В вильсон является представителем школы институционального либерализма

Обновлено: 04.07.2024

  • создание мировой федерации или конфедерации, предполагающее наличие мирового правительства, наделенного наднациональной властью;
  • создание децентрализованной и плюралистической системы международного управления в традициях функционализма;
  • создание системы более широкого международного сотрудничества и коллективной безопасности (в духе Лиги Наций).

Очевидно, что первые два из трех названных предложений обустройства глобального управления изначально были невыполнимыми в силу явных противоречий, существовавших (и продолжающих существовать) между государствами (и другими акторами мировой политики). Достигнуть согласия всех участников на объединение во всеобщую конфедерацию, а тем более создать зрелую демократическую децентрализованную систему глобального управления на том этапе (как и сегодня) было нереально.

Либеральная теория Моравчика стоит на трёх ключевых посылках:

1.Примат общественных акторов.Основные акторы в МО – это индивиды и группы, которые, как правило, действуют рационально и избегают рисков, взаимодействуют и сотрудничают, чтобы реализовать свои разнообразные интересы. При этом они действуют в условиях материальной ограниченности, несоответствия (конфликта) ценностей и неравных возможностей влиять на общество. Таким образом, представление о МО перевёрнуто с ног на голову: люди, их интересы и требования первичны по сравнению с политической ситуацией.

2.Репрезентативность определяет предпочтения государств. Государства и другие политические институты представляют какую-то часть общества, предпочтения и интересы государств формируются на основе предпочтений и интересов этих общественных групп. Таким образом, государство – не актор, а институт представительства. Даже авторитарные и тоталитарные режимы представляют интересы какой-то социальной группы, пусть и очень узкой (например, окружения вождя). Чем шире представляемая прослойка, тем более предсказуемым и миролюбивым будет государство.

Имеющиеся три посылки могут применяться для изучения разных проблем, в результате чего будут появляться разные варианты либеральной теории, принадлежащие, однако, одной семье. Моравчик предлагает такие варианты теории (и, следовательно, направления исследований):

1.Либерализм идейбудет концентрироваться на изучении внутригосударственных ценностей и идей, влияющих на предпочтения государств, и, следовательно, их поведение на мировой арене;

2.Коммерческий либерализмбудет изучать влияние рыночных факторов на предпочтения и поведение внутренних и внешних акторов, подчёркивается благотворное влияние атмосферы рынка;

3.Республиканский либерализмзанимается не факторами, влияющими на предпочтения, а механизмами их превращения в государственную политику. В центре внимания – механизмы представительства и степень их демократичности.

По Э. Моравчику, либеральная теория лучше реализма и институционализма, потому что достойно объясняет:

1. Вариативность внешней политики;

2. Исторические изменения международной системы;

3. Специфику современной международно-политической системы.

Заметно, что результирующая теория похожа на марксизм (особенно его нео-вариант), это видит и сам Э. Моравчик, отмечавший, что марксизм предлагает интересные идеи, но плох своей телеологичностью. На первый взгляд, с предшествовавшим либерализмом связи довольно мало, разве что в ценностных установках и некоторых общих понятиях, во многом эта новая либеральная теория – продукт деятельности самого Моравчика. С другой стороны, это интересная попытка реанимировать, модернизировать и формализировать либерализм, неочевидно, правда, покА, насколько такая интерпретация приживётся.

Идеалистический подход отличает от других подходов ярко выраженная этическая позиция. Он исходит из оптимистического представления о природе человека как существа разумного, способного к нравственному совершенствованию, мирному общежитию, ради общего блага готовому отказаться от политики силы и стремления к доминированию. Идеалисты стремились создать гармоничную, лишенную военных конфликтов модель международных отношений. На первый план они ставили международное сотрудничество, правовое разрешение конфликтов, регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных организаций, обсуждение спорных проблем на переговорах. Фактор силы в политике не оценивался столь высоко, как у реалистов, более эффективными средствами влияния рассматривались экономические и правовые рычаги. Либералы исходили из того, что взаимодействие государств на мировой арене для сохранения мира и экономического процветания обязательно должно регулироваться межправительственными организациями и международными режимами (совместно разработанными членами мирового сообщества правилами, нормами, процедурами в конкретной сфере международных отношений, например, в торговле, финансовой политике и т. д.). Государства при либеральном подходе хотя и признаются главными участниками международных отношений, но не единственными. Подчеркивается, что наряду с ними действуют межправительственные (ООН, ОБСЕ и др.) и неправительственные организации (правозащитные, экологические, гуманитарные, транснациональные корпорации и др.).

В 1980-е годы возникает школа неолиберализма (или структурного либерализма), которая продолжает классический либерализм, но учитывает новые реальности мирового политического процесса: комплексную взаимозависимость, развивающееся межгосударственное сотрудничество, интеграцию, создание глобальной общности. Неолиберализм уделяет особое внимание взаимосвязи политики и экономики. В силу взаимозависимости государств возможности для их сотрудничества посредством международных организаций должны возрастать, а влияние анархии на международную среду ослабевать.

В рамках неолиберализма возникло несколько направлений, концепций, которые иногда рассматривают и как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относится прежде всего концепция комплексной взаимозависимости. Её представители - американские политологи Роберт Кеохейн и Джозеф Най. В этой концепции международная политика анализируется с точки зрения участия в ней множества политических акторов - не только государств, но и неправительственных организаций (их сегодня в мире насчитывается свыше 10000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций. В политическую жизнь активно включились партии, церковь, профсоюзы и другие организации. Государство перестало быть единственным актором на мировой сцене, более того, утрачивает свою роль главного субъекта международной политики в пользу международных организаций. Признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними привело к тому, что в исследовании мировой политики сейчас вместо понятия международные (а по сути межгосударственные) отношения стало использоваться понятие транснациональные отношения. Модель транснациональных отношений, в которой акцентируется роль негосударственных акторов, сформулировал Р. Кеохейн совместно с Дж. Наем, а концепцию комплексной взаимозависимости нередко относят к транснационалистской, или глобалистской, школе.

Согласно теории взаимозависимости все политические акторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Они заинтересованы не только в экономическом сотрудничестве, но и в объединении усилий для решения общих, глобальных проблем, например, охраны окружающей среды, ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия и др. Положение любой страны зависит от ее отношений с другими государствами и от международной системы в целом. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государства становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей степени. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, тогда как кооперация, сотрудничество создают условия для мира и процветания, утверждают транснационалисты.

Институциональный либерализм или же либеральный институционализм это современный теория международных отношений который утверждает, что международные институты и организации такой как Объединенные Нации (ООН), Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО) и Евросоюз (ЕС) может увеличить помощь и сотрудничество между государствами. Это означает, что государства могут положительно помогать друг другу через такие институты, как и т. Д. Теорию можно сравнить с идеализм, теория международных отношений, возникшая после Первая мировая война когда Лига Наций был основан. [1] Нравиться политический реализминституциональный либерализм утилитарный и рационалистический. Государства рассматриваются как рациональные акторы действуют в международной политической системе, в которой невозможно навязать иерархию. [2]

Терминология


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (35):

8. Основные положения школы либерализма.doc

8. Основные положения школы либерализма
Либеральный интернационализм (направление идеализма, затрагивающие проблемы войны и мира)

=либерализм, классический идеализм, политический идеализм.
Источники –

1.Гуго Гроций (1583-1645) голландский дипломат. – первым систематизировал международное право. Занял позицию противоположную Макьявелли. Считал, что силу надо свести к минимуму, а законы должны регулировать отношения меж государствами, точно также как законы регул отнош меж людьми. Дол быть коллективная взаимопомощь, а не борьба за власть. На основе закона.


  1. акцент на сотрудничестве. Войны как аномально явление, главное –сотрудничество политическое, экономическое, социальное, культурное.

  2. цель государствава – рост благосостояния.

  3. средства – предпочтительно несиловые.

  4. организационный принцип – управление без правительства. – создается определенный режим самоуправления, например – режим взаимозависимости, который не требует постоянного вмешательства государства.

Концептуальная основа либерализма


  1. демократический либерализм- свобода личности, свобода слова

  2. экономический либерализм – свобода рынка

  3. социальный либерализм – права человека (Европейская конвенция о правах человека, принятая СЕ в 1949).

  4. институциональный либерализм – есть демократические институты.

^ Главные акторы – государства, неправительственные группы и международной организации. (государство слабеет, роль МО-ций растет)

Образ индивидуума – положит, способный к сотрудничеству (поделись с партнером)

^ Образ государства – неунитарный актор, имеет много интересов (не только национальные)

Образ международной системы – взаимозависимость между акторами, международное сообщество (а не борющиеся между собой государства)

^ Представление о переменах – возможно, желательный процесс

Читайте также: