Увеличение свободы человека факты из реальной практики школы

Обновлено: 05.07.2024

Не менее значимой проблемой, решение которой определяет развитие образования в последние века, является проблема свободы. И поэтому необходимо рассмотреть эту проблему как в целом, так и применительно к духовно-нравственному воспитанию.
Анализируя проблему свободы воспитания, следует заметить, что она должна анализироваться сама по себе, без всяких оппозиций: схоластическое – свободное образование; схоластическое – реальное образование и т.п. И также следует иметь в виду, что, безусловно, решение свободы воспитания будет во многом определяться и пространством мировоззренческого выбора. Например, если атеизм не видит проблемы греха, то он и не решает ее в воспитании, хотя и различает понятие добра и зла. Для либерализма, напротив, нет различия добра и зла, для него не только нет понятия греха, но и сам грех очень часто является добром. Отсюда свобода – это свобода выбора как равных греха и добродетели, и более того – сегодня это откровенная пропаганда греха, это целенаправленное воспитание человека к греху. В православии же свобода – это однозначное уклонение от греха и следование добру.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Свобода образования как системное педагогическое явление….4
2. Актуализация педагогического принципа свободы в современной школе……………………………………………………………………………10
3. Дидактические идеи Л.Н.Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании…………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

1. Свобода образования как системное педагогическое явление….4

2. Актуализация педагогического принципа свободы в современной школе………………………………………………………………… …………10

3. Дидактические идеи Л.Н.Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании………………………………………………… ….15

Не менее значимой проблемой, решение которой определяет развитие образования в последние века, является проблема свободы. И поэтому необходимо рассмотреть эту проблему как в целом, так и применительно к духовно-нравственному воспитанию.

Анализируя проблему свободы воспитания, следует заметить, что она должна анализироваться сама по себе, без всяких оппозиций: схоластическое – свободное образование; схоластическое – реальное образование и т.п. И также следует иметь в виду, что, безусловно, решение свободы воспитания будет во многом определяться и пространством мировоззренческого выбора. Например, если атеизм не видит проблемы греха, то он и не решает ее в воспитании, хотя и различает понятие добра и зла. Для либерализма, напротив, нет различия добра и зла, для него не только нет понятия греха, но и сам грех очень часто является добром. Отсюда свобода – это свобода выбора как равных греха и добродетели, и более того – сегодня это откровенная пропаганда греха, это целенаправленное воспитание человека к греху. В православии же свобода – это однозначное уклонение от греха и следование добру.

Размышляя над необозримым числом работ, посвященных проблеме свободы в образовании, мы можем сказать, что это понятие имеет разные смыслы и значения, разные стороны и аспекты: например, одно дело свобода ребенка, другое – свобода учителя. Одно дело свобода школы, совсем другое – свобода системы образования в целом. Одно дело – абстрактно-теоретическое фундаментальное решение этой проблемы и совсем другое дело – решение проблемы свободы конкретного ученика. Поэтому, говоря о свободе в образовании, мы должны отметить, во-первых, что это действительно фундаментальная характеристика образования; во-вторых, что исторически развивающийся феномен.

1. Свобода образования как системное педагогическое явление

В истории образования можно выделить несколько главных этапов развития свободы.

I. этап. Создание института образования как формы профессиональной подготовки, прежде всего чиновника и жреца. В какой степени на этом этапе можно говорить о свободе воспитания – это большой вопрос. Видимо, только о самой свободе как явлении, присущем образованию вообще.

II. Превращение, и это уже в древнее время, образования из формы профессиональной подготовки (чиновника или жреца) в относительно свободный институт, в способ развития человека вообще, более-менее безотносительно к той или иной будущей профессиональной деятельности.

И уже в древнее время идет серьезное осмысление проблемы свободы воспитания, особенно большое значение здесь имеют труды Платона и Аристотеля. В учении Платона свободное воспитание (образование) предлагается давать высшим сословиям (воинам и правителям) его идеального государства; у Аристотеля свободное воспитание (образование) предназначено для детей свободных граждан реально существующих греческих государств, все остальные – это либо ремесленники, профессионалы, специалисты, либо рабы, для которых никакого воспитания, кроме профессионального, не могло быть по определению. (Еще раз акцентируем внимание, что у Платона и Аристотеля понятие свободы – это та призма, через которую они анализируют все воспитание в целом.)

III. Христианство. Самая важная идея, которую провозгласил Иисус Христос, – идея свободы. Каждый человек свободен. Это означало кардинально новый взгляд на человека, так как утверждало понятие, идею, что каждый человек есть человек, не раб, не говорящее орудие, не варвар, а именно человек.

И вторая, не меньшая, а может быть и куда более значимая идея, данная Иисусом Христом, – каждый человек свободен настолько, насколько он живет по заповедям Божиим и насколько он свободен от греха. Отступление от этих заповедей – есть грех и подчинение греху.

Это стало не только величайшей истиной для всего человечества, но и заданием всему человечеству на всю его последующую жизнь, в том числе образованию и воспитанию. Вся последующая история образования – это уже реализация этой идеи: в истории разных народов, в истории каждого человека, сопричастного христианству. Конечно, в разных христианских странах она реализовывалась по-своему.

Поскольку свобода в образовании в настоящее время анализируется в основном на примере западноевропейской цивилизации и образования, то и мы рассмотрим эту проблему на примере истории Западной Европы.

Образование, особенно университетское, в это время получает значительную свободу. Это проявляется и в свободе теоретического поиска, хотя и с определенной оглядкой на церковь, и в свободе в организации университетов, вплоть до студенческого управления и собственных судов, и т.д.

Эпоха Возрождения, провозгласившая культ человека, важнейшей его характеристикой и неотъемлемым атрибутом провозгласила его свободу. Свобода – любимая тема всех гуманистов. Посмотрите труды любого гуманиста, в том числе и Эразма Роттердамского. Исходя из того что именно человек провозглашался мерой всех вещей, свобода становилась качеством, делающим человека даже независимым от Бога.

Были организованы и школы, идее свободного воспитания соответствующие. Конечно же, таковыми провозглашались гуманистические школы.

Однако, и это парадоксально, создав классно-урочную систему, в теоретическое обоснование и совершенствование которой впоследствии особый вклад внес Я.А. Коменский, они замкнули ученика в жесткую рамку уравнительного развития всех. Кстати, сам Я.А. Коменский считал, такую систему правильной, так как она подтягивает слабых и не позволяет излишне и преждевременно развиваться способным.

Следовательно, уже эпоха Просвещения и в практическом развитии образования, и еще больше в теории дошла до того предела, за которым свобода превращалась из условия успешного развития образования в механизм, его разрушающий. И потому эпоха Просвещения фактически поставила проблему не просто свободы, а меры свободы.

В последней четверти XIX в. в мире начинает развиваться педагогика свободного воспитания, именуемая сегодня реформаторской педагогикой. Идея свободной школы, первоначально сформулированная Э. Кей, очень быстро превратилась в огромное теоретическое и практическое движение. В рамках этой педагогики, а это практически все значимые ученые того времени – от С.Холла и Д. Дьюи в Америке и до С.Т. Шацкого и К.В. Вентцеля в России, в качестве важнейшей педагогической проблемы решалась проблема свободы воспитания. И никогда и ни в какое время свобода не обретала такой значимости и таких надежд на коренные преобразования образования, как в реформаторской педагогике.

Ее основной принцип: свобода ученика – это тот рычаг, который позволит решить все проблемы образования. С каким пафосом едва ли не каждый ученый утверждал, что ученик должен стать тем солнцем, вокруг которого должно вращаться все в школе, да и сама школа. Но удалось ли деятелям реформаторской педагогики решить те задачи, которые ставились, и выполнить те обещания, которые давались?

Безусловно, нет. Очень скоро, если ученые организовывали свои школы, они на практике убеждались, что свобода сама по себе не решает ни одну педагогическую проблему. Более того, оказалось, что безграничная свобода просто-напросто разрушает учебно-воспитательный процесс, образование, делает невозможным нормальную жизнь школы. И именно поэтому почти все ученые если не в теории, то на практике искали свой идеальный вариант оптимального соотношения свободы и дисциплины. Словом, безграничная свобода, на которую все педагоги-реформаторы возлагали столько надежд, не стала желанной палочкой-выручалочкой.

2. Актуализация педагогического принципа свободы в современной школе

В мировом сообществе сегодня происходят процессы, которые связаны с изменением представлений о сущности и целях образования. Эти процессы вызывают к жизни потребность в поиске иных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способных обеспечить возможность саморазвития и самореализации личности. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, внутренне свободном и умеющем жить в условиях свободы, сориентированном на общечеловеческие ценности и осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом.

В свете сказанного наблюдается огромный незадействованный потенциал теории и практики свободного воспитания. Самоценность личности, самоценность детства, свобода и свободоспособность, природосообразность воспитания и развития человека – именно эти идеи педагогики свободы жизненны и актуальны, несмотря на всю сложность их реализации.


Юрий Подкопаев

Юрий Подкопаев не только сотрудник одной из самых передовых и современных школ Москвы, но и выпускник школы самоопределения им. А.Н.Тубельского, которая еще в советские годы реализовывала инновационные подходы в образовании.

Формула любви

Идеальную школу в моем представлении можно описать тремя понятиями: любознательность, движение и гуманистический подход. На мой взгляд, это самые важные составляющие для успешной формулы. В идеальной школе не только ученики, но и учителя многое делают исходя из собственной любознательности.

Любознательность – это восторг от познания мира, беспримесный, детский, когда видишь открывающиеся перед тобой горизонты. Это возможность примерять на себя разные роли, смотреть на мир под разными углами – так ты становишься богаче, другими красками начинает играть твоя жизнь. И школа в этом смысле то самое очень важное сообщество, в котором этот опыт может впервые возникнуть и дальше перекинуть мостик во взрослую жизнь, задать вектор на будущее.


Оно во всем – не только в изучении математики или чистописании. Оно и в том, чтобы реализовать свои потребности в прекрасном, скажем, чтобы научиться выражать чувства через пение или, не стесняясь, танцевать, когда хочется. Движение как антоним остановки: пока все это в нас есть, мы двигаемся.

Гуманистический подход – это то, что необходимо любой школе, не только идеальной. Для меня здесь заложено внимание к каждому человеку и принятие его таким, каким он получается. Это не значит, что мы допускаем любое поведение.

Развитие навыков рефлексии, тяга ко всему новому, к другому, к открытиям – все это заложено в гуманистическом подходе. Гуманистический подход позволяет создать школу равных: в ней можно стать танцором, физиком, человеком, который обрабатывает дерево. Надо только пробовать и принимать решения, делать выбор. Развиваться всесторонне: телесно, духовно, умственно.

Нужна ли свобода в школе


Свобода учеников в школе начинается со свободы учителя. В чем это выражается? Прежде всего в том, что педагогу доверяют и он волен совершить собственный выбор: как, кого и чему он будет учить.

Никто не навязывает учителю никаких методик, электронных досок, пособий и так далее. Ведь это взрослый человек, профессионал, который способен сам развиваться и продвигаться. Например, он выучил немецкий язык и стал пользоваться на уроках зарубежными учебниками – прекрасно, там отличный иллюстративный материал, хорошие и, главное, полезные с практической точки зрения примеры. Дети, которые учатся у такого учителя, сразу становятся богаче – они мир видят чуть-чуть шире.

Для меня совершенно очевидной является мысль, что у учителя должна быть возможность не только профессионально расти, посещая курсы повышения квалификации, но и развиваться в той области, которая ему просто интересна.

Неважно, что это: онлайн-курс по решению логических задач или языковая практика испанского в Барселоне. Как только учитель готов встать в позицию ученика, происходит то самое движение и свобода его выбора.

Я бы на месте всех департаментов образования заходил именно с этой стороны: если человек выбирает что-то, в чем он хочет совершенствоваться, я бы это всячески оплачивал и поддерживал, даже если это не связано напрямую с образовательной деятельностью. Если игра в теннис поможет педагогу развить скорость мысли, проветрить мозги и эффективнее трудиться – флаг ему в руки.


Учитель должен быть абсолютно свободен в своей внешней жизни. Он не должен соответствовать каким-то параметрам или клише. Почему бы ему не сходить на концерт любимой группы или не пробежать марафон?

Помните скандал с учительницей, которую чуть не уволили за фото в купальнике? Я полностью на ее стороне, ведь учитель – такой же человек, как и все остальные.

Свобода учеников в школе напрямую связана с их безопасностью, как физической, так и психологической. Сейчас, к счастью, масса возможностей осторожно, но планомерно исследовать мир вокруг – не то что в нашем детстве, когда для этого надо было прыгать с гаражей и лазать по чердакам.

Детям надо давать свободу постепенно, чтобы они видели последствия своих действий. Например, поставить в школе спортивный комплекс и оговорить правила поведения на нем. Наблюдать за движением ребят, постоянно возвращаться к правилам и границам.


Как только ребята переросли комплекс, добавлять новые возможности – сделать какую-то активность в коридоре или на улице. Важно, чтобы ребята осознавали свои возможности (в том числе – физические), были в контакте с пространством и осваивали его.

Пусть ребенок сам сознательно не делает домашнее задание и смотрит, что происходит. Только важно понимать, что в момент такой пробы ученик имеет право на психологическое здоровье.

Для меня совершенно недопустимой является ситуация, когда кто-то что-то не сделал вовремя, и на него орут, чтобы он больше никогда в жизни себе такого не позволял. Есть ощущение, что результата можно добиваться другими способами, без стигматизации и доведения людей, даже очень маленьких, до шокового состояния.

Безопасность в школе – это когда все знают всех, как соседи в одном доме или жители одной деревни. Ты знаком и со старшеклассниками, и с малышами.

Потому что вот с этим Петей ты был на турслете в одной команде, и конечно, этот Петя уже не будет думать о маленьком Мише из второго класса как о каком-то прозрачном и невидимом предмете – они здороваются в коридорах, могут поговорить друг с другом.

Такие отношения возникают не сразу, для этого надо прилагать усилия, вместе выезжать куда-то, устраивать совместные активности. Но это очень нужно – в любой школе, не только в идеальной.

Учитель и ученик в поисках авторитета


Авторитет – это не про власть. Авторитет у того, к кому хочется тянуться. Ведь бывают порой даже очень умные взрослые люди, к которым не хочется прислушиваться. А бывают другие – они вроде странненькие и ни на что особо не претендуют, но хочется с ними поговорить, понять, как они живут.

Контакт с ребенком может установить только заинтересованный в нем взрослый. Учитель должен видеть детей, которые сейчас к нему пришли, попробовать почувствовать, что конкретно им сейчас нужно.

Детям важно только, интересны они тебе или нет. И если они тебе интересны и дети чувствуют, что ты и есть тот самый взрослый, благодаря которому они могут про себя, или про мир, или про все это сразу узнать, то здесь и случается контакт.

Если таких взрослых создается критическая масса, то школа начинает жить очень разнообразной жизнью.


Значимым взрослым в школе для ребенка может быть не только учитель. Есть такие пространства, о которых в обычных школах мало кто знает. А в школе идеальной они, как мне кажется, должны быть.

В таких пространствах происходит общение разновозрастное, и там авторитетом может стать выпускник, который, например, приходит вместе со старшеклассниками репетировать что-то в театральном кружке. Или педагог по дополнительному образованию в трудовых мастерских.

Когда я сам учился в школе Тубельского, там были потрясающие трудовые мастерские, и все ребята, которые в остальных школах были выдавлены за плохую успеваемость, за асоциальность, скапливались у нас в школе вокруг этих потрясающих учителей-ремесленников.

Они вместе делали мебель для детсада, обивали школу плиточкой деревянной – и подростковая энергия находила нужное русло: там, где они могли бы ломать – происходило созидание.

Если находятся люди, которые тебя таким принимают, что-то прощают, на чем-то настаивают, то, наверное, это и дает тебе возможность расти.

И неважно, кем будет этот авторитетный учитель – математиком или биологом. Может выстрелить совершенно неожиданная вещь. У нас в школе Тубельского был интересный опыт: человек, который занимался составлением расписания, для некоторых детей оказывался тем взрослым, с которым можно было все-все обсудить.

Всегда ли дети – хозяева школы?


Я бы не перевешивал чашу весов в сторону детей. Я бы говорил в целом про людей школы, ее граждан, которые заинтересованы в образовании – про родителей, учителей, администрацию. Это всегда командная работа.

Понятно, что будут споры, обсуждения. Но именно так и зарождается идеальная школа, а вместе с ней – сообщество, в котором люди понимают, зачем они пришли: и ученики, и учителя, и родители, и сами дети. Они это ценят, понимают уникальность этого места и всячески готовы это поддерживать. Мне кажется, что формирование такого сообщества – важный шаг на пути становления хорошей школы с понятными людьми и понятной идеологией. Да, они могут не соглашаться и спорить, но базовые ценности у них общие.

Идеальная школа – это своего рода конструктор, который постепенно совершенствуют сами дети. Когда мы создавали Новую школу, мы специально что-то оставляли недоделанным. И запросы учеников не заставили себя ждать.

Например, младшеклассники у нас на переменах стали гонять в футбол, они играли такими мягкими плюшевыми мечами, но пройти было совершенно невозможно. Мы предложили им найти место, где они могли бы устроить небольшую футбольную площадочку с воротами, разметкой и так далее – дети все продумали, и мы сделали так, как они попросили.


Или, например, ребята говорили о том, что в библиотеке им не хватает места, где они могли бы уединиться, чтобы делать уроки или просто отдохнуть. И там появились специальные ниши для релакса.

Детям надо создать возможность для выхода энергии. У нас почти все стены как доски, на них можно писать и рисовать мелом. С какой-то периодичностью приходится это стирать, но некоторые картины оказываются шедеврами, и они живут по несколько месяцев.

Многие думают, что идеальная школа – это идеальное оснащение. Бассейн, какая-то невероятная техника, суперстанки, электронные микроскопы и так далее. Это не совсем так.

Бассейн в школе, в общем-то, не нужен – это дорого и сложно. Прежде чем его строить, нужно понять: а для чего и кому это нужно? Может быть, есть другое решение, которое принесет такой же результат?

Это тема педагогической осмысленности и целеполагания. Аналогично и с навороченной химической лабораторией. Если нет специалиста, который может с этим работать, смысла даже в самом дорогом оборудовании нет. Надо сначала понять, зачем оно вам, а потом уже как его раздобыть. И если школа понимает, что ей это действительно нужно, решение найдется.

Главный принцип хорошей школы – возможность выбора


Учителя не только могут, но и должны менять содержание образования. Мы должны давать им возможность пробовать, задавать вопросы, давать возможность ошибаться. Например, в школе Тубельского было 8 различных мастерских – авторемонтная, столярка, токарная, шитье, кулинария, керамика и так далее. За два года дети проходили их все – по четверти на мастерскую – и только после этого делали свой выбор.

С 7 по 11 класс они уже занимались в той мастерской, которая им действительно была по душе. Так мальчики попадали иногда в кулинарную мастерскую и потрясающе готовили, а ведь могли отказаться заранее: мол, это только для девочек!

Ученик должен иметь возможность отказываться от каких-то предметов или выбирать облегченный уровень их преподавания, чтобы сосредоточиться на чем-то важном для себя.


Юрий Подкопаев

Или информатика – кто-то изучает программирование и готовится к олимпиаде, а кому-то интересно узнать, как создать свой сайт или смонтировать крутой ролик для соцсетей. Дети могут сами определять круг своих потребностей.

Старшеклассники вправе сами составлять свой учебный план. С этого года в Новой школе ученики 10 класса сами выбирали необходимые им предметы, защищали свой выбор перед родителями, обсуждали учебные планы в школе с педагогами разных кафедр. Затем были 2-3 тестовые недели, чтобы попробовать свой учебный план на прочность и реалистичность.

И те ребята, которые понимали, что взяли непомерную нагрузку, имели возможность скорректировать расписание. Это достаточно большая степень свободы, но и ответственность высокая.

В идеальной школе ученик постоянно делает выбор. Он должен решать – откажется ли от секции волейбола, где подает большие надежды, в пользу кружка олимпиадной физики, который нужен для поступления в вуз. Поедет ли вместе с друзьями в поход или отправится в Новгород с археологами на изучение берестяных грамот. Как это согласуется с планами его и планами его семьи? Это выбор, от которого зависят его дальнейшие шаги и возможное будущее.

Учитель будущего – это медиатор


Для учителя самое важное – не пресытиться, всегда ставить себе новую задачу. Когда у педагога горит глаз – он зажигает всех вокруг. Недавно я встретил нашего преподавателя химии, который нес в кабинет ящики с рассадой. Зачем она в лаборатории? Оказалось, они с ребятами ставили опыты с какими-то веществами, способными заставить растения светиться в темноте.

Мне самому, как ребенку, стало это ужасно интересно – я даже заглядывал несколько раз в лабораторию, чтобы узнать, как идет эксперимент.

Учитель должен быть профессионалом в какой-то области, без этого точно в школу лучше не ходить. А вот использует ли он в своей работе гаджеты – это, поверьте, совершенно неважно, и это точно не примета современного учителя.

До сих пор есть педагоги, которые могут нарисовать мелом идеальную окружность, прекрасно пишут и чертят на доске, и детям это нравится. Навязывать ему проектор или электронную доску просто бессмысленно.

Скажу больше, я как учитель информатики не видел ни одного исследования, в котором бы говорилось, что внедрение какой-либо технологии однозначно пошло на пользу образовательному процессу и решило какие-то педагогические задачи. Пока что у одного учителя работает это, а у другого – что-то свое. Ну так и дайте им работать!

Идеальная школа не может родиться сама собой. Это всегда предложение в ответ на запрос родителей и детей. Создать ее искусственно, насадить сверху, не понимая, для кого и для чего это делается – просто невозможно.

И в этом смысле у всех у нас есть шанс, потому что хорошая школа – это всегда командная работа учителей, детей и родителей. А еще надо понимать, что идеальная школа у каждого – своя. Потому невероятно важно, чтобы школы были разными: чтобы у ребят, их родителей и учителей был выбор: куда пойти учиться, кому доверить своего ребенка, куда пойти работать.

Не унификация, усреднение и укрупнение, а сад, в котором есть место любому цветку. Такой специальный гуманистический сад, позволяющий развивать любознательность и быть подвижным!

Фото предоставлены Новой школой

– В 1991–1998 годах Александр Григорьевич Асмолов был заместителем, потом первым заместителем министра образования России. Мне очень важно, как вы воспринимаете сегодня то, что происходило тогда.

Образование – самое главное. Оно суть всего. Хотите победить, хотите развить мир, хотите его трансформироватьначинайте с образования.

А дальше те или иные вещи, которые в трансформированных, мутированных формах продолжают быть логикой для полемики. Вы сделали точный акцент: раздать землю образованцам – подчеркиваю, не крестьянам, образованцам! – сделать образование автономным в буквальном смысле слова: автономные вузы, автономные школы, чтобы они не походили на Антея, который, отрываясь от земли в любом смысле слова, теряет собственные возможности, свои потенциалы и силы.

– А вы не считаете, что декларация, которая заведомо была невыполнима, нанесла больше вреда, чем пользы? Да, первоочередное – образование, но прошел год, два, три, и стало понятно, что ничего из обещанного Ельциным для образования не будет.

Я остановлюсь на том, что мы делали в 1989-1990 годах. Вадим Артурович Петровский и его команда разработали концепцию дошкольного образования, основанную на идеях, а не на фантазиях Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина и других классиков нашей науки. Ее вводил в жизнь Эдуард Днепров, он бы никак этого не сделал, если бы не было указа № 1 и закона 1992 года. Этот закон мотивировал указ и концепция ВНИК, которая влилась в этот закон, в указ, благодаря Рине Борисовне Стеркиной, которая курировала тогда дошкольное образование. Пошли уникальные разработки программ дошкольного образования. В 2013 году мы приняли ФГОС дошкольного образования, который сегодня работает в образовании, который живет уже семь лет. Это не грезы и не маниловщина, а реальная трансформация, которая происходила.

Кто мне скажет, что наша мечта об индивидуальном темпе развития не сбылась? Экстернат был принят тогда. Акцент на необходимости развития семейных форм образования, а не только общегосударственных, был принят тогда. Всюду наращивался потенциал вариативности.

Дело в том, что нет ничего более сложного, чем сопромат профессионального сознания учителей.

– Получается, что свободу школы поменяли на более или менее гарантированную зарплату? Ту самую, что еще Борис Ельцин обещал в указе.

Все это эмбрионы, которые, как бы ни было трудно, прорастают через слой асфальта, который каждый раз, когда меняется образовательная власть, накатывается на те всходы, которые делались до них.

– Почему Эдуард Днепров проработал министром всего два года? А Александр Тихонов еще меньше – год? С чем это было связано – запрос сверху был на то, чтобы еще больше регулировать школу?

Ключевая беда любых реформаторов, в том числе и реформаторов 90-х годов, заключалась в том, что они наступали на несколько грабель, как и сегодня мы, когда боремся с пандемией и инфодемией. Нет ничего более опасного, чем жесткий экономический детерминизм, через который оцениваются происходящие события.

Как только вы смотрите на мир через призму жесткого линейного марксизма, когда все, что происходит, определяет только милитаристская логика, вы начинаете упрощать реальность.

– Я знаком с Эдуардом Дмитриевичем, мы с ним дискутировали. Я знаю точку зрения, что Днепров не то что развалил образование, но задал те рамки, которые не надо было задавать, потому что он никогда не работал в реальном образовании, в школе, вузе, не работал руководителем среднего звена – районо, управления образования, не возглавлял региональную систему образования. Как вы считаете, действительно это был минус? Этот человек был офицером военно-морского флота и конструировал реальность, которую он идеалистически себе представлял, не чувствуя реальной жизни, потому что у него не было реального образовательного опыта?

– Вы правы, вспомнив биографию Эдуарда, упомянув, как я это называю, хотя нигде никогда не писал, что Эдуард был в буквальном смысле капитаном бригантины.

– Федеральный перечень учебников был введен как один из механизмов, связанных с развитием вариативного образования, когда, как упоминается в вашем фильме, бились разные издательства за то, чтобы создать новый контент. Иногда получалось, иногда нет. Не бывает даже 50% удач. Федеральный перечень учебников, который мы разрабатывали и долго к нему шли, в сочетании с экспертным советом, когда было множество издательств, имел свой смысл. Попадание в него было мотивом, призом, перманентным моментом, механизмом обновления контента. Федеральный перечень учебников, который был достаточно гибким, работал на то, чтоб все время разогревать новый контент.

Когда-то механизм обновления работал, сегодня, когда мы не имеем вариативности и конкуренции контентов, этот механизм становится абсурдом. Федеральный перечень учебников сегодня – нонсенс, абсурд, оксюморон.

– В интервью для нашего фильма Елена Ленская рассказала, что когда, работая в министерстве, она приезжала в Чили, которое приходило в себя после Аугусто Пиночета (государственный и военный деятель в Чили. – Прим. ред.), там был активный политик, который потом стал министром образования, и при нем была разработана программа развития образования страны. Он собрал всех прогрессивных специалистов, договорился с представителями других партий, что, с точки зрения развития образования, 20 лет они будут следовать одной логике, одной стратегии. Ленская рассказывала, что, когда они приезжали в школы, вузы, люди, которые там работали, искренне рассказывали, что они будут делать дальше и для чего. Была выстроена стратегия, чтобы страну развить. И сейчас она на довольно хорошем уровне в международных исследованиях.

Чили – другой опыт, другая линия. Мы живем в такой разнообразной стране, где главный закон – противоречие разнообразия, где выстроенные стратегии пробиваются иными путями, чем они пробиваются в Чили.

Вы точно спросили, почему тогда были сброшены Гайдар, Бурбулис, Днепров. Потому что никогда внесистемные лидеры, трансформирующие систему, не встречают рукоплесканий. У меня есть сложная формула, что развитие индивида идет через преадаптацию вида. Всегда для тех, кто рискует, кто ищет не общие пути развития, судьба Джордано Бруно является типовым сценарием.

Учебно-методический комплект, включающий программу повышения квалификации и учебное пособие с практическими заданиями, предназначен для подготовки региональных тьюторов, руководителей образовательных учреждений, руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, региональных, муниципальных проектных (стратегических) команд, команд развития (модернизации) образова тельных учреждений к реализации модульной программы обучения школьных администраторов. Материалы пособия с одинаковым успехом могут быть использованы как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико ориентированный характер, нацелены на деятельностное освоение теоретических основ и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы государственно-общественного управления образованием. Материалы могут представлять интерес для директоров, руководителей и специалистов органов управления образованием, системы дополнительного профессионального образования, системы повышения квалификации работников образования. Работа подготовлена в рамках проекта ФЦПРО "Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования", проводимого в рамках мероприятия 4 "Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений" Федеральной целевой программы развития образования на 2005-2010 гг.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Читайте также: