В суд поступило исковое заявление от заведующей детским садом с просьбой

Обновлено: 04.07.2024

Вот все понимаю,но вопрос-где были глаза воспитателя когда ребенок перелезал через забор?Это ведь не пара секунд.С пребыванием ребенка в группе решать что-то безусловно надо,но и воспитателю нужно напрячься.Пусть банально ходит с ним за руку,сидит с ним за одним столом.Конечно вниманию другим детям будет явно нехватать,но хоть результаты проявлений агрессии будут меньше (в смысле меньше покусов и шишнек)Потому как иначе дело может дойти до трагедии,если уж она не уследила как он перелезал через забор,может и не уследить как он придушит кого нить.Я бы в экстренном порядке решала бы вопрос о переводе своего!ребенка в другую группу,так как речь идет уже о здоровье и жизни своего!ребенка.Ваша воспитатель явно не в состоянии справится с этим мальчиком..

у нас ситуация аналогичная, и воспитатели здесь не при чём. мальчик может и камнем запульнуть на прогулке и еду по группе разбросать. Мама его делает вид, что всё в норме, "да, он такой, все дети разные".
Вся группа его избегает, те дети, что с ним с яслей. Но вот, в этом году, пришло много новеньких - им достаётся по полной (порванные платья, укусы, синяки). Осложняет ситуацию то, что он из льготной категории.
Воспитатели сказали, что будут решать вопрос в ближайшее время, заведующая должна сказать как(она в курсе), дело родителей - только собрать подписи.
так что, разговаривайте в саду, как вам поступать.

ИМХО,нужно ВСЕМ родителям снимать в травмпункте ВСЕ травмы - с указанием. Потом писать коллективное письмо на имя зав. садиком с копией в дп. образования Москвы, в котором написать, что мальчик неадекватен, воспитатель с остальными детьми отлично работает. И просить напарвления в садик мед.комиссии для проверки.

у нас похожая ситуация в группе. Мальчик с нами с яслей. В прошлом году (ясли) мы писали заявление на имя Заведующей с просьбой принять меры по обеспечению безопасности нашим детям.Подписи собрали.Маму мальчика вызвали к заведующей, поговорили, мама всех "послала" и все на этом остановилось. Дети побиты-покусаны, воспитатели стонут, а " воз и ныне там". В этом году решили поступить иначе. Пригласили психолога садовского для наблюдения за поведением ребенка в группе.(Пока психолог не идет тк "времени нет", но это мы доработаем-придет). От психолога нам нужна официальная бумага с заключением и рекомендациями. А с таким документом уже можно и в РОНО, и в МИНОБРАЗОВАНИЕ.

Сделать можно следующее:

1. Любую травма (даже самую незначительную) снимаете в травмпункте и в травмпункте же указываете, что будете писать заявление в милицию. Соответственно заявление в милицию тоже пишите.
2. На имя заведующей пишите коллективное заявление, копию в департамент, если заведующая не примет меры.
3. Если вышеперечисленное не поможет - заявление в прокуратуру.
4. Детям объяснить, чтобы не походили к этому мальчику.

Ох, проходили. первое и основное надо понять, что на наших детей всем в саду - положить с высокой колокольни. И все надо будет делать самим. Тут есть цепочка - воспитатели бояться только заведующую, заведующая - только Депобразования. Вывод, Вы пишете письмо на имя заведующей, с подписью ВСЕХ родителей группы, в двух вариантах, и оба она должна подписать, там есть строчка - письмо получено и печать. Это на тот случай, если она будет утверждать, что письмо не видела. Второе, писать письмо в Депобразования, где будет указано, что заведующая с проблемой ознакомлена, о чем свидетельствует письмо от такого-то числа, но решения не принимаются. Несете письмо туда. Параллельно с этим делаете следующее: после укусов или битья фиксируете все это у врача в поликлинике, идете к заведующей поликлиникой и пишете на ее имя письмо, что так и так, детей систематически избивают, врач засвидетельствовал, прошу принять меры - отдайте это и ей тоже. Завполиклитникой тесно сотрудничают с детсадами, и это в ее компетенции. ИМХО. но уже после первого звонка из департамента ваша заведующая начнет шевелиться.

она видела, но не успела за ним, забор низкий, он перемахнул и кинулся сразу бежать, а она не может оставить 23 человека детей на участке и бежать за ним, хорошо была нянечки, она побежала и догнала, и то не сразу, а довольно далеко от сада, так как он бежал изо всех сил и перебежал дважды проезжую часть

Автор,ну не может ребенок 7 лет(старшая группа) перемахнуть просто так через забор.Либо забор у вас по колено,что не отвечает безопастности детей,либо воспитатель занималась своими делами,к примеру болтатла с другим воспитателем.Сама ситуация то кошмарная,на месте этого мальчика мог быть абсолютно любой ребенок и виноват в этой ситуации на 100% воспитатель и никакие ее оправдвния не могут смягчать ее вину.Ребенок мог погибнуть под калесами проезжающих авто.Я просто пытаюсь до вас донести что ваш воспитатель-никчемный,оставлять с ней своего ребенка-это риск для его жизни и здоровья.

Плюсанусь, часто вижу, проходя мимо д/с, как воспитатели трещат между собой, а дети сами по себе.
Была в шоке, когда одна воспитатель поведала мне, что когда тихий час, они занимаются аэробикой в спорт. зале.
И не понятно, почему все знают, что ребенок из д/д. Тайны усыновления теперь не существует?

Да насрать на что они натренированны,но следитьчто бы дети не покидали границ площадки -прямая обязанность воспитателя.Я бы на месте родитлей этого мальчика еще бы и жалобу накатала вплодь до прокуратуры.

Это точно! Соглашусь! Еще такой вопрос - никто из родителей никогда не обращал внимание, как воспитатели сами разговаривают с этим мальчиком? У нас была такая же ситуевина, только как оказалось, воспиталка сама доводила мальчугана, а он слишком активный был - вот и отыгрывался на других детях потом. Новенькие обычно не нравятся, тем более старшая группа - уже сложенная, а тут пришел "неадекватный", все -развал!! Странная вообще воспиталка, не может заинтересовать одного ребенка, и уследить за ним тоже не может! Как она с остальными справляется?

Да,скорее всего воспиталка его прессует, ей он ответить не может, остаются только дети.
У каждого сада есть медико-психологическое сопровождение, а там судя по всему равнодушие полное, еще и других родителей натаскивают.
А потом появляются топы "Помогите убрать слабого, от нас СИЛЬНЫХ"

ага, давайте воспитатель целыми днями только с одним неадекватом станет заниматься, а остальные дети - в сад.
достали эти психи, неадекваты, скрытые дебилы и прочие. неадекватов надо собирать в компании таких же, как они сами и приставлять к ним специально подготовленных специалистов по неадекватам. а нормальные дети не должны весь этот бред терпеть.

другие родители защищают своих детей! или может они должны забыть об их интересах и броситься на защиту одного единственного детдомовского неадеквата? хорош вешать свои проблемы на других людей уже. взяли такого красавчега из дд, так воспитывайте сами, ё моё! нет, надо всем окружающим проблемы создать.чтоб все за ним одним следили, терпели, уважали его желания и тд. а мамаша новоиспеченная будет своими делами заниматься в это время, в свое удовольствие. видимо от этого к этому мальчику станут лучше относиться, ага. и к таким как он вообще.

ДААААААААА.
У нас такой мальчик тоже был. Случайно не Саша зовут? С каждым годом агрессия становилась все сильнее и сильнее. Скажу честно - было страшно оставлять ребенка в саду. И сразу скажу, что воспитатели у нас чудо, сад чудо и психологическая поддержка есть. Ничего не помогало! Все проблемы нашего Саши шли от его семьи. Негатив накопленный дома он срывал в саду. Дошло до беспредела с его стороны: он начал караулить удобный момент, чтобы другому ребенку навредить и посильнее.
Когда моему ребенку (играла с девочками в дочки-матери, нагнулась за упавшей игрушкой под столик, этот Саша с другого конца группы с РАЗБЕГА налетел на этот стол и задвинул его с разбега в голову моего ребенка) стала угрожать реальная опасность, то терпение лопнуло. Да! спровоцировал СТРАХ, страх за жизнь! Страх, что поведение Саши не управляемое! Страх перед ребенком был даже у взрослых! Саша не боялся и не стеснялся никого - взрослых (воспитателей и чужих родителей) обещал убить ножом, который он принесет из дома! А ведь из дома он уже приносил булавку, которую на физкультуре ткнул в ребенка , который прибежал на эстафете быстрее его! Было очень много чего, даже описывать не хочется. И поверьте, что в течении недели, садовский психолог немного "успокаивал" его, НО после выходных или болезни, ребенок приходил в сад еще более ожесточенным. Воспитатели переживали так, что собирались увольняться из сада (не хотели идти под суд в случае чего). Им приходилось каждую минуту его держать на виду и контролировать. Дети от него уже стали шарахаться. На улице брал снег, песок, землю и побывал на вкус постоянно, воспитателю приходилось держать его за руку около себя всю прогулку, т.к. на замечания не реагировал. Притом одна воспиталка у нас построже, а другая мягкая - так не одна форма воспитания на него не влияла. Были постоянный попытки сбежать из сада (забор конечно у нас высокий, и охранник стоит на улице), но все же. Про прилюдную мастурбацию вообще молчу, про укусы, избиения, толкания, размахивание посторонними предметами тоже уже стало нормой для него. Ему необходимы были страдания других, все что он делал - до первых слез. Ребенок не реагировал ни на что. Поверьте, что так бывает! Автора темы я таааак понимаю!
В общем, после случая со столом, с моей стороны закрутилась машина под названием "ЛЕЧЬ КОСТЬМИ, НО УБРАТЬ САШУ ИЗ САДА"! И мне не стыдно. Я перевернула весь сад, перевернула весь отдел в местном управлении образования и мы это сделали. Это реально, но формально. Фактически - вы не можете исключить из гос. сада ребенка. Но вынудить можете.
1. Должны быть заявления - жалобы от родителей детей, которые страдали от ребенка. Это нужно для заведующей, чтобы инициировать свой запрос о переводе этого ребенка в другой сад, если это понадобится. И для того, чтобы пригласить сотрудников из высшего органа (если понадобиться), которые приходят и сидят по одному человеку несколько дней в группе, и фиксируют его поведение (у нас приходила одна тетя три дня). 2. Было собрание родителей, и заявление на имя заведующей разобраться с ситуацией с ребенком, с просьбой отчислить с 100% подписью других родителей. Родительницу того ребенка пригласить обязательно. Собрание с подписью присутствующих фиксировать письменно.
"УГРОЖАЕТ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ" - в любых заявлениях обязательная фраза.
2. Запросить справку от родителей о здоровье ребенка от психоневролога или невропатолога - уже не помню, узнаете.
3. Дальше, либо создается комиссия из высшего органа управления образования, которая дальше решает и рекомендует, что делать с ребенком. Либо, сама заведующая устраивает перевод ребенка в другое заведение, но для этого нужно согласие родителей ребенка. Либо родительница понимает, что сопротивление бесполезно и забирает ребенка сама.
Давление на родительницу и давление на заведующую – это все что вы можете сделать! Я узнала ее телефон домашний, рабочий – звонила каждый раз, когда случалось что-то, разговаривала и по плохому и по хорошему. И запомните – без согласия родительницы ребенка вывести из сада не может никто. Плюс, нужно чтобы заведующая была в этом заинтересована. Плюс – вы должна быть не одна. И мне не стыдно – я боролась за жизнь и здоровье своего ребенка.
Но только вы должны понимать адекватно ситуацию, что это не банальный драчун, а действительно социально опасный ребенок. Я даже угрожала заявлением в социальную опеку над несовершеннолетними, чтобы их семью взяли под контроль, потому что там была и семья не очень блогополучная (ребенка били дома, морально уничтожали, отец пил и т.п.).

Психолог садовский не обладает такими полномочиями, чтобы идти с его заключением в высшие инстанции. Его заключение - это дополнительная ничего не значащая бумажка.
1. Только официальная справка от психоневролога и невропатолога (уже забыла, нужно уточнить) о состоянии здоровья ребенка.
2. Результаты комиссии, которую назначают из высших инстанций в садик на основании заявлений родителей или заявления с 100% подписями всех родителей!
Даже если ребенок будет признан психически не уравновешенным, то его никто не может вывести из гос.сада силой, рекомендации - это все, на что можно рассчитывать. Вывод ТОЛЬКО с согласия родителей.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малышевой Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Никиты Сергеевича, на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года по делу по административному исковому заявлению Малышевой Т.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Н.С., о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему Малышеву Н.С., . года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Муринского сельского поселения в 2017/2018 учебном году, о возложении обязанности организовать и предложить для Малышева Н.С. дополнительное свободное место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией Муринского сельского поселения (муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении "Муринский ДСКВ N 2" или муниципальном образовательном бюджетном учреждении "Средняя общеобразовательная школа "Муринский ЦО N 1").

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на доводы кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация муниципального образования) Басаргиной Л.В. и представителя Комитета по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" (далее - Комитет по образованию) Кузьменкова С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Письмом от 13 июля 2017 года Комитет по образованию сообщил Малышевой Т.М., что детьми в возрасте от 1 до 3 лет МОБУ "Муринская СОШ N 1" на 2017/2018 учебный год не комплектовалось, вопрос о зачислении Малышева Н.С. в названное учреждение будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных учреждений после исполнения ему трёх лет или в период планового комплектования образовательных учреждений на 2019-2020 учебный год исключительно в порядке очерёдности.

После получения указной информации Малышева Т.М. обратилась к администрации муниципального образования с заявлением об устройстве её сына в МДОБУ "Муринский ДСКВ N 2".

Поскольку несмотря на достижение Малышевым Н.С. соответствующего возраста, место ему в муниципальном образовательном учреждении муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области не было предоставлено, Малышева Т.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении её ребёнку общедоступного и бесплатного дошкольного образования и возложении обязанности организовать и предложить для Малышева Н.С. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией Муринского сельского поселения (муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении "Муринский ДСКВ N 2" или МОБУ "СОШ "Муринский ЦО N 1").

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года, в удовлетворении административного иска отказано.

Определением судьи Ленинградского областного суда от 18 июня 2018 года Малышевой Т.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 25 декабря 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной Малышевой Т.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела в суд первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебными инстанциями допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что административным ответчиком незаконного бездействия не допущено, поскольку им совершены все необходимые действия по обеспечению прав ребёнка на получение дошкольного образования, предлагались альтернативные варианты устройства ребёнка в дошкольные образовательные учреждения, а также приняли во внимание ссылку административного истца на невозможность предоставления места в детском саду из-за отсутствия таковых и наличия очерёдности, в которой состоят лица, обратившиеся ранее Малышевой Т.М., в том числе имеющие право на внеочередное обеспечение местами в детских садах на льготных условиях.

Судебная коллегия считает позицию судов ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же закона).

Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного закона, должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из анализа приведённых законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Рассматривая настоящее административное дело и делая вывод об исполнении административным ответчиком требований действующего законодательства ввиду того, что меры по обеспечению ребёнка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении принимались путём предложения места в дошкольном образовательном учреждении МОБУ "СОШ "Лесновский ЦО", расположенном в Куйвозовском сельском поселении, а также о зачислении ребёнка в группу кратковременного пребывания на базе МОБУ "СОШ "Муринский ЦО N 1", судебными инстанциями не учтено, что несовершеннолетний Малышев Н.С. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования в январе 2016 года, на этот момент состоял на соответствующем учёте в органах местного самоуправления, что Малышева Т.М. одна воспитывает и содержит своего сына, в силу чего предложение места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в другом населённом пункте в 49 километрах от места жительства Малышевой Т.М., а также о зачислении её ребёнка в группу кратковременного пребывания, являющееся препятствием для административной истицы устроиться на полный рабочий день.

С учётом изложенных фактических обстоятельств перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не применил положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств принятия таких мер.

Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочерёдное внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Однако и эта норма международного права не была применена судами по настоящему административному делу.

Таким образом, Судебная коллегия считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребёнка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребёнка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребёнку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего Малышева Н.С. на доступное и бесплатное дошкольное образование.

При таком положении состоявшиеся по делу судебные акты являются незаконными.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Малышевой Т.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Н.С., считает необходимым отменить их и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск Малышевой Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Никиты Сергеевича, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему Малышеву Н.С., . года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Муринского сельского поселения в 2017/2018 учебном году.

Председательствующий Зинченко И.Н.
Судьи Горчакова Е.В.
Калинина Л.А.

Обзор документа

Верховный Суд РФ признал незаконным бездействие районной администрации, которая не предоставила сыну истицы место в группе полного дня в муниципальном детсаду в пешей доступности от дома.

Администрация была обязана обеспечить ребенка местом в детсаду. Истица выполнила условия его получения. Кроме того, она воспитывает сына одна. Предложение места в дошкольном образовательном учреждении в 49 км от места ее жительства либо в группе кратковременного пребывания препятствует ей устроиться на работу полный день. Непредставление места означает, что конституционное право несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование нарушено.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи и задания для самостоятельной работы по теме

Перерывы в течение рабочего дня (смены)

а) перерыв для отдыха и питания

б) перерывы для обогревания и отдыха

Ежедневный (междусменный) отдых

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых)

Нерабочие праздничные дни

с сохранением заработной платы

без сохранения заработной платы

1. После окончания школы самая активная участница театрального кружка, любимица школы Наташа Майорова пыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая, она дома читала книги, слушала музыку, танцевала. Родители пытались устроить ее на работу почтальоном, работником Сбербанка по выплате пенсий. Однако она всякий раз отказывалась, отвечая, что согласно Конституции, труд в нашей стране свободен и доброволен, и каждый вправе выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд запрещен.

Кто прав в данной ситуации: Наташа или ее родители?

Справедливо и законно ли было принято решение об увольнении директора кондитерской фабрики? Ознакомьтесь с ст. 81 ТК РФ и подберите основание для увольнения?

3. Директор школы, посоветовавшись со школьным врачом относительно того, как повысить здоровье своих подопечных, и в частности улучшить зрение учеников, издал корпоративный акт: все ученики школы обязаны писать только ручками черного цвета с тем, чтобы при письме обеспечивалась хорошая контрастность и меньше напрягалось зрение.

Оцените действия директора и скажите, не вышел ли он за пределы своих полномочий?

Можно ли данный нормативный акт признать законным?

5. Багров, инженер по образованию, проработал на предприятии 20 лет. Но несколько последних лет предприятие еле-еле влачило существование, заработки упали, а последние несколько месяцев не платили вовсе. На последние деньги Багров купил торговую палатку, закупил овощи на овощебазе и стал торговать ими недалеко от своего дома. Дела пошли неплохо. Тогда он обратился в местную администрацию за регистрацией его в качестве индивидуального предпринимателя, однако получил отказ по той причине, что таких палаток в данном районе уже наставлено много.

Законен ли отказ в регистрации? Как необходимо поступить Багрову?

6. На лаборанта класса биологии Сидорова директор школы наложил выговор за нарушение им трудовых обязанностей. Нарушение, по мнению директора, заключалось в следующем: Сидоров отказался остаться после работы для того, чтобы помочь провести районную олимпиаду по биологии, ежегодно проходившую в данной школе. Законно ли наказали Сидорова?

7. В гастроном по вопросу о приеме на работу грузчиком обратился студент юридического факультета Университета дружбы народов, прибывший в Россию для учебы из Уганды. Состоялась предварительная договоренность с заместителем директора гастронома. На следующий день, когда студент пришел на работу, ему сказали, что уже принят другой человек, русский по национальности, также являющийся студентом одного из московских вузов.

Студент из Уганды расценил это как дискриминацию. По его мнению, ему отказали в приеме на работу по причине принадлежности к другой расе. Зная российские законы, он обратился за защитой своих трудовых прав в суд.

В обоснование своего решения директор гастронома выдвинул два аргумента:

1) разговор о приеме на работу вел не сам он лично, а его заместитель, который не имеет права приема и увольнения рабочей силы;

2) студент, оспаривавший отказ в приеме на работу, не знает в совершенстве русского языка.

Какое решение должен принять суд?

8. В автотранспортное предприятие с просьбой о приеме на работу обратились:

• Александров — водителем автобуса; • Шмелева — бухгалтером;

• Поляков — поваром столовой;

• Громова — работником службы охраны предприятия;

• Реутова, закончившая среднюю школу, — секретарем; Какие документы необходимо представить указанным лицам?

9. Сергеева договорилась с директором магазина о зачислении ее на работу в качестве кассира и передала ему свою трудовую книжку. Когда она вышла на следующий день на работу, то ей сказали, что на работу ее принять не могут, потому что она за последний год сменила два места работы.

Законно ли отказали Сергеевой в приеме на работу? Куда можно обжаловать данное решение администрации?

10. Нина Болотаева, не поступив после школы в медицинский институт, устроилась на работу лаборантом в этот же институт на кафедру анатомии. При поступлении на работу ей сказали, что заработная плата по данной должности составляет 1300 руб. Однако у института очень мало денег (даже нечем платить за электроэнергию!), и поэтому администрация может назначить Нине заработную плату только в половинном размере, т. е. 650 руб.

Законно ли решение администрации?

11. Бухгалтер Смирнова была уволена по собственному желанию на основании поданного ею заявления. Через 5 дней она обратилась в юридическую консультацию за советом к адвокату. На приеме она объяснила, что подача заявления была вынужденной, так как директор угрожал ей увольнением за систематическое неисполнение трудовых обязанностей. Из-за неприязненного отношения к ней директор наложил на нее за последние 3 месяца два выговора, даже не взяв от нее объяснений, хотя на предприятии она проработала 15 лет без всяких замечаний.

Как вы думаете, кто прав в этой ситуации? Что может посоветовать адвокат ей сделать?

Законно ли поступил директор школы?

13. Сантехник строительной организации Радчиков был уволен за то, что находясь в нетрезвом состоянии, учинил дебош в общежитии, где он проживал.

Законно ли решение директора?

14. Библиотекарь заводской библиотеки Шумилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила только плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, о чем директор библиотеки неоднократно ее предупреждал.

Законно ли увольнение?

15. Махова, работавшая продавцом, договорилась с директором магазина о том, что она будет работать каждый день с 8 до 20 часов (время работы магазина). Свою просьбу она мотивировала тем, что одна воспитывает дочь, которая учится в институте. Поскольку за обучение дочери приходится платить 3 тыс. долл. в год, Махова заинтересована как можно больше зарабатывать.

Разрешите данную ситуацию с точки зрения закона.

17. Валерий Немченок, ученик 10 класса, решил подработать в период летних каникул. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 ч утра, он попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний, и разрешить приходить на работу к 9 ч. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что к 8 ч утра все граждане, проживающие в зоне обслуживания почтового отделения, уже должны получить почту, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.

Как должна быть разрешена данная ситуация?

Какие бы действия вы посоветовали отцу Коли Тарасова предпринять? Попытайтесь определить для него перспективу на ближайшее время в связи с ликвидацией предприятия?

Кто прав в этой ситуации?

Оцените действия участников данной ситуации? Кто из них прав: Маша или работники Службы занятости?

21. В суд поступило исковое заявление от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей (всего 6 человек) на работу по причине трехмесячной задержки заработной платы. Невыплата заработной платы была связана с тем, что на расчетном счете нет денег, так как в детском саду все еще продолжается косметический ремонт.

В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали.

Является ли данный спор коллективным? Какое решение должен вынести суд?

22. Этот же суд вынужден был рассматривать иск заведующей другим детским садом, в котором воспитатели забастовали по причине установления приказом заведующей нового порядка начисления заработной платы. Теперь размер их заработной платы был поставлен в зависимость от заболеваемости детей, посещающих группу, — болезнь одного ребенка являлась основанием для снижения заработной платы на 10 % (наполняемость каждой группы была по 10 человек). Помимо высказываемого недовольства, письменных требований воспитатели не выдвигали.

Можно ли признать забастовку незаконной?

23. В разгар эпидемии гриппа забастовали участковые врачи городской поликлиники, требуя для себя установления надбавок к заработной плате в размере 50 % на период обслуживания жителей во время эпидемии, которая продолжается, как правило, по 2 — 3 месяца в году. Свое требование они обосновывали тем, что в этот период на них существенно возрастает нагрузка и повышается опасность заболевания самих врачей. Все необходимые правила проведения забастовки были ими выполнены.

Однако главный врач поликлиники подал исковое заявление в суд с просьбой признать забастовку незаконной. В ее обосновании он указал, что врачи относятся к категории работников, которым запрещено бастовать, поскольку их действия всегда создают угрозу здоровью людей.

Каким должно быть решение суда по данному спору?

2 4. В январе начали забастовку якутские водители общественного транспорта, требуя увеличения заработной платы на 100 % в зимний период (декабрь, январь, февраль). Всем известно, что зимой мороз в 45 — 50°С для г. Якутска является нормой. И тем не менее водители обращали внимание на то, что в это время их условия труда утяжеляются многократно. Проконсультировавшись с юристом, они выполнили все предусмотренные законом правила проведения забастовок.

Однако администрация автотранспортного предприятия уволила всех водителей. Бастующие обратились в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе. Выступая в суде, директор АТП, в частности, указывал, что водители своими действиями поставили под угрозу не только здоровье, но и жизнь людей, которые вынуждены были замерзать на улицах города в прямом смысле этого слова.

Какое решение должен вынести суд?

25. Шахтеры г. Красово были доведены до отчаяния и вновь пошли на забастовку (первую суд признал незаконной). Условия их труда были невыносимыми, и поэтому они выдвинули администрации следующие требования: увеличить заработную плату на 100%, улучшить количество и качество продуктового пайка, выдаваемого каждому из них при спуске в забой, расширить меню в столовой, отремонтировать душевые и сделать бесперебойной подачу в них горячей воды, заменить ветхую спецодежду, увеличить строительство жилья для шахтеров и др.

К забастовке готовились теперь основательно: письменно сформулировали требования, на которые администрация ответила отказом, прошли все три этапа примирения, что, впрочем, результата не дало. Шахтеры вновь созвали собрание с необходимым кворумом, куда пригласили и директора шахты, на котором создали орган, возглавивший забастовку, утвердили решение о ее проведении, и председатель профкома в присутствии всего коллектива предупредил директора, что через 10 дней шахтеры начнут бессрочную забастовку. После чего раздались аплодисменты всех присутствующих на собрании, и директор, понурив голову, удалился из зала.

Каково же было удивление шахтеров, когда суд вновь признал забастовку незаконной.


Законодательно-правовая база допускает подачу двух типов обращения: индивидуальное (от одного родителя) и коллективное (от нескольких разных родителей).

В качестве наглядного примера используется типовая форма документа. Также рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированному юристу, чтобы правильно составить жалобу на заведующую детского сада или другого сотрудника этого же учреждения. Можно оформить жалобу самостоятельно.

Существуют определенные особенности при написании и четкая структура:

  • справа вверху листа формата А4 составляется так называемая “шапка” документа: указывается информация о полном названии инстанции, куда направляется жалоба, реквизиты контролирующего сотрудника (ФИО с правильным названием занимаемой должности), который должен изучить претензию, информация о заявителе (полные контактные данные),
  • посередине листа написать название документа – Жалоба на заведующую детским садом,
  • тезисы проблемы должны быть заявлены в основной части. Конкретно перечисляются: суть подачи, выявленное нарушение, короткий перечень произошедших обстоятельств и важные факты (по мере надобности указываются даты, места, где случились происшествия),
  • в качестве приложения подкрепить представленную проблему соответствующими ссылками на законодательную базу, доказывающими правомерные действия заявителя,
  • суть требований. Перечислить все требования, с которыми обращается гражданин: организовать проверку, привлечь к ответственности виноватых субъектов, ликвидировать обнаруженные нарушения и другие меры влияния. В требованиях ссылаться на определенные выдержки из законов,
  • документы, прилагающиеся к жалобе (основному документу) в виде приложений,
  • в конце написанная жалоба визируется подписью заявителя и проставленным числом и датой, когда подавалась претензия в данный контролирующий орган.

Бесплатная юридическая консультация по социальным вопросам круглосуточно.

Коллективное заявление

Составление коллективной жалобы предусмотрено, когда претензии к работникам детского сада предъявляют несколько человек, родители разных детей.

Обращение в коллективном виде воздействует на должностных лиц эффективнее, чем индивидуальная жалоба. Выдвинутые требования в коллективной жалобе исполняются чаще.

Как в индивидуальной, так и в коллективной претензии присутствует единая форма написания. Отличительной особенностью коллективной жалобы является – указание имен всех заявителей и в конце документа присутствие всех их подписей.


Как составить жалобу на детский сад?

Как оформить доверенность на ребенка бабушке, читайте тут.

Коллективное обращение оформляется как на работников детского сада, так и в виде ходатайства на перевод в определенную группу и даже в другое детское учреждение ребенка, опасного для здоровья других детей, посещающих детсад.

Коллективное заявление – исключительная мера влияния, способная оградить детей от общения с этим малышом. Если коллективная жалоба будет удовлетворена, ребенку проведут медицинское освидетельствование. В результате его переведут в специальное коррекционное отделение детского сада.

Анонимная жалоба


Для многих родителей остро стоит вопрос: принимается ли анонимная жалоба на заведующую детского сада и куда ее направляют. Если заявитель хочет сохранить инкогнито (у него есть такое право) можно написать заявление и положить его в ящик в надзирательный орган в прокуратуру.

В данной организации предусмотрен специальный ящик для сбора анонимных обращений, когда людям нужна помощь, но они не хотят раскрывать свои данные.

Обратите внимание! Рособрнадзор имеет горячие телефонные линии, которые принимают жалобы граждан, пожелавших остаться неизвестными. Сотрудники государственного органа занимаются контролем деятельности детских учреждений и рассмотрят каждую жалобу родителей.

Сроки рассмотрения

На жалобу, которая поступила, дается определенный ответ. Сроки рассмотрения обращения прописаны в действующем законодательстве. Они варьируются в пределах 30 дней со дня направления письменного заявления на детский сад.

Бывают ситуации, когда период рассмотрения растягивается еще на 30 дней. Об изменении сроков заявителю придет уведомление с указанием причин, повлиявших на увеличение.

Посмотрите видео. Администрация учебного заведения не может требовать деньги!

Основания для подачи претензии

Предварительно перед составлением претензии необходимо выяснить, какие основания для предъявления жалобы существуют, и на какие нарушения родитель имеет право пожаловаться в вышестоящие инстанции, а при каких ситуациях стоит избежать подачи претензии.

Причины для подачи жалобы на детский сад разнообразны и их много, к наиболее распространенным относятся:

Поводов для заявления множество. Причина направления заявления является главным определяющим звеном, куда нужно будет обращаться, в какие организации. Форма и примерный текст жалобы не отличаются по подаче и не зависят от типа организации, в которую она отсылается.

Жаловаться на заведующую детским дошкольным учреждением могут как родители детей, посещающих детсад, так и сотрудники, работающие в организации.

Работники направляют жалобу, если произошли следующие ситуации:

  • игнорируются или нарушаются права работника дошкольного учреждения, которые описаны в действующем уставе, трудовом договоре и в отдельных должностных инструкциях организации,
  • заведующая детсадом не выполняет свои непосредственные профессиональные обязанности,
  • имеют место другие нарушения, которые связаны с деятельностью дошкольной организации.

Департамент образования, вышестоящее Министерство образования, Государственная инспекция труда или прокуратура занимаются рассмотрением подобных ситуаций и принимают жалобы в индивидуальном или коллективном виде на заведующую детским садом.

Если у ребенка нет прививок, возьмут ли в садик?

Инстанции изучают грубые нарушения относительно административного персонала.

Неправомерные действия работников детсада квалифицируются как нарушения, и причин для подачи на них жалобу очень много. Предъявленное обращение – серьезная мера влияния, необходимо взвесить все за и против, прежде чем писать ее.

Своевольные прихоти и пустячные основания родителей не являются обязательными условиями для выполнения сотрудниками дошкольного учреждения. По подобным вопросам, изложенным в тексте жалобы, обращаться в вышестоящие организации не имеет смысла.

Запомните! Нелепые требования, составленные в заявлении, не рассмотрят в положительную сторону, и решение примется в пользу сотрудников детского сада, а заявитель приобретет славу пустозвона и выдумщика.

Правовое регулирование

Законодательные акты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и подачу обращений на детские дошкольные учреждения:

Куда можно пожаловаться

Обращение направляется в разные организации. Описанная проблема, требования и должностное лицо, совершившее неправомерное действие, влияют на инстанцию, на чей адрес подается жалоба.

Департамент образования (отдел дошкольного образования, подведомственный местному органу управления)

Это первый орган, куда первоначально необходимо обращаться. Детский сад занимается не только уходом за малышом, но и формирует базовые навыки воспитания, обучает элементарным вещам.

Низкий уровень в обучении, бесполезная и нестандартная программа воспитания – поводы для обращения в Департамент образования. Если принципы воспитания отрицательно влияют на ребенка, сотрудник пользуется на практике неприемлемыми методами, тогда так же подавайте заявление в эту инстанцию.

Жалоба не имеет единой формы для составления на работников детсада. Оформляется в письменном виде разборчиво или с помощью текстового редактора на компьютере. Текст заявления распечатывается на принтере.

Как составить претензию на возмещение морального ущерба?

В тексте жалобы необходимо изложить:

Министерство образования конкретной области, республики или края

Обращение на дошкольное учреждение в эту организацию возможно в единичном случае, если детский сад проводит обучение по специальной профильной программе.

Принцип написания жалобы идентичен вышеописанному. В тексте обращения не должно быть вопросов, связанных с методикой воспитания.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Информация об адресах и контактных данных всех департаментов и органов управления находится в свободном доступе на этом портале.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – надзирательный орган, контролирующий сферу образования и науки. Хотя многие граждане уверены, что Роспотребнадзор не занимается вопросами, связанными с управлением детского сада, это ошибочное мнение.

Проблемы, касающиеся потребления определенных услуг – устарелая мебель, игрушки и инвентарь, плохое и некачественное кормление, слабая материально-техническая база детсада и отсутствие ежедневной уборки в помещениях – юрисдикция Роспотребнадзора,

Трудовая инспекция

Коллектив дошкольной организации обращается в трудовую инспекцию, если есть признаки самоуправления, несоблюдения норм трудового договора и нарушения статей трудового права. Если сотрудники детсада представят убедительные доказательства вины администрации, ее уволят.

Повод для обращения в Прокуратуру

Если сотрудники детсада совершили серьезные проступки, подпадающие под характеристику уголовного наказания (вымогательство, насилие как физическое, так и психологическое относительно детей, кражи, несвоевременное или игнорирование оказания медицинской помощи и другие ситуации), то родители обращаются в надзирательную инстанцию (прокуратуру) с обращением.

В тексте описывают выявленные нарушения, которые учинили сотрудники дошкольной организации.

Заявление в прокуратуру позволит осуществить процедуру привлечения к ответственности администрации и получить компенсацию за причиненный моральный или материальный ущерб. Выплата денежных средств возможна с дальнейшей передачей иска в судебный орган.

Важно! Прокуратура обязана в течение 1 месяца исследовать и изучить все факты, изложенные в обращении, и уведомить заявителя о принятом решении письменным ответом.

Если обнаружено, что действия воспитателя или заведующего имеют признаки уголовного преступления или административного нарушения, то прокурор отправляет все собранные документы в полицию и суд.

Как судиться с детским садом

Определенный процент поданных жалоб государственным органам на администрацию детского сада оставляют неудовлетворенными. При рассмотрении жалобы в положительную сторону правонарушитель (управляющий) иногда игнорирует требования заявления.

Тогда необходимо подавать иск в суд, чтобы добиться правды.

Судебный процесс с дошкольным учреждением не является сложным. Обвиняемая сторона должна действовать по нормам и законам, не отклоняться в деятельности от статей нормативных актов, чтобы не получить серьезное наказание. Исковое заявление – первый документ для проведения судебных тяжб.

Составление жалобы выполняется в произвольной форме, но на основе четкого образца, свойственного для делового стиля. Такое обращение повышает шансы на положительное рассмотрение.

Иск имеет следующую структуру:

  • шапка, где написана информация об инстанции, куда направляется жалоба, полные персональные данные, контакты,
  • описание жалобы, поочередное изложение сути проблемы, существующего конфликта, причины и требования. Указать ссылки на законы, где нарушены определенные статьи актов,
  • приложение – прикладываются документы, доказательная база проступков заведующей.

Иск рассматривается в мировом суде. В ходе разбирательств по сути дела истцу необходимо доказать вину обвиняемой стороны, что ею совершались неправомерные действия. В качестве помощников нужно взять юристов и свидетелей: других родителей, детских психологов.

Посмотрите видео. Техника написания сверхэффективной жалобы в правоохранительные органы.

Читайте также: