В парке плакала девочка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Наглядность: портрет И. Северянина, репродукция картины И. И. Шишкина “Парк в Павловске”.

ХОД УРОКА

1. Ребята делятся на две группы для выполнения группового задания.

1 группа работает над портретом поэта Игоря Северянина. Что вы можете сказать об этом человеке, о его интересах, душе? Обратите внимание на годы его жизни ( 1887 –1941). Какие события могли повлиять на его характер, взгляды?

2 группа пишет небольшое воспоминание о парке. Что вы испытывали, оказавшись в парке, зачем туда пришли, что ожидали от посещения парка?

2. Социалогизация.

После прочитанных мини-сочинений приходим к общему выводу: у всех с парком связаны радость, восторг, бурные эмоции. Все ожидали радости, чего-то необычного.

- Перед вами стихотворение Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Задумаемся над заголовком. Предположите, о чем может быть стихотворение.

С девочкой что-то случилось.
Случилось что-то необычное, наверное, неприятное.

- Вспомним, что такое ИНВЕРСИЯ. Где она используется в названии стихотворения и для чего?

Инверсия – обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него места с целью выделения. Автор выделяет слово “в парке”, и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет.

  • Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герои?
  • Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой?
  • Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в ней? Как через слова раскрывается характер девочки?
    Она нежна, добра: в ее речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и к несчастной птице. Она называет ее “хорошенькой ласточкой”, у которой “преломлена лапочка”. В ее словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает ее боль как свою. Нам симпатична девочка за ее умение переживать, сочувствовать.
  • Обратите внимание на вторую часть ее реплики. Она вся состоит из инверсий. Для чего?
    Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет ее “птицей бедной”. Инверсия помогает подчеркнуть отношение девочки к несчастной птице. Ее сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет “укутать в платочек” птицу.
  • Обратимся к словарю. Что значит слово “ укутать”? В каком значении употребляет его автор?
    Слово “укутать” означает “ закутать со всех сторон”.
  • Нет ли у этого слова другого, переносного значения, в котором оно употреблено в данном стихотворении?
    В данном контексте слово “укутать” употреблено в значении “пожалеть”, “обогреть”. Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится.
  • Почему девочка почувствовала потребность обогреть ласточку?
    Многие люди проходили мимо и не обращали внимания на беду птички. И папа девочки был тоже равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог пройти равнодушно мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни, не достойные, по их мнению, их внимания.
  • Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию?
    Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел ее только капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он “потрясен”.
  • Обратимся к словарю и выясним значение слова “потрясение”.
    Слово в словаре имеет два значения:
  • Глубокое, тяжело переживаемое волнение
  • Полное изменение, коренная ломка чего-то.
  • В каком значении использует это слово Игорь Северянин? Докажите.
    Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на ее капризы и шалости, заранее простил их. Значит слово “потрясение” использовано во втором значении.
  • Обратите внимание на роль слов “и… призадумался… и простил”. Для чего автор использует МНОГОСОЮЗИЕ?
    Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил ее мимолетные шалости. Потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет ее “милой”, смог в ней разглядеть большое сердце.
  • Зачем автор уточняет “зарыдавшей от жалости”?
    Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина ее слез иная – она в беде другого существа.
  • Чем отличаются синонимы “плакать – рыдать?” Случайно ли И. Северянин начинает стихотворение словом “плакала”, а завершает глагольной формой “зарыдавшей”?
    Плакать – проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать – это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слёзы слезам рознь. Мы ещё не знаем причину слёз девочки, поэтому автор использует слово “плакать”, то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает ее плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке.
  • Как бы вы определили тему этого стихотворения?
    Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому. Самое важное качество в человеке - чувство милосердия.

4. Творческая работа. Напишите, какие чувства вызвало у вас стихотворение, о чем заставило задуматься.

Композиционно стихотворение делится на две части: в первой говорится о чувствах девочки, во второй – об отцовских чувствах, его реакции на событие. Даже в рамках миниатюрного лирического стихотворения Игорь Васильевич использует множество средств художественной выразительности, расцвечивающих произведение, среди них:

Ровный умилительный тон стихотворения является следствием некоторой идеализации детей автором. Не умеющий притворяться ребенок инстинктивно проявляет естественное желание защитить слабое существо, совершить, по ее мнению, доброе дело. Любящего отца растрогало сострадание дочери к раненой птице – и за это он готов простить ей реальные шалости.

Справедливости ради отметим, что птица обречена, и предложение несмышленой маленькой девочки может не спасти ее, а лишь продлить мучения. Но поэт намерено уходит от темы страдания и смерти.

Надо понимать, что спонтанный душевный порыв, пусть сам по себе и драгоценный, не равнозначен долговременному заботливому выхаживанию, на которое способен не каждый, вдобавок с непредсказуемым результатом.

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какою здесь изображена девочка?
(Стихотворение такое светлое, спокойное. И девочка очень добрая, пожалела раненую ласточку и позаботилась о ней. Она проявила
сострадание к раненой птичке, хотя и бывала капризной. Поэтому отец был очень удивлён и в то же время горд за дочку.)

— Девочка совершила пусть и незаметное, но, несомненно, большое доброе дело. Я тоже хочу вас призвать делать больше добрых дел, пусть маленьких, но обязательно добрых, таких, которые принесут людям и природе только пользу, только радость.

— Какую важную проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях?
(Проблему взаимоотношения человека и природы, проблему экологии.)

— Чем отличаются эти два стихотворения Северянина? (Во втором стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А в первом показано губительное отношение к природе, которое ведёт к уничтожению природы, разрушению её красоты.)

В конце урока обращаемся к эпиграфам и подводим итоги:

— Какой эпиграф вам больше понравился? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Люди ждут друг от друга добрых дел, наш город ждёт от нас добрых дел, и природа ждёт от человека добрых дел … А какие добрые дела совершаете вы?

5. Анализ стихотворения.
– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?

(Да, в нём выражены чувства. )

– Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?

(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца. )

– Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.

(1. “В парке плакала девочка”

2. “ И отец призадумался”.)

– Сколько всего предложений в стихотворении?

(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное. )

– Как они связаны в один поэтический текст?

(Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой. )

– Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев?

(Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства. )

– Прочитайте, какова эта реакция.

(“И отец призадумался, потрясённый минутою”.)

– Какое чувство он испытал?

– Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов.

(Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении. )

– Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.

Какие средства может использовать автор для создания образа героя?

(Имя, портрет, речь, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами …)

– Какие средства использованы здесь?

– Прочитайте слова автора в этом предложении.

(“В парке плакала девочка”.)

– Каким глаголом вводится прямая речь?

– В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки.

(Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.)

– А когда люди плачут, даже рыдают?

(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений. )

– Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?

(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)

– Что передают эти слова?

– А как вы представляете себе эту птичку?

(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая. )

– Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?

(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная. )

– Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.

(Страдание, мучение, физическая и душевная боль. )

– Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?

(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость. )

– Каково значение приставки со– в этих словах?

– А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?

(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю… )

– Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?

(Возьму и укутаю. )

– Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?

(Это глагол, употреблён в форме будущего времени. )

– То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Проэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика?

(Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала. )

– Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?

(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия. )

– Как вы думаете, что сделала девочка?

(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой. )

Читайте также: