Высокий уровень удовлетворенности школьной средой

Обновлено: 04.07.2024

В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.

В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента.

    1. интенсивность образовательной среды;
    2. эмоционально-психологический климат;
    3. удовлетворенность образовательной средой;
    4. демократичность образовательной среды;
    5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
    6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

    В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).

    Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

    Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в 2001-2004 гг.

    ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов.

    Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

    В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

    0 – 0,40 – низкий уровень;

    0,41 – 0,70 – средний уровень;

    0,71 – 1 – высокий уровень.


    В настоящее время социум задает высокие требования и нормы к каждому члену его общества. Это связано с особенностью социально — психологических, информационных и экономико — политических ситуаций в мире и стране. И такая ситуация вскрывает проблему дезадаптации учащихся, которые не успевают приспособится к все новым условиям среды и постоянно меняющимся требованиям.

    Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего мира является школа. Она задает темп, обуславливает тот социально — психологический климат учащимся, который должен способствовать успешной адаптации. Социально психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. [1]:

    − Социальный климат школы — характеризуется сформированностью учебного коллектива. Осознанием всех членов данного коллектива целей и задач, соблюдением тех норм, которые характерны для данного коллектива.

    − Моральный климат — характеризуется тем, что все члены данного коллектива принимают определенные моральные нормы и негласные правила своего социума.

    − Психологический климат, он включает в себя эмоциональный компонент группы, особенности взаимоотношений внутри группы. [2]

    И данная работа является успешной только в том случае, когда это организованная деятельность всех членов учебного процесса. Однако, стоит отметить, что ведущую роль в данной ситуации берет на себя учитель. Именно он формирует начальный этап взаимоотношений учеников, образует данный коллектив. И основными действиями учителя по отношению к ученикам, для формирования благоприятного социально — психологического климата должны быть следующие действия:

    1. Объяснение каждому ученику его цели и задачи. Анализ понимания учащихся своих целей и задач.
    2. Осознанием учеником своих личных убеждений. Данное утверждение нужно, для того чтобы ученик понимал свои убеждения как в отношении себя, так и в отношении других членов группы для его гармоничного развития.
    3. Постоянно прослеживать динамику развития группы. Гармоничное развитие учащегося возможно только если группа царит открытость учащихся друг к другу, к преподавателю, доверие.

    Макаренко писал, что яркими признаками благоприятного социально — психологического климата является то, что ученики чувство гордости, достоинства за свой коллектив, за себя, чувство защищенности. Так же, учащиеся соответствуют нормам данного коллектива. [3]

    Из этого следует вывод, что, если создан неблагоприятный социально — психологический климат, учащийся характеризуется, закрытость, у него отсутствует доверие к учебному процессу, страдает учебная деятельность. Все это проявляется в том, что ученик выдает следующие реакции:

    − Снижение успеваемости — учащийся начинает демонстрировать удовлетворительные и не удовлетворительные результаты по учебным дисциплинам.

    − Нарушение взаимоотношений со сверстниками — отсутствие доверительной, доброжелательной атмосферы затрудняет способность устанавливать эмоциональные контакты, общение может носить только формальный характер.

    − Эмоциональные нарушение — на этом уровне у учащихся проявляется неадекватная реакция на существующие условия.

    − Поведенческие отклонения — данные отклонения проявляются в нарушении норм и правил данного социума, которые могут провялиться как на территории школы, так и вне ее. К таким можно отнести: прогулы, хулиганство, аддиктивное поведение, оппозиционное поведение. Дети, демонстрирующие данное отклонение могут стоять на ВШУ.

    Поэтому мы решили провести исследование по уровню удовлетворенности психологических условий общеобразовательных школ г. Якутск. Объектом выступили учащиеся общеобразовательных школ в количестве 71 человек. Так же выборка была поделена на: занимающиеся спортом (33 учащихся) и не занимающиеся спортом (38 учащихся). Исследования проводилось с помощью диагностики психологических условий школьной образовательной среды. Автор данной диагностики к. п.н Бадьина Наталья Петровна. Данная методика выявляет следующие параметры удовлетворенности психологической среды школы:

    − интенсивность образовательной среды — данная шкала отражает на сколько активно происходит процесс обучение по мнению учащихся;

    − эмоционально-психологический климат — указывается удовлетворённость учащимися взаимоотношений с одноклассниками и преподавателями, уровень открытости и доверия к данной среде;

    − удовлетворенность образовательной средой — данная шкала отражается на сколько удовлетворён учащихся образовательной деятельностью, проходящей в школе;

    − демократичность образовательной среды — данная шкала отмечает уровень демократичности преподавателей и других представителей СОШ;

    − содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов — на сколько учащиеся удовлетворены теми побудительными действиями школы, которые направлены на развитие мотивации учащихся;

    − удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением — отражает на сколько учащиеся удовлетворены тем качеством преподавания предметов, а также иных услуг, предоставляемые школой.

    Нами были получены следующие результаты:

    1. Группа учащихся, не занимающихся спортом продемонстрировала преимущественно средний и высокий уровень удовлетворения психологическим климатом школы. 39,3 % учащихся отметили, что высоко удовлетворены тем качеством услуг, которые оказывает школы. Однако 21 %, что составляет 1/5 учащихся отметили, что не удовлетворены содействием к развитию познавательной деятельности. Это значит, что преподаватели не заинтересовывают учащихся, упуская мотивационный компонент обучения.
    2. Группа учащихся, занимающихся спортом продемонстрировала преимущественно средний результат удовлетворения психологическим климатом школы. Данная группа продемонстрировала низкую удовлетворенность по таким показателям как: эмоционально-психологический климат (24,4 %) — Это выражается в ощущении некомфортного пребывания в данном коллективе, неудовлетворении коммуникации с одноклассниками или учителями. Демократичность (39,3 %) — учащиеся отмечают, что не могут принимать участие в тех аспектах жизни школы, к которым имеют личностный интерес. Содействие развитием познавательной мотивации (45,4 %). Интенсивность образовательной среды (48,4 %) — отсутствуют задания повышенной сложности как во время урока, так и в заданиях на дому.

    По данным результатам можно сделать следующие выводы. Группа учащихся, занимающихся спортом имеют неудовлетворенность психологическим климатом школы. Уход в спорт можно рассматривать как вид замещения, которое необходимо для удовлетворения, тех аспектов, которых не удовлетворяются в школе. Так же стоит отметить, что обе группы продемонстрировали неудовлетворенность содействием к развитию познавательной деятельности, что говорит о том, что педагоги в ходе обучения забывают о мотивационном компоненте образования.

    В итоге исследования можно говорить о том, что мы увидели, что учащийся в случае неудовлетворения определенных психологических аспектов, связанных с обучением в школе, готов к компенсирующему поведению. В данном исследовании была рассмотрена позитивная компенсация. Однако, в случае попадания ребенка в неблагоприятную среду, возможно развитие негативной компенсации, которое может привести к дезадаптивному и девиантному поведению.

    Основные термины (генерируются автоматически): психологический климат, учащийся, образовательная среда, группа учащихся, психологический климат школы, школа, познавательная деятельность, познавательная мотивация, учебный процесс, эмоционально-психологический климат.

    Похожие статьи

    Исследование социально-психологического климата в классных.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    Построение образовательной среды современной школы

    Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

    Психолого-педагогические возможности формирования.

    Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    - психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для.

    Особенности формирования эмоционально-психологического.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы.

    Основные термины (генерируются автоматически): сельская школа, групповая сплоченность, эмоционально-психологический климат, городская школа.

    Мотивационный климат как психологический феномен.

    Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

    Культура педагогического общения - как условие благоприятного.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    Формирование мотивации и познавательной активности.

    По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников происходит стихийно.

    Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность ребенка.

    Обеспечение психологической безопасности образовательного.

    Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

    Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным.

    Система мониторинга психологической безопасности.

    Мониторинг психологической безопасности образовательной среды — это комплексная система обеспечения психологически комфортной среды в

    Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе. (А. Н. Лутошкин).

    Исследование социально-психологического климата в классных.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    Построение образовательной среды современной школы

    Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы.

    Психолого-педагогические возможности формирования.

    Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    - психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для.

    Особенности формирования эмоционально-психологического.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы.

    Основные термины (генерируются автоматически): сельская школа, групповая сплоченность, эмоционально-психологический климат, городская школа.

    Мотивационный климат как психологический феномен.

    Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

    Культура педагогического общения - как условие благоприятного.

    Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

    Формирование мотивации и познавательной активности.

    По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников происходит стихийно.

    Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность ребенка.

    Обеспечение психологической безопасности образовательного.

    Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

    Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным.

    Система мониторинга психологической безопасности.

    Мониторинг психологической безопасности образовательной среды — это комплексная система обеспечения психологически комфортной среды в

    Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе. (А. Н. Лутошкин).

    Цель предлагаемой ниже методики — оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

    1. интенсивность образовательной среды;
    2. эмоционально-психологический климат;
    3. удовлетворенность образовательной средой;
    4. демократичность образовательной среды;
    5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
    6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

    В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).

    Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

    Участники образовательного процесса

    проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

    проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

    проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

    проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

    проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

    Содействие формированию познавательной мотивации

    проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

    проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

    Удовлетворенность качеством образовательных услуг

    проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

    Процедура диагностики

    Обработка результатов

    Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

    В этом случае показатель интенсивности учебной среды будет равен:

    Показатель эмоционально-психологического климата:

    Показатель удовлетворенности (У)«0,67; показатель демократичности (Д) «0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) «0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) = 1

    Оценка результатов

    Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

    О — 0,40 — низкий уровень; 0,41 — 0,70 — средний уровень; 0,71 — 1 — высокий уровень.

    Данный респондент отмечает:

    • высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
    • высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
    • достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
    • низкую степень демократичности образовательной среды;
    • низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.

    Анкета для учащихся

    1.’ Устаешь ли ты обычно на уроках?

    а) да; б) на некоторых;

    2. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт? а) да; б) не всегда; в) нет.

    3. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы? а) да; б) иногда; в) нет.

    4. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

    5. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках? а) да; б) иногда; в) нет.

    6. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе: а) высокий; б) достаточный; в) низкий.

    7. Оцени объем домашних заданий: А) чрезмерный, б) оптимальный, в) недостаточный.

    8. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение? А) да, б) не всегда, в) нет.

    10. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися? А) да, б) не всегда или не все, в) нет.

    11.Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

    а) да; б) не всегда или в) нет, не в полной мере;

    12.Пользуешься ли ты услугами репетиторов?. а) нет; б) редко;

    13. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?

    А) да, б) уровень требований оптимальный, В) уровень требований недостаточный.

    14.Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке? а) да; б) хотелось бы чаще; в) практически никогда.

    16.Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы? а) да; б) не всегда; в) нет.

    17.Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)? а) да; б) не всегда; в) нет.

    18.Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

    а) почти уверен, б) не уверен, что • в) почти уверен, что не что поступлю; поступлю; поступлю.

    Анкета для родителей

    1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок. а) высокая; б) оптимальная; в) низкая.

    2. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет.

    3. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе? а) да; б) не всегда; в) нет.

    4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

    5. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия? а) да; б) не всегда; в) нет.

    6. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе? а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.

    7. Оцените объем домашних заданий а) чрезмерный, б) оптимальный, в) недостаточный

    8. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка? а) да; б) не всегда; в) нет.

    9. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации? а) да; б) не всегда; в) нет.

    10.Оцените степень своего участия в деятельности школы: а) высокая; б) средняя; в) низкая.

    11 .Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка: а) высокий; б) средний; в) низкий.

    12.Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов? а) нет; б) иногда; в) систематически.

    13.Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку, а) завышенные; б) оптимальные; в) заниженные.

    14.Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке? а) да; б) иногда; в) никогда.

    15.Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

    16.Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка? а) да; б) не всегда; в) нет.

    17.Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет.

    18.Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ? а) да; б) не вполне; в) нет.

    Анкета для учителей

    1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?

    а) да; б) иногда; в) нет.

    2. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами? а) да; б) не всегда; в) нет.

    3.’ Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

    4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

    5. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?

    а) да; б) хотелось бы больше в) нет.

    или не всегда устраивает;

    6. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе. а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.

    7. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?

    а) нет; б) бывает, что времени в) да.

    8. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?

    а) да; б) не всегда; в) нет.

    9. Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность? а) да; б) не всегда; в) нет.

    10. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам? а) да; б) не всегда; в) нет.

    11.Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)? а) да; б) не всегда; в) нет.

    12.Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов? а) нет, в этом нет необходимости б) редко; в) систематически,

    13.Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования? а) да; б) уровень требований в) уровень требований

    15.Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе? а) да; б) не всегда; в) нет.

    16.Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников? а) да; б) не всегда; в) нет.

    17.Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации? а) да, в том числе и за б) да, в пределах в) нет.

    пределами области; области;

    18. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ? а) да; б) не всегда; в) нет.

    Примеры похожих учебных работ

    Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной .

    . организации образовательного процесса в любой образовательно-информационной среде. Существует проблема . быть сформирован достаточно высокий уровень общеречевого развития (лексико-грамматическая . к начальному обучению в школе? - Какими методами, .

    Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном .

    . ОНР 3 уровня в дошкольном образовательном учреждении. В . время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами . (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой . моменту поступления в школу в норме должны .

    Психофизиологические особенности адаптации детей к школе,и их учет педагогами

    . уровень сложности образовательной . школе. Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в ДОУ. Предметом курсового исследования- процесс адаптации ребенка к школе. Гипотеза исследования если педагогами . среды. .

    Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном .

    . детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды др.)[20]. Многое зависит . Эмоции -- особый класс психических процессов и состояний, связанных с . потребностях более высокого, духовного уровня, которые связаны с мотивами .

    ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    . И СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Игольникова Анна Владимировна . Крекнина Наталья Викторовна – педагог - психолог высшей квалификационной . член ОППЛ, преподаватель межрегионального уровня, Россия, Новосибирск. В докладе .

    Отчёт по практике в школе МОБУ СОШ № 12

    . образовательного учреждения (директором школы, завучем по воспитательной работе), со специалистами социально-педагогической службы (педагогом-психологом, социальным педагогом, . с отражением динамических процессов среди участников; - оказать .

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Три анкеты для обучающихся, педагогов и родителей по удовлетворенности работой школы в урочной и внеурочной деятельности поможет для составления аналитического отчета.

    Цель: Выявление степени удовлетворенности работой школы у участников образовательного процесс по разным направлениям деятельности образовательного учреждения.

    Анкета для обучающихся. Администрация школы проводит опрос по выявлению вашего мнения о работе школы. Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень вашего согласия по шкале: 4 - да; 3 – от части; 2 – не знаю; 1 – нет.

    Утверждение

    Степень согласия

    Удовлетворены ли вы организацией школьного быта?

    Санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений?

    Оформлением школьных помещений?

    Обеспечением безопасности вашего нахождения в школе?

    Работой школьной столовой (выбором готовых горячих блюд, обслуживанием)?

    Работой медицинского кабинета?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса?

    Уровнем преподавания: педагоги дают глубокие прочные знания?

    Организацией элективных курсов и дополнительных занятий по предметам?

    Перечнем предметов, которые входят в учебный план?

    Организацией индивидуального подхода: педагоги учитывают Ваши индивидуальные особенности ?

    Балансом учебных нагрузок: Вы не перегружены учебными занятиями и домашними заданиями?

    Справедливостью оценивания учебных достижений обучающихся?

    Подготовкой к ГИА,ЕГЭ, к сдаче экзаменов в ВУЗы, ССУЗы?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?

    Проводимыми внеурочными мероприятиями, которые интересны и полезны педагогам, обучающимся, родителям обучающихся?

    Содержанием и качеством проводимых мероприятий: содержание способствует формированию мировоззрения, культуры, достойного поведения всех участников образовательного процесса?

    Организацией работы кружков, клубов и секций?

    Организацией мероприятий, помогающих обучающимся определять и развивать свои интересы, способности, таланты?

    Организацией мероприятий, помогающих обучающимся осуществить свой профессиональный выбор?

    Культурными традициями школы?

    Организацией мероприятий для родителей?

    Уровнем культуры общения, взаимодействия в среде обучающихся?

    Уровнем культуры общения, взаимодействия с педагогами?

    Дисциплиной одноклассников на уроках?

    Ваши предложения и пожелания, какие кружки, секции вы хотели бы посещать; в каких мероприятиях участвовать или оказать помощь в их организации и т.д.:

    Удовлетворены ли вы психологическим климатом?

    Психологическим климатом в классе?

    Удовлетворены ли вы степенью комфорта вашего пребывания в среде сверстников, одноклассников?

    Отношением педагогов к обучающимся?

    Сложившимися отношениями с представителями администрации школы?

    Сложившимися отношениями с классным руководителем?

    В школу Вы идете с радостью?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы результатами своей учебной деятельности, развитием?

    Удовлетворены ли Вы степенью интереса, который вы проявляете к учебной деятельности?

    Удовлетворены ли Вы тем, насколько много занимаетесь при подготовке по предметам?

    Удовлетворены ли Вы своими учебными достижениями?

    Удовлетворены ли вы системой требований, санкций и поощрений к участникам учебно-воспитательного процесса?

    Удовлетворены ли Вы системой требований, предъявляемых к родителям обучающихся в рамках выполнения ими обязанностей по воспитанию и обучению своих детей?

    Удовлетворены ли Вы системой требований, предъявляемых к культуре поведения обучающихся?

    Удовлетворены ли Вы системой санкций и поощрений обучающихся, способствует ли эта система достижению образовательных, воспитательных целей?

    Обучающимся понятна система оценок, санкций и поощрений?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы организационной структурой?

    Удовлетворены ли Вы работой органов ученического самоуправления?

    Обучающимся предоставлено право участвовать в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса?

    Администрация делает все необходимое для охраны здоровья и предупреждения перегрузок обучающихся?

    Ваши предложения и пожелания:

    Утверждение

    Степень согласия

    Удовлетворены ли вы организацией школьного быта?

    Санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений?

    Оформлением школьных помещений?

    Обеспечением безопасности вашего нахождения в школе?

    Работой школьной столовой (выбором готовых горячих блюд, обслуживанием)?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса?

    Цели образовательного процесса соответствуют потребно­стям учащихся и реально выполнимы усилиями данного коллектива?

    Удовлетворены ли Вы содержанием стратегического планирования деятельности школы, образовательной программой?

    Системой внутришкольного контроля?

    Системой отчетности по результатам деятельности?

    Системой дополнительных занятий для обучающихся, имеющих затруднения в усвоении программного материала?

    Удовлетворены ли Вы обеспечением условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?

    Проводимыми внеурочными мероприятиями, которые интересны и полезны педагогам, обучающимся, родителям обучающихся?

    Содержанием и качеством проводимых мероприятий: содержание способствует формированию мировоззрения, культуры, достойного поведения всех участников образовательного процесса?

    Организацией работы кружков, клубов и секций?

    Организацией мероприятий, помогающих обучающимся определять и развивать свои интересы, способности, таланты?

    Культурными традициями школы?

    Организацией мероприятий для родителей?

    Уровнем культуры общения, взаимодействия с коллегами, администрацией?

    Уровнем культуры общения, взаимодействия с родителями обучающихся школы?

    Уровнем культуры общения, взаимодействия с обучающихся школы?

    Объемом должностных обязанностей классного руководителя?

    Объемом установленного шаблона плана воспитательной работы с классным коллективом?

    Методическим обеспечением классного руководства?

    Установленным графиком дежурства классных коллективов по школе?

    Заинтересованностью родителей обучающихся в развитии у них (обучающихся) мировоззренческих установок, включающих в себя: культуру, нравственность, духовность и др.

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы психологическим климатом?

    Взаимодействие участников образовательного процесса является источником положительных эмоций?

    Удовлетворены ли вы системой обмена информацией внутри школы, возможностью профессионального и неформального общения с коллегами?

    Удовлетворены ли вы степенью комфорта вашего пребывания в среде коллег?

    Сложившимися отношениями с представителями администрации школы?

    Сложившимися отношениями с большинством родителей обучающихся школы?

    Сложившимися отношениями с обучающимися школы?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы своей профессиональной деятельностью, результатами своей профессиональной деятельности, готовностью к инновационной деятельности?

    Профессиональная деятельность приносит радость?

    В коллективе Вы ощущаете свою значимость, ценность: ваши достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы?

    Вам предоставлена возможность проявлять свои знания, умения, способности?

    Используемые вами методы обучения обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса, хороший результат?

    Вы удовлетворены отношением обучающихся к предмету, который вы преподаете?

    Вы имеете возможность в процессе педагогической деятельности повышать свой профессиональный уровень?

    Вы испытываете потребность в профессиональном и личностном росте?

    Вы обобщаете свой педагогический опыт и представляете его на педагогических советах, в СМИ?

    Вы участвуете в организации работы методического объединения?

    Вам нравиться, что в школе идет научно-методический поиск?

    Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей обучающихся?

    Ваши предложения и пожелания:

    Удовлетворены ли вы помощью, оказываемой администрацией, оценкой вашего труда?

    Удовлетворены ли вы помощью, оказываемой вам директором школы, его заместителями?

    Удовлетворены ли вы качеством методической помощи?

    Удовлетворены ли вы оценкой вашего труда?

    Удовлетворены ли вы системой требований, санкций и поощрений к участникам учебно-воспитательного процесса?

    Удовлетворены ли вы требованиями к вашей работе в школе: являются ли они справедливыми и обоснованными?

    Удовлетворены ли вы системой требований, предъявляемых к родителям обучающихся в рамках выполнения ими обязанностей по воспитанию и обучению своих детей?

    Удовлетворены ли вы системой требований, предъявляемых к культуре поведения обучающихся?

    Удовлетворены ли вы системой санкций и поощрений педагогов? Понятна ли она педагогам?

    Существует ли система поощрений педагогов, проявляющих инициативу в педагогической деятельности?

    Удовлетворены ли вы системой требований, предъявляемых к обучающимся?

    Удовлетворены ли вы системой санкций и поощрений обучающихся, способствует ли эта система достижению образовательных, воспитательных целей?

    Обучающимся понятна система оценок, санкций и поощрений?

    Удовлетворены ли вы организационной структурой?

    Информация, необходимая для эффективной работы, доводится до сведения педагогов вовремя?

    Организацией педагогических совещаний, советов?

    Удовлетворены ли вы организацией рабочего времени: рабочее время организовано рационально?

    Позиция администрации всегда согласована?

    Деятельность администрации направлена на повышение статуса учителя и школы, способствует ее развитию?

    Контроль за реализацией образовательного процесса систематичен, осуществляется демократично?

    Учителям школы предоставлено право участвовать в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса?

    Администрация делает все необходимое для охраны здоровья и предупреждения перегрузок педагогического коллектива?

    Ваши предложения и пожелания:

    1. Организация школьного быта

    Удовлетворены ли вы организацией школьного быта:

    Санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений?

    Оформлением школьных помещений?

    Обеспечением безопасности нахождения вашего ребенка в школе?

    Организацией горячего питания?

    Ваши предложения и пожелания:

    2. Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса?

    Уровнем преподавания: педагоги дают Вашему ребенку глубокие прочные знания?

    Организацией индивидуального подхода: педагоги учитывают индивидуальные особенности Вашего ребенка?

    Балансом учебных нагрузок: Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями?

    Справедливостью оценивания достижений Вашего ребенка?

    Администрация создает условия для проявления и развития способностей обучающихся?

    Ваши предложения и пожелания:

    3.Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?

    Проводимыми внеурочными мероприятиями, которые интересны и полезны Вашему ребенку?

    Содержанием и качеством проводимых мероприятий: содержание способствует формированию мировоззрения, культуры, достойного поведения Вашего ребенка?

    Организацией работы кружков, клубов и секций, где может заниматься, интересно проводить время, общаться со сверстниками Ваш ребенок?

    Подготовкой Вашего ребенка к самостоятельной жизни?

    В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка.

    Ваши предложения и пожелания. Какие кружки, секции, мероприятия вы хотели бы видеть в нашей школе:

    4.Удовлетворены ли вы психологическим климатом?

    Психологическим климатом в классе, где обучается Ваш ребенок?

    Степенью комфорта пребывания Вашего ребенка в среде одноклассников?

    Отношением педагогов к Вашему ребенку?

    Вашими отношениями с педагогами и администрацией?

    Ваши предложения и пожелания:

    Шкалы для отдельного участника образовательного процесса:

    Участник образовательного процесса

    Обучающийся 9-11 классов

    Для выявления группового показателя степени удовлетворенности следует действовать по алгоритму:

    определить количество выборов участников анкетирования по каждой позиции в соответствии со шкалой.

    выявить процентное соотношение показателей по каждой из позиций.

    Для определения степени удовлетворенности по каждому направлению деятельности образовательного учреждения:

    перевести полученные показатели в процентное соотношение.

    Для определения степени удовлетворенности работой образовательного учреждения группы по всем направлениям:

    Читайте также: