В стране н строительство школ осуществляется за счет средств государственного бюджета школьники не

Обновлено: 08.07.2024

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 41 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

В Пермском крае заключены концессионные соглашения на возведение пяти школ, где станут учиться 4,6 тысяч детей. Как сообщает пресс-служба губернатора Прикамья, эти учебные заведения появятся в краевом центре и Пермском районе.

В Перми подписано концессионное соглашение о строительстве пяти новых школ. Фото: Администрация губернатора Пермского края

В Перми подписано концессионное соглашение о строительстве пяти новых школ. Фото: Администрация губернатора Пермского края

В региональном правительстве отметили, что после привлечения негосударственных средств сроки появления новых школ сократились. Они будут построены раньше, чем это планировалось, на 4-7 лет. Речь идет о школах в населенных пунктах Лобаново, Кондратово, Култаево, Гамово и Перми. В краевом центре планируется возвести учебное заведение на улице Кронштадской. Эти школы введут в эксплуатацию в 2023 году.

Концессионные соглашения подписаны инвестором и министерством образования и науки Пермского края. Всего на строительство этих школ потребуется порядка 6,2 миллиарда рублей, из них 3,3 миллиарда рублей привлекаются из федерального и регионального бюджетов.

- При строительстве социальных объектов в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимо привлекать средства из бюджета РФ, - ранее подчеркивал Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края. - Госпрограмма по развитию образования является мощным дополнительным ресурсом для края. Финансирование в рамках этого проекта разрешит высвободить деньги, которые предполагалось использовать на строительство других объектов.

В министерстве образования Пермского края сообщили, что это концессионное соглашение не первое. В 2021 году был заключен договор с частным инвестором на возведение двух учебных заведений в Перми, при этом каждая школа рассчитана на прием 1050 учеников. Соглашение, подписанное сейчас, позволит построить школу на улице Кронштадской, которую не планировали возводить в течение ближайших десяти лет. ГЧП позволяет успешно решать вопросы, связанные с загруженностью пермских школ.

Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.

Николай Кульбака

В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58

В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.

В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:

  • в Ненецком автономном округе — 26;
  • Чукотском автономном округе — 41;
  • Магаданской области — 58;
  • Севастополе — 61;
  • Еврейской автономной области — 67.

В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:

  • Свердловская область — 1065;
  • Ростовская область — 1156;
  • Краснодарский край — 1221;
  • Республика Башкортостан — 1309;
  • Республика Татарстан — 1394;
  • Московская область — 1400;
  • Республика Дагестан — 1446.

При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.


Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях

В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.

Старый санпин для школ
Новый санпин

Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.

Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.

Наполняемость классов — не больше 25 человек.

Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.

Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.

Чем больше детей, тем больше денег получает школа

В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.

Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:

  • 135 000 рублей в год на ученика начальной школы;
  • 155 000 рублей на ученика 5-9 классов;
  • 175 000 рублей на старшеклассника.

А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:

  • 25 581 рубль — оплата труда;
  • 1004 рубля — учебники и игрушки;
  • 19 рублей — дополнительное образование педагогов.

При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.

Сколько стоит построить школу

В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.

Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.

Частные школы тоже получают деньги от государства

Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.

Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.

Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.

Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год

Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.

Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.



Ученики старшей школы проводят эксперимент с реагентами на уроке химии. На заднем плане — интерактивная доска

Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.

В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.


Мы не готовим еду в здании школы. У нас есть контракт с компанией, которая привозит готовые блюда, и раздаточная зона в формате шведского стола. Дети питаются три раза в день — есть завтрак, обед и полдник. Каждый подходит и накладывает в тарелку, что хочет

Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.

Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.

Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий

Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.

Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.

В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.

Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.

Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.

Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:

  • оборудование. Например, в каждом классе у нас интерактивные доски и современные ноутбуки, а у каждого учителя — рабочий ноутбук, поэтому не было проблем с дистанционным обучением: учителя взяли ноутбуки, системный администратор настроил доступы, и всё работало;
  • зарплаты учителей;
  • медицинское обслуживание детей;
  • аренда здания;
  • спортивный инвентарь.

И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.

В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей

Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:

  • 2020 год — 887,5 млрд рублей;
  • 2021 год — 927,7 млрд рублей;
  • 2022 год — 886,5 млрд рублей.

Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.

Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.

Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:

  • капитал — заводы, здания, станки, оборудование, технологии;
  • труд — трудовые ресурсы страны.

Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.

Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.

Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.

Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.

Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.

Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.

Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.

Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.

По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:

  • 26-е место по читательской грамотности;
  • 23-е — по математической грамотности;
  • 32-е — по естественнонаучной.

А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:

  • 31-е место по читательской грамотности;
  • 30-е — по математической грамотности;
  • 33-е — по естественнонаучной.

В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.


Связь результатов PISA по читательской грамотности и уровня ВВП страны, такая же связь прослеживается в математической грамотности и естественных науках, исследование Сьюзан Чен на экономических базах данных

Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.

Читайте также: