Неделя китайского языка в школе

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность изучения китайского языка в школах Сибири и на Дальнем Востоке обусловлена целым рядом причин:

В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка.
Кроме того,

  • Изучение языка и элементов страноведения служит пониманию психологии народа-соседа, знакомит с культурой, обычаями китайской нации;
  • На занятиях китайским языком воспитывается толерантное отношение к людям другой расы, искореняется национализм в мировоззрении детей;
  • Примером для подражания должны стать присущие китайской нации целеустремленность, усердие, трудолюбие, дисциплинированность;
  • Изучение иероглифической письменности развивает зрительную память, произвольное внимание, творческие способности;
  • Освоение иероглифов китайского языка, относящихся к изобразительной письменности, прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга; изучение европейских языков, относящихся к алфавитной письменности, развивает левое полушарие головного мозга. Таким образом, параллельное изучение двух типов языков в школе способствует развитию и активизации психических функций головного мозга.

Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей.
Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счёт создания условий для речевой практики продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.
Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.
Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции.
Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.
В процессе овладения китайским языком учащиеся должны:
1. Понимать речь учителя и прослушанный языковой материал.
2. Читать, понимать и письменно переводить на родной язык тексты.
3. Написать изложение, используя изученный языковой материал.
4. Переводить тексты на китайский язык.

Приведу пример разработки первого вводного урока в 5 классе.

Урок 1

Тема: Тоны китайского языка.

Цели:

  • Практическая цель – формирование слухо-произносительных навыков, формирование фонетических навыков.
  • Воспитательная цель – формирование интереса к изучению китайского языка; развитие логики, мышления, памяти, внимания; развитие самостоятельности учащихся в овладении ЗУН-ов на базе вводно-фонетического курса.
  • Образовательная цель – научить произносить тоны китайского языка; научить читать и произносить скороговорку на китайском языке.

Оформление доски:

I. Организационный момент

Xueshengmen,nimen hao,wo jiao Наталья Вячеславовна. Qing zuo ba! (Здравствуйте, учащиеся. Меня зовут Наталья Вячеславовна. Пожалуйста, садитесь!) Сегодня на уроке вы научитесь:

  • Произносить тоны китайского языка
  • Читать и произносить скороговорку на китайском языке

II. Фонетическая зарядка

Учитель: «Китайский язык – это государственный язык Китая и один из древнейших языков мира. История его существования насчитывает более 5 тысяч лет.
Китайский язык имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, письменные знаки китайского языка – это не буквы, а специальные графические знаки, называемые иероглифами. Во-вторых, китайский язык тональный. Это значит, что каждый иероглиф произносится определенным тоном. Всего в современном китайском языке 4 тона. Тон – это мелодический рисунок голоса, характеризующийся определенным изменением высоты звука.

(учитель поясняет следующие рисунки на доске, просит, чтобы учащиеся перерисовали себе их в тетрадь)

Тоны выполняют смыслоразличительную функцию. Слоги, имеющие одинаковый звуковой состав, но произнесенные разными тонами, имеют разные значения.

III. Центральная часть

А сейчас, прослушай и прочитай за мной следующие слоги, обращая внимание на тоны (работа хором, работа по цепочке, фронтальная работа).

1) четыре тона:
ma ma ma ma

2) первый тон и третий тон:
ma – ma

3) первый тон и второй тон:
ma – ma

4) третий тон и четвертый тон:
ma – ma

5) второй тон и четвертый тон:
ma – ma

Давайте запишем новые слова:

Что у нас получилось? Как переводится скороговорка?
Правильно, Мама ругает лошадь.
Сейчас читаем хором скороговорку за мной.
Даю вам 30 сек. Выучить её.
4. А теперь, давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Напишите в строке четыре слога ma. Вам необходимо, слушая, как я читаю, определить тоны в следующих словах и записать знаки тонов.
Ma ma ma ma
Давайте проверим, что у вас получилось.

IV. Заключительная часть

На сегодня мы остановимся здесь. На следующем уроке вы продолжите работу над своей фонетикой, продолжите знакомство с китайским языком и культурой Китая. Запишите ваше домашнее задание.

Zuoye:
1. Выучить скороговорку
2. Выучить новые слова.
3. Выучить правило.
Спасибо, за работу.

Приведу пример внеклассного мероприятия, посвященного Китаю.

Цели:

  • Поддержание интереса к изучению китайского языка;
  • Формирование языковой культуры учащихся.
  • Развитие логического, абстрактного мышления, памяти, внимания, сообразительности.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Стимулирование интереса к предмету.
  • Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.

План.

1. Организационный момент.
2. Конкурсы.
3. Подведение результатов.

I. Организационный момент

II. Конкурсы

1. Эстафета с китайскими палочками.

Каждому участнику эстафеты раздаются китайские палочки. Им необходимо добежать до стола, на котором стоит чашка с арахисом, взять палочками орех и съесть его, после чего учащийся возвращается к команде, бежит следующий человек. Так учащиеся сменяются друг за другом, пока одна из команд не съест полностью все свои орехи и не выиграет (основную сложность в этом конкурсе составляет неумение есть палочками, хотя именно это и забавляет учащихся).


Командам предлагается на одной из своих участниц создать китайский костюм при помощи подручных средств: рулона туалетной бумаги и палочек, которые используются при создании причёски.

3.Конкурс с галстуками.

Каждая уважающая себя китаянка, собирающая мужа на работу должна завязывать ему галстук, а теперь попробуйте и вы!

В Китае популярна такая лечебная гимнастика как цигун. Эта гимнастика используется для цельности души и тела. А сейчас каждый член команды должен представить нам на обозрение его собственные движения для этой гимнастики (это задание помогает участникам преодолеть смущение и раскрыться на сцене, проявить творчество).

5. Конкурс каллиграфии

6. Конкурс с ассоциациями

Командам были предложены иероглифы. Участники должны были ассоциировать эти иероглифы с каким-либо предметом и изобразить его (этот конкурс способствует развитию воображения и фантазии учащихся).

Ответьте на вопросы:

1) Почему, когда китайцы приезжают в западные страны, они уменьшают свой возраст на один год? (Они считают свой возраст с момента зачатия)
2) Какие великие изобретения Китая вы знаете? (Компас, бумага, порох, книгопечатанье)
3) С чем сравнивают китайцы щёки девушки? (С персиком)
4) Что у китайцев обозначает жест: поднятая рука, согнутая в локте и сжатая в кулак кисть руки? (Приветствие)
5) Когда китаец чихает один раз, ему желают 100 лет жизни. А что ему желают, если он чихает 2 раза? (200 лет жизни)
6) Как называется национальное платье китайцев? (Ципао)

  • Ли Бо – художник;
  • Ду Фу – торговец;
  • Сыкун Ту – монах;
  • Дракон;
  • народ;
  • кисть.

III. Подведение итогов

Подсчитывается количество баллов в каждой команде. Участники награждаются конфетами, пакетиками зелёного китайского чая, и палочками для еды.

Приведу пример контролирующей игры по окончанию изучения тем за 5 класс.

Литература:

1. Гирняк Е.М., Иоффе Т.В., Кравец Ю.Л., Репнякова Н.Н., Решетнева У.Н. Китайский язык: 5 класс: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 176 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рыльского района Курской области

Принята на заседании

Директор школы ___________

Приказ по школе №________

от _____________________ 2018г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтелектуальному направлению

основного общего образования

для 5 класса

Программу составила:

учитель китайского языка

Фетисова Галина Николаевна

д. Рыжевка, 2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Всего на изучение программы часов – 34

Количество часов в неделю – 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно школьному учебному плану программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель программы - обучение разговорно-бытовой речи, развитие творческой личности, способной к культурному преобразованию окружающего мира, расширение нравственного кругозора личности обучаемых.

Задачи заключаются в том, чтобы обеспечить:

создание условий для коммуникативно-психологической адаптации пятиклассников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.

развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка

В ходе реализации программы дети знакомятся с миром своих сверстников, с песенным и стихотворным творчеством китайского народа, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на китайском языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием китайского языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.

Формы и методы обучения и воспитания

Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия будут проводиться в игровой форме. На занятиях будут применяться разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов, с аудио- и видео сопровождением, использованием ИКТ. Для обучающихся будут организованы виртуальные экскурсии в музеи, проводиться беседы о традициях и обычаях, где учащиеся будут не только зрителями, но и слушателями, и активными участниками.

Итогом работы будет являться открытое занятие, на котором дети покажут знания, усвоенные на занятиях кружка. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; развлекательные, интеллектуальные, ролевые игры.

Формы общения: рассказ, диалог, беседа.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.



Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны


Цели проведения Недели: выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к изучению китайского языка и культуры Китая, повышение мотивации к изучению китайского языка.

В рамках недели было проведено 8 мероприятий: уроки, посвящённые Лунному новому году, гимнастика Тайцзицюань 太极拳, вырезание из бумаги 剪纸, викторина по страноведению, раскраска масок 脸谱, чайная церемония, урок каллиграфии 书法课, конкурс стенгазет.

По результатам конкурса стенгазет места определились следующим образом:

3 место - 9П, 8Х классы.

2 место - 8П класс.

1 место - 9И класс.

Участникам были вручены памятные призы и грамоты.

В заключение недели учащийся Смирнов Станислав спел песню на китайском языке “恭喜发财”, что означает пожелание счастья и процветания.

Читайте также: