Утро на берегу озера никитин читательский дневник краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Тихое спокойное утро. Вся природа ещё спит. Звёзды на небе начинают постепенно скрываться. Чуть виднеется росистая тропка, а если задеть случайно ветку кустарника, то тебя обрызгает росой. Чуть дует ветерок, и вода на реке слегка разыграется. Проснулись рыбаки, спустили с крючков свои сети и несут их к лодкам. Едет вдалеке пахарь со своей сохой, ведь ему все тяжёлое по плечу. Наконец и природа пробуждается, птички поют песенки, а лес улыбается.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Утро на берегу озера было опубликовано в "Отечественных записках «в 1854 году. Было написано оно в момент некоторой ненависти Никитина на жизнь. Об этом он поведал своему приятелю Второву, а также сообщил, что возможно его все же не смогут напечатать из-за некоторых окончаний. В том же году Никитин все-таки доработал произведение, включив туда нового героя - девочку подкидыша. Это случилось из-за того, что один очень известный журнал в те времена дал стихотворению плохой отзыв, сказав стих так безусловно присутствует, но описание того что рыбаки в один прекрасный день поймали большой улов звучит слишком пусто. Видимо поэт при написании тоже ощущал некую пустоту.

Критик Добролюбов подметил, что в стихотворении не хватает цельности и выразил свое недовольство в том, что Никитин возможно больше думает о том как-бы покрасивее все описать. Это заключалось особенно в том что вместо того чтобы больше внимание уделить эстетики, которая являлась главнейшей составляющей произведения, поэт намного детальнее и точнее описывал образы пейзажа и атмосферы стихотворения. Это и касалось образа девочки подкидыша и ее печально сложившейся судьбы. Однако, несмотря на такой отрицательный отзыв, произведение показывает, насколько Никитин был мастером в своем творчестве и каким ярким были образы его пейзажей.

Стихотворение начинается с описания раннего утра, когда природа еще спит и вокруг тишина. Дует легкий ветерок на зеленый луг, по озеру, озаренным огнями ,плывёт стая лебедей. Рыбаки прибыли на озеро половить рыбу. Они расставляют сети. Посмотреть на это собрались дети: двое мальчишек и девочка ,следящая за ними из-за кустов. Ребятня искренне радуется каждый раз, как рыбаки тянут свои сети и громко вскрикивают. И вот, наконец, долгожданный улов оказывается в руках у рыбаков и им не терпится взглянуть на то, что они поймали. На землю падают множество окуней и линьков. Дети снова начали весело шуметь и принялись собирать рыбу по мешкам. В этот момент девочке тоже становится любопытен этот процесс, и она хочет помочь. Один из мальчишек не оценивает ее помощь и просит, чтобы она ушла, а другой его отдергивает и говорит, что так поступать нельзя. Рыбаки наблюдают за перепалкой ребят, и тоже начинают спорить между собой. Один из них сетует на то, что за все нужно платить, хлеб становится дороже и на подкидыша тратить лишнюю копейку или оказывать какую- то помощь он не намерен. А другой наоборот жалеет девочку, указывая на ее худобу и надеется, что она вырастет трудолюбивой и здоровой.

Немного пообсуждав насущные дела ,мужики ушли в деревню ,а мальчишки поплелись вслед за взрослыми. Лишь одна девочка осталась на месте, провожая их грустным заплаканным взглядом.

Картинка к стихотворению Утро на берегу озера

Утро на берегу озера Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды,

А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

В стихотворении Ивана Никитина "Утро", всё пропитано красотой этой поры суток. Перед глазами читателя сразу возникает прекрасная картина. В предрассветной поре меркнут и гаснут звёзды. Природа ещё не проснулась. Всё дремлет и ждёт наступления рассвета. А за озером уже виднеются просторы лугов, нал которыми расстилается лёгкой дымкой туман. И вот, под творческим порывом поэта, природа начинает оживать.

Тишина, начинает постепенно уступать место звукам и запахам. На горизонте разгорается ярким пламенем солнце. Начинается новый день. Читатель видит рыбаков, которые уже сняли с шестов сети и несут их к лодкам. А ранние птички заводят свои весёлые песенки, встречая новый день.

Читая это произведение, начинаешь понимать, какое прекрасное утро увидел поэт, какие светлые и яркие краски он внёс в свои строки! Может быть, в его жизни было что - то такое тяжёлое, от чего он страдал. Не зря он написал печальные строки о страданиях своей души. Но, несмотря на это, он заканчивает своё произведение не горькой нотой, а радуется всему живому.

Анализ стиха Утро на берегу озера. 5 класс по план кратко

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д.);
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п.);
  • Повторы (огонь).

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество — занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.

LiveInternetLiveInternet


Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!


Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

По писателю: Никитин Иван Саввич

Анализ стихотворения Никитина “Утро

Стихотворение “Утро” , написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло.

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы. Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении “Утро” фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза “да” вместо “и” (“солнце да утро веселое”).

нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра – птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди – рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества – нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку “Утру” давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение “Утро”. Авторы – Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

Природа в стихах И. С. Никитина: анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Счастье летнего утра

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки.

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

Читая это произведение, начинаешь понимать, какое прекрасное утро увидел поэт, какие светлые и яркие краски он внёс в свои строки! Может быть, в его жизни было что — то такое тяжёлое, от чего он страдал. Не зря он написал печальные строки о страданиях своей души. Но, несмотря на это, он заканчивает своё произведение не горькой нотой, а радуется всему живому.

Читайте также: