Педагогика сотрудничества и гуманизация высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся.

Отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

Сотрудничество- наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности. Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;

- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей- у детей (школьников);

- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой.

В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры.

в понятии деятельности можно выделить три составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность (объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.

Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта деятельности) (28).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу- способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов решают следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося;

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.


В настоящее время в нашей стране происходит становление и модернизация всей системы образования, в том числе и среднего профессионального, с целью вхождения в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей частью педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами.

Исходя из собственного опыта, считаем педагогику сотрудничества наиболее отвечающей требованиям современного времени.

Стержнем разрабатываемой педагогической концепции является сотрудничество как главная идея, цель и средство воспитания и обучения. В основе ее лежат новые отношения с обучающимися, исключающие принуждение к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение профессиональных дисциплин.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции в воспитании, такие как [1]:

— постановка личности в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания;

— формирование общечеловеческих ценностей;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

 отказ от ориентировки на среднего студента;

 поиск лучших качеств личности;

 применение психолого-педагогической диагностики личности;

 учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

 конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Педагогика сотрудничества ставит образовательные учреждения в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является колледж, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны [2].

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В этой связи, основными характеристиками педагога являются:

— высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда;

— компетентность и ответственность;

— свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности;

— способность к эффективной работе по специальности на уровне профессиональных стандартов;

— готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний — к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика — к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения — к внутренней нравственно-волевой регуляции.

1. Антипьев А. Г. Гуманизация образования: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С.98–102.

2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание — 2001. — № 9 — С. 98.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогика сотрудничества, учебно-воспитательный процесс.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет.
Для чего? Ищите свой ответ.

- Думаю, что все педагоги школ объединены решением одной трудной задачи: каким должен быть учитель и воспитатель, чтобы учить и воспитывать сегодняшнее подрастающее поколение.

"Учитель должен быть честным, любящим. Если он не любит детей, он должен уйти из школы". Ш. Амонашвили

В нынешних условиях возрождения духовности и государственности и переходного периода к демократичному обществу, основанному на многоукладной рыночной экономике, возникает необходимость решения целого спектра проблем, связанных с развитием индивида: ответственного, добропорядочного и особенно – гуманного. Воспитание гуманной, духовно богатой и сознательной личности – одно из основных заданий школ.

Учитывая это, педагоги-новаторы предлагают строить образовательный процесс на принципах альтернативной гуманистической педагогики, которая создает условия для становления нестандартной, высоко моральной, свободной, гуманной, творческой, самостоятельной, активной личности, ответственной за свои действия. Именно такие личности могут быть успешными в современном обществе.

Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, К.Д. Ушинский и другие).

В педагогических инновациях 70-80-х гг., в деятельности талантливых представителей "педагогики сотрудничества" (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Е.Я. Ямбург и др.) уже были выражены личностные черты гуманистической позиции учителя, заложена теоретическая и практическая основа гуманистической парадигмы образования, выявлены основные характеристики гуманистической личности.

К ним относятся творческое мышление, диалоговое общение, "преобразовательные способности", педагогическая рефлексия, положительные этические качества (добродетели), высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

Формирование этих качеств связано, в первую очередь, с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, отходом от авторитаризма.

"Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца".

Жизнь общества значительной мерой формируют люди, авторитет которых является путеводителем для других. Среди таких фигур немало и педагогов, которые ведут людей к тем вершинам, с которых мы видим истинный смысл существования, связанный с познанием самого себя, реализацией стремлений светлой части человеческой души.

Один из известнейших таких педагогов - академик Российской академии образования, доктор психологии, профессор Шалва Амонашвили – уже длительное время формирует в детях гуманность, прививая ее через обучение и воспитание. На его книгах воспитано немалое поколение педагогов. Амонашвили создал и внедрил в практику систему гуманного взаимодействия взрослых и детей. Любовь и взаимопомощь, доверие и терпение – основа их взаимоотношений.

На новом витке обсуждения данной проблемы приходит понимание особой актуальности гуманизации как смены приоритетов в системе образования с учебных программ и планов и т.д. на человека с его особенностями (и прежде всего на ученика). Приоритетным фактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика.

Обращение к проблеме гуманизации обусловлено усиливающимся неблагополучием в семье, отсутствием подлинной гуманности в работе с детьми, перегрузкой школьников, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.

Одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни. По данным Минздрава, низкий исходный уровень здоровья, при котором 60% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 10-15 % страдают хроническими заболеваниями, не позволяет им быстро адаптироваться к школьным нагрузкам и приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, а зачастую является причиной плохой успеваемости. Ученые отмечают, что на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.

Именно на почве успехов и неуспехов в учебе деформируется, а то и ломается детская личность. Стоят ли учебные знания того, чтобы из-за них унижать, а то и третировать ребенка?

Психологи утверждают, что только 10-15% школьников имеют задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только 10-15% учащихся могут быть хорошистами или отличниками. Для остальных детей современные школьные требования непосильны. Нужны гуманные технологии, учитывающие закономерности мыслительной деятельности ребенка, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения.

Нужен пересмотр школьной отметки и способов оценки знаний.

Ребенок - целостная личность, и, прежде всего надо, чтобы процесс учения захватывал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Ребенка в ходе учения не должно покидать чувство постепенного, постоянного обогащения всей его жизни, удовлетворения его растущих и все более разветвляющихся познавательных потребностей и интересов. Учение станет смыслом жизни для школьника, если оно ведется с его же позиции, включая его внутреннюю готовность к развитию, стремление к взрослению и свободе.

Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта.

Учебный процесс, организованный в рамках гуманистической парадигмы, исходит из идеи, что невозможно обучать , можно только содействовать успешному обучению, что достаточно глубоко изучается только тот материал, который соответствует потребностям учащихся, способствует совершенствованию личности, что результативность обучения определяется в первую очередь самим обучаемым, а педагогическая оценка направлена на инициирование такой самооценки.

В условиях гуманизации образования количественные параметры (т.е. стандарты) перестают быть основной целью обучения, начинают играть второстепенную, вспомогательную роль. Задача современной школы - раскрепостить и развить творческие возможности учащихся. В этом ее коренное отличие от основных идей и принципов традиционного образования.

Педагогическая духовность - это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя;

- взаимоуважение учителя и ученика;

- безусловная вера в возможности ребенка;

- готовность искренне восхищаться (достижениями ученика, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью родителей);

- способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей;

- совесть и достоинство;

- способность к профессиональной рефлексии.

Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Все ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества . В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.

Проявляя самостоятельность в выборе деятельности и ее реализации, сравнивая свои действия с действиями других, подчиняя личные интересы интересам коллектива, ограничивая свои желания, приучаясь делать то, что необходимо, а не то, что хочется, учащиеся приобретают опыт самостоятельных действий, закаляют свою волю, различные моральные чувства и привычки, проявляют потребность в стремлении к самоутверждению, самоотдаче как в общественно полезном поведении, так и в противопоставлении своих ценностных ориентаций через живое и непосредственное общение с другими.

Ребенок не рождается для того, чтобы злить нас всех - родителей, педагогов, воспитателей, учителей. Он рождается с великой миссией: стать человеком, неповторимым и уникальным, полезным для себя и для общества . Он как бы с протянутыми руками, умоляющими глазами просит нас помочь ему стать человеком. Сам он это не сможет сделать. Без заботы и помощи взрослых он погибнет. Но зато он несет в себе всю безграничность Природы и импульс к жизни. Несет в себе даже улыбку, такую мягкую, такую добрую.

- Шалва Александрович, каким вам представляется настоящий учитель?

- Ответ, думаю, совершенно очевиден: гуманным, творческим, устремленным… Прежде всего в ученике надо воспитать духовность. Это намного сложней, чем научить физике и математике.

- Где найти для всех учителей-творцов?

- И не надо. Если у человека есть хоть один учитель, который оставил след в его жизни, то школа оправдывает себя.

Если учитель осознает предназначение своей профессии, он - как миссионер жертвует собой. Другого выхода нет.

Рецепт счастья педагога очень прост. Его Шалва Александрович создал десятки лет назад, но придерживается и по сей день:

В эффективности этого рецепта - рецепта счастья - он не сомневается.

В нем - зерна гуманной педагогики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для .

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём.

Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования"

Презентация "Гуманная педагогика - основа современной системы образования".


Аутичный ребёнок в современной системе образования

Аутичный ребёнок в современной системе образования.


Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И.


Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования

Оценки: поощрение или наказание в современной системе образования.


Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат по технологиям.docx

Министерство образования Республики Беларусь

студентка 2 курса, 23 группы

заочной формы получения образования факультета социально-педагогических технологий

Кайданик Вероника Вацлавовна

2.1. Классификационные характеристики ……………………………….……4

2.2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений ….………. 6

Человек есть мера всех вещей.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Классификационные характеристики

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По личностному подходу: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории: массовая (все категории).

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Единство обучения и воспитания.

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между сотрудниками, администрацией, детскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений детей, сотрудников и руководителей с окружающей социальной средой.

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход ставит в центр системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращается к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.

Гуманно - личностный подход - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я - концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок - полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

    1. Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

    Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности. Отсутствие ценностных нормативов, составляющих смысл идеологии как гуманистической деятельности, приводит науку к дискредитированным ценностям.

    Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты воспитательного процесса.

    Гуманное отношение к детям включает:

    • любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

    • оптимистическую веру в ребенка;

    • сотрудничество, мастерство общения;

    • отсутствие прямого принуждения;

    • приоритет положительного стимулирования;

    • терпимость к детским недостаткам.

    Демократизация отношений утверждает:

    • уравнивание ученика и педагога социального в правах;

    • право ребенка на свободный выбор;

    • право на ошибку;

    • право на собственную точку зрения;

    • соблюдение Конвенции о правах ребенка;

    • стиль отношений педагога социального и ученика: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

    Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

    Новая трактовка индивидуального подхода.

    Новая трактовка индивидуального подхода включает:

    • отказ от ориентировки на среднего ученика;

    • поиск лучших качеств личности;

    • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

    • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

    • прогнозирование развития личности;

    • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

    Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

    В период с 6 до16 лет Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

    Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

    • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

    Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда).

    Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

    1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.

    2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.

    3. Иванов ИМ. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

    4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

    5. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.

    Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

    Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

    Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

    • по уровню применения - общепедагогическая технология;
    • по философской основе - гуманистическая;
    • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
    • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
    • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
    • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
    • по типу управления: система малых групп;
    • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
    • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
    • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
    • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
    • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
    • гуманно-личностный подход к ребенку;
    • единство обучения и воспитания.

    В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

    В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

    В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

    1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

    Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

    o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

    o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

    o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

    o новую трактовку индивидуального подхода;

    o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

    2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

    Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

    3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

    o превращение школы Знания в школу Воспитания;

    o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

    o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

    o развитие творческих способностей ребенка;

    o возрождение русских национальных и культурных традиций;

    o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

    o постановка трудной цели.

    Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

    4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

    Читайте также: