В глухом уголке школьной усадьбы школьники посадили хризантемы

Обновлено: 03.07.2024

В учебнике раскрывается гуманитарный подход к проектированию и реализации воспитательных систем. Соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г. по разделу "Теория и методика воспитания". Тексты содержат не только теоретический материал с изложением выявленных в педагогической науке закономерностей, но также анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в нем вопросов и приложения с материалами прикладного характера. Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для системы повышения квалификации работников образования. Подготовлен на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников.

С целью становления конструктивных отношений в команде педагог постоянно сам демонстрирует соответствующее поведение и отношения, основанные на диалоге, и добивается реализации подобных моделей в поведении и отношениях воспитанников. Ведь для школьников чрезвычайно важно иметь образец, в соответствии с которым можно выстраивать деловые и личные отношения с окружающими людьми.

Коллективная творческая деятельность — это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Вопросы 1. Какие признаки характеризуют педагогическую технологию Поясните примерами. Чем может различаться педагогическая технология и технологичный педагогический опыт 2. Какие этапы выделяются в освоении педагогической технологии Чем определяется последовательность перехода от одного этапа к следующему 3. Какие выделяются типы педагогических технологий По какому основанию они классифицируются Поясните примерами.

4. Чем обусловлена необходимость соблюдения этапов конструирования технологии и последовательность перехода от одного этапа к следующему 5. Какова роль педагогических задач в освоении педагогической деятельности Какие аспекты выделяются в педагогической задаче 6. Каковы особенности технологий решения различных типов педагогических задач 7. Опишите сущность регулирования и коррекции образовательного процесса, укажите их взаимосвязи.

8. Каким особенностям должны соответствовать технологии педагогического воздействия, обеспечивающие сохранение конструктивности в отношениях Приведите примеры таких воздействий.

9. В чем состоит специфика технологий управления педагогическим процессом в поликультурной образовательной среде 10. Какова роль диалога в реализации технологий управления образовательным процессом Поясните примерами.

11. Что понимается под контролем образовательного процесса Какие функции он выполняет 12. В чем состоит технология послойного анализа педагогического процесса Какими педагогическими возможностями она обладает 13. Каковы основные положения и условия эффективности технологии коллективной творческой деятельности 14. В чем специфика каждой стадии организации коллективного творческого дела Какие возможности для становления личностных, индивидуальных, субъектных свойств ребенка содержит каждая стадия Упражнения 1. Выделите технологические признаки в приведенной ниже ситуации. В чем проявились эти признаки (проиллюстрируйте примерами из текста).

В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я привел своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула:

— А разве можно рвать хризантемы В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей.

Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами.

— Ну как, дети, красивый этот уголок — спросил я.— Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы Дети молчали. Потом сразу заговорило несколько человек:

— А где теперь мы будем любоваться цветами — Эти цветы посадили пионеры,— говорю детям.— Они придут сюда любоваться красотой — и что же увидят Не забывайте, что вы живете среди людей.

Каждому хочется любоваться красотой. У нас в школе много цветов. Но что получится, если каждый ученик сорвет по одному цветку Ничего не останется. Людям нечем будет любоваться. Надо создавать красоту, а не ломать, не разрушать ее.

Придет осень, наступят холодные дни. Мы пересадим эти хризантемы в теплицу.

Будем любоваться красотой. Чтобы сорвать один цветок, надо вырастить десять.

Через несколько дней мы пошли на другую лужайку — здесь росло еще больше хризантем. Дети уже не срывали цветов. Они любовались красотой.

Песней заканчивается разговор у костра.

Дальше — свободное обсуждение, каждый может сказать свое слово. Говорят все, но по одному.

Сухомлинс кий, В. А. Сердце отдаю детям. Мн, 1981. С. 84–85.

В конце, положив руки на плечи друг другу, произносят слова прощания:

День отшумел и ночью объятый Лагерь зовет уснуть.

Спокойной вам ночи, девчата-орлята, Спокойной вам ночи, мальчишки-орлята, Завтра нам снова в путь! Сравните найденные проявления технологических признаков с теми, которые вы обнаружили при выполнении предыдущего задания.

3. Разделитесь на группы по 3 человека. Заполнив таблицу, разработайте проект педагогической технологии по воспитанию такого важного для современного человека свойства, как толерантность. Для этого последовательно выполните следующие задания и подготовьтесь к защите:

а) Согласно предложенным сферам личности (колонка 1) в таблице сформулируйте педагогические цели по воспитанию толерантности.

б) Какие из направлений воспитания толерантности наиболее соответствуют сформулированным вами целям (колонка 2). Насколько близкими Вам по духу (т.е. взглядам, способностям, принципам) они представляются По отношению, к каким из них Вы чувствуете себя уверенно для их воплощения, а к каким не очень, и что дает Вам основания это утверждать Поясните в группе — почему (т.е. обоснуйте свой выбор и поясните, что Вас в ней привлекло) г) Вспомните и продумайте известные Вам методики и формы обучения и воспитания толерантности для достижения каждой цели в отдельности. Исходя из этого, а также собственного опыта предложите свои методы (колонка 3), при необходимости постарайтесь обоснованно их отстоять перед коллегами в дискуссионной группе.

д) Определите критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, и методы оценки результата (колонка 4).

КРИТЕРИИ СФЕРА ОБЛАСТЬ:

СРЕДСТВО: и ПОКАЗАТЕЛИ:

ЛИЧНОСТИ: необходимые условия для методики и формы воспи- оценка достижения резульдля формулировки осуществления педагогичетания и бучения тативности и протекания цели ского процесса педагогического процесса Самооценка Самосознание КРИТЕРИИ СФЕРА ОБЛАСТЬ:

СРЕДСТВО: и ПОКАЗАТЕЛИ:

ЛИЧНОСТИ: необходимые условия для методики и формы воспи- оценка достижения резульдля формулировки осуществления педагогичетания и бучения тативности и протекания цели ского процесса педагогического процесса Саморегуляция Самоопределение 4. Прочтите ситуацию.

Разговор с отцом Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель крупной фирмы, говорит в ответ на советы педагога:

Поймите, у меня сложная работа, она имеет значение не только в масштабах города, но и страны. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:

— Я делаю все, что от меня зависит. У сына мощный компьютер с выходом в Интернет, большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и другим странам. водили по музеям.

Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.

Сформулируйте варианты педагогических задач с позиции учителяпредметника, классного руководителя, родителей. Определите виды этих задач (оперативные, тактические, стратегические) и предложите их решения. Какие технологии требуются для решения каждой из выделенных вами задач Воспользуйтесь алгоритмом решения эвристических педагогических задач для того, чтобы разрешить описанную в ситуации проблему развития мальчика.

5. Познакомьтесь с ситуациями и предложите способы эффективного педагогического воздействия для регулирования протекания педагогического процесса. Какие закономерности развития ребенка они учитывают Сит уа ция 1. Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

Сит уа ция 2. Учитель входит в класс со звонком и начинает урок. В классе тихо звучит музыка. Учитель несколько повышает голос, музыка усиливается.

6. Выделите 3–4 ошибки, наиболее часто совершаемые педагогами при осуществлении регулирования и коррекции образовательного процесса (используйте для этого и ситуации, приведенные в тексте учебника). Проанализируйте их на наличие между ними взаимосвязи и взаимозависимости.

7. В рассмотренных в теме 1.4 технологических приемах коррекции и регулирования игровой деятельности выделите элементы гуманитарного воспитания.

8. Познакомьтесь с ситуацией (Митина, Л. М. Эмоциональная устойчивость учителя / Л. М. Митина // Биология в школе. — 1997. — № 1. — С. 59.).

13. Ориентируясь на признаки педагогической технологии (см. тему 1.1), докажите, что организация коллективной творческой деятельности является именно технологией, а не каким-либо другим педагогическим феноменом.

Литература Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — М., 1987.

Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М., 1989.

Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонин. — М.: Новая школа, 1994.

1. Какова сущность педагогической деятельности, по мнению автора книги, каково значение личности учителя в педагогической деятельности, что нового о педагогической деятельности вы узнали, прочитав данную книгу, какие педагогические ситуации, педагогические приемы показались вам наиболее интересными, какую основную мысль пытался донести до читателя автор;

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Не нужно говорить детям, что можно делать, а что нельзя. Они сами должны приходить к этому. Например, можно вспомнить случай с цветами. В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. Детям так они понравились, что они оборвали больше половины цветов. Учитель сказал такие слова: “Ну как, дети, красивый этот уголок? Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы?”. Дети поняли, что поступили эгоистично и неправильно по отношению к пионерам, которые вложили свои силы и любовь, чтобы вырастить их. Осенью дети сами посадили цветы. Вырастив достаточное количество, они подарили их своим мамам. Думаю дети, запомнили этот урок навсегда.

Автор пытался сказать читателю, что главное для учителя – это любить детей. Название книги – это не просто красивые слова. Автор действительно вкладывал все свои силы и любовь в воспитание детей. В произведении четко прослеживаются три составные части воспитательного процесса: педагог – воспитанник – коллектив. Следуя этой структуре, книга раскрывает все тонкости воспитания детей, воспитания их, главным образом, как личностей и порядочных гражданинов.

2. Что вы знаете об авторе этого произведения, что нового внес он в педагогическую теорию и практику, какие произведения данного автора вы знаете;

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских — три брата и сестра — стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. 2 сентября 1970 года В.А. Сухомлинского не стало. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский — член-корреспонде нт Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистическог о труда. В том же году он был избран членом-корреспон дентом Академии педагогических наук СССР.

Сухомлинский автор таких произведений как “Воспитание коллективизма у школьников” (М. 1956), “Формирование коммунистических убеждений молодого поколения” (М., 1961), “Павлышская средняя школа” ( М. 1969), “Рождение гражданина” (3 изд., Владивосток, 1974), “О воспитании” (2 изд., М., 1975), “Разговор с молодым директором школы” (М., 1973), “Мудрая власть коллектива” (М. 1975).

3. Выразите свое отношение к данной книге, какие вопросы возникали у вас при чтении книги и какие мысли и чувства автора созвучны вашим мыслям и чувствам;

Мне очень понравилось произведение Сухомлинского “Сердце отдаю детям”. Понравилось, что автор написал не универсальное пособие по обучению детей, а просто рассказал о периоде своей жизни, когда работал в сельской школе. Его труд посвящен сердцу педагога и миру детства. Василий Александрович был уверен, что без любви к детям педагогика не может существовать. Я полностью согласна с ним. Мне запомнились слова Льва Николаевича Толстого, которые привел автор книги: “Если учитель им еет только любов ь к делу,он буде т хороший учител ь. Если учитель имеет только люб овь к ученику, к ак отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви н и к делу, ни к ученикам. Е сли учитель соединяе т в себе любовь к де лу и к ученикам, он – совершенный учит ель”.

После прочтения книги я задалась вопросом: “Остались ли еще такие учителя как Сухомлинский?”. Я думаю, что каждый современный учитель должен следовать примеру Василия Александровича, потому что он – действительно учитель от Бога, который на самом деле отдал сердце детям. Главным для него было, чтобы ребенок не просто прошел школу, а прошел школу жизни, стал Человеком с большой буквы. Он стремился привить высокие нравственные ценности, моральные качества, человеческие идеалы.

Воспитание – это воспитание желаний ребенка. Он должен поступать в определенных ситуациях не так, как надо, а так как хочет сам, педагог лишь направляет ребенка.

4. Запишите интересные и полезные для вас мысли, идеи;

Мне показались интересными следующие идеи:

1) Обучение через природу (природа — вечный источник детского разума);

2) Сказки как особый инструмент воспитания, развивающий мышление, воображение, нравственность;

3) Природа – источник здоровья;

4) Рисование как средство самовыражения и самоутверждения;

5) Забота о живом и прекрасном;

6) Коллективный труд;

7) Музыка, пробуждающая представление о возвышенном, величественном, прекрасном;

9) Режим, закаливание, питание;

10) Арифметика с применением задач на логику;

11) Воспитание культурой (любовь к украинскому и русскому языкам, к источникам двух братских народов).

5. Какие элементы своей педагогической техники описывает автор книги;

Во-первых, это умение управлять своими эмоциями, внимание и наблюдательность (вспомним случай, когда автор заметил на куполе церкви бегающих мальчиков или когда они катались в бочке у пруда – он ничего не сказал им).

Во-вторых, это организация занятий, а именно проведение уроков на природе, где дети могли взаимодействоват ь с окружающей средой и сами добывать информацию, думая и анализируя.

В-третьих, это система оценки знаний. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, в начальных классах наказание неудовлетворител ьной оценкой особо больно ранит ребенка; это может быть причиной психологических срывов. Оценка – это прежде всего вознаграждение за труд.

Еще хотелось бы отметить отношение к родителям. Сухомлинский предлагал вызывать родителей в школу не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает какой-нибудь хороший, пусть и незначительный поступок.

Василий Александрович уделял особое внимание здоровью детей. После того как дети стали больше проводить время на свежем воздухе, их физическое состояние улучшилось: появился аппетит, дети стали рано ложиться и рано вставать.

Сухомлинский предлагал ученикам всегда рисовать, так как он знал, что детский рисунок — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, творчество детей — это самовыражение и самоутверждение.

Еще одно занятие – сказки. Когда ребенок пишет сказку, он раскрывает себя, развивает фантазию, применяет свои знания.

Музыка – важное средство нравственного и умственного воспитания ребенка. На фоне музыки возникает духовная общность воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, учитель и ученик становятся роднее, ближе.

Не стоит забывать и о заботе о животных. Здесь мы можем пробудить у детей такие чувства как ласка, доброжелательнос ть и забота.

Безусловно важным в обучении детей Василий Александрович считает работу в коллективе и трудовую деятельность, так как труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

6. Изменилось ли у вас отношение к педагогической профессии после прочтения этой книги, каким образом?

Прочитав книгу, я убедилась, насколько важна роль учителя в формировании личности ребенка. На плечах учителя возложена огромная ответственность – воспитать Человека с большой буквы. Лев Толстой говорил, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из

окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Это говорили и А. Макаренко, и Януш Корчак. Каждый ребенок имеет задатки каких-то способностей, которые нужно зажечь, а для этого необходима искра. Самое сложное, на мой взгляд, – это утвердить в ребенке чувство собственного достоинства, веру в себя.

Когда я буду учителем, я сделаю так, чтобы для моих детей учеба была источником хорошего настроения и положительных эмоций. Я хочу, чтобы они сами хотели учиться, развиваться. Надеюсь, мы, будущие педагоги, сможем воспитать поколение хороших людей, готовых помогать своей Родине и всем людям.

Таким образом, книгу Сухомлинского “Сердце отдаю детям” можно назвать настоящей педагогической энциклопедией, подтверждающей, что любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики.

Читайте также: