Устав львовской братской школы

Обновлено: 05.07.2024

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт.

Педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

1) констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.

Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Основными требованиями к разработке анкетявляются:

· точность формулировок анкеты;

· лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет:

· анкета закрытого типа,

Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешаннаяанкетасодержит элементы открытой и закрытой анкет.

РОЗВИТОК НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КИЕВСКОЙ РУСИ И В УСТНОЙ НАРОДНОЙ ТВОРЧЕСТИ. ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОСЛАНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ.

Педагогическая мысль Древней Руси дошла до нас в памятниках литературы и письменности, не носящих собственно педагогического характера. Особенность древнерусской педагогической мысли заключалась в том, что педагогика не выделилась в специальную область знания, не стала теоретической дисциплиной; не было специальных педагогических трактатов; способы и средства выражения педагогических идей были весьма далеки от современных. Педагогические по своей сути идеи (цели воспитания, воспитательный идеал, задачи, характер и содержание обучения и т. д.) можно обнаружить в самых разнообразных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, а также в устных проповедях, церковной и бытовой практике и пр.

Вот краткое содержание Поучения Мономаха:

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову не дайте в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.




поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме:

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ В УКРАИНЕ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ. УСТАВ.

Братские школы - это украинские национальные учебные заведения в XVI - XVIII вв.

Они начали создаваться в 80 - х годах XVI в., их организовывали и удерживали церковные братства с целью укрепления православия. Первую братскую школу учредило Успенское братство во Львове (1586). По ее образцу создавались братские школы в разных городах Украины.

Братские школы были двух типов: элементарного и повышенного, в корне отличались от других существующих школ, например, протестантских, католицьких, православных монастырских и национальных: еврейских, армянских и т.д.. Предметы в этих школах преподавались на родном языке, изучалась античная литература, философия, развивались умственные способности учащихся, в определенной степени - демократизация.

Учеников, как правило, делили на три группы: одни учились распознавать буквы, другие - читать и. учить наизусть определенный учебный материал, третьи - рассуждать, объяснять прочитанное. Читать и писать учились на славянском языке.

В школах вводились элементы классно урочной системы обучения, а также различные методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение. Для закрепления учебного материала широко практиковалось повторения.

Особое место в истории развития образования в Украине занимает Львовское братство. Организация учебного процесса Львовской братской школы зафиксирована в Уставе, который стал образцом для других братских школ.

В 9 утра начинались занятия летом, а зимой учитель сам определял время начала обучения. Ученик занимал место в классе, которое определялось результатами его успехов. Если кто-то из учеников не заявлялся на урок - учитель посылал кого-то из воспитанников выяснить причину. Учебный день начинался с молитвы, а затем школьники отвечали домашнее задание и проверялись выполненные дома письменные работы. После этого учитель объяснял новый материал и выдавал ученикам задания, чтобы они переписали их дома. Иногда урок проходил в форме беседы или диспута. Затем отдых. Дети обедали и снова возвращались в школу, выполняли и проверяли домашние задания друг у друга.

Устав предусматривал не только режим учебной деятельности учащихся, но и регламентировал работу учителей. Так за поведением воспитанников следили специально предназначенные воспитатели или старшие воспитанники школы.

Особого внимания, на наш взгляд,. заслуживают отношения братской школы и родителей, которые были зафиксированы в уставе. Когда отец приводил сына в школу, то подписывал соглашение с учителем, где указывалося, чего школа должна научить ученика. Кроме того, в соглашении определялись и обязанности родителей или опекунов - способствовать обучению и воспитанию своего ребенка. Соглашение подписывалось в присутствии двух свидетелей, чаще всего это были соседи. Обязанностью родителей была проверка домашнего задания.

В школу принимались дети всех сословий. Детям из бедных семей предоставлялась материальная помощь. А сироты были под полным опекой братства.Среди основателей Киевского братства был деятели украинской культуры С. Копыстянский, Гетман П. К. Сагайдачный объявил о вступлении в Киевское братство всего регистрируемого казачества.

Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

Судьба Б. ш. на западнорус. землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Б. ш. потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

Организация учебного процесса

Б. ш. были устроены по образцу протестант. гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском уч-ще.

Большое внимание в Б. ш. уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

Учебная литература

Важнейшие Б. ш.

Одним из первых руководителей львовской школы являлся Стефан Зизаний, преподававший там церковнослав. язык. В 1592 г. он стал ректором школы, в следующем году переехал в Вильно. Видную роль в организации школы и в первые годы ее деятельности играл также учитель греч. языка архиеп. Элассонский и Димоникийский Арсений. До 1592 г. в школе преподавали Лаврентий Зизаний, Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), покинувшие Львов из-за конфликта с еп. Гедеоном. Одним из первых учеников львовской школы был Иов (Борецкий; впосл. Киевский митрополит; в миру Иван), в 1604 г. ставший ее ректором.

В нач. XVII в. школа пришла в упадок в связи с недостатком средств, однако с помощью Кирилла Лукариса в 1616 г. уровень преподавания в ней был восстановлен, в 1619 г. Виленское братство уже вновь просило о присылке учителей из Львова. С кон. 20-х гг. XVII в. преподавание в школе вновь начало ухудшаться из-за гонений со стороны иезуитов и переезда лучших преподавателей школы в более спокойный Киев. Тесные связи львовской школы с Киевской академией сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв., несмотря на вхождение Киева в состав России и принятие Львовским братством в 1708 г. унии. Мн. ученики львовской школы заканчивали свое образование в Киеве, а затем, вернувшись во Львов, становились там учителями. Львовская школа была закрыта австр. властями в 1790 г.

С начала своего существования виленская школа терпела нападки со стороны виленской иезуитской академии (преобразована из коллегии в 1579). В 1598 г. студенты академии учинили разгром братской школы. Однако, несмотря на потерю учителей, школа не прекратила своего существования и оставалась одной из наиболее влиятельных Б. ш. Согласно привилею кор. Владислава IV (1635), только виленской и киевской школам разрешалось преподавать латынь и греческий. Виленское братство стало во главе всех лит. братств, мн. мон-ри поступили под протекторат братского мон-ря, в т. ч. могилёвский Богоявленский, Евейский, Купятицкий, Буйничский и др. Братство обязывалось обеспечивать мон-ри учителями, к-рых готовило в своей школе. Упадок уч-ща начался во 2-й пол. XVII в., в кон. столетия братская типография закрылась, однако школа продолжала действовать. В 40-х гг. XVIII в. братство просило Святейший Синод Русской Церкви о присылке учителя. После пожара 1749 г. братство было разорено, и школа, если и продолжала существовать, влачила жалкое существование.

Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

В 1632 г. киевская школа приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634 король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики. Выпускниками школы в XVII в. были выдающиеся укр. и белорус. церковные писатели, ораторы, богословы - Иоанникий (Галятовский), Лазарь (Баранович), Симеон Полоцкий, Епифаний (Славинецкий) и мн. др. Просветительские возможности школы в немалой степени были усилены использованием для школьных нужд типографии Киево-Печерского мон-ря.

В 1658 г. постройки коллегии пострадали от пожара, в результате конфискаций земель ухудшилось ее материальное обеспечение. Положение школы изменилось к лучшему начиная с 1669 г., когда ее ректором стал Варлаам (Ясинский), впосл. митр. Киевский. Он начал посылать молодых людей на учебу за границу с целью воспитать новое поколение профессоров. В 1670 г. кор. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал привилеи, разрешавшие восстановить разоренную коллегию и защищавшие имения братского мон-ря и уч-ща. Грамотой царей Петра и Иоанна в 1694 г. в коллегии разрешалось беспрепятственное преподавание наук, в 1701 г. указом Петра I коллегия была превращена в академию. В кон. XVIII в. число учеников в академии доходило до 1 тыс. чел.

На протяжении XVII в. и позднее влияние киевской духовной школы на правосл. образование в разных землях было очень велико. Киевская школа являлась главным поставщиком учителей в др. Б. ш. и участвовала в открытии новых правосл. учебных заведений. В 1640 г. по желанию молдав. господаря в Яссах при участии Софрония (Почаского) была открыта школа по образцу киевской. Воспитанники и преподаватели киевской коллегии Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) сыграли важную роль в создании греко-лат. школы в Москве; выпускник коллегии Симеон Полоцкий был одним из организаторов московской Славяно-греко-латинской академии.

Устав луцкой школы (утвержден в 1624) полностью копировал львовский школьный устав. В начале ее существования (с 1619) за контроль над преподаванием в школе боролись братчики-миряне и монахи Крестовоздвиженского братского мон-ря. В 1624 г. было достигнуто соглашение, согласно к-рому ректор и учителя должны были избираться из монахов, миряне должны были заботиться об обеспечении учителей. В XVII в. луцкая школа являлась образовательным центром православных всей Волыни, что определялось довольно высоким уровнем преподавания в ней. Среди учителей школы наиболее известны Павел Домжив-Люткович Телица, Елисей Илковский, Павел Босинский, Августин Славинский. Школа неоднократно подвергалась нападениям со стороны учеников луцкой иезуитской коллегии, в 1627 г. разгромивших школьное здание. В 1726 г. братство и вместе с ним школа прекратили свое существование.

Ист.: Пам'ятки братських шкiл на Украïнi, кiн. XVI - поч. XVII ст.: Тексти и дослiдження / Ред. В. I. Шинкарчук. К., 1988.

Лит.: Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Папков А. А. Братства. Серг. П., 1900; Савич А. Нариси з iсторiï культурних рухiв на Украïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII вв. К., 1929; Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954; Исаєвич Я. Д . Братства та iх роль в розвитку украïнськоï культури XVI-XVIII ст. К., 1968; Мещеряков В. П. Братские школы Белоруссии (XVI - 1-я пол. XVII в.). Минск, 1977; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987.

Львовская братская школа — учебное заведение XVII века, старейшая основанная между 1574—1586 годами [1] церковным братством высшая школа на Украине.

Школа во Львове возникла при поощрении антиохийского патриарха Иоакима V. Константинопольский патриарх Иеремия II в особой грамоте 1590 годах предписывал, что во Львове должна быть школа братства Успения Пресвятой Богородицы, а в ней дети благочестивых и православных христиан должны учиться Священному Писанию, славянскому и греческому языкам и т. д. Решением Берестейского Собора от 24 июня 1594 г., Львовская братская школа была подчинена непосредственно киевскому Митрополиту. Также и польский король Сигизмунд III грамотой от 13 октября 1592 г. предоставил братству право иметь высшую школу и, кроме того, исключительное право печатать и продавать славяно-русские книги и свободно управлять своими делами.

Школа сыграла существенную роль в развитии хорового пения и школьного театра на Украине.

Среди ректоров и преподавателей Львовской братской школы в разное время были известные учëные, писатели, поэты и просветители Стефан Зизаний и его брат Лаврентий Зизаний, Иов Борецкий, Памво Берында, Исаия Трофимович-Козловский, Сильвестр Коссов, Ф. Касиянович, В. Ушакевич и др.

В начале XVII века братство приняло решение учредить ещё одну школу при Свято-Онуфриевском монастыре, подчинив еë ректору Львовской братской школы. Руководители школы стремились превратить еë в учебное заведение высшего уровня, однако во 2-й половине XVII в. школа пришла в упадок, новый подъём её был связан с переходом по совету Петра I Львовского братства в особую унию с Ватиканом, а в 1780-х годах прекратила своё существование, преобразовавшись в Ставропигийский институт.

Львовская братская школа оказала значительное влияние на развитие образования не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Валахии и других странах. В еë стенах была воспитана целая плеяда выдающихся общественных и культурных деятелей XVII века.

В Украине первое братство, вместе со школой, магазином и типографией, появилось во Львове.

В 1586. был утвержден устав Львовского братства.

В типографии Львовского братства в 1573 г. Иван Федоров напечатал книгу “Апостол”.

• осуществляло контроль за духовенством, в том числе за епископами;

• боролось за обновление православной церкви, которая подвергалась преследованиям со стороны польских властей;

• построило в Львове церковь Успения Богородицы;

• активно боролось за создание во Львове городского самоуправления, независимого от власти Польши.

К Львовской братской школы ходили дети всех состояний и занимали места согласно успехов в науке, а не вследствие положения родителей. Характер школы был демократический. Учили греческого языка, церковно-славянской грамматики, риторики, диалектики, философии, поэтики, истории.

Львовская братская школа выпускала не только культурных деятелей, но и для учителей других школ.

Читайте также: