Нахождение неизвестного слагаемого 4 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по математике

"Нахождение неизвестного слагаемого"

4 класс "Школа России".

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Полянская Мария Сергеевна, МБОУ СОШ № 21 с. Краснополье.

Предмет: Математика

Тема урока. Нахождение неизвестного слагаемого.

Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:

- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку; Математика. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ М. И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2015 г.; карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Цели урока: учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Место проведения : кабинет начальных классов.

Формируемые УУД:


Предметные : учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Регулятивные – планировать и принимать учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия; оценивание качества и уровня усвоения материала.


Коммуникативные – сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.


Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

II . Самоопределение к учебной деятельности.

Устный счет.

- Перед вами задание для устного счета.

- Как найти неизвестное 1 слагаемое, 2 слагаемое? (Нужно из суммы вычесть 1 слагаемое (2 слагаемое.)

-На какие группы можно разделить все числа таблицы? (Однозначные, двузначные, трехзначные, четырехзначные, круглые – некруглые, четные - нечетные.)

- Назовите все числа, в состав которых входит цифра 7. Определи к какому классу она относится. (7 - класс единиц, 76 – класс десятков, 785 – класс сотен, 179 – класс десятков, 75 – класс десятков, 1017 – класс единиц, 7175 – класс тысяч и десятков.)

- Расставь карточки с данными числами в таблицу в порядке возрастания. (7-а, 75-л,76-г,179-о, 785-р,1017-и,7175-т, + буква М).

- Какое слово у вас получилось? (Алгоритм)

- Я не случайно выбрала это слово. Что оно означает? (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок (последовательность) действий исполнителя для достижения некоторого результата.) К этому слову вернемся чуть позже.

Актуализация знаний.

Математический диктант.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для минутки чистописания используйте любое число из таблицы. Что у вас получилось?

– Сейчас мы напишем математический диктант. 1 человек пойдёт к доске. Для выполнения работы вам понадобятся черновики. А пока мы будем решать примеры, четверо ребят самостоятельно выполнят задание на карточках.

а) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришёл в 15 ч.40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (1час 10 мин)

б) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 гр. Пустая корзина весит 500 гр. Сколько весят яблоки? (2кг 900г)

в) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй - 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км)

г) Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина – в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1м 40 см)

д) В 1812 году Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (XIX веке)

(Проверка в парах)

- У кого получились такие же ответы, поставьте в тетрадь +. У кого получились другие ответы? Как считали? В каком месте ошиблись? Исправьте ответы.

Индивидуальная работа на месте.

№ 1. Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание – сложением.

657 489 + 76 287 (733776)

70 009 – 38 795 (31214)

48 703 – 29 837 (18866)

№ 2. Восстанови пропущенные цифры. Выполни проверку.

(1283) (516803) (49826)

hello_html_m637c6621.jpg

(Обмен готовыми работами и взаимопроверка)

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

V . Постановка учебной задачи


Х+37=64 27+Х=521 842+Х=80 Х=31=48:12

- Что записано на доске? (Уравнения.)

- Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компонентом.)

- Что значит решить уравнение? (Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством.)

- Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент – слагаемое.)

- Как найти можно слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)

- Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?

- Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)

- Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить? (Алгоритм решения уравнений.)

Алгоритм решения уравнения.

Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/произведения/частного.

Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев:

(чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.)

Записать решение уравнения.

- Решите уравнения. (х=27; х=38)

- Как нам нужно действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему и задачи урока. (Нахождение неизвестного слагаемого. Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)


VI. Проектирование и фиксация нового знания.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 62. Найдите № 276.

- Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

- Объясните решение первого уравнения. Что нужно для этого сделать? (Составить алгоритм решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнений

1. Читаем уравнение: сумма чисел Х и 15 равна частному чисел 68 и 2.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68:2=34.

3. Записываем: Х+15=34.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.

5. Проверяем, подставляем вместо Х его значение: 19+15=68:2; вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.

-Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

VII. Первичное закрепление.

Стр.62. № 277 (у доски.) Коллективное выполнение с комментированием.

VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Стр.62. №278 (у доски)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак +. Все хотели решить верно. Кто не смог?

- Проанализируем ошибки. Кто ошибся в вычислении, т.е что – то забыл из таблицы умножения. Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Повторить таблицу умножения.)

- У кого нарушен алгоритм решения уравнений? Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Тренироваться в использовании алгоритма.)

-Где есть желание, найдется и путь.

IX . Физминутка.

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)

X . Включение в систему знаний и повторений.

Стр.62. №279 (Фронтальная проверка. Самооценка. 215237; 737468; 780415; 1080322. У доски работает 1 – 2 человека.)

Стр.62. №280 (Работа в парах. Взаимопроверка.)

- Прочитайте условие задачи. Объясните, что обозначают выражения, и найдите их значение.

100-30 - столько км осталось уложить до конца месяца.

30+36 – столько км бригада уложила за первую и вторую декады.

36 -30 – на столько км больше было уложено за вторую декаду, чем за первую.

100 – (30+36)- столько км осталось на третью декаду.

30: 10 – столько км пути укладывала бригада ежедневно в первой декаде.

XI . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните тему урока. Чему мы учились? Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо решает уравнения и сегодня работал в полную силу.

- Кому нужно потренироваться?

- Кто работал, но мог бы работать лучше.

- Кто не доволен своей работай?

XII . Домашнее задание.

(По выбору.) Составить для партнёра по парте 4 уравнения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 266 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Сложение и вычитание

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.11.2019 875
  • DOCX 31.8 кбайт
  • 57 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Полянская Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Нахождение неизвестного слагаемого.

Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:

- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку; Математика. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ М. И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2015 г.; карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Цели урока: учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Формируемые УУД:


Предметные: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Регулятивные – планировать и принимать учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия; оценивание качества и уровня усвоения материала.


Коммуникативные – сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.


Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Организационный момент.

II. Самоопределение к учебной деятельности.

Устный счет.

- Перед вами задание для устного счета.

- Как найти неизвестное 1 слагаемое, 2 слагаемое? (Нужно из суммы вычесть 1 слагаемое (2 слагаемое.)

-На какие группы можно разделить все числа таблицы? (Однозначные, двузначные, трехзначные, четырехзначные, круглые – некруглые, четные - нечетные.)

- Назовите все числа, в состав которых входит цифра 7. Определи к какому классу она относится. (7 - класс единиц, 76 – класс десятков, 785 – класс сотен, 179 – класс десятков, 75 – класс десятков, 1017 – класс единиц, 7175 – класс тысяч и десятков.)

- Расставь карточки с данными числами в таблицу в порядке возрастания. (7-а, 75-л,76-г,179-о, 785-р,1017-и,7175-т, + буква М).

- Какое слово у вас получилось? (Алгоритм)

- Я не случайно выбрала это слово. Что оно означает? (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок (последовательность) действий исполнителя для достижения некоторого результата.) К этому слову вернемся чуть позже.

Актуализация знаний.

Математический диктант.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для минутки чистописания используйте любое число из таблицы. Что у вас получилось?

– Сейчас мы напишем математический диктант. 1 человек пойдёт к доске. Для выполнения работы вам понадобятся черновики. А пока мы будем решать примеры, четверо ребят самостоятельно выполнят задание на карточках.

а) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришёл в 15 ч.40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (1час 10 мин)

б) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 гр. Пустая корзина весит 500 гр. Сколько весят яблоки? (2кг 900г)

в) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй - 76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км)

г) Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина – в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1м 40 см)

д) В 1812 году Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (XIX веке)

(Проверка в парах)

- У кого получились такие же ответы, поставьте в тетрадь +. У кого получились другие ответы? Как считали? В каком мете ошиблись? Исправьте ответы.

Индивидуальная работа на месте.

№ 1. Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание – сложением.

657 489 + 76 287 (733776)

70 009 – 38 795 (31214)

48 703 – 29 837 (18866)

№ 2. Восстанови пропущенные цифры. Выполни проверку.

(1283) (516803) (49826)


(Обмен готовыми работами и взаимопроверка)

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

V. Постановка учебной задачи


Х+37=64 27+Х=52­1 842+Х=80 Х=31=48:12

- Что записано на доске? (Уравнения.)


­- Что такое уравнение? (Выражение с неизвестным компонентом.)


­- Что значит решить уравнение? (Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством.)


­- Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент – слагаемое.)


­- Как найти можно слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)


­- Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?


- Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)

- Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить? (Алгоритм решения уравнений.)

Алгоритм решения уравнения.

Определить, уравнение на нахождение суммы/разности/произведения/частного.

Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев:

(чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.)

Записать решение уравнения.

- Решите уравнения. (х=27; х=38)

- Как нам нужно действовать при решении уравнений второ­го столбика? (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему и задачи урока. (Нахождение неизвестного слагаемого. Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)


VI. Проектирование и фиксация нового знания.


1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 62. Найдите № 276.

- Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

- Объясните решение первого уравнения. Что нужно для этого сделать? (Составить алгоритм решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнений

1. Читаем уравнение: сумма чисел Х и 15 равна частному чисел 68 и 2.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68:2=34.

3. Записываем: Х+15=34.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.

5. Проверяем, подставляем вместо Х его значение: 19+15=68:2; вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.

-Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

VII. Первичное закрепление.

Стр.62. № 277 (у доски.) Коллективное выполнение с комментированием.

VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Стр.62. №278 (у доски)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак +. Все хотели решить верно. Кто не смог?

- Проанализируем ошибки. Кто ошибся в вычислении, т.е что – то забыл из таблицы умножения. Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Повторить таблицу умножения.)

- У кого нарушен алгоритм решения уравнений? Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Тренироваться в использовании алгоритма.)

-Где есть желание, найдется и путь.

IX. Физминутка.

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)

X. Включение в систему знаний и повторений.


Стр.62. №279 (Фронтальная проверка. Самооценка. 215237; 737468; 780415; 1080322. У доски работает 1 – 2 человека.)


Стр.62. №280 (Работа в парах. Взаимопроверка.)

- Прочитайте условие задачи. Объясните, что обозначают выражения, и найдите их значение.

100-30 - столько км осталось уложить до конца месяца.

30+36 – столько км бригада уложила за первую и вторую декады.

36 -30 – на столько км больше было уложено за вторую декаду, чем за первую.

100 – (30+36)- столько км осталось на третью декаду.

30: 10 – столько км пути укладывала бригада ежедневно в первой декаде.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните тему урока. Чему мы учились? Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо решает уравнения и сегодня работал в полную силу.


1. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Формировать умения выполнять задания творческого характера.

3. Развивать математическую речь

4. Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету.

2. Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Оборудование:

учебник математики: 4 класс ( 1 часть) – М. И. Моро

таблица с алгоритмом решения уравнений

презентация к уроку, презентация интерактивного теста

Усвоения новых знаний и закрепление ранее изученных знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь решать задачи , читать математические выражения, решать уравнения.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

Коммуникативные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы

Технологическая карта урока математики

Деятельность учителя (приёмы, методы, задания)

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

-Начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом.


Сегодня мы познакомимся с новой темой урока.

Повторим ранее полученные знания

- Посмотрите на слайд №2. Какие фигуры вы видите? (овал, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник)


- Я желаю вам получить такую оценку за урок, сколько геометрических фигур вы видите.

-Открыли тетради и записали: число, классная работа.

-Сегодня мы будем выполнять различные задания, где вы будете оценивать себя по таблице успехов и в конце урока оцените себя по умениям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умения решать уравнения на нахождении неизвестного слагаемого.

Задачи :-научиться решать уравнения на нахождении неизвестного слагаемого;

- составить алгоритм решения уравнений.

Дата:12.11. 2019

Тип урока: усвоения новых знаний и закрепление ранее изученных.

Цель: формирование умения решать уравнения на нахождении неизвестного слагаемого.

Задачи :-научиться решать уравнения на нахождении неизвестного слагаемого;

- составить алгоритм решения уравнений.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: презентация, магнитная доска, документ - камера, карточки для самостоятельной работы, алгоритм решения простых и усложнённых уравнений, зелёный и красный карандаши.

Читайте также: