Преемственность доу и дома культуры
Обновлено: 08.07.2024
По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Введение в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.
Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:
- по содержанию обучения и воспитания;
- по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
Таким образом, преемственность ДОО и школы должна опирается на следующие направления:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
- Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Библиографический список
1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.
2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.
3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.
4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.
Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, взаимодействия с окружающей средой, ребенок, погружаясь в социальное пространство, формируется как личность. Только социально развитая личность, обладающая интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, может успешно адаптироваться в реальной окружающей среде. Поэтому поиск путей эффективности воспитания творческой социально адаптированной личности дошкольников становится актуальной необходимостью современного детского сада.
Наш детский сад расположен в сельской местности. Отдаленность от культурных центров, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие музеев и театров, узкий круг социальных партнеров ведет к ограниченности и замкнутости сельского социума. Наша творческая группа, изучив и проанализировав данную проблему, поставила перед собой цель: cформировать целостную социокультурную педагогическую систему взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры, ориентированную на раскрытие творческого потенциала дошкольников, оптимальных возможностей и неповторимой индивидуальности каждого ребенка с учетом его особенностей. В настоящее время мы установили тесную связь с сельским Домом культуры.
Свою работу мы начали с определения путей и способов взаимодействия с творческим коллективом ДК. Для достижения общественно значимого результата определили основные направления сотрудничества, формы работы, план мероприятий. Были проведены совместные заседания методических объединений, на которых решались проблемные вопросы и намечались пути их решения.
Традиционно воспитанники детского сада вместе с педагогами принимают активное участие в жизни села. Праздники и совместные дела приносят радость , создают настроение, остаются в памяти каждого ребенка. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе, которые способствуют формированию чувства единения с родным селом, чувства патриотизма, гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить богатства своей малой родины в интересах своей семьи, односельчан и страны в целом.
Работа с представителями творческих коллективов сельского ДК ведется регулярно. Взаимодействие существенно влияет на развитие художественно-эстетического вкуса дошкольников, начиная с младших дошкольных групп. У детей формируются творческие способности в различных видах деятельности, расширяется социальный опыт, включая повышение уровня культуры и формирование саморазвития.
Наши коллективные мероприятия становятся событиями не только для детей и педагогов , но и для родителей, а очень часто и для жителей окружающего социума. Массовые праздники сближают, объединяют людей. Мы вместе, мы рядом, знакомые и незнакомые. Нам хорошо и интересно.
Цель: формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.
Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.
В Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.
1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.
2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.
3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.
Направления реализации регионального компонента в ДОУ
-физическое развитие
-социально-личностное развитие
-познавательно-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Практические работники считают, что преемственность и непрерывность между звеньями образования на начальном этапе понимаются либо узко и формально, либо вообще на деле такая преемственность отсутствует.
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии .
В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков и становлением учебной деятельности.
Следовательно, для изучения курса народной культуры в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к народной культуре.
- Различные виды занятий;
- Игры;
- Чтение литературы;
- Экскурсии;
- Совместная деятельность детей и взрослых.
Преемственность между детским садом и школой остаётся двусторонним процессом:
Детский сад, как основа формирования личностных качеств ребёнка
школа развивает выявленный в детском саду потенциал учащегося.
Пример преемственности по приобщению детей к истокам народной культуры в детском саду и школе можно увидеть на сопоставительном анализе основных задач изучения данной темы и результатов её усвоения.
Детский сад
ЗАДАЧИ
1. Создание условий для приобщения детей к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд)
Создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с раннего возраста
Детский сад
ЗАДАЧИ
2. Создание развивающей среды, в которой будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка. Эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять и пополнять
Осуществление дифференцированного подхода через организацию новых игровых технологий на основе русского народного творчества, которые позволяют сформировать у детей общее представление о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии.
3. Широкое использование на занятиях и в свободное время сказок и песен, хороводных игр, народных примет, традиций и обрядов. Предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности.
Использование произведений народного творчества на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.
Изучение устного народного творчества песенного фольклора, фразеологических оборотов.
Детский сад
ЗАДАЧИ
4. Знакомство детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки-заклички; разучивать с детьми народные танцы
Знакомство с традициями русского народа, особенностями национальной одежды, с произведениями декоративного искусства. Организация кружков народного творчества.
5.Проведение народных раздников
Проведение вечеров, обрядово-календарных праздников; встречи с народными мастерами, экскурсии в музеи; ведение поисково-исследовательской работы.
Детский сад
РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускники детского сада :
- знают содержание сказок, былин, примет, пословиц;
- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками;
- умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства;
- узнают предметы русского народного прикладного искусства;
- узнают русские народные инструменты;
- имеют навыки исполнения народных танцев;
- эмоционально и положительно откликаются на красоту природы.
- используют фольклор в повседневной жизни (пословицы и поговорки, загадки);
- самостоятельная организация игр-забав с помощью считалок;
- детская познавательная активность
- знают историю русского костюма;
- проявление у детей эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения народного художественного творчества;
- понимание красоты и гармонии на основе восприятия родной природы, искусства, литературы
Подобная работа способствует развитию личностной культуры ребёнка как основы его любви к родине. В современных условиях жизни, когда не только представление школьников, но и взрослых людей о русской культуре отрывочны и поверхностны, считаем проведение такой работы значимой и актуальной.
- раскованные и общительные, так как среда, в котором они живут, на примере технических устройств, постоянно меняется, и дети готовы к новшества;
- с ними интересно разговаривать и можно только договариваться, если мы хотим попросить их что-то сделать или чего-то от них добиться;
Дошкольный возраст – это желание творить, изобретать, выражать себя в разных видах деятельности.
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Большое значение в преемственности мы придаём изобразительной деятельности, так как она для ребёнка не только интересна, но и полезна. Изобразительная деятельность позволяет ребёнку передать свои впечатления, интересы от окружающего мира, эмоциональное отношение ко всему окружавшему его миру. Ребёнок занимается рисованием, лепкой, аппликацией не только в детском саду, дома, но и посещает кружки, художественные студии, а впоследствии и в школе. Но для того что бы эти занятия приносили радость и были успешными, необходимо прививать интерес к изобразительной деятельности уже с раннего возраста.
В процессе изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на фоне которого будет в дальнейшем формироваться художественная культура человека.
Изодеятельность является обобщающим весь жизненный опыт ребёнка то есть чем больше у него опыт, тем интереснее и содержательнее его работы в лепке, рисовании, аппликации.
Художественно – творческая деятельность тесно связанна с различными видами искусства и различными художественными деятельностями.
Делая вывод, можно сказать так, что изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.
Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому объединенными усилиями педагогов и воспитателей формируем у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным и приятным событием.
Коллектив нашего детского сада старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычнее знания, приобретенные ребенком в детском саду становились бы нормой. А совместная работа детского сада и школы помогает нашим воспитанникам легко и безболезненно адаптироваться к школьной жизни.
Основной целью всей нашей работы является обеспечение эмоциональной комфортности, понимая обеспечение возможности реализации потребности в общении и интересах между детским садом и школой.
В ДОУ осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе специалистов и воспитателей. Воспитатели ведут групповые и индивидуальные занятия для развития каждого воспитанника, благодаря которым создается целостное представление об уровне развития ребенка. С целью создания оптимальных психолого-педагогических условий, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ функционирует психологическая служба, которая помогает решать проблемы отдельных детей в усвоении программы и развития эмоционально-волевой сферы, принимать совместные решения с педагогами и родителями по организации необходимых мер, направленных на их преодоление.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи бывших воспитанников детского сада, вызывают у наших ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх, вселяет уверенность в своих силах. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей, будущих первоклассников, где родители получают квалифицированную помощь на родительских собраниях о том, как подготовить ребенка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.
В детском саду царит атмосфера доверия, игры, соревнования и успеха. Включение детей в сферу организации совместной деятельности воспитателя с детьми строим на принципах добровольности и осознанности в условиях широкого выбора занятий по интересам.
В ДОУ обеспечивается преемственность и непрерывность в содержании учебно-образовательного процесса с учетом возраста детей, используются разнообразные варианты взаимодействия детского сада и школы.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, учитель-логопед в своей работе руководствуются разработанными рекомендациями и критериями готовности детей к обучению детей в школе, что способствует успешной адаптации детей от дошкольного к школьному детству. Таким образом, процесс преемственности и непрерывности в содержании образовательного процесса эффективно влияет на развитие и воспитание детей.
В нашем детском саду особое внимание уделяется развитию творческих способностей в различных видах художественной деятельности: в хореографии, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
Безусловно, к работе по реализации дополнительных образовательных услуг привлекались наиболее подготовленные профессиональные педагоги, обладающие коммуникативными качествами, стремлением к партнёрским отношениям с детьми, владеющие знаниями, достаточными для разработки авторской программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения, поэтому мы накапливаем положительный опыт, повышаем качество услуг. Основная наша задача не только научить, развить, но и может быть к концу дошкольного, начального и школьного обучения достичь высоких результатов.
А это возможно лишь в том случае, когда все структуры будут работать вместе, согласовано, на достижение поставленной задачи.
Читайте также: