В самой глубине краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В школу

Холмик посреди деревни

Жилища богатырей

Ночью

Старая ветла

Юрина война

Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.

Снова за учебу

Буянка

В бескрайнем небе

Ворота в небо

Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.

В городском саду

В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.

Звезды

Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…

Урок анатомии

Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!

Тост

Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.

Гибель Дергунова

В сурдокамере

О чем думал герой

После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.

Форель

В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!

Друг детства

На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.

Фотография

В те последние мгновения

День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина

Сюжет

Отзыв

Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.

После мимолетного замечания критика впечатлительная молодая художница лишилась покоя и душевного равновесия. Мучительные попытки достичь совершенства привели к суициду.

За минуту

Молодая талантливая художница из Штутгарта подавала большие надежды. На первой персональной выставке девушки присутствовал известный критик. Он похвалил работы начинающей художницы, но заметил, что картинам не хватает глубины.

Девушка восприняла это замечание как упрек и впала в тяжелую депрессию. Она внушила себе, что стала объектом насмешек, отвергла искреннюю поддержку друзей и вскоре осталась совершенно одна.

Когда закончились последние сбережения, несчастная уничтожила картины и прыгнула в бездну с телевизионной башни. Тот самый критик, комментируя смерть художницы, отметил талант и глубину в ее работах.

libking

Патрик Зюскинд - Тяга к глубине краткое содержание

Тяга к глубине - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Тяга к глубине

Одной молодой женщине из Штутгарта, которая хорошо рисовала, один критик, не имевший в виду ничего плохого и хотевший ее поддержать, на первой ее выставке сказал:

– То, что вы делаете, талантливо и мило, однако вам еще не хватает глубины.

Тут молодая женщина задумалась. Она начала просматривать свои рисунки и копаться в старых папках. Она пересмотрела все свои рисунки и также те, над которыми в настоящий момент работала. Потом она закрутила крышки на банках с тушью, вытерла перья и вышла подышать свежим воздухом.

В тот вечер она была приглашена в гости. Люди, казалось, выучили критику наизусть и то и дело говорили о большом таланте художницы и о привлекательности ее картин, с ходу бросавшейся в глаза. Но из шепотков на заднем плане и от тех, кто стоял к ней спиной, молодая женщина, прислушавшись повнимательнее, могла распознать:

– Глубины у нее нет. Вот в чем дело. Талант-то у нее имеется, а вот глубины, к сожалению, нет.

На вторую неделю женщина снова попробовала рисовать, но кроме неуклюжих набросков у нее ничего не вышло. Порой ей не удавался даже маленький штрих. Под конец она так сильно дрожала, что не могла больше окунуть перо в банку с тушью. Тогда она начала плакать и вскричала:

– Да, все правильно, у меня нет глубины!

На третью неделю она начала рассматривать тома по искусству, изучать работы других художников, старательно посещать галереи и музеи. Она читала книги по теории изобразительного искусства. Она пошла в книжный магазин и спросила у продавца самую глубокую книгу, которая имелась в его лавке. Она получила труд некоего Витгенштейна и не нашла ему никакого применения.

– Извините, вы не могли бы сказать мне, есть в этом рисунке глубина или нет.

Преподаватель усмехнулся ей в лицо и сказал:

– Если вы хотите шутить со мною шутки, уважаемая, то вам следует с утра вставать пораньше!

И класс от души расхохотался. А молодая женщина пошла домой и горько плакала.

Отныне молодая женщина делалась все более странной. Она едва покидала стены своего ателье и все равно не могла работать. Она принимала таблетки, чтобы дольше бодрствовать, и не знала, для чего ей нужно было бодрствовать дольше. И когда она уставала, то засыпала на своем стуле, потому что боялась ложиться в кровать, от страха перед глубиной сна. Она также начала пить и всю ночь оставляла невыключенным свет. Она больше не рисовала. Когда ей позвонил один антиквар из Берлина и попросил ее сделать для него несколько эскизов, она прокричала в трубку:

– Оставьте меня в покое! У меня нет глубины!

Время от времени она лепила что-то из пластелина, впрочем это были пустяки, ничего определенного. Она только запускала в пластилин кончики пальцев или скатывала из него маленькие шарики. Внешне она приходила в состояние запущенности. Она не следила больше за своей одеждой и не убирала в квартире.

И, таким образом, друзья ограничились тем, что стали приглашать ее, приглашать на обеды или на званые вечера. Она всегда отказывалась, обосновывая это обилием работы. Однако она вовсе не работала, а только сидела в своей комнате, смотрела перед собой и мяла пластилин.

Однажды она находилась сама с собой в состоянии такого отчаяния, что все-таки приняла одно приглашение. Один молодой человек, которому она нравилась, хотел по окончании вечеринки отвезти ее домой, чтобы остаться у нее с известной целью. Она сказала, что, пожалуйста, он может сделать это, поскольку и он ей нравится; правда, ему придется быть готовым к тому, что у нее нет глубины. Услышав это, молодой человек решил воздержаться от своих намерений.

Молодая женщина, которая когда-то так хорошо рисовала, опускалась теперь не по дням, а по часам. Она больше никуда не выходила, она больше никого у себя не принимала, из-за недостатка движения она располнела, от алкоголя и таблеток она старела с необыкновенной быстротой. Ее квартира начала гнить, от нее самой пахло заплесневелым.

В свое время она унаследовала тридцать тысяч марок. На них она жила три года. Как-то раз в ту пору она совершила путешествие в Неаполь, никому не известно, при каких обстоятельствах. Тот, кто заговаривал с ней, слышал в ответ лишь неразборчивое бормотание.

Когда деньги закончились, женщина разрезала и продырявила все свои рисунки, поднялась на телевизионную башню и прыгнула вниз со 139-метровой высоты. Но так как в тот день дул сильный ветер, она разбилась не на асфальтовой площадке у подножия башни, а ее отнесло через все овсяное поле к самой кромке леса, где бросило на верхушки елей. Несмотря на это, она тут же, на месте, скончалась.

Кольская скважина в Мурманской области стала известна на весь мир не только как самая глубокая, но и как "колодец в ад".


Коллаж © ТАСС / Семён Майстерман

В конце мая 1970 года началось бурение Кольской сверхглубокой скважины, которая через 20 с небольшим лет попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая глубокая в мире. Рекорд этот не побит до сих пор, но мировую известность она получила не только благодаря своим размерам, но и потому, что в западных странах стала известна как "колодец в ад". С конца 80-х годов вокруг скважины сложилась своя собственная мифология, получившая большое распространение в мире.

Во имя науки

В отличие от большинства других, Кольская скважина изначально создавалась исключительно для научных исследований и была важной имиджевой историей. Для исследований было создано несколько специализированных НИИ, статьи о бурении и исследовании подземных недр регулярно публиковались в советских и западных научных журналах.

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Бурение скважины продолжалось без малого четверть века. Работы начались в 1970 году, а окончательно прекратились только в 1994-м (фактически активное бурение прекратилось в 1991 году). За это время глубина скважины достигла 12 261 метра, что сделало её самой глубокой в мире. Это звание она сохраняет до сих пор. После распада СССР финансирование проекта прекратилось, скважина была законсервирована.

"Колодец в ад"

Согласно наиболее популярной версии городской легенды, в 1989 году на шахте произошло чрезвычайное происшествие. Достигнув глубины около 14 километров, бурильщики обнаружили огромную полость. На этой глубине температура превышала тысячу градусов по Цельсию, поэтому решено было опустить в скважину уникальный термоустойчивый микрофон.

Из-за очень высокой температуры он проработал всего несколько секунд, но за это время успел записать ужасающие звуки — стоны и вопли проклятых душ, низвергнутых в ад. После этого большинство рабочих бежали, а руководитель работ Дмитрий Аззаков категорически отказался продолжать бурение. В итоге скважину было решено законсервировать, а запись засекретить.

В другой вариации легенды, когда микрофон, записавший ужасающие звуки, прекратил работать, из скважины вырвалось нечто — крылатый адский демон, похожий на летучую мышь, который воспарил в небеса на глазах десятков рабочих и улетел.

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Фото © ТАСС / Семён Майстерман

Раскрутка легенды

Впервые эта история была опубликована в малотиражной газете финских христиан-пятидесятников в конце 1989 года. Авторы статьи в общих чертах были осведомлены о Кольской скважине (информация о ней часто публиковалась в европейских изданиях), но совершили несколько ошибок. Так, скважина была названа "сибирскими воротами в ад", хотя в действительности была пробурена не в Сибири, а в Мурманской области.

Корабль смерти. Что случилось с моряками таинственного судна "Оуранг Медан", подавшего сигнал SOS в 1947 году

Кроме того, в статье утверждалось, что глубина скважины достигла 14 километров, тогда как на самом деле бурение было прекращено на отметке 12,2 километра. Вдобавок не существовало микрофонов, способных работать при таких экстремальных температурах. Да и сами по себе температуры были куда менее экстремальны. На глубине 12 километров датчики фиксировали 220 градусов, а вовсе не тысячу. А бессменным руководителем работ на скважине был не мифический Дмитрий Аззаков, а известный советский геолог Давид Губерман.

Впрочем, такие ошибки и неточности стали далеко не главным недостатком этой увлекательной истории. Главной проблемой было то, что записи "адских стонов" авторы легенды так и не смогли предоставить, сославшись на то, что она есть, но засекречена в СССР.

Давид Губерман. Фото © РГО Новосибирск

Отсутствие каких-либо доказательств не смутило американскую христианскую телекомпанию TBN, посвятившую этой истории несколько эфиров. Американцы сослались на финскую газету, назвав её "уважаемым научным изданием". Для понимания масштабов раскрутки легенды надо сказать, что TBN является крупнейшей религиозной телесетью в мире.

В финском оригинале сообщалось только про запись адских звуков, вырвавшийся из ада демон появился значительно позднее, уже в начале 90-х годов. Затем в США на этой базе возникла параллельная легенда. Действие было перенесено на Аляску, а вырвавшийся из ада демон не только бесследно исчезал в ночном небе, но и убивал перед этим нескольких буровиков.

Нечеловеческие стоны

История о сибирском колодце в ад несколько лет циркулировала по миру в различных сборниках городских легенд и рубриках тематических газет. Вторая волна её популярности пришла с появлением Интернета почти десятилетие спустя.

В 2002 году ведущий одной из региональных американских радиостанций после эфира, посвящённого "адской скважине", получил электронное письмо от одного из слушателей. В письме сообщалось, что его дядя был страстным исследователем паранормального и собрал огромную коллекцию, в которой нашлась и та самая запись адских звуков. По словам автора, его родственник недавно умер, но успел рассказать, что запись ему передал приятель, работавший корреспондентом Би-би-си, а тот в начале 90-х получил её от русских.

Вторжение гуманоида. Тайна одной из самых загадочных фотографий ХХ века

К письму прилагалась аудиозапись, которую радиоведущий воспроизвёл на следующем шоу. Её появление вдохнуло в слегка позабытую городскую легенду вторую жизнь. Она появилась на всех тематических сайтах, сделав "адский колодец" одной из самых популярных городских легенд в западных странах. С тематических сайтов она перекочевала и в крупные таблоиды, благодаря чему и попала в Россию, где до этого была не очень широко известна.

Разрушители легенд

По мотивам легенды было создано несколько художественных произведений, в том числе фильм "Ужас на глубине 9 миль", главную роль в котором сыграл Эдриан Пол (известный по сериалу "Горец").

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ужас на глубине 9 миль" / © "Кинопоиск"

История стала настолько популярной, что ею не могли не заинтересоваться разного рода разрушители легенд и разоблачители паранормальных историй. Они провели полномасштабное детективное исследование, в ходе которого удалось отследить, как зародилась одна из самых популярных городских легенд современности.

Первая публикация истории состоялась в 1989 году в малотиражной финской газете, посвящённой мистике и паранормальным явлениям. В газете существовала специальная рубрика, в которой размещались истории, присланные читателями. При этом они не подвергались никакой проверке.

Тайна Атлантиды в загадочном нацистском бункере. Как советский химик Жиров спас от гибели немцев

Из этой газеты она попала в издание финских христиан-пятидесятников, также выходившее небольшим тиражом. И уже после публикации в нём оказалась на американском ТВ. Один из корреспондентов TBN наткнулся на неё, читая подборку европейских христианских изданий.

По ТВ эту историю увидел находившийся в Америке норвежский учитель. Он был поражён легковерием американцев и шутки ради дополнил легенду, добавив в неё сюжет о вырвавшемся из ада демоне и рассказ о Дмитрии Аззакове. Прислав свои дополнения на TBN и для достоверности заручившись поддержкой приятеля-пастора, он отправил на ТВ и фото Аззакова (на самом деле это была фотография норвежского строителя, вырезанная из газеты).

Энтузиастам удалось даже установить первоисточник "адских воплей" из аудиозаписи. Им оказался старый итальянский фильм ужасов "Кровавый барон", из которого неизвестный шутник вырезал несколько звуковых эффектов и после обработки свёл их в единую запись.

Руководитель работ на Кольской сверхглубокой скважине Давид Губерман с начала 90-х годов практически в каждом интервью вынужден был отвечать на вопросы об "адских воплях" и вырвавшемся на свободу демоне из преисподней. Разумеется, всё это он категорически отрицал. Губерман скончался в 2011 году. В последнем интервью, вышедшем за полтора месяца до его смерти, он сетовал на то, что до сих пор вынужден отвечать на "дурацкие вопросы" про чертей и преисподнюю.

Впрочем, несмотря на все расследования и опровержения, история про сибирский колодец в ад до сих пор остаётся одной из самых популярных городских легенд современности.

Читайте также: