Успешность взаимодействия учащиеся старшей школы

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое изложение темы Тактика и ситатегия взаимодействий учителя и ученика по материалам Коротаевой Е.В.

Е.В. Коротаева

Организация взаимодействий в образовательном процессе школы

Тактика и стратегия взаимодействий учителя и ученика

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, где ребенок вступает в особые отношения со взрослыми и сверстниками, которые можно обозначить как область педагогических взаимодействий.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, а итогом — изменение психологических характеристик личности.

Содержание и формы педагогических взаимодействий меняются с течением времени; осознание происходящих изменений помогает определиться со стратегией и тактикой построения эффективных взаимодействий. Взаимодействия в учебном и воспитательном процессах ( они составляют единый педагогический процесс) различаются и по условиям организации педагогической деятельности. Так, воспитательные взаимодействия, связанные с формированием отношений, носят менее регламентированный, в большей степени импровизационный характер. Учебное взаимодействие характеризуется большей регламентированностью:

- по содержанию — соответствие стандартам образования;

- по форме — соответствие современным технологиям, правам и обязанностям участников образовательного процесса и т.д.

Зато и результативность (продуктивность) учебных взаимодействий куда более очевидна: ответы на уроках, общая активность учащихся, успеваемость в четверти, учебном году; количество победителей в олимпиадах и конкурсах; процент выпускников школы, поступивших в вузы, и т.д.

Само построение учебных взаимодействий между учителем и учащимся может быть разным. Педагогическое взаимодействие представляет собой определенную структуру:

потребность — мотив — задача — средства решения задачи — действия — операции — результат.

Субъект далеко не всегда имеет в своем сознании целостный образ деятельности может центрировать свое внимание и усилия на отдельных сторонах деятельностной структуры. Если же речь идет не об одном, а о нескольких субъектах, связанных между собой деятельностью, то подвижность и динамичность структуры деятельности процесса еще более увеличивается, равно как и варианты достижения результата. Именно такая подвижная, динамическая структура деятельности составляет основу и специфику педагогического взаимодействия.

В ходе обычного урока педагог, заранее простроив образ своей (и ученической) деятельности, свободно ориентируется в условиях педагогического взаимодействия. Ученику же сообщаются только ближайшие учебные действия, поэтому в его сознании не формируется образ целостной деятельности. Следовательно, и действия, выполняемые им, носят дискретный по отношению к данной ситуации характер, что, собственно, и является основой для определения учащегося как пассивного объекта педагогического воздействия. В этом смысле участники педагогического взаимодействия изначально находятся в неравных условиях. Учитель потому и имеет возможность управлять педагогической ситуацией — учебной, воспитательной, — что у него создан обобщенный образ процесса педагогической деятельности, позволяющий видеть перспективу, вести к прогнозируемому результату. А для ученика создают условия для активного включения в процесс деятельности только на отдельных операциях. В этом и заключается закономерная асимметрия педагогического взаимодействия, которая во многом усиливается самой учебной ситуацией. Ученик, включаясь в процесс педагогического взаимодействия, осваивает различные стадии деятельности, на каждой из которых меняется его роль, механизм действий:

- стадия включения в деятельность( освоение вместе со всеми общий ход деятельности и; роль со-участника).

- стадия сотворчества сводится к созданию совокупным субъектом общего значимого результата( роль со-творца).

Правила проведения, соблюдение которых формирует культуру рефлексивного мышления и вооружает учащихся интерактивными навыками поведения:

• каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

• если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание и только после этого делаются выводы;

• критикуются идеи, а не личность участника;

• цель дискуссии не в победе какого-либо одного мнения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные точки зрения на проблему.

Кроме того, педагог, проводя такие занятия, также должен уметь:

• осознавать свою позицию не как определяющую во взаимодействии, но как нейтральную, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и различные точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

• вести заметки, фиксирующие течение занятия, его кульминацию, результативность и пр.

Такая программа предполагает:

• технику размораживания интерактивных методов обучения;

• отработку техники обучения в малых группах;

• освоение методологии решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);

• исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры, мозговые штурмы);

• реализацию методов управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и другие техники управления классом).

При этом нужно помнить о том, что к новым формам взаимодействий в образовательном пространстве нужно готовить и учащегося. Переход от одной системы образования к другой обязательно предполагает переходный период, в котором обучаются те школьники, которые подготовлены к интерактивному обучению, и те, кому еще предстоит овладеть навыками общения и сотрудничества.

Субъектная (активная) позиция S

Объектная (пассивная) позиция So Оs О I II III IV

Позиции учащегося в педагогическом взаимодействии

Выраженная объектная позиция (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только в режиме давления со стороны педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Это недеятельностный уровень учебного взаимодействия.

Преимущественно объектная позиция (Оs ): активность учащегося проявляется лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания и т.д.). Готовность к взаимодействию проявляется на уровне эмоций, не подкре- пленных наработанными навыками продуктивного сотрудничества. Время от времени показывает хорошие результаты в групповой работе, однако успех не постоянен. Это эмоционально-деятельностный уровень учебного взаимодействия.

Преимущественно субъектная позиция (So ): учащийся обладает наработанными приемами учебного сотрудничества, лег ко включается и принимает групповую работу, обладает знаниями, способными улучшить поиск общего решения; предшествующий успех обеспечивает эмоциональную готовность к совместной деятельности. При этом ученик признает за педагогом ведущую позицию в учебном взаимодействии. Это деятельностно-ведомый уровень учебного взаимодействия.

Выраженная субъектная позиция (S): учащийся в учебном взаимодействии отстаивает преимущественно свою особую позицию, берет на себя (как оправданно, так и неоправданно) роль лидера, часто противостоит мнению группы, суждению педагога. Наиболее сложная для учителя ситуация учебного взаимодействия, зависящая не только от способности учащегося к сотрудничеству, но и от готовности учителя принять поиски и решения, предлагаемые учеником. Это деятельностно-ведущий уровень учебного взаимодействия.

Уровень учебного взаимодействия—это динамический показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти от недеятельностного уровня на эмоционально-деятельностный, с последнего — на деятельностно-ведомый и т.д.

Психолого-педагогические особенности учащихся каждого типа интерактивности

Тактика- составная часть стратегии, призванная решить ближайшие задачи;

Стратегия предполагает определение общих основных установок, необходимых для подго- товки и осуществления задуманного.

Педагогическая тактика взаимодействий направлена на решение ближайших ежедневных задач образовательного процесса, а стратегия взаимодействий ориентирована прежде всего на перспективу развития учебного процесса, личности учащегося и педагога.

Тактика занятий учителя с учениками первого, недеятельностного уровня основана прежде всего на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися этого уровня.

• обращение к ученику только по имени;

• похвала и одобрение;

• сохранение ровной, поощрительной интонации во время занятий;

• при необходимости успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку;

Стратегическим направлением в работе с учащимися является перевод их из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию в учебном взаимодействии. Это возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую учебную деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости — снятие страха перед совместной учебной работой — готовность включиться в сотрудничество— ожидание и эмоциональная расположенность к новым формам учебных взаимодействий. Тем самым учитель готовит ученика к постепенному переходу от недеятельностного к эмоционально-деятельностному уровню учебных взаимодействий.

Учебная активность учащихся второго уровня зависит от эмоциональной привлекательности учебных взаимодействий (новизна занятия, определенная легкость в достижении результата и т.д.). Если им интересно, они с удовольствием включаются в учебную работу. Однако в ходе традиционного урока желание сотрудничать, не подкрепляемое интеллектуальными усилиями и соответствующими достижениями, заметно снижается. Поскольку эти ученики не имеют системных знаний и учебных навыков, такие включения носят у них эпизодический характер.

Тактика учебного взаимодействия с учащимися этого уровня интерактивности заключается в эмоциональном подкреплении их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности и в формировании у них основных первоначальных навыков совместной деятельности (работа в группах, различных по составу, по учебной нацеленности, создание ситуации успеха в учебной деятельности). Таким образом, тактика обучения учащихся эмоционально-деятельностного уровня взаимодействия заключается в направленной активизации их деятельности.

Педагогическая стратегия состоит в формировании у учащихся основных навыков успешной совместной деятельности (пока в роли ведомых). Именно готовность и умение подчинять определенной учебной цели свои эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие черты характерны для учащихся с деятельностно- ведомым уровнем учебного взаимодействия в обучении.

Учащиеся третьего, деятельностно-ведомого уровня учебной интеракции, как правило, любимы учителями. Они с готовностью принимают те формы работы, которые предлагает им педагог, до- статочно адекватно реагируют на учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения, могут работать и самостоятельно, и в группах. Но эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они могут привыкнуть ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят искать нестандартные решения; предпочитают работать самостоятельно, избегая включений в учебные взаимодействия со своими одноклассниками. Возникает опасность регресса педагогических взаимодействий от деятельностно-ведомого уровня к преимущественно объектной позиции. Вот почему педагогическая работа с исполнительными учащимися так же значима, как и со школьниками с первым и вторым уровнями учебной интеракции

Основными приемами, включающими учащихся деятельностно- ведомого уровня учебного взаимодействия на уровне субъекта, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Однако педагогу непросто организовывать проблемные ситуации на каждом уроке. Вот почему наряду с ними можно предложить для учащихся особые ролевые ситуации: один пусть поработает на уроке как эксперт, другой, наблюдатель, оценит ход и темп занятия; третий выступит в роли мудреца и подведет итог и т.д.

Тактика учебного взаимодействия учителя с учащимися деятельностно-ведомого уровня учебного взаимодействия заключается в поддержке субъектной (максимально активной) позиции ученика.

Педагогическая стратегия учителя - заключается в том, чтобы побуждать их к осознанию себя не только как ведомых, но и как ведущих.

Тактика педагогических взаимодействий в работе с учениками деятельностно-ведущего уровня в учебной интеракции заключается в создании таких условий, при которых лидерская позиция школьника реализуется без ущерба для других учеников.

Педагогическая стратегия ориентирована на формирование в со- знании и поведении учащегося навыков совместной работы с окружающими людьми.

Тактика и стратегия организации взаимодействий с учащимися таблица1

Читайте также: