Вводный инструктаж это в школе

Обновлено: 02.07.2024

Вводный инструктаж – обязательный элемент охраны труда на любом производстве и в любой организации. Лучше сделать все зависящее от работодателя, чтобы постараться не допустить аварийных ситуаций и травматизма среди работников, тем более что вводный инструктаж жестко предписан трудовым законодательством. Это самая первая процедура, которой должен подвергнуться каждый новый работник, до того как начать свою славную трудовую деятельность на новом поприще.

Ниже мы разберем, каковы обязательные элементы вводного инструктажа по охране труда, уточним его функции и назначение, а также приведем приблизительный образец этого вида инструктажа.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что такое вводный инструктаж

Вводный инструктаж обязателен для каждого вновь трудоустроенного сотрудника, независимо от должности и ранга. В число пришедших на работу входят:

  • вновь трудоустроенные сотрудники;
  • восстановившиеся после увольнения;
  • прибывшие в командировку; ;
  • работники из других организаций, выполняющие какие-либо действия на территории организации.
  • самом предприятии;
  • своем личном или коллективном рабочем месте;
  • правилами внутреннего распорядка;
  • требованиями дисциплины;
  • другими важными особенностями.

Кто может быть инструктором

Это важный вопрос, который нужно решить работодателю, прежде чем издавать приказ о вводном инструктаже. Люди, могущие проводить такое обучение, определены п. 7.8 ГОСТа 12.0.004-90. К ним могут относиться:

  • подготовленный специалист – инженер по охране труда;
  • опытный работник, избранный для этой цели руководством;
  • сам начальник или его представитель;
  • представитель аккредитованной организации, занимающейся охраной труда;
  • мастер, преподаватель, прораб, начальник структурного подразделения и т.п.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ответственность инструктора, выбранного для проведения вводного инструктажа, закрепляется в приказе руководства.

Нужна программа

Для мероприятия, проводящегося на постоянной основе, каким является вводный инструктаж, нужна разработанная и утвержденная руководством организации программа. Ее может создать как специалист по охране труда, так и сторонняя организация, выполняющая подобные функции. В программе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • краткое содержание инструктажа;
  • подробная расшифровка каждого пункта;
  • кто будет проводить данный вид инструктажа;
  • на основании какого именно документа;
  • сроки проведения.

Утверждение программы

Производится руководителем или начальником службы охраны труда, если такая имеется на предприятии. Для утверждения издается приказ по организации, номер которого обозначается на титульном листе программы, а также скрепляется личной подписью того, кто произвел утверждение, ставится печать.

ВАЖНО! В некоторых случаях программа вводного инструктажа требует согласования с профсоюзом или конкретными специалистами.

Примерный перечень пунктов вводного инструктажа по ОТ

  1. Общая информация о предприятии.
  2. Специфика деятельности.
  3. Важные моменты законодательства, касающиеся охраны труда:
    • что зафиксировано в трудовом договоре;
    • режим труда и отдыха;
    • особенности работы несовершеннолетних;
    • как охраняется женский труд;
    • положенные компенсации и льготы.
  4. Внутренний распорядок и ответственность в случае нарушений.
  5. Как вести себя на территории, а также других помещениях, принадлежащих организации.
  6. Где расположены все важные объекты на предприятии.
  7. Какие факторы могут навредить или представить опасность.
  8. Что и как именно применяется для профилактики несчастных случаев:
    • средства защиты (коллективные и индивидуальные);
    • предупреждающие знаки;
    • сигнализация и пр.
  9. Требования к санитарии и личной гигиене в процессе труда.
  10. Разбор уже имевших место аварий и несчастных случаев.
  11. Противопожарная безопасность. Порядок действий персонала.
  12. Что предпринимать, если несчастный случай все же произошел.
  13. Как помочь тем, кто пострадал.
  14. Как в данной организации оформляются и расследуются чрезвычайные ситуации.

ВНИМАНИЕ! Многие профессиональные сайты в сети Интернет предоставляют шаблоны программ, которые легко адаптировать под конкретные организации.

Пример конкретной программы вводного инструктажа по охране труда

Программа вводного инструктажа для организации

вводного инструктажа по охране труда

  1. Текст каждой лекции.
  2. Перечисление технических средств обучения, применяемых при инструктаже.
  3. Образец журнала фиксации вводного инструктажа.

Фиксация прошедших через вводный инструктаж

  • дата инструктажа;
  • ФИО и должность обучаемого;
  • ФИО и данные инструктора;
  • подписи обеих сторон.

Можно вносить и дополнительную информацию, если это сочтет нужным руководитель, например, результаты проверки эффективности инструктажа.

Требования к деловой документации обязывают нумеровать страницы журнала, прошивать их и скреплять печатью.

К СВЕДЕНИЮ! Образец титульной и первой страниц данного журнала нужно присовокупить к утвержденной программе вводного инструктажа в качестве приложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно действующему законодательству образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.

Все работники образовательного учреждения согласно своим должностным инструкциям обязаны соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормативы.

А учащиеся обязаны:

соблюдать требования техники безопасности;

соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам в образовательном процессе и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по технике безопасности, проверку знаний требований техники безопасности;

при возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом дежурному учителю или администратору и действовать в соответствии с его указаниями;

Вводный инструктаж по технике безопасности для учащихся

Согласно действующему законодательству образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.

Все работники образовательного учреждения согласно своим должностным инструкциям обязаны соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормативы.

А учащиеся обязаны:

соблюдать требования техники безопасности;

соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам в образовательном процессе и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по технике безопасности, проверку знаний требований техники безопасности;

при возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом дежурному учителю или администратору и действовать в соответствии с его указаниями;

знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь;

немедленно извещать своего классного руководителя или другого работника школы о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого отравления;

проходить обязательные предварительные (перед началом занятий на уроках физкультуры и информатики) и периодические (в течение процесса обучения) медицинские осмотры (диспансеризацию), а также проходить внеочередные медицинские осмотры в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

дверь в коридор (рекреацию), на лестницу открывать осторожно, чтобы не нанести ею травму другим людям, предварительно убедившись в том, что при этом не произойдет столкновения с другими учащимися (взрослыми);

выходить из коридора (рекреации), сходить с лестницы, соблюдая очередность, пропуская вперед младших, взрослых и не создавая сутолоки;

проходя мимо дверей соблюдать осторожность во избежание получения травмы открывающейся дверью;

при ходьбе по лестницам придерживаться правой стороны;

неукоснительно выполнять все указания дежурного учителя и администратора;

постоянно поддерживать порядок и чистоту в коридорах (рекреациях), на лестницах.

бегать по коридорам (рекреациям), лестницам;

толкаться, устраивать потасовки;

оставлять в проходах и на лестницах портфели, сумки и другие предметы;

собираться в группы в узких местах коридоров и на лестницах;

пользоваться лестницами без ограждений;

находиться рядом с перепадом высот при отсутствии ограждений;

выносить в коридор (рекреацию), на лестницу и из коридора (рекреации) любые предметы (мебель, оборудование и т.д.).

Правила поведения для учащихся.

Правила поведения для учащихся — локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий в соответствии с Уставом школы основные права, обязанности и ответственность учащихся.

1. Общие правила поведения

1.2. Учащиеся обязаны:

выполнять Устав школы, настоящие Правила и иные локальные акты, регламентирующие их деятельность;

проявлять уважение к старшим, подчиняться требованиям работников школы, заботиться о младших;

уважать в учителе человека, ценить его стремление передать им знания;

здороваться в помещении школы со всеми взрослыми;

уступать дорогу взрослым, старшие – младшим, мальчики – девочкам;

выполнять требования работников школы и дежурных учащихся;

вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы;

своевременно проходить все необходимые медицинские осмотры;

беречь имущество школы, аккуратно относиться как к своему, так и к чужому имуществу;

соблюдать пропускной режим;

нести ответственность за порчу имущества школы, грубые нарушения дисциплины в школе и вне ее;

выполнять учебный план и программы школы в соответствии со своим возрастом и статусом.

1.2. Учащимся запрещается:

без разрешения педагогов уходить из школы и с её территории в учебное время.

приводить в помещение школы, на её территорию и на любые мероприятия, проводимые школой, посторонних лиц без разрешения администрации;

курить в помещении школы, на ее территории и на любых мероприятиях, проводимых школой;

приносить, передавать, использовать в школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса и (или) деморализовать образовательный процесс;

приносить, передавать, использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам, возгораниям и отравлению;

применять физическую силу для выяснения отношений;

осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм, порчу личного имущества обучающихся и сотрудников школы, имущества школы и т.п.

1.3. За нарушение настоящих Правил учащиеся привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. Поведение учащихся на учебных занятиях

2.1. Учащиеся обязаны:

присутствовать только в одежде делового (классического) стиля, определенного Положением о внешнем виде учащихся (кроме занятий, требующих специальной формы одежды);

на учебных занятиях, требующих специальной формы одежды (физкультура, труд и т.п.) присутствовать только в специальной одежде и обуви;

отключать мобильные телефоны и любые иные электронные устройства;

при входе педагога в кабинет (помещение), встать в знак приветствия и сесть только после его разрешения (подобным образом учащиеся так же приветствуют любого взрослого, вошедшего в кабинет (помещение) во время занятий;

для обращения к педагогу поднять руку и только после получения его разрешения обратиться к нему;

выходя отвечать к доске или по указанию педагога, положить дневник и тетрадь по данному предмету на его стол;

выполнять требования техники безопасности в конкретном помещении (во время проведения конкретных занятий).

2.2. Учащимся запрещается:

шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других учащихся.

2.3. Учебное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.

2.4. Завершение учебных занятий осуществляется только после разрешения педагога.

3. Поведение учащихся на внеучебных и внеклассных мероприятиях

3.1. Учащиеся обязаны:

иметь внешний вид, определенный соответствующим Положением, Приказом или Распоряжением;

выполнять требования техники безопасности в конкретном помещении (во время проведения конкретных мероприятий);

соблюдать правила поведения на конкретном мероприятии.

3.2. Учащимся запрещается:

использовать мобильные телефоны и любые иные электронные устройства без разрешения ответственного лица или соответствующего Приказа или Распоряжения;

отвлекаться самому и отвлекать других учащихся от мероприятия посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к нему, делами.

3.3. Завершение внеучебных и внеклассных мероприятий осуществляется только после разрешения ответственного лица.

4. Поведение учащихся во время перемен

4.1. Учащиеся обязаны:

постоянно поддерживать чистоту и порядок в помещении школы и на ее территории;

выполнять соответствующие требования техники безопасности.

4.2. Учащимся запрещается:

бегать по коридорам (рекреациям), лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр; толкаться, устраивать потасовки;

садиться и становиться на подоконники.

За нарушение правил поведения для учащихся и Устава школы предусмотрена дисциплинарная ответственность (вплоть до исключения).

Договор с родителями

Договор с родителями — локальный правовой акт, регулирующий социально-правовые отношения в образовательном учреждении и заключенный родителями (законными представителями) учащегося и школой в лице директора. Он отражает те особенности взаимоотношения образовательного учреждения и законных представителей учащегося, которые не нашли своего отражения в Федеральном законодательстве.

Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами.

Методы и средства предупреждения несчастных случаев

Основными методами предупреждения несчастных случаев являются:

обучение учащихся безопасным приемам в процессе обучения и воспитания (инструктаж);

неукоснительное соблюдение учащимися установленных правил и норм поведения, предусмотренных локальными актами школы.

Действия учащихся при несчастных случаях

При несчастном случае учащийся обязан:

немедленно проинформировать об этом своего классного руководителя или другого работника школы;

оказать содействие работникам школы в оказании первой помощи пострадавшему.

Ответственность учащихся за нарушение требований техники безопасности

За нарушение требований техники безопасности действующим законодательством для учащихся образовательных учреждений предусмотрены следующие виды ответственности:

за не прохождение, в установленном порядке, предварительного медицинского осмотра перед посещением занятий по физкультуре перевод в специальную группу по физкультуре и недопущение к занятиям в спортивных кружках и секциях;

за не прохождение, в установленном порядке, предварительного медицинского осмотра перед посещением занятий по информатике недопущение к самостоятельной работе с компьютером.

Кроме того, к учащимся могут быть применены взыскания, предусмотренные Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

Статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателей проводить инструктажи по охране труда. Инструктажи проводятся для всех трудоустраиваемых и для некоторых других категорий работников (ст. 255 ТК РФ). В нашей статье речь пойдет о самом первом вводном инструктаже, который проводится сразу при приеме лица на работу, а также о том, какими документами он оформляется, кто инструктирует сотрудников и какие сведения должны быть доведены до них.

Что такое вводный инструктаж по охране труда

Вопросы проведения инструктажей ПОТ, в том числе вводного, урегулированы порядком, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Из документа следует, что вводный инструктаж — это ознакомление трудоустраиваемых лиц со следующей информацией:

  • производственными факторами, имеющими опасный или вредный характер;
  • требованиями охраны труды, включенными в локальные нормативные акты компании;
  • инструкциями ПОТ;
  • эксплуатационной и технической документацией;
  • требованиями по безопасности труда — о безопасных методах и приемах исполнения должностных обязанностей.

В пункте 2.1 порядка определены категории лиц, подпадающие под обязательное вводное инструктирование:

  • принимаемые на работу;
  • сотрудники, переводимые на другую работу;
  • прикомандированные к компании лица;
  • сотрудники из других фирм, работающие на выделенном им участке;
  • студенты, прибывшие на практику в компанию;
  • другие лица, принимающие участие в производственном процессе.

Так, в письме от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157 Минтруд РФ разъяснял, что к иным участникам производственной деятельности можно отнести работников по договорам гражданско-правового характера. В связи с этим в ГПД с этой категорией лиц требуется включить условие о прохождении инструктажей и ответственность за его несоблюдение.

При разрешении вопроса о моменте проведения вводного инструктирования нужно учитывать разъяснения Роструда, приведенные в письме от 18.06.2020 № ПГ/30985-03-3.

Ведомство сообщало, что инструктаж касается именно сотрудников, а не соискателей. Говоря о необходимости проведения вводного инструктирования с принимаемыми на работу лицами, законодатель имеет в виду не соискателей, а тех, кого уже принимают на работу.

Поэтому инструктаж трудоустраиваемого лица проводится непосредственно в день его приема на работу. Трудовое законодательство не содержит норм, предписывающих инструктировать соискателей.

Порядок оформления вводного инструктажа

Чтобы правильно оформить мероприятия по проведению вводного инструктажа, нужно обратиться к Межгосударственному стандарту (ГОСТ 12.0.004-2015), введенному в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст.

Им определено, что инструктирование ПОТ проводится в порядке, регламентированном работодателем. При этом учитывается специфика производственного процесса, условия труда, вид обязанностей инструктируемого сотрудника и вид инструктажа.

Для организации инструктажа разрабатывается спецпрограмма. При инструктировании используются специально подготовленные обучающие средства: инструкция, пособие, методичка, инструкция в формате видео, компьютерная программа.

По итогам инструктирования работника тестируют на усвоение информации, в том числе с помощью компьютерного теста. Факт проведения инструктажа записывают в специальный журнал. Образец журнала, где происходит регистрация инструктажа, приведен в приложении к ГОСТу. Работодатель может взять этот бланк за основу. Внесенная в журнал запись заверяется обеими сторонами, следом проставляются дата и время инструктирования.

Кроме того, результаты проверки знаний ПОТ оформляют протоколом. Делается регистрация в личной карточке прохождения обучения.

Таким образом, порядок оформления вводного инструктажа включает в себя:

  • подготовку и утверждение программы вводного инструктирования (список примерных вопросов, включаемых в программу, приведен в ГОСТ);
  • издание приказа об утверждении программы;
  • оформление журнала регистрации проведенных инструктажей (рекомендуемая форма приведена в приложении к ГОСТ);
  • определение ответственного за проведение инструктажа;
  • проставление отметки о проведении вводного инструктажа в личной карточке прохождения обучения (бланк рекомендован ГОСТом).

Отметим, что формы вышеприведенных документов работодатель может утвердить и самостоятельно. Применять рекомендованные ГОСТом бланки необязательно.

Как пояснял Минтруд в письме от 09.11.2018 № 15-2/ООГ-2749, применение ГОСТ 12.0.004-2015 носит добровольный характер.

Кто проводит вводный инструктаж по охране труда

Согласно статье 217 ТК РФ в компаниях с численностью персонала от 50 человек, занимающихся производственной деятельностью, вопросами охраны труда обязана заведовать специальная служба (СОТ). В качестве альтернативы можно ввести должность специалиста ПОТ, который должен обладать необходимой подготовкой в области трудохраны и опытом работы.

В письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 Минтруд РФ указывал, что производственная деятельность может принимать различные формы в разных экономических отраслях. Заниматься ею могут не только юридические, но и физические лица. Такая деятельность не касается создания исключительно материальных ценностей. Производственной будет и деятельность по созданию нематериальных благ, в том числе и оказание различного вида услуг.

Это значит, что требование о создании СОТ или введении должности специалиста в равной мере распространяется и на бизнес с 50 и более сотрудниками, чья работа не связана с непосредственным созданием какой-либо продукции.

О том, что к функциям СОТ относится проведение вводного инструктажа, прямо сказано в п. 7.13 рекомендаций по организации работы СОТ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14.

Относительно компаний с меньшей численностью персонала ТК РФ гласит, что создавать службу или утверждать должность специалиста излишне. В этом вопросе учреждения вправе ориентироваться на специфику своего производственного процесса.

В части 3 статьи 217 ТК РФ сказано, что при отсутствии службы и специалиста вопросами охраны труда, включая и проведение вводного инструктирования, будут управлять

  • лично работодатель — ИП;
  • руководитель фирмы или иное уполномоченное им лицо;
  • компания или отдельный специалист, предоставляющие услуги в сфере охраны труда по ГПД (должна быть аккредитация).

Если руководитель компании является ее единственным сотрудником, с которым заключен трудовой договор, то он вправе проинструктировать сам себя. Об этом сообщал Роструд в письме от 27.04.2017 № ПГ/08346-03-3. При этом ведомство обращало внимание, что и в данном случае проводить вводный инструктаж вправе только лицо, прошедшее соответствующее обучение в специальной аккредитованной организации.

Программа вводного инструктажа по охране труда — 2022

Согласно абзацу 2 пункта 2.1.2 порядка, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, программу удостоверяет наниматель или уполномоченное им лицо с учетом норм законодательства и особенностей своего вида бизнеса.

Более подробно вопрос разработки программы освещен в ГОСТ 12.0.004-2015. В нем указано, что программа должна обязательно информировать сотрудника о профрисках на его месте работы, об обязанностях ПОТ и ответственности.

С учетом этой цели выделены основные вопросы, которые должны быть включены в программу.

1. Основная информация о компании, особенности ее деятельности, дислокация служб, отделов, подразделений.

2. Законодательные положения о труде и об охране труда:

  • время работы и отдыха;
  • гарантии и компенсации;
  • вопросы работы слабого пола и несовершеннолетних;
  • правила трудораспорядка и санкции за их нарушение;
  • организационные вопросы работы ПОТ, вопросы госнадзора в этой области.

3. Условия труда, в том числе факторы производства, имеющие вредный и опасный характер.

4. Вопросы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, электротравматизма.

5. Обязанности сотрудника в сфере ОТ.

6. Правила поведения на рабочем месте.

7. Вопросы производственной санитарии и персональной гигиены.

8. Предоставление СИЗ (процедура, нормы, сроки эксплуатации).

9. Несчастные случаи и их причины, произошедшие на аналогичных производствах.

10. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, их документальное оформление, соцобеспечение при производственном травматизме.

11. Вопросы пожарной безопасности, предотвращения пожаров, регламентация действий сотрудников при их возникновении.

12. Действия при несчастных случаях, оказание первой помощи.

Конкретное содержание программы определяется в зависимости от категории сотрудника. Поэтому оно может различаться. Об этом сказано в ГОСТе.

Утверждение программы вводного инструктажа по охране труда

Нормами закона не регламентирован образец программы вводного инструктажа. Также нет и рекомендуемого бланка для такой программы. Как было сказано выше, ГОСТ 12.0.004-2015 дает только примерный перечень вопросов, которыми следует руководствоваться при разработке программы, не забывая и о специфике своего вида деятельности. О том, что программу утверждает наниматель, прямо сказано в порядке, утвержденном постановлением № 1/29.

Чтобы ввести указанный документ для внутреннего использования, работодатель должен издать приказ об утверждении программы вводного инструктажа по охране труда.

В приказ включаются обязательные реквизиты: наименование компании, дата, номер, а также прописывается, что программа утверждается во исполнение требований законодательства о прохождении принимаемыми на работу лицами вводного инструктажа. Целесообразно обозначить лицо, ответственное за проведение инструктажа, и в приложении привести разработанную работодателем программу.

Образец программы вводного инструктажа по охране труда

к Приказу от 15.03.2022 № 12

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью данной программы является информирование работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

1.2. Ответственный за проведение вводного инструктажа — специалист по охране труда.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖА

2.1 Инструктаж проводится в кабинете специалиста по охране труда.

2.2. Вводный инструктаж проводят для всех принимаемых на работу лиц, работников, переводимых на другую работу, сотрудников, прибывших в командировку, практикантов.

2.3. Факт проведения инструктажа вносится в журнал проведения инструктажей с проставлением подписей инструктора и инструктируемого лица.

2.4. Время проведения инструктажа составляет 2,35 часа.

3. ПРОГРАММА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

№ п/п

Тема

Продолжительность (в часах)

Общие сведения об организации, характерные особенности производственной деятельности. Расположение цехов, вспомогательных помещений.

Основные положения законодательства о труде и об охране труда. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Правила внутреннего трудового распорядка. Гарантии и компенсации. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Правила предоставления СИЗ.

Охрана труда в организации. Государственный надзор за ее состоянием

Обязанности работника по охране труда. Безопасность на рабочем месте. Правила поведения на территории работодателя.

Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы. Средства коллективной защиты. Система предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение при производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Санитарные требования и личная гигиена. Нормы выдачи СИЗ.

Обстоятельства и причины несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на схожих производствах. Способы их предотвращения. Действия при их возникновении.

Первая помощь пострадавшим.

Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Изучает с обучающимися (воспитанниками) Правила по охране и безопасности труда, строго их соблюдает при проведении учебно-воспитательного процесса.

2. Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья школьников во время учебно-воспитательного процесса.

3. Немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае.

4. Обеспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса, проводит инструктаж по охране труда и личной безопасности обучающихся с регистрацией с специальном журнале.

5. Воспитывает у учащихся чувство личной ответственности за соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, дорожного движения и т.д.

6. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

7. Обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Инструкция № 1 по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)

1. По дороге в школу и обратно необходимо:

– переходить дорогу только в установленных местах
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет
– осуществлять переход через железнодорожные пути в установленных для этого местах

2. В школе имеются учебные кабинеты повышенной степени опасности: химический, физический, информатики, мастерские технического и обслуживающего труда, спортивный зал. Во время занятий в этих кабинетах необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.

3. Во избежание травмоопасных ситуаций в школе нельзя:

– бегать и толкаться во время перемен
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду

4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы. медицинский кабинет находится на 2 этаже. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.

5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, заместителей директора.

6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся школы должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение класса и организованно выходят из школы вместе с учителем в соответствии с планом эвакуации. Во время эвакуации класс должен иметь при себе список учеников (классный журнал).

7. При появлении в школе посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему учителю.

8. Не допускается нахождение в школе бродячих кошек и собак.

9. Недопустимо курить в помещении школы, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.

10. Находясь в школьной столовой, необходимо проявлять аккуратность, не оставлять продуктов питания на столах, не сорить на пол. Во время еды следует вести себя спокойно, не размахивать столовыми приборами. Не кричать и не толкаться. Перед приемом пищи обязательно вымойте руки с мылом. Нельзя в буфете в верхней одежде и головном уборе.

11. Участвуя в проведении уборки помещений и классов школы, необходимо соблюдать меры безопасности. При мытье окон запрещается высовываться из них.

12. В школе не допускается применение психического и физического насилия в отношении учащихся, все споры должны разрешаться только мирным путем.

13. Ученики школы должны выполнять требования дежурных учителей и учащихся.

Инструкция № 2 по пожарной безопасности

Для младших школьников

  1. Нельзя трогать спички и играть с ними
  2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью
  3. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту
  4. Нельзя разводить костры и играть около них
  5. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом родителям или взрослым.

Для старших школьников

  1. Следить, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте спички в недоступные для малышей места
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети
  4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости, и зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам
  5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка)
  6. Не оставляйте незатушенных костров
  7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух или сухую траву
  8. При обнаружении пожара сообщите взрослым и вызовите пожарных по телефону 101.

На территории школы

  1. На территории школы запрещается разводить костры, зажигать факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы
  2. Запрещается курить в здании школы и на ее территории
  3. Запрещается приносить в школу спички, горючие жидкости (бензин, растворители), легковоспламеняющиеся вещества и материалы
  4. Запрещается пользоваться в классах и кабинетах осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью
  5. Категорически не допускается бросать горящие спички в контейнеры-мусоросборники
  6. В случаях пожарной опасности производится эвакуация школы

Инструкция № 3 по электробезопасности

  1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности.
  2. Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы.
  3. Не вставляйте вилку в розетку мокрыми руками.
  4. Никогда не тяните за электрический провод руками – может случиться короткое замыкание.
  5. Ни в коем случае не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него – может ударить током.
  6. Не пользуйтесь утюгом, чайником, плиткой без специальной подставки.
  7. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду при включенном в сеть нагревателе.
  8. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
  9. Не вешайте цветочные горшки над электрическими приборами.
  10. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  11. Не прикасайтесь к провисшим или лежащим на земле проводам.
  12. Опасно влезать на крыши домов и строений, где вблизи проходят линии электропередачи, а также на опоры (столбы) воздушных линий электропередачи.
  13. Не пытайтесь проникнуть в распределительные устройства, трансформаторные подстанции, силовые щитки – это грозит смертью!
  14. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочек.
  15. Не пытайтесь проводить ремонт электроприборов при их включенном состоянии (в электросети).
  16. В случае возгорания электроприборов, если вы не можете погасить вспышку пожара, вызывайте по телефону пожарную службу.

Инструкция № 4 по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

Инструкция № 5 по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

Запрещается:

Безопасность на льду

  1. Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см – безопасный, он выдерживает одного человека.
  2. Непрочный лед – около стока вод с заводов, фабрик и др.
  3. Тонкий и рыхлый лед – вблизи камыша, кустов, под сугробами.
  4. Площадки под снегом следует обойти.
  5. Ненадежный лед – в местах, где бьют ключи, быстрое течение, где впадают ручьи.
  6. Нельзя проверять лед ударом ноги.
  7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по проложенной лыжне.
  8. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 метров).
  9. Если вы провалились, необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда, удерживаться от погружения с головой.
  10. Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбраться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги.
  11. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, обратную направлению движения.
  12. Добравшись до берега, идите домой. Переоденьтесь в сухую одежду, выпейте горячий чай.

Инструкция № 6 по безопасному поведению детей на объектах железнодорожного транспорта

Чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожного транспорта, необходимо соблюдать следующие правила:

Читайте также: