В противовес гераклиту элейская школа полагала важнейшим состоянием в котором пребывает мир

Обновлено: 02.07.2024

Зарождение философской науки началось настолько давно, что современному человеку трудно представить себе, каким был тогда мир, чего ждали от природы люди, на что возлагали сокровенные надежды. Дошедшие до нашего времени артефакты свидетельствуют о беспрерывном поиске человеческим интеллектом загадочных основ мироздания, знание которых послужит залогом счастья, благополучной жизни, обретения человечеством собственного места.

Элеаты одними из первых обратились к разуму, как мощной силе, способной приоткрыть тайну бытия, поэтому элейская школа философии вместе с Пифагорейской считалась основоположницей рационализма, физического взгляда на происходящую действительность. Если учесть ограниченность античности в исследовательском познании, древнегреческим философам для решения поставленных задач было недостаточно имеющегося материала. Выход мыслители находили в объединении взглядов с другими близкими по идеологии древними философскими школами.

Основные идеи элейской философской школы

фото 808

Древнегреческая школа элеатов относится к раннему античному периоду (VI-V века до нашей эры). Илионский город Элея дал название философскому течению, которое превозносили в массы элеаты. Главенствующей мыслью концепции мудрецов стало понятие бытия, при чем, в самом широком контексте. Благодаря этому они заложили основы древнегреческой онтологии.

Школа имела нескольких видных представителей, которые были закономерны в своих логических выводах, но отличались красочностью темперамента.

Парменид являлся выдающимся и уважаемым политиком. Точка зрения мыслителя имела вес. Парменид отличался категоричностью взглядов, повествовал о бытие от имени некой богини, олицетворявшей правду.

Эти две центральные фигуры элейской школы представили первостепенную идею учения, основанную на пифагорейском математическом тезисе – про-материалистическое изучение природного первоначала. Ее можно понять по следующим принципам:

  • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;
  • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;
  • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;
  • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;
  • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.

Учение элеатов

Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

Впоследствии именно идеализм станет решающим качеством учения Платона.

Метафизическая направленность элейского течения соединяла в себе оттенки натурфилософского мировоззрения, смешивая разность мнений. Для примера можно выбрать сложность осознания бесконечности пространства, отношения последнего к времени находила выход в изобретательности естественного философствования. Логически-прогнозируемым следствием такого процесса оказывалось слияние элейского направления с эристическим, софистским течением.

Идея движения и множества Парменида доказывает логику онтологического познания.

Элейская школа предоставляет реальную природу противоречивостью физических ипостасей. Предоставляемые условные значения обозначают безусловность познания.

Но своевременное понимание истинной сущности бытия оказало положительное влияние на философские мысли последующих знаменитых мыслителей: Демокрите, Платоне, Анаксагоре, Аристотеле, Эмпедокле, Сократе.

Экзегетика философии элейской школы

Школа элеатов прекрасный пример разнообразной интерпретации значения концепции, которую мыслители последующих исторических эпох расценивали по-своему. Чтобы сохранить важность идеи необходимо соблюдать соотношение цели изучения феномена с парадигмой.

Яркие представители элеатской школы

Адепты любого направления представляют единство экстраполируемого принципа – религиозного, государственного или общественного.

В данном случае представители элейской школы сконцентрированы на единстве бытия. К сподвижникам школы относятся Парменид, Мелисс, Зенон и Ксенафон (некоторые историки не считают античного философа членом элейского направления).

По сути, философы древнегреческой элейской онтологической школы являются основоположниками концептуального знания о единой метафизической сущности вещей. Рассмотрим поподробнее.

фото 809

Мелисс. Философ был учеником законодателя учения, жил в одно время с Зеноном. Заслуга мыслителя состоит в том, что он расширил рамки бытия до вселенских границ, затронул тему космической пространственно-временной бескрайности. Мелисс откорректировал и систематизировал элеатскую программу, определил догматические рубежи своего направления, обозначил потенциально-новые важные для будущего темы.

Тезисное отображение учения элеатов

Сущность попыток досократовских философов полиса Элеи определить понятие существующего бытия сводится к нескольким тезисам.

  1. Единственность бытия. Если бы бытие повторялось хотя бы дважды (и более раз), то бесконечные его пределы обязательно мешали другому бытию. Отсюда следует правило единства.
  2. Множественность иллюзорна, не единична. Восприятие многообразия предметов могло бы быть истинным, если бы хотя бы один из них был постоянно стабильным, неизменным. Исходя из того, что все подвластно преобразованиям, нельзя быть твердо уверенным в сделанных выводах, поддаваться иллюзии.
  3. Каким бы ни был человеческий опыт, нет никакой гарантии его истинности, поскольку осознать каждую малейшую частицу бытия невозможно, а без нее не получится составить идеально точную картину мироздания. Разум максимально приближает человека к правильному ответу, но не несет ожидаемой чистоты познания. Чувственный опыт полностью лишен научной ценности.

Кратко говоря, центральное понятие Бытия элеатов сводится к противоречивости его множественности, неизменности, ошибочности опытного исследования, истинности познания интеллектом.

Отсюда исходит логический вывод: наработанные досократовскими философами сложные теории стали объектами изучения последующих мировых умов, что определяет значимость деятельности мыслителей элейской школы.

Последователи элейского направления

Как уже было сказано выше, значение рационального подхода к познанию представителей элейской школы неоценимо. Значимость учения элеатов характеризуется появлением великих последователей, таких, как Сократ, Аристотель, Платон.

фото 810

Философствование Сократа во многом зависело от мнения Парменида о бытие. Школа софистов также базировалась на трактатах философа.

Учению об идеях мыслителя Платона послужили источником элейские теории о бытие и небытие (нечто и ничто).

Такое продолжение передовых идей элеатов представителями других направлений рассматривается некоторыми научными критиками, как слияние с подобно мыслящими философскими течениями. Англоязычные историографы даже сводят важность течения к тождественности ионийскому учению.

Важно отметить, что стараниями последователей элейского направления задокументирован исторический вклад школы в развитие мировой философской мысли.

сосредоточиться на человеке, а не на внешнем мире. Истинная жизнь находится в сознании человека, а не в объективном мире.

Истина должна быть абсолютной и не подвергаться сомнению. В мире существуют истинные идеи,

идей, а чувственные вещи изменчивы и

непостоянны, они возникают и исчезают и

являются только тенями идеи - вечных и

философии, охватившую все сферы человеческого развития - социологию,

Стремись к удовольствию, комфорту

Находи удовольствие даже в самом малом, что дала тебе судьба

Сдержанность приносит радость и духовное наслаждение от сознания

Все, что происходит, является не только

необходимым, но и благим

Человеческое счастье заключается в том, чтобы

жить в согласии с природой и разумом

Дурные поступки других не причиняют нам вреда,

Все разумные существа подчиняются закону

природы и тем самым являются гражданами

Делается вывод о том, что

человек не может оценить

знания; Основной философский метод

систематизированной схоластической философии

новую философскую систему, основанную на идеях Платона

Предложили новую картину мира, в которой

уменьшилась роль Бога и усиливалось значение

первоначальных (по отношению к миру и вещам)

Не отрицали Божественную природу человека, но в

то же время рассматривали его как самостоятельный

Призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские

Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблему пытались разрешить представители эллейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид–центральная фигура этой школы–ученик Ксенофана. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан-(около 565–473 до н.э.) философ, поэт – изложил учение стихами. Всю жизнь(почти сто лет) был очень бедным, скитался по раз­личным городам. Он и не стремился к богатству, основатель эллейской школы.

1. Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое 3. Бытие=небытие

Для П.Истина только первая. Бытие истинно суще, т.к. неизменно. Изменчивость, текучесть–удел мнимого. Познание П.Делит на путь истины и путь мнения(О Природе). Ранее познание считалось единым. С этого момента развивается наука(отделение субъекта от объекта познания).

1. Назовите первую философскую школу в Древней Греции.

Ответ: милетская школа

2. Какие проблемы, прежде всего, рассматривали древнегреческие философы?

Ответ: проблемы возникновения и устройства космоса, выявление внутренней основы и порядка природы, проблемы бытия

3. В чём основное различие между философскими системами Древнего Востока и Древней Греции?

Ответ: Первостепенное различие состоит в объяснении происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек - миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания.

4. Назовите этапы развития античной философии и основных представителей.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. (Сократ)

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. (Платон, Аристотель, Теофраст, Карнеад, Эпикур, Пиррон.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. (В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар).

Задания

Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.

2. Для определения состояния, в котором находится мир (постоянное изменение) ___Гераклит_________________ использовал образы огня и реки.

4. __Демокрит___________ утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц - атомов.

5. Родоначальником объективного идеализма можно назвать древнегреческого философа __Платон____________.

7. Проект идеального государства впервые в своих работах представил ___Платон____________.

9. Философ, создавший апории, отражающие трудность описания движения – это _Зенон Элейский_____________.

10. К философской школе стоицизма относились ___ Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп ______________________________________________________________.

11. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай - ___ Фатализм ________________.

12. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему - ___эристика_________________.

13. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидоми обозначавшее сущее, было ____бытие___________.

14. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок – это _______логос_____________.

Задание № 2.Прокомментируйте, следующие философские суждения.

Ответ: По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.

Ответ: Для того чтобы умереть с голоду достаточно ничего не делать. Такой подход к жизни есть деградация и смерть и не заслуживает жалости и внимания.

Потерять мораль – событие большое, т.к. восстановить ее уже почти невозможно. Вред от аморальности намного больше, чем от смерти от голода, потому что происходит духовное разложение, которое отравляет окружающий мир.

Ответ: По мысли Сенеки, рабство само по себе позорно, но самый позорный поступок – это стать рабом по собственной воле.

Задание № 3. Соотнесите:

Философ Основное понятие его философии

А) Аристотель; 1) Космос;

Б) Демокрит; 2) Бытие;

В) Парменид; 3) Форма;

Г) Гераклит; 4) Идея;

Д) Платон. 5) Атом.

Ответ: А -3 Б -5 В -2 Г -1 Д -4

Задание № 4. Заполните таблицу

Философская школа Наиболее яркие представители Характерные идеи, принципы и нормы поведения Идеал личности
1. Кинизм Диоген Синопский, Антисфеном ,Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом Характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Для киника теория и практика философствования максимально сближены. Идеалы внутренней свободы,презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.
2. Этический рационализм Сократ,Платон Поиск знания о добром и справедливом . Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно Навственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства.
3. Эпикуреизм Метродор,Эпикур,Колот из Лампсака,Аполлодор Эпикурейский Руководствоваться лишь естественными желаниями и избегать желаний противоестественных Идеала мудреца, который достиг безмятежного и невозмутимого состояния
4. Стоицизм Зенон Китийский , Панеций,Посидоний Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы.Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении.

А
Л И
Л Е Ф
Р И С Т О Т Е Л Ь А
Т М Г
Е Н О Н О О
Р Н К Р
А Р
К И
Л Т
И
Т

  1. Древнегреческий философ, сформулировавший законы логики.
  2. Философ, создавший апории, в которых рассматривалась проблема движения.
  3. Философ, выдвинувший положение о неуничтожимости материи.
  4. Древнеримский философ – представитель стоицизма.
  5. Философ, основоположник учения киников.
  1. Философ, представитель натурфилософии.
  2. Древнегреческий философ, известный математик.
  3. Философ, основоположник объективного идеализма.
  4. Философ – представитель атомизма.
  5. Философ – представитель Элейской школы.

Задание № 7. Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.

Тест

В каждом задании один верный ответ

2. Парменид выдвинул идею:

а) О неизменности бытия;

б) О всеобщем его изменении и противоречивости;

в) О том, что основа всего сущего – атом;

г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.

Читайте также: