В ходе проверок в школах города ч были выявлены случаи нарушения

Обновлено: 30.06.2024

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в части

Выявляемые нарушения законодательства

об образовании

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования, устранение нарушений

содержание устава образовательной организации;

в уставе не содержится информация о структуре, порядке формирования, сроках полномочий и компетенции органов управления образовательной организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации; не определена форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения;

Проанализировать свои уставы на соответствие законодательству, при необходимости внести изменения (дополнения).

проведение практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

п.14 Положения о практике – в части заключения договоров на организацию и проведение практики: отсутствие договора на проведение производственной практики с организацией … ;

п.15 Положения о практике – в части согласования с организациями программы практики, содержания и планируемых результатов практики, задания на практику: не согласованы с организацией задания на практику;

п.16 Положения о практике – в части оформления направления на практику распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики: отсутствие в приказе … указания закрепления обучающихся за организациями;

п.15, п.20 Положения о практике – в части формировании аттестационных листов, содержащих сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций по результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации: отсутствие участия руководителей практики от организации в оценке результатов практики и формировании аттестационных листов по результатам производственной практики …;

п.21 Положения о практике – отсутствие отчётов по результатам производственной практики по профессии/специальности … ;

п.п. 14, 15, 16, 20, 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291.

разработка и принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

отсутствие локальных нормативных актов, регламентирующих:

правила приема обучающихся,

режим занятий обучающихся,

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися,

правила внутреннего распорядка обучающихся,

правила внутреннего трудового распорядка,

языки образования по реализуемым образовательным программам,

деятельность о соответствующем структурном подразделении;

порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги,

порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.

порядок составления отчета о результатах самообследования организации за предшествующий самообследованию календарный год

п.4 Порядка самообследования – отсутствие рассмотрения отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса;

п.6 Порядка самообследования – в аналитической части отчета о самообследовании за предыдущий год не проведена оценка системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования;

п.7 Порядка самообследования – отсутствие составления показателей деятельности образовательной организации (должно быть согласно приложениям Показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324);

пункты 3,4,6-8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462;

обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

а) отсутствует приказ о создании ВСОКО;

б) отсутствует план ВСОКО;

в) отсутствует программа, где определяется форма, направления, сроки и порядок проведения ВСОКО, ответственные исполнители;

г) отсутствуют документы, подтверждающие проведение ВСОКО;

ж) отсутствие мониторинговых исследований уровня сформированности планируемых личностных результатов; удовлетворенности родителей организацией образовательной деятельности;

з) отсутствие принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса;

к) отсутствие аналитических справок, таблиц, диаграмм, сводных отчетов в соответствии с Циклограммой ВСОКО.

Разработать и принять локальный нормативный акт регламентирующий деятельность ВСОКО

Принять план и программу ВСОКО

не размещена в полном объеме требуемая информация или официальный сайт образовательной организации не соответствует требованиям и правилам;

создание образовательной организацией специальной комиссии для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное

не создана специальная комиссия для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное;

п.7 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 06.06.2013 №443

Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно

обеспечение охраны здоровья обучающихся

отсутствие обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

все педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи

систематическое повышения профессионального уровня педагогических работников

педагогическим работникам … не предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности один раз в три года;

Педагогическим работникам проходить курсы повышения квалификации раз в три года.

оказание платных образовательных услуг

пункты 9-12, 15 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706

Предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

отсутствие ознакомления поступающих со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

рекомендовано разместить указанную информацию на официальном сайте, информационном стенде образовательной организации, факт ознакомления обучающихся с указанными документами подтвердить подписью в заявлении о приеме на обучение

организация приема по основным образовательным программам дошкольного образования

п.6, 12 Порядка ДОУ: в части ознакомления родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями воспитанников, а именно отсутствует ознакомление родителей (законных представителей) с правами и обязанностями воспитанников;

п.9 Порядка ДОУ: в части осуществления приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования родителями (законными представителями) ребенка в заявлении о приеме не указываются необходимые сведения: место рождения ребенка, адрес места жительства его родителей, (законных представителей) ребенка, отсутствует выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;

п.14 Порядка ДОУ: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений, а именно документы, представленные родителями (законными представителями) детей, не регистрируются в журнале приема заявлений (копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства и свидетельство о рождении ребенка); отсутствует процедура выдачи расписок в получении документов, содержащих информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию;

п.п. 4-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 (изм. в приказ от 21.01.2019 №33)

Осуществлять прием воспитанников в соответствии с Порядком ДОУ.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать заявления в журнале регистрации.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку об их получении.

организация приема по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

п.7 Порядка: в части ознакомления поступающего и (или) его родителей (законных представителей) обучающихся со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся: отсутствие ознакомления родителей (законных представителей) с правами и обязанностями обучающихся;

п.9 Порядка: в части осуществления приема граждан на обучение по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования а именно, в заявлениях о приеме в 10 класс не указаны необходимые сведения:

фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка и адрес места жительства родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;

в заявлении о приеме не указаны фамилия, имя отчество второго родителя (законного представителя) ребенка;

отсутствие примерной формы заявления на информационном стенде и (или) на официальном сайте … ;

п.10.1 Порядка: в части выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования: отсутствие заявлений родителей (законных представителей) детей на выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме в … класс;

п.14. Порядка: в части зачисления в школу и оформления распорядительным актом школы в течение 7 рабочих дней после приема документов:

приказы о зачислении в 10 класс изданы по истечению 7 рабочих дней после приема документов;

распорядительные акты о зачислении в 10 класс не оформлены;

п.18 Порядка: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений:

отсутствует регистрации заявлений о приеме в 10 класс;

не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, перечне представленных документов;

в журнале регистрации заявлений для зачисления не регистрируются свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства;

пункты 7-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 (с изменениями и дополнениями)

Осуществлять прием обучающихся в соответствии с Порядком.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать все поступившие заявления в журнале регистрации заявлений.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку о получении документов.

обязательность среднего общего образования

отсутствие информации о дальнейшем обучении с целью получения среднего общего образования выпускников 2019 года …., получивших документы государственного образца об основном общем образовании

Своевременно собрать информацию о трудоустройстве выпускников

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

п.3 Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

п.4. Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: в части наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, отсутствие индукционных петель;

пп.б п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 Порядка;

пп.в п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 Порядка;

п.9 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие плана-графика проведения обследования и паспортизации, а также организации работы комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг;

п.14 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие направления Паспорта доступности образовательной организацией в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, в течение 10 рабочих дней после его утверждения (Паспорт доступности в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, не направлен).

п.п. 3-16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309,

Составить паспорт доступности в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности.

Руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

представление оператору информационной системы сведений в электронном виде путем внесения их в информационную систему о документах об образовании

Сведения о документах об образовании своевременно вносить в ФИС ФРДО

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятия мер по их воспитанию и получению ими образования

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность совета профилактики;

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность по постановке на внутришкольный учет обучающихся и снятие с него;

Свобода и ответственность. Эти два понятия стоят друг на против друга, на противоположных сторонах. Свобода — это воля человека делать то, что он желает. Свобода может быть как ограниченной законом, так и безграничной, то есть незаконной. А ответственность — это последствия своих действий, за которые нужно отвечать. Каждый человек за свою свободу несет ответственность. Если эта свобода законна и в рамках правил, например, поездка с другом на юг, то она не влечет никакой ответственности. А если это самое проявление свободы нарушает права других людей, то такая свобода незаконна и она уже влечет за собой определенную ответственность.

Вспомните из курса 7 класса, что такое социальный контроль и санкции. Приведите примеры санкций.

Устойчивость социальной системы, сохранность социальной стабильности, появление положительных изменений в обществе обеспечиваются таким механизмом, как социальный контроль. Санкции и нормы — его составные элементы. Общество и окружающие люди задают индивиду правила социального поведения и осуществляют социальный контроль, контролируя соблюдение социального поведения. Социальный контроль по своей сути — это подчинение человека социальной группе, обществу, он подразумевает следование социальным нормам. Осуществляется контроль через принуждение, общественное мнение, социальные институты, давление группы.

Социальная санкция — это самое важное средство социального контроля. В сочетании с социальными нормами они образуют механизм социального контроля. В более широком смысле социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение, и определяют отношение к совершаемым действиям.

Виды социальных санкций.

Социальные санкции бывают четырех типов: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Негативная социальная санкция — это наказание за нежелательные действия. Она направлена против человека, который отступил от принятых социальных норм.

Позитивные санкции — поощрение за действия, одобряемые обществом, направленные на поддержку индивида, следующего нормам.

Формальные социальные санкции — исходят от официальных, общественных, государственных органов.

Неформальные санкции — являются реакцией членов социальной группы.

Все типы санкций образуют несколько сочетаний. Рассмотрим эти сочетания и примеры социальных санкций. Формальные позитивные — публичное одобрение со стороны официальных организаций (награды, титулы, премии, ученые степени, грамоты). Неформальные позитивные — публичное одобрение, выраженное в похвале, комплименте, улыбке и т. п. Формальные негативные — наказания, предусмотренные законом (штрафы, арест, тюремное заключение, увольнение и т. п.) Неформальные негативные — замечания, насмешки, жалоба, клевета и др.

За какие правонарушения должна следовать самая тяжелая ответственность? За преступления.

За преступления применяются уголовные наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких—либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь.

Вопросы и задания

1. Какие виды юридической ответственности были наиболее распространены в Древнерусском государстве? Если вы затрудняетесь с ответом, то перечитайте в учебнике фрагмент Русской Правды).

Кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом в пользу семьи убитого.

Меры юридической ответственности за преступления против нравственности устанавливались в зависимости от пола и общественного положения потерпевшего.

Нет, не была: В Древней Греции собрание полиса могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. В Древнем Риме правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, судебные решения не всегда выполнялись. В период Империи божественная воля императора не могла ограничиваться узкими рамками закона. Поэтому в Риме, особенно в I веке н.э. процветал настоящий императорский произвол. Древние законы у меня вызывают недоумение своей жестокостью. На Востоке публично отрубали руку вору, если он своровал. Это делалось для того, чтобы другим людям не приходило в голову что—либо своровать или сделать какое—то другое преступление.

Современные законы тоже пытаются предотвратить правонарушения, добиться неотвратимости наказания, но более гуманными, максимально справедливыми средствами.

3. Предположите, кто и к какому виду юридической ответственности должен быть привлечён по данному факту?

В ходе проверок в школах города Ч. были выявлены случаи нарушения правил ведения и хранения специальных журналов регистрации веществ, используемых при изготовлении взрывчатых веществ. Преподаватели химии не расписывались в журналах и отдельно не заносили каждое наименование вещества.

Учитель химии — к дисциплинарной ответственности, руководитель — к административной ответственности.

4. Определите, какие из этих видов государственного принуждения являются юридической ответственностью.

• Изъятие улики или орудия преступления.

• Штраф за проезд в метро в грязной одежде.

• Ограничение проезда во время катастроф.

• Ликвидация зараженной скотины.

• Медицинские процедуры во время эпидемий.

• Увольнение с работы за прогулы.

Юридической ответственностью являются следующие виды государственного принуждения:

— изъятие улики или орудия преступления.

— штраф за проезд в метро в грязной одежде — штраф представляет собой уже внесенную санкцию в рамках административной юридической ответственности

— ликвидация заражённой скотины — гражданская ответственность.

— медицинские процедуры в период эпидемий — если из—за этого пострадал человек, то уголовная ответственность.

— увольнение с работы за прогул — дисциплинарная юридическая ответственность за несоблюдение трудовой дисциплины.

5. Определите, что будет с юридической ответственностью при этих обстоятельствах.

• Молодой человек связал мужчину, так как защищал девушку, на которую напал этот мужчина.

• Девушка украла фотоаппарат, потому что не хотела, чтобы кто—то увидел только что снятые фотокадры.

• Мужчина превысил скорость, так как вёз рожающую жену в роддом.

• Женщина травила мышей, умер соседский кот.

• Сотрудники полиции во время погони на улице за террористами случайно сбили с ног прохожего, повредили несколько автомобилей и разбили витрину магазина.

1. Юридическая ответственность к мужчине, который связал мужчину, не будет наложена, так как он действовал в рамках необходимой обороны.

2. Уголовная ответственность со смягчающим обстоятельством.

3. Юридическая ответственность не будет наложена, так как была крайняя необходимость.

4. Это может быть случайным стечением обстоятельств, женщина не хотела убивать кота — гражданско—правовая ответственность.

Читайте также: