Установите соответствие причин возникновения безработицы и экономических теорий школ тест

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Безработица

1. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

ра­бо­чая сила, без­ра­бот­ные, про­из­во­ди­те­ли ма­те­ри­аль­ных благ, за­ня­тые, тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние

1) рынок труда 2) за­ня­тость 3) фон­до­вая биржа 4) тру­до­вые ре­сур­сы 5) по­со­бие 6) ком­мер­че­ский банк

1) без­ра­бо­ти­ца 2) ква­ли­фи­ка­ция 3) про­жи­точ­ный ми­ни­мум 4) ва­лю­та 5) за­ня­тость 6) бюд­жет

5. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­яв­ле­ние фрик­ци­он­ной без­ра­бо­ти­цы на рынке труда.

1) Граж­дан­ка М., ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный эко­но­мист, два года не ра­бо­та­ла, уха­жи­вая за боль­ной ма­те­рью, при­сту­пив к по­ис­кам ра­бо­ты, не смог­ла найти место по спе­ци­аль­но­сти, от­ка­зав­шись пойти на ра­бо­ту ку­рье­ром.

2) В связи с дли­тель­ной ре­цес­си­ей, пред­при­я­тие вы­нуж­де­но было со­кра­тить около трети сво­е­го пер­со­на­ла, а часть со­труд­ни­ков от­пу­стить в бес­сроч­ный от­пуск без со­хра­не­ния со­дер­жа­ния.

3) В связи с за­пре­том на игор­ный биз­нес, за­кры­лись все го­род­ские ка­зи­но и их пер­со­нал по­те­рял ра­бо­ту, быв­шим кру­пье не­об­хо­ди­мо пе­ре­кв­а­ли­фи­ци­ро­вать­ся.

4) Врач-пе­ди­атр пе­ре­ехал по се­мей­ным об­сто­я­тель­ствам в дру­гой город, пока он не смог найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и по­лу­ча­ет по­со­бие по без­ра­бо­ти­це.

6) Быв­ший бан­ков­ский юрист, име­ю­щий опыт ра­бо­ты, ищет ра­бо­ту по сво­е­му про­фи­лю, пред­ло­жен­ные ему ва­кан­сии его не устро­и­ли из-за слиш­ком низ­ко­го жа­ло­ва­ния.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и видами безработицы: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) в связи с эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом фирмы со­кра­ти­ли чис­лен­ность пер­со­на­л

В) в связи с из­ме­не­ни­ем спро­са на энер­го­ре­сур­сы мно­гие шахты за­кры­лись, а шахтёры оста­лись без ра­бо­ты

Г) пол­го­да жи­те­ли го­род­ка на мор­ском по­бе­ре­жье об­слу­жи­ва­ют ту­ри­стов, а в осталь­ное время боль­шин­ство из них не могут найти себе ра­бо­ту

Д) в служ­бе за­ня­то­сти без­ра­бот­ные от­ка­зы­ва­ют­ся от ра­бо­чих ва­кан­сий и про­сят по­до­брать ра­бо­ту ме­не­дже­ров

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Без­ра­бо­ти­цей на­зы­ва­ют пре­об­ла­да­ние спро­са на ра­бо­чую силу над её пред­ло­же­ни­ем.

2) По ха­рак­те­ру при­чин без­ра­бо­ти­ца де­лит­ся на га­ло­пи­ру­ю­щую, фрик­ци­он­ную и цик­ли­че­скую.

3) Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца свя­за­на с из­ме­не­ни­ем спро­са на труд в от­дель­ных от­рас­лях и ре­ги­о­нах вслед­ствие на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

4) Есте­ствен­ным на­зы­ва­ют сред­ний уро­вень без­ра­бо­ти­цы, во­круг ко­то­ро­го на про­тя­же­нии мно­гих лет ко­леб­лет­ся за­ня­тость на­се­ле­ния.

5) Цик­ли­че­ская без­ра­бо­ти­ца воз­ни­ка­ет в пе­ри­од эко­но­ми­че­ско­го подъёма.

8. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Без­ра­бо­ти­цей на­зы­ва­ют со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние, при ко­то­ром часть тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, же­ла­ю­ще­го тру­дить­ся, не может найти себе ра­бо­ту.

2) Се­зон­ная без­ра­бо­ти­ца ха­рак­тер­на для пе­ри­о­да эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са и яв­ля­ет­ся след­стви­ем спада про­из­вод­ства.

3) Мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца при­во­дит к сни­же­нию уров­ня жизни части на­се­ле­ния.

4) Не­воз­мож­ность тру­до­устрой­ства из-за раз­ли­чий в струк­ту­ре спро­са и пред­ло­же­ния ра­бо­чей силы раз­ной ква­ли­фи­ка­ции по­рож­да­ет цик­ли­че­скую без­ра­бо­ти­цу.

5) Не­осве­домлённость без­ра­бот­ных о под­хо­дя­щих им ва­кан­си­ях может быть при­чи­ной фрик­ци­он­ной без­ра­бо­ти­цы.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных уме­ний

B) воз­ни­ка­ет из-за уволь­не­ния ра­бот­ни­ка по соб­ствен­ной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем пред­при­я­тий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од де­прес­сии

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми за­ра­бот­ной платы и ее ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) вы­ра­жа­ет­ся в ма­те­ри­аль­ных бла­гах и услу­гах

В) за­ви­сит от цен на при­об­ре­та­е­мые то­ва­ры

Г) на­чис­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам за сверх­уроч­ные ра­бо­ты

Д) на­чис­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам за опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство и ка­че­ство вы­пол­нен­ных работ

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми без­ра­бо­ти­цы и при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) бух­гал­тер уво­ли­лась по соб­ствен­но­му же­ла­нию в связи с из­ме­не­ни­ем се­мей­ных об­сто­я­тельств

В) вы­пуск­ник вуза пока не по­до­брал себе под­хо­дя­щую ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти

Г) шах­тер остал­ся без ра­бо­ты в связи с за­кры­ти­ем шахты в усло­ви­ях пе­ре­хо­да на новые ис­точ­ни­ки энер­гии

Д) спе­ци­а­лист по про­да­жам ав­то­мо­би­лей по­те­рял ра­бо­ту по при­чи­не за­кры­тия ав­то­са­ло­на в связи с общим эко­но­ми­че­ским спа­дом

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и со­от­вет­ству­ю­щи­ми им ви­да­ми без­ра­бо­ти­цы: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) вы­пуск­ни­ки твор­че­ских вузов ищут ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую

В) пол­го­да жи­те­ли го­род­ка на мор­ском по­бе­ре­жье об­слу­жи­ва­ют ту­ри­стов, а в осталь­ное время боль­шин­ство из них не могут найти себе ра­бо­ту

Г) в служ­бе за­ня­то­сти без­ра­бот­ные от­ка­зы­ва­ют­ся от ра­бо­чих ва­кан­сий и про­сят по­до­брать ра­бо­ту ме­не­дже­ров

Д) в связи с эко­но­ми­че­ским кри­зи­сом фирмы, про­из­во­дя­щие раз­лич­ные то­ва­ры и услу­ги, со­кра­ти­ли чис­лен­ность пер­со­на­ла

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­чи­на­ми без­ра­бо­ти­цы и её ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) уволь­не­ние с преды­ду­ще­го места ра­бо­ты

В) из­ме­не­ние спро­са на труд в опре­делённой от­рас­ли

Г) спад про­из­вод­ства и спро­са на труд

Д) от­ми­ра­ние ста­рых про­из­водств

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между видом без­ра­бо­ти­цы и ее при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) охва­ты­ва­ет все сферы про­из­вод­ства

В) вы­зы­ва­ет­ся из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са и тех­но­ло­гии про­из­вод­ства

Г) может при­во­дить к силь­ным со­ци­аль­ным по­тря­се­ни­ям

Д) ведет к не­об­хо­ди­мо­сти по­яв­ле­ния новых про­фес­сий

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми без­ра­бо­ти­цы: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Б) Ме­не­джер решил найти более вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мую ра­бо­ту, после уволь­не­ния с преж­ней на­хо­дит­ся в по­ис­ке вы­год­но­го пред­ло­же­ния.

В) Со­труд­ни­ки парка ат­трак­ци­о­нов в при­мор­ском го­ро­де вы­нуж­де­ны ис­кать ис­точ­ни­ки до­пол­ни­тель­но­го до­хо­да в холод­ное время года.

Г) Стро­и­те­ли дач­ных до­ми­ков не могут найти ра­бо­ту в зим­ний пе­ри­од.

Д) Сек­ре­тарь-ре­фе­рент уво­ли­лась, чтобы прой­ти курсы пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции и найти ра­бо­ту спе­ци­а­ли­ста.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

16. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке виды без­ра­бо­ти­цы. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

17. Граж­да­не стра­ны Z обыч­но долго ищут ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую. Го­су­дар­ствен­ная служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ет раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим тру­до­устрой­ством, од­на­ко эта услу­га мало вос­тре­бо­ва­на. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы в стра­не Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

18. В стра­не А во время эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са мно­гие граж­да­не по­те­ря­ли ра­бо­ту. Дли­тель­ное время не могут её найти и пе­ре­би­ва­ют­ся вре­мен­ны­ми, слу­чай­ны­ми за­ра­бот­ка­ми. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы в стра­не А и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

19. На­деж­де 40 лет, она — до­мо­хо­зяй­ка. Жен­щи­на под­дер­жи­ва­ет по­ря­док в доме, за­бо­тит­ся о муже, ра­бо­та­ю­щем на круп­ном пред­при­я­тии. К каким ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния можно от­не­сти На­деж­ду? Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2) ча­стич­но за­ня­тые

3) не вклю­ча­е­мые в чис­лен­ность ра­бо­чей силы

4) от­ча­яв­ши­е­ся найти ра­бо­ту

5) вре­мен­но без­ра­бот­ные

20. У На­деж­ды сын-до­школь­ник, и она по со­гла­со­ва­нию с ру­ко­вод­ством пред­при­я­тия за­ня­та на про­из­вод­стве не­пол­ный ра­бо­чий день. Какие еще ка­те­го­рии, по­ми­мо ча­стич­но за­ня­тых, вклю­ча­ют­ся в чис­лен­ность ра­бо­чей силы стра­ны? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны такие ка­те­го­рии.

2) ра­бо­та­ю­щие по гиб­ко­му гра­фи­ку

3) не име­ю­щие ра­бо­ты, но ак­тив­но ее ищу­щие

4) от­бы­ва­ю­щие срок за­клю­че­ния в тюрь­мах

5) сту­ден­ты днев­ных от­де­ле­ний вузов

6) на­хо­дя­щи­е­ся в оче­ред­ном от­пус­ке

21. В го­су­дар­стве Б до­воль­но вы­со­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным без­ра­бот­ным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уво­лив­ши­е­ся по соб­ствен­но­му же­ла­нию

2) на­шед­шие ра­бо­ту, но не при­сту­пив­шие к ней

3) уво­лен­ные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услу­ги

4) вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую ква­ли­фи­ка­цию

5) уво­лен­ные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стра­не

6) за­ня­тые не­пол­ный ра­бо­чий день

22. Пред­при­ни­ма­тель решил по‚ об­сто­я­тель­ствам лич­но­го ха­рак­те­ра, не свя­зан­ным с эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей в го­ро­де, ре­ги­о­не, стра­не, за­крыть при­над­ле­жа­щую ему швей­ную фаб­ри­ку. В ре­зуль­та­те 250 че­ло­век оста­лись без ра­бо­ты. Го­род­ская служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ла им раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим тру­до­устрой­ством, но никто не со­гла­сил­ся. Ра­бот­ни­ки про­дол­жа­ют поиск ра­бо­ты по своей спе­ци­аль­но­сти. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы дан­но­го типа и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23. В стра­не Z со­кра­ти­лись по­треб­ле­ние и экс­порт угля, боль­шин­ство шахт за­кры­лось, де­сят­ки тысяч шахтёров по­те­ря­ли ра­бо­ту. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки воз­ник­шей без­ра­бо­ти­цы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) скры­тая без­ра­бо­ти­ца

2) фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца

3) се­зон­ная без­ра­бо­ти­ца

4) доб­ро­воль­ная без­ра­бо­ти­ца

5) струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца

6) мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца

24. Про­чи­тай­те текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Без­ра­бо­ти­ца пред­став­ля­ет собой ___________ (А) яв­ле­ние, ко­то­рое на­сту­па­ет в слу­чае пре­вы­ше­ния ___________ (Б) тру­до­вых услуг над спро­сом и про­яв­ля­ет­ся в том, что часть тру­до­спо­соб­ных граж­дан не за­ня­та в про­из­вод­стве то­ва­ров и услуг. На ха­рак­тер со­вре­мен­ной без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ют уро­вень ___________ (В), осво­е­ние новых тер­ри­то­рий, по­яв­ле­ние новых видов де­я­тель­но­сти, уси­ле­ние внеш­не­эко­но­ми­че­ской кон­ку­рен­ции.

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

4) на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс

7) есте­ствен­ный уро­вень

8) пол­ная за­ня­тость

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

25. Объ­яс­ни­те связь без­ра­бо­ти­цы и ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любые две меры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки по со­кра­ще­нию без­ра­бо­ти­цы.

«Ры­ноч­ная си­сте­ма хо­зяй­ство­ва­ния, как и любая иная эко­но­ми­че­ская си­сте­ма, имеет свои до­сто­ин­ства и не­до­стат­ки… Как пра­ви­ло, к ос­нов­ным до­сто­ин­ствам ры­ноч­ной эко­но­ми­ки от­но­сят, пре­жде всего, её чрез­вы­чай­ную ди­на­мич­ность и спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нию. Бла­го­да­ря этому она вос­при­им­чи­ва к но­во­вве­де­ни­ям и спо­соб­на обес­пе­чи­вать быст­рый и эф­фек­тив­ный эко­но­ми­че­ский рост, в т.ч. путём пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти на­се­ле­ния. Ры­ноч­ное хо­зяй­ство от­ли­ча­ет также вы­со­кая спо­соб­ность к эф­фек­тив­но­му рас­пре­де­ле­нию ре­сур­сов, к быст­рой раз­ра­бот­ке и ши­ро­ко­му внед­ре­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­ных про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий. На­ко­нец, сле­ду­ет от­ме­тить его жи­ву­честь и при­спо­соб­ля­е­мость.

К числу не­до­стат­ков ры­ноч­ной эко­но­ми­ки мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят по­сте­пен­ное ослаб­ле­ние и даже со­зна­тель­ную лик­ви­да­цию ос­нов­но­го эле­мен­та ры­ноч­ной си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния – кон­ку­рен­ции… Дру­гой круп­ный не­до­ста­ток ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма хо­зяй­ство­ва­ния со­сто­ит в том, что он не обес­пе­чи­ва­ет пол­ной за­ня­то­сти на­се­ле­ния и ста­биль­но­го уров­ня цен…

Нель­зя не ска­зать и об ин­фля­ци­он­ных про­цес­сах, часто про­яв­ля­ю­щих­ся в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Здесь сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние, что ин­фля­ци­он­ный рост цен ока­зы­ва­ет на хо­зяй­ствен­ную жизнь ярко вы­ра­жен­ное де­ста­би­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие. Оно со­сто­ит в том, что де­неж­ные аг­ре­га­ты на­чи­на­ют быст­ро обес­це­ни­вать­ся по от­но­ше­нию к ре­аль­ным ак­ти­вам…

Не­со­мнен­ным не­до­стат­ком ры­ноч­но­го хо­зяй­ства яв­ля­ет­ся то, что оно не со­зда­ет ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов для про­из­вод­ства тех то­ва­ров и услуг, ко­то­рые от­но­сят­ся к т.н. об­ще­ствен­ным бла­гам. Оно само по себе не ре­ша­ет ряд важ­ней­ших со­ци­аль­ных про­блем. Среди них ор­га­ни­за­ция об­ще­до­ступ­но­го здра­во­охра­не­ния, бес­плат­но­го об­ра­зо­ва­ния, под­держ­ка слабо защищённых слоёв на­се­ле­ния, раз­ви­тие куль­ту­ры, обес­пе­че­ние охра­ны об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, на­ци­о­наль­ной обо­ро­ны и т.п. Ры­ноч­ный ме­ха­низм хо­зяй­ство­ва­ния не спо­со­бен учи­ты­вать эти по­треб­но­сти об­ще­ства. По­это­му го­су­дар­ство вы­нуж­де­но обес­пе­чи­вать про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ и ока­за­ние услуг, про­во­дя со­от­вет­ству­ю­щую на­ло­го­вую по­ли­ти­ку.

26. Про­чи­тай­те текст. Автор на­зы­ва­ет при­чи­ны, по ко­то­рым жи­те­ли го­ро­да стали без­ра­бот­ны­ми. Опи­ра­ясь на зна­ния курса, на­зо­ви­те три типа без­ра­бо­ти­цы, ко­то­рые раз­ли­ча­ют эко­но­ми­сты в за­ви­си­мо­сти от вы­звав­ших ее при­чин, и на­зо­ви­те воз­мож­ные меры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки обес­пе­че­ния за­ня­то­сти в от­но­ше­нии од­но­го из типов без­ра­бо­ти­цы.

Осо­бен­но­сти рынка труда в Сер­пу­хо­ве

На ос­но­ва­нии про­ве­ден­но­го ана­ли­за со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия го­ро­да Сер­пу­хо­ва и Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на в 2007 году рас­смот­рим тен­ден­ции раз­ви­тия рынка труда в от­рас­ле­вом раз­ре­зе по сле­ду­ю­щим по­ка­за­те­лям: чис­лен­ность без­ра­бот­ных граж­дан, уро­вень общей и ре­ги­стри­ру­е­мой без­ра­бо­ти­цы; по­ло­воз­раст­ная и про­фес­си­о­наль­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ная струк­ту­ра спро­са и пред­ло­же­ния ра­бо­чей силы, сред­няя про­дол­жи­тель­ность без­ра­бо­ти­цы; при­чи­ны уволь­не­ния ра­бот­ни­ков из ор­га­ни­за­ций; со­став граж­дан, об­ра­ща­ю­щих­ся в целях по­ис­ка под­хо­дя­щей ра­бо­ты и без­ра­бо­ти­ца граж­дан с уче­том про­фи­ли­ро­ва­ния.

На рынке труда ценой ра­бо­чей силы яв­ля­ет­ся за­ра­бот­ная плата. Вы­со­кий уро­вень за­ра­бот­ной платы уве­ли­чи­ва­ет пред­ло­же­ние труда. С точки зре­ния ра­бот­ни­ка, же­ла­ю­ще­го про­дать свою ра­бо­чую силу, наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми от­рас­ля­ми го­ро­да и рай­о­на яв­ля­ют­ся: фи­нан­со­вая де­я­тель­ность, опе­ра­ции с не­дви­жи­мым иму­ще­ством, го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние, про­из­вод­ство элек­тро­энер­гии, газа и воды, опто­вая тор­гов­ля, транс­порт.

К со­жа­ле­нию, по­ло­жи­тель­ная тен­ден­ция раз­ви­тия эко­но­ми­ки го­ро­да Сер­пу­хо­ва и Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на не озна­ча­ет от­сут­ствия без­ра­бо­ти­цы. К без­ра­бот­ным от­но­сят не толь­ко уво­лен­ных по раз­лич­ным при­чи­нам, но и лиц, доб­ро­воль­но оста­вив­ших ра­бо­ту и пред­при­ни­ма­ю­щих по­пыт­ку найти новую.

28. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с без­ра­бо­ти­цей.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Меркантилизм -это политика, направленная на развитие

  • мануфактуры
  • сельского хозяйства
  • торговли
  • науки
Вопрос 2

Направление в экономической науке, где главным источником богатства

считалось сельское хозяйство:

  • меркантилизм
  • маржинализм
  • классическая политэкономия
  • физиократия
Вопрос 3

Основателем физиократии был:

  • Жак Тюрго;
  • Томас Мен;
  • Франсуа Кенэ.
  • Антуан Монкретьен;
Вопрос 4

Кого относили физиократы к производительном у классу?

  • ремесленников
  • земледельцев
  • торговцев
  • ростовщиков.
Вопрос 5

По мнению физиократов чистый продукт создается только в:

  • Земледелии
  • Торговле
  • Ремесленном производстве
  • Мануфактурном производстве
Вопрос 6

Автором термина политическая экономия является:

  • Ф.Кэне
  • А. Монкретьен
  • Джон Ло
  • Томас Грешем
Вопрос 7

Первая школа западной экономической мысли, возникшая в Европе в ХV в., занималась вопросами обращения, выражала интересы торгового капитала – это .

  • классическая
  • физиократы
  • меркантелизм
Вопрос 8

Выражение laissez faire, laissez passer стало синонимом

  • вмешательства государства в экономику
  • невмешательства государства в экономику
  • позвольте делать, что хотят.
Вопрос 9

По мнению В. Пети, в создании стоимости участвуют:

  • труд и земля
  • торговля
  • сельское хозяйство
Вопрос 10

В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

  • Рост заграничных инвестиций
  • Рост внутренних инвестиций
  • Превышение экспорта над импортом
  • Превышение импорта над экспортом
Вопрос 11

По предложенной физиократами классификации промышленные предприниматели принадлежат к :

  • Бесплодному классу
  • Производительному классу
  • Классу земельных собственников
  • Классу фабрикантов
Вопрос 12

Вопрос о причинах появления безработицы не приобрел в научном плане однозначной трактовки. Более того, в рамках различных школ глубина анализа данной проблемы оказалась весьма дифференцированной.

Школа марксистской политической экономии

Наличие избыточного предложения труда - характерная черта капитализма. В основе лежат экономические причины. Феномен безработицы предопределен процессом капиталистического накопления и вытекающим из него ростом органического строения капитала. Для капиталиста труд - фактор производства, который подлежит сочетанию с другими факторами в соответствии с принципом замещения. Существует тенденция к замещению живого труда прошлым (рост органического строения капитала). Если уровень за­работной платы поднимается выше стоимости рабочей силы, капиталисту выгоднее заменить труд работников использованием машины. Вывод: в связи с действием закона роста органического строения капитала потребность в труде (переменный капитал) увеличивается медленнее, чем потребность в станках и оборудовании (постоянный капитал). Естественным итогом уменьшающегося спроса на рабочую силу ста­новится безработица.

Рынок труда действует на основе ценового равновесия. Основной регулятор на данном рынке - заработная плата. Именно она воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и под­держивает необходимое между ними равновесие. Цена на рабочую силу способна быстро и гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. В зависимости от реальной потребности она увеличивается или уменьшается. Безработица может появиться, но только в случае отказа работников трудиться за меньшую заработную плату. Таким образом, безработица носит добровольный характер и связана с поиском более высоко оплачиваемого места. Вывод: причина безработицы -в нежелании работника выполнять данный вид труда на основе предлагаемого предпринимателем уровня за­работной платы.

Рыночный механизм не обладает возможностью полного саморегулирования. Способности к самокоррекции в значительной мере утрачены вследствие появления новых факторов, в частности - господства монополий. Масштабные явления незанятости – новая реальность экономики. Необходимо государственное регулирование экономики для достижения стабилизации. Во избежание нарастания социальной напря­женности в обществе государство должно разработать программу занятости, социальной защиты безработных. Регулирование процесса занятости должно сро­иться не на базе рыночной цены на труд, а через воздействие на совокупный спрос или совокупное предложение. Вывод: причины безработицы - в потере рыночным механизмом способности к самокоррекции.

2.2. Современное представление причин безработицы

Безработица является следствием деформации и инерционности рынка труда. Безработные и свободные места всегда существуют, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияет множество различных факторов, и, в тоже время, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.

Глава 3.Социальные и экономические последствия безработицы

3.1. Социальные последствия

Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни - уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.

При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И следовательно, лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия.

В сознании людей появление безработицы неразрывно связано с экономическими реформами. Поэтому негативное отношение населения к безработице может выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.

Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. Безработица неразрывно связана с депрессией угнетенным, подавленным психическим состоянием. Наблюдается и связь уровня безработицы и разводов. При увеличении безработицы число разводов уменьшается.

Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне, и он не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря явля­ется особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России.

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хоти, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов эко­номически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в общества. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда все размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%.

В генеральном соглашении между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации критическая величина безработицы считается равной 10%. Такой уровень безработицы (и даже выше) имеет место в некоторых регионах страны, что, безусловно, создало определенную социальную напряженность. Вместе с тем, пытаясь определить критическую величину уровня безработицы, надо иметь в виду, что ситуация может стать взрывоопасной и в условиях ее незначительного роста.

Вполне возможно представить такую картину. Например, в крупном городе, где численность безработных порядка нескольких сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов, будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий. Такое событие может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.

Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лип, которые длительное время не могут найти себе работу, - так называемые "отчаявшиеся". Существование такой категории людей связано с тем, что человек, потерявший работу в связи с ненужностью его профессии, может оказаться вынужденным трудоустраиваться на такие рабочие места, которые требуют более низкой квалификации, а они, как правило, рано или поздно "закрываются". В этом случае человеку становится еще более трудно найти работу.

Ее поиск может продолжаться весьма долго, и, в конце концов, человек теряет надежду на получение работы и прекращает ее поиск, в связи, с чем он, фактически являясь безработным, юридически теряет этот статус, согласно определению безра­ботного. Информация об этой группе населения практически отсутствует.

Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как "мина замедленного действия". Речь и данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.

Однако рано или поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики спрос на этих работников возрастет, а удовлетворение его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития России, к более глубинной по своему содержанию социально-экономической дестабилизации.

Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Установите правильную последовательность возникновения экономических школ:
1) английская классическая школа
2) марксизм
3) институционализм
4) монетаризм

2. Установите последовательность возникновения школ:
1) английская классическая школа
2) историческая школа
3) австрийская школа
4) неоклассическая школа

3. Установите соответствие между теориями и авторами:
Теория экономического порядка – В. Ойкен
Теория недопотребления – Дж. Гобсон
Теория стадий производства – Ф. Лист
Теория спонтанного порядка – Ф. Хайек

4. Установите последовательность этапов развития экономической теории:
1) меркантилизм
2) классики
3) кейнсианство
4) монетаризм

5. Доказательству превосходства рыночной системы хозяйствования над централизованной экономикой свои научные труды посвятил ________________________________.
Хайек

6. Авторами теорий являются (установите соответствие):
Теория (концепция) факторов производства – Ж.-Б. Сэй
Теория прибавочной стоимости – К. Маркс
Теория сделок – Д. Коммонс
Теория мультипликатора – Дж. М. Кейнс

7. Установите правильное соответствие принципов экономическим направлениям:
рыночная экономика способна к саморегулированию — классики
определяющая роль принадлежит ценовому регулированию — неоклассики
определяющую роль играет стимулирование совокупного спроса — кейнсианство
основная сфера регулирования — денежно-кредитное обращение — монетаризм

8. Основными представителями перечисленных школ являются (установите соответствие):
Л. Вальрас – Лозанская школа
Ф.Лист — Историческая школа
К.Менгер – Австрийская школа
А. Маршалл – Кембриджская школа

9. Разработчиком принципов предельной производительности труда и капитала является_______________.
Кларк

10. Установите соответствие определений прибыли различными авторами:
в условиях свободной (совершенной) конкуренции прибыль отсутствует – Л. Вальрас
прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости – К. Маркс
прибыль — вычет из продукта труда рабочих. – Д. Рикардо
прибыль — вознаграждение за нововведения, внедрение инноваций – Й. Шумпетер

11. Понятие эластичности спроса ввел в экономическую науку _____________________.
Маршалл

12. Основные положения теории несовершенной конкуренции сформулировал _________________.
Робинсон

13. В теории Дж. М. Кейнса размер общественного производства и занятости зависит от факторов совокупного _______________________________
спроса

Читайте также: