В путилина вишневая ветка краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Цель: развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе. Задачи: формирование умения анализировать текст по остановкам, развивать познавательный интерес у учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей,восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности. Комбинированный урок, урок-путешествие

ВложениеРазмер
putilina_vishnevaya_vetka.docx 16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Учитель: Булатова И.К.

Цель: Развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе.

Задачи: 1.Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам.

2. Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи

3. Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности.

Метод: критического мышления, предположение, направленное чтение, ассоциация, мозговая атака

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки

Межпредметная связь: русская речь.

  • Орг. момент
  • Проверка посещаемости учащихся
  • Психологический настрой
  • Опрос домашнего задания
  • Как Петька себя вел в вагоне и почему?
  • Что ждало Петьку на даче? Как он проводил свои дни,
  • Почему Петя забыл о парихмахерской,
  • Как Петька воспринял весть о том, что он должен ехать в город?
  • Почему он так плакал?
  • Какие чувства вы испытали прочитав рассказ?
  • Обобщение
  • Объяснение новой темы
  • Ребята! Запишите новую тему. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке
  • Словарная работа

Пламя – от, жалын

Выпишите из текста с этими словами словосочетания или предложения

- А сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте содержание текста.

После чтения текста учителем

- Вот когда я читала рассказ, какое настроение было у вас?

- Каждому из вас я дала задание, разделила текст на абзацы. Эти абзацы вы должны прочитать и пересказать

После первого пересказа ученика I остановка

- Какие эпитеты использует для описания осени? ( забывчивая, золотая)

- На какие краски осени обратила внимание ребят учительница?

- Какое настроение вызвал осенний лес у учительницы?

- Что узнали ребята о птицах, благодаря Лидии Алексеевне?

Учитель: - Давайте узнаем, что произошло дальше, вы хотите узнать об этом,

Пересказ учеников дальше

- Ребята, как вы думаете, какие чувства вызвала у Лены учительница. Почему учительница не пришла на урок?

- Может быть она заболела?

- Может быть у нее дома что – то случилось?

- Она устала после экскурсии по осеннему лесу

- Может она уехала куда – нибудь? и.т. д.

Учитель: - Это ваше предложение, давайте узнаем что же случилось с Лидией Алексеевной?

Работа по тексту

Ответ: Вишнёвая ветка, выращенная Леной, перевернула душу новой учительницы. Она поняла черствость своей души и ошибки, которые допустила

Учитель: Ребята, выпишите из текста ключевые слова, словосочетания и определите вид

I группа. В осеннем лесу, багровый дуб, осень, солнечная, задумчивая, воздух прозрачный

II группа Не казалась строгой, длинные светлые волосы, синие глаза, не добрые и не злые, громкий голос, вишневая ветка.

Рефлексия: работа в паре

  • Выписать понравившиеся цитаты и написать свое мнение, почему понравились эти строки.

Вопрос ученика, который работает в паре

  • Почему выписала именно эти строки?
  • Лена как никак другой понимает окружающую природу. В то время, как ребята разбежались собирать дары природы. Лена ничего не собирала. Она смотрела, как падают листья с березы. Ей было грустно. И улыбнулась только после слов учительницы: Весной все зазеленеет снова.

Учитель - Ребята, в своих ответах мы слышали такие слова: золотая

Поэтому следующий этап работы: Ассоциации

I группа осень: (золотая, задумчивая, прохладная, дождливая)

II группа сердце: (железное, каменное, золотое, благородное, нежное)

Учитель: Найдите слова с переносным значением

Вывод. Чему учит этот рассказ?

Какими мы должны быть?

Домашнее задание: пересказ содержание текста, выучить новые слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю.

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика".


Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого.


Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева.


Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой. (По материалам Интернета).


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) познакомить учащихся с рассказом В. Путилиной;

раскрыть идейно - художественное содержание; привить навыки выразительного чтения;
2) развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания;
3) привить учащимся любовь и уважение к своим учителям;

воспитание у школьников чувства дружбы, доброе отношение к природе.


Тип урока: изучение нового материала.

Наглядность урока : интерактивная доска, учебник, портрет писательницы,

иллюстрации цветущей вишни.

Методы: словесный, наглядно - иллюстративный, вопросно - ответная беседа, чтение по ролям.

1.Организационный момент.

2. Психологический настрой урока.
- С каким настроением вы пришли на урок? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться . Я дарю вам свою улыбку. Улыбнитесь вы мне, друг другу, нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое. Вдохните свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, красоту окружающего мира. Думаю, что мы подарили друг другу много приятных мгновений.

3. Постановка темы и целей урока. Сегодня мы с вами будем говорить о добре и доброте.

Вопрос: А что такое доброта? Какого человека называют добрым?

Добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей.
Доброта – это, как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

На добрый привет - добрый ответ.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Лидия Алексеевна – первая учительница, добрая, старая, умная, её любили ученики, она преподавала даже маме Лены. Лидия Алексеевна называла своих учеников по имени. Она водила своих учеников в лес. Глаза у Лидии Алексеевны были синие и добрые. У неё болело сердце.
Ольга Сергеевна – незнакомая молодая учительница. Она пришла в класс, когда заболела Лидия Алексеевна. Она строгая, у неё был громкий голос. У Ольги Сергеевны были длинные и светлые волосы, синие, как у Лидии Алексеевны глаза. Глаза у неё были не добрые и не злые. Просто большие и синие. Она называла своих учеников по фамилиям. После новогоднего случая, глаза у Ольги Сергеевны были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.
Лена Каштанова – тихая, незаметная, застенчивая, молчаливая, добрая и необычная. Она непохожа на других учеников, не любит громко разговаривать и смеяться, только улыбается. Лена уважала, любила и не забывала свою первую учительницу.

2 1)Развивать умение работать с текстом, выделять основное в тексте. Стимулировать желание читать художественные произведения, развивать познавательную деятельность. 2)Работать над развитием речи детей, умением ясно излагать мысль. 3)Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление помогать им.

3 Психологический настрой Пусть этот день несёт радость общения, наполнит сердце благородными и добрыми чувствами.

6 Жизнь дана на добрые дела

7 Какие ассоциации возникают у вас со словам добрый? Заполните кластер Добрый отзывчивый сердечный светлый душевный милосердный чуткий

8 Работа над текстом Тонкие вопросы Толстые вопросы 1)Вспомните рассказы, в которых описываются добрые поступки героев. 2 )Кто из героев рассказа Вишневая ветка вам понравился? 3)Какое впечатление создалось у вас о Лене, героине рассказа? 4)Чем она отличается от своих одноклассников? 1) Какие добрые поступки совершила Лена и по отношению к кому ? 2) Ждала ли девочка вознаграждения за свою доброту ? Подтвердите свой ответ. 3) Почему она решила отнести Лидии Алексеевне живую вишневую ветку ? 4) Изменились ли дети, после того, как Лена принесла в класс ветку ?

9 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Ключевая фраза Синоним

11 Есть такая пословица: Крошечное доброе дело достойнее самого великого намерения. Прочитав рассказ Вишневая ветка, вы убедились, какую силу имеет доброта Лены: Она радовала больную учительницу; Лидия Алексеевна часто говорила, что цветы помогают ей лучше всех лекарств. Одноклассники вспомнили, как учительница ходила с ними в лес, называла всех по имени, им стало стыдно, что забыли они ее. Ольга Сергеевна стала по-другому относиться к девочке. (теперь ее глаза были не просто большие и синие, а добрые как у Лидии Алексеевны)

12 Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море, играли, загорали. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ёё седые волосы развевались на ветру, одежда было грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие- то предметы и перекладывая их в сумку. Родители, увидев старуху, спешно подозвали своих послушных детей и велели держаться подальше от нее. А старуха же, когда проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, улыбалась семье, но никто не ответил на приветствие. Итак как вы думаете, кто способен на добрые поступки? Почему вы так считаете?

13 А теперь послушайте конец этого рассказа: Много дней спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли бы порезать себе ноги Ожидали ли вы такой ответ?

14 Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешёво! С.Маршак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе.

Задачи:1.Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам.

2. Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи

3. Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности.

Метод: критического мышления, предположение, направленное чтение, ассоциация, мозговая атака

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: карточки, листы для кластера, портрет автора, картина осеннего леса, вишневое дерево.

Урок литературы во 2 классе. Учитель Короткова С. В.

Цель: Развитие критического мышления при изучении и анализе текста в коллективной работе.

Задачи:1.Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам.

2. Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи

3. Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе, воспитание нравственных сторон личности.

Метод: критического мышления, предположение, направленное чтение, ассоциация, мозговая атака

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: карточки, листы для кластера, портрет автора, картина осеннего леса, вишневое дерево.

Проверка посещаемости учащихся

Объяснение новой темы Ребята! Запишите новую тему. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.

Словарная работа по ходу чтения

После первого пересказа ученика I остановка

- Какие эпитеты использует для описания осени? ( забывчивая, золотая)

- На какие краски осени обратила внимание ребят учительница? - Какое настроение вызвал осенний лес у учительницы?

Чтение до следующей остановки.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше в рассказе. Продолжают читать по цепочке.

Куда повела своих учеников Лидия Алексеевна?
- Какое настроение было у Лены в лесу?
- Как возвращались домой дети из леса?

Чтение до следующей остановки. Продолжают читать дальше.

- Ребята, как вы думаете, какие чувства вызвала у Лены учительница. Почему учительница не пришла на урок?Ваша версия?

Закрепление материала. Диаграмма Венна.
а) составить характеристику героям рассказа, в чём сходство и в чём различие двух учителей.

Рефлексия: работа в паре

Вывод. Чему учит этот рассказ? Какими мы должны быть?

Читайте также: