Успенский крестьянин и крестьянский труд краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Автор размышляет о русском крестьянстве. Оно черпает силу и величие народного духа от земли. Если крестьянина лишить такого труда, он оболванится и сопьется. Поэтому его нельзя отрывать от земли.

За минуту

В эссе автор задается вопросом, в чем величие русского духа? И сам отвечает: в крестьянстве. Он приводит в пример былину о богатыре Святогоре и мужике.

Богатырь на резвом коне не мог догнать мужика с котомкой. Он крикнул ему остановиться. Тот послушал и сбросил котомку на дорогу.

Богатырь не мог ее поднять, лишь на вершок приподнял. Удивился Святогор и спросил, как звать прохожего. Тот ответил, что он Микула Селянинович, и что земля его любит.

Городской житель один на работе, и совершенно другой в кругу семьи или в театре. На службе он делает то, что его лично не касается, трудится ради жалованья. А крестьянин всегда один и тот же. Ибо от его труда в поле зависит его жизнь и жизнь его домочадцев.


Оглавление

  • I. Иван Ермолаевич
  • II. Общий взгляд на крестьянскую жизнь
  • III. Поэзия земледельческого труда

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крестьянин и крестьянский труд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

II. Общий взгляд на крестьянскую жизнь

— Захотели вы с нашим народом! Нешто наш народ присогласишь? Нешто он что понимает?

Однажды он меня поразил самым неожиданным образом в разговоре об общественных крестьянских должностях [5] :

— Все они (выборные) — народ ненадежный… Покуда живет крестьянством — ничего, а как выбрали в должность — чистая делается собака. Как присягу принял, точно в зверя оборачивается… По мне, так я, кажется, за миллион на это не согласился бы.

Автор пересказа: Юлия Шафранская Жанры: Литература 19 века , Русская классика Год: 1882 Время чтения: 10 минут Оригинал книги: Власть земли Автор оригинала: Глеб Успенский Время чтения оригинала: 15 минут

I. Иван Босых

II. Рассказ Ивана Босых

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без нее немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждет, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнетом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от нее — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришел франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

VIII. Жадность

IX. Прошлое Ивана Босых

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счет другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идет она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведем следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Книга Власть земли в кратком содержании доступна в 17 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, TCR, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

II. Рассказ Ивана Босых

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

VIII. Жадность

IX. Прошлое Ивана Босых

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Власть земли способна удержать крестьянина крепко стоящего на ногах. Человек зависит от продукта своего труда. Если лишить человека кусочка земли, он обнищает и станет бесполезным и жалким существом. И даже, умирая, крестьянин всегда вспомнит о земле, на которой когда-то работал.

Русский народ прошел множество испытаний и воин, но земля всегда помогала выжить. Место для интеллигенции отводится особое. Она не дает простым людям слиться с природой воедино и жить, соблюдая лесные законы. Эта истина отражена в легенде о Николае и Касьяне. Крестьянский календарь имеет для народа большое значение, и несет в себе множество примет и обычаев.

Рассказчик видит положительные стороны в крепостном праве. Люди имели тесную связь с землей, а хозяева обращались с людьми благоразумно. Теперь же мужиков избивают розгами. Очень жестоко это делают крестьяне ставшие старостами, осуществляя, таким образом, месть за свои побои.

Иван Босых относится к разряду людей, на котором наживаются другие. Босым прозвали его потому, что семейство походило из богатырей, не боявшихся выйти босиком на мороз. Теперь все стало по-другому. Трудные финансовые проблемы стали причиной выпивок. Но теперь он стал бояться, ведь под крыльцом у себя увидел воющего домового.

Воинская повинность обостряет состояние людей. Семьи по одному приказу могут лишиться кормильца. Все было проще ранее. Крепостное право не было правильным, но имело в себе грамотные порядки.

Природа человека довольна умна. Имея в деревне не уважаемого учителя, мужики перестали платить в школу сбор. Требования к обучению высоки, потому и оплата должна быть соответствующей. Люди способны отличать добро от зла, такова их христианская сущность.

Проблемы одного характера порождают другие. Так же и пьянство берет истоки в вопросах с землей. Вся жизнь простых крестьян зависит от власти земли. Нужно дать человеку работу и в его жизни появится ответственность за себя и свою семью. Личность должна быть частью чего-то большого, в данном случае крестьянин – это неотъемлемая часть огромной матушки-земли. Этот смысл пытались олицетворять многие писатели, включая Толстого. Такова человеческая природа, порождающая народную интеллигенцию.

Читайте также: