В общении с детьми в школе необходимо

Обновлено: 02.07.2024

В жизни первоклассника происходят перемены, подготовиться к которым родители могли бы помочь. Ученику предстоит привыкать к школьной среде, режиму дня, правилам поведения и, конечно, к новому окружению. От того, насколько быстро удастся ребенку влиться в новый детский коллектив, во многом зависит его эмоциональное состояние в школе и вне ее, мотивация к учебе, активность во внеклассных мероприятиях и в целом внутренняя самооценка.

Психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Марина Попова дала советы родителям первоклассников, как помочь ребенку стать своим в новом коллективе.

Марина Попова, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Вежливость и дружелюбие

Стиль общения с окружающими ребенок обычно черпает из семьи. На личном примере учите будущего первоклассника:

• здороваться со знакомыми детьми и взрослыми,

• в разговоре пользоваться элементарными вежливыми словами,

• при несогласии с кем-то из сверстников спокойно выражать свою точку зрения,

Такая форма общения помогает первокласснику, с одной стороны, быть открытым для новых знакомств и зарождающейся дружбы, а с другой – расставить границы и не позволять неуважительного отношения к себе.

Первый шаг в общении

Для того чтобы дружба началась, кто-то должен сделать первый шаг. Инициатором общения может выступить и ваш ребенок.

Для начала можно просто перекинуться парой фраз на перемене, спросить, как прошли выходные, узнать у одноклассника, какой фильм он недавно смотрел или в какой студии/секции занимается. Обычно людям нравится, когда к ним проявляют интерес, и в ответ они с удовольствием рассказывают о своих достижениях.

Со временем первоклассник поймет, с кем из ребят у него есть общие увлечения и темы для разговора.

И даже если это не перерастет в крепкую дружбу на всю жизнь, ребенок научится заводить и сохранять приятельские отношения.

Одобрение активности на уроке

Интересуйтесь у ребенка, как прошел его день в школе. Если выяснится, что он отвечал на уроке, пусть даже не совсем правильно, обязательно похвалите его.

Данные советы адресованы преподавателям средней школы, однако некоторые идеи могут быть применены также в работе педагога младшей школы. У каждого учителя есть свой неповторимый стиль ведения занятия, стиль общения с учениками. В этой статье я опишу некоторые идеи, на которые можно опираться при выстраивании отношений с детьми и подростками. Надеюсь, эти размышления будут полезны учителю для формирования собственного стиля преподавания.

Стресс снижает познавательный интерес

Когда ребенку страшно, некомфортно, он боится совершить ошибку, получить плохую оценку, скорее всего, в эти моменты интерес к познанию снижен, а новая информация хуже усваивается.

Познавательный интерес может быть активен, только когда ребенок находится в зоне относительного комфорта.

Развод родителей, смерть родственника, чувство отверженности и т. д. вызывают сильный стресс, который влечет за собой снижение познавательных возможностей.

Потребности учеников

Однако эти потребности могут быть выражены настолько специфическим образом, что взрослому их бывает трудно распознать. Например, с одним учеником никто из класса не дружит. Он может совершить какой-нибудь проступок, чтобы расположить к себе одноклассников. Чаще всего таких детей и подростков записывают в хулиганы, поскольку объяснения взрослых они не слушают. А дело в том, что учителя не стараются понять причину происходящего. Ребенок попросту пользуется самым доступным вариантом решения своей проблемы.

Если вы распознаете потребность ученика за необычным проявлением, вы сможете, во-первых, поддержать его, а во-вторых, подсказать какой-то более приемлемый вариант.

Базовые правила

Индивидуальный подход

Важно быть внимательным к возможностям ребенка и давать адекватную обратную связь. Не обязательно с помощью оценок.

Быть последовательным и предсказуемым

Детям сложнее, чем взрослым, ориентироваться в ситуации, когда правила меняются.

Личное присутствие

Сейчас так много информации можно узнать, не приходя в школу, но детям, кроме информации, важна и личность преподавателя.

Не скрывайте от детей свое отношение к тому, что происходит в классе , поделитесь своим настроением и т. д. Это важный урок.

Распространенные ошибки педагогов в отношениях с учениками

Однако бывают ситуации, когда вы по какой-либо причине не хотите или не можете сказать правду. В этом случае вы смело можете ответить, что не готовы комментировать или не можете ответить. Это будет хороший урок об уважении личных границ.

Рост мастерства

Становление учителя – большой интересный путь. Учитесь у педагогов, которые вам нравятся. Присутствуйте на их уроках. Спрашивайте совета. Смотрите вебинары. Учиться только на своих ошибках не обязательно.

Во время урока учитель один на один с классом. Случаются разные ситуации, иногда даже опытный преподаватель не может найти сразу хорошее решение. Не знать, как правильно поступить, – нормально. Если есть возможность, вступите или организуйте в школе мини-группу поддержки, в которой можно обсуждать с коллегами сложные ситуации и возможные варианты решения. Важно, чтобы в такой группе не было обесценивания вашей работы и вы могли получить поддержку коллег.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы видеть интересные публикации каждый день!

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Причина 2: Отношение в семье

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Как научить ребёнка общаться со сверстниками

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Изображение на обложке: Polina Khrystoieva / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего

Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста

1. 1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

7. Говорите и слушайте.

Секрет успешного общения заключается в следующем утверждении: то, как вы говорите, намного важнее того, что вы говорите. Это значит, что наибольшего эффекта можно добиться с помощью всевозможных выразительных средств, имеющихся в вашем распоряжении, – жестов, интонации и лексики. Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.

8. Развивайте пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установление контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Исследования показывают, что голос, интонация и внешний вид более чем на 90% создают мнение окружающих о человеке.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Рекомендации по общению учителю с учащимися младшего школьного возраста

Читайте также: