Химического института им. А. М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,

к.пед.н., доцент кафедры химического образования Химического института им. А. М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: