Раздаточный материал по физкультуре в доу
Обновлено: 04.07.2024
Изготовленное красочное многофункциональное пособие, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми, вызывает интерес к занятиям, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.
Материал: пластиковые ведерки из-под майонеза, шпагат, обрезки металлопластиковых труб, бумага самоклеющаяся для оформления.
Новизна пособия состоит:
- в нетрадиционном использовании пластиковых ведерок в работе по физическому воспитанию дошкольников;
- самодельное авторское пособие имеет многоцелевую направленность и многофункциональность.
Цель: пособие способствует развитию равновесия, ловкости, координации движения рук и ног, тренировке всех групп мышц тела.
Авторское спортивно – игровое нестандартное пособие призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного пособия в самостоятельной деятельности;
* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Участники игр с пособием: дети от 5 до 7 лет.
Вариативность использования пособия:
- для индивидуальных занятий с ребенком (ходьба прямо, между предметами, перешагивание, прыжки);
- в спортивных соревнованиях и эстафетах;
- в разнообразных видах двигательной деятельности для развития координации движений, совершенствования двигательных умений и навыков в соответствии с замыслом ребенка;
- в подвижных играх со счетом.
Пособие рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования в работе с детьми, а также родителями для игр с детьми дома.
Цель : Физическое развитие ребенка.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· закрепить умение ориентироваться в пространстве;
. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· закрепить порядковый счет (в зависимости от возрастной группы);
. закреплять знания детей основных цветов и цифр.
· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
2. Принести определенную цифру, заданного цвета.
3. Встань на цифру на один больше, (меньше) чем я сказала.
4. Послушать хлопки и встать на ту цифру сколько хлопков услышал.
Усложнение: Во 2 задании дети бегают между кеглями.
Цель : Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
· развивать выразительность двигательных действий;
· формировать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· закреплять знания детей основных цветов и цифр.
· развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
· формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
2. На протяжении всего маршрута расставлены кегли и ребенок должен идти змейкой, чтобы их обойти и дойти до контрольной метки, назад он также возвращается бегом.
3. На протяжении всего маршрута разложены крышки с цифрами, ребенок должен шагать по ним.
Усложнение: 1. Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит.
2. Ребенок должен переступать через крышку.
3. Наступать только на определенные цифры.
Цель : Физическое развитие ребенка.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· закрепить умение ориентироваться в пространстве;
. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Автор: Славина Ирина Вячеславовна
Населенный пункт: г. Калуга
Каждый педагог задавался вопросом, что такое здоровье? Как его сохранить у детей предотвратить заболевания и недомогания.
Здоровье -это бодрость в течении дня, это работа организма над неблагоприятной средой окружения.
Малоподвижный образ жизни, который в себе заключает использование различных гаджетов влияет на здоровье ребёнка не только на физическом уровне, но и на психологическом. В дошкольных учреждениях каждая деятельность ребёнка сопровождается игрой, что позволяет увеличить объём физической активности. Учитывается возраст воспитанника на продолжительность двигательной деятельности.
Занятия по физической культуре в себя заключают 3 части:
- вводную часть, где детям предлагается мотивация дальнейших действий, различные виды ходьбы, бега, перестроения, общеразвивающие упражнения, выполняемые из различных исходных положений ( стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку, на четвереньках);
Физическая культура в ДОУ, также как и другая образовательная область нуждается в использовании дидактической наглядности, для ознакомления и усвоения материала. Зачем нужен дидактический материал в образовательном учреждении в непосредственной образовательной деятельности? Как освоит ребёнок данное упражнение или движение при использовании дидактических пособий? Чтобы найти из вышеуказанных вопросов нужное решение, мы с начала узнаем, что такое дидактика и дидактические материалы?
Дидактика – это раздел педагогики, который в себя заключает основы обучения, направленные на теоретическую часть, через которую усваиваются полученные знания.
Целью данной науки по мнению Иоганна Генриха Песталоцци ( 1746-1827) является:
А в свою очередь Ян Амос Коменский ( 1522-1670) основной задачей дидактики назвал:
Эта концепция предлагает учить детей с помощью наблюдения за окружающей средой и вещами.
Дидактические материалы – это наглядные материалы, которые используются для обучения, освоения занятий, а также предусматриваются и в самостоятельной работе. С помощью этих материалов у детей появляется интерес к физическим упражнениям.
Главный принцип обучения по мнению Иоганна Генриха Песталоцци -это наглядность.
Дидактические материалы по физическому развитию детей состоит:
- набор карточек упражнений, выполняемых в последовательности;
- обучающие плакаты ( комплексы ОРУ, физиология ребёнка: части тела, внутренние органы, дыхательная система;
- набор карточек с видами спорта;
- картотека игр для развития психических качеств ( внимание, память, мышление, речь и т.д.);
- музыкальное сопровождение ( диски с музыкой для релаксации, для выполнения общеразвивающих упражнений);
Дидактический материал должен быть безопасным для использования детьми:
- размер изображения ( вид на картинку на расстоянии 6 метров);
- карточки должны быть безопасными, сделаны из прочного материала без применения скоб и скрепок;
- развивать логические аспекты.
При использовании мультимедийных устройств на занятии, воспитатель должен учитывать:
- расстояние размещения детей от экрана. Оно должно быть не менее 6-7 метров;
- размер картинки не должен быть маленьким, так как ребенку приходится присматриваться, что дает напряжение для глаз;
При включении аудиофайлов звук не должен быть резким и слишком громким
В. И. Ядешко классифицировал методы обучения детей дошкольного возраста на:
1. Наглядные методы. К ним относятся: дидактические пособия, показ картинок, использование ТСО;
2. Словесные методы. В младшем и среднем возрасте этот метод используется при наглядном показе, а в старшем дошкольном возрасте словесный метод в себя заключает рассказ, чтение, беседа.
3. Практические методы. При выполнении упражнений физ. работник должен знать методику, и владеть умениями и навыками.
4. Игровые методы. Подвижные игры, дидактические игры, упражнения интеллектуального характера.
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно -гигиенических навыков;
-формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
( Извлечение из ФГОС ДОУ).
Дидактические материалы используются на занятиях во всех возрастных группах и имеют свои подходы и индивидуальные особенности
2-я младшая группа
Возраст 3-4 года. Упражнения выполняются детьми вместе со взрослым. Используются различные карточки животных, движения которых имитирует ребенок. В подвижных сюжетных играх используются маски.
Комплексы ору, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики используются на карточках и с использованием мультимедийных устройств
Возраст 4-5 лет. Дети выполняют со взрослым ору, в основных движениях уже используются картинки спортивного оборудования, через которые идет подвод на выполнения упражнений.
( скамейка – ходьба, ползание),
кубики- прыжки, перешагивания, дуги- подлезание, проползание, мяч-ловля, броски.
Также в подвижных играх используются маски.
Также используется мультимедийное оборудование, но с играми на логику, внимания, памяти.
Возраст 6-7 лет. В этом возрасте дети самостоятельно владеют умениями выполнять упражнения опираясь на дидактические пособия, по карточкам определяют вид спорта и правила спортивных игр.
Дети играют в подвижные игры, опираясь на схемы, через них определяют названия игры.
Подведя итог по данной теме можно сказать, что роль дидактических материалов в любой деятельности дошкольника благотворно влияет на его развитие, как умственное так и физическое. Это позволяет развить в ребенке и внимание, память, мышление, речь.
На занятиях по физическому развитию учит детей самостоятельно выполнять упражнения через наглядные материалы ориентироваться в пространстве. Если всё слажено выполнять, то кругозор ребенка расширится и поможет ему в дальнейшем пути его развития.
инструктор по физ-ре, воспитатель корректируют (если в этом есть необходимость) содержание карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, родителей, семейных условий, условий выполнения предложенного задания;
инструктор по физ-ре или воспитатель (при необходимости, психолог) беседуют с родителями и предлагают карточку-схему (несколько карточек-схем) для выполнения упражнений дома совместно с ребенком, уточняя при этом, на какой срок предлагается задание, какой инвентарь необходимо использовать;
результативность домашних упражнений определяется педагогами на физкультурных занятиях, прогулках, а затем обсуждается в тактичных и ненавязчивых беседах руководителя по физическому воспитанию, воспитателей и психолога с родителями дошкольника.
Для родителей:
взрослый сам читает текст задания, методические рекомендации к нему, рассматривает рисунок, пробует выполнить задание;
обсуждает условия выполнения предложенного упражнения совместно с ребенком;
создает условия для выполнения упражнения, оговоренные в карточке-схеме, предлагает ребенку выполнить движения вместе;
оказывает помощь ребенку при выполнении упражнения, обеспечивает его страховку, осуществляет контроль его утомляемости;
критерием выполнения задания служит не только качественное выполнение ребенком того или иного движения, но и общая его удовлетворенность совместной с родителями и другими членами семьи деятельностью.
Знания, которыми необходимо владеть родителям для работы с карточками-схемами предлагаемых заданий:
— задания карточек-схем лучше выполнять перед или после вечерней прогулки;
вначале выполняют разминку: ходьба, бег, прыжки, несколько общеразвивающих упражнений (например, наклоны в стороны, повороты туловища, маховые движения руками и ногами, приседания, дыхательные упражнения и т. п.) — и только потом приступают к выполнению задания;
не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в карточке-схеме. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно;
для предупреждения у ребенка переутомления, необходимо вести контроль его самочувствия, руководствуясь указанными признаками.
Читайте также: