Комбинированный способ лепки в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Рекомендации по работе с пластилином:

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагога и родителя.

Лепка – вид художественной деятельности, имеющей много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия. В комплексной лепке дети произвольно или для решения постановленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Лепить можно из резных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен как глина, но имеет свои преимущества. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции.

Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Да и от рук тесто отмывается легко. Поделки из соленого теста похожи на настоящие шедевры. Вот только поделки из соленого теста нужно очень долго и хорошо высушить. Их можно покрыть лаком и хранить много-много лет.

Творческие работы детей во многом зависят от выбранного способа лепки. При конструктивном способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.

Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозайки или конструирование из одинаковых деталей. Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец. Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.

Лепка из пластин. С помощью этого редко применяемого способа можно рационально, экономно и достаточно быстро создавать объемные, полые поделки. И лепка на форме. Когда раскатывают, например, пластилин равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором.

Использование дополнительных материалов и инструментов зависит от того из какого материала будет выполняться работа. Это доска для лепки; стеки – деревянные или пластиковые; салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной. Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья. Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.). Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные), бисер, пуговицы. Формочки для теста или для игр с песком.

В качестве наиболее популярного материала, используемого педагогами в работе с детьми, является пластилин. Лепка пластилином – это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе, в семье. Большой интерес этот материал вызывает и у детей. Использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.

На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.

Преимущество пластилинографии перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

При работе с пластилином может возникнуть ряд трудностей:

долго лежащий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Все эти неприятности можно избежать, если следовать следующим рекомендациям;

Твердый пластилин разогреть перед непосредственно образовательной деятельностью.

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания,

расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Картон лучше использовать лакированный.

Чтобы картина со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишней пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.

Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убрать пыль.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая влажная салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. Проводя непосредственно образовательную деятельность важно, чтобы она содержала не только познавательную информацию, но и была насыщена играми, физкультминутками, пальчиковой гимнастикой, игровыми ситуациями,

Хранить детские шедевры, сделанные на картоне можно в обычных файлах скрепленные в папке. Можно красиво оформить в рамку.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная прог

рамма дошкольного образования /

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Сегодня мы с вами поговорим о лепке в старшей группе. Давайте с вами вспомним,

какие бывают виды лепки? (предметная, сюжетная и декоративная).

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является

более простым, чем, например, в рисовании, так в лепке ребенок имеет дело с

реальным объектом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам

изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они

быстро овладевают изображением предмета конструктивной, нежели, пластической

формы. Вначале нужно подвести детей к изображению человека конструктивным, а

затем пластическим способом.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить

каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на

подставке или без неё, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о

подставке, её объёме и форме, а затем вылепить её, распределить и укрепить на ней

предмет. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни,

содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций

зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они

связывают фигуры между собой изображением действий

Основные задачи, при обучении сюжетной лепки следующие: научить детей

изображать лепные композиции из 2-3 предметов; использовать во время лепки

знания формы, пропорций предмета; учить творчески подходить к решению

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему,

создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.

К ней относится дымковские, филимоновские, каргопольские глиняные игрушки.

Работа над декоративной пластиной учит детей обращению с инструментом,

различным приёмам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению

-Теперь мы с вами вспомним способы лепки, (конструктивный, пластический и

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивным способом) - наиболее

простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных

предварительно. Работу начинают с основной, более крупной части. Например,

сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке

конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета пластическим способом - это лепка из целого куска. Приём

более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчётливого

представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к

лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции и

пластику перехода от одной части к другой. Комку глины придается определенная

исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для

гуся, курицы - овоид, (яйцевидная форма), а белку легко вылепить из толстого

валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к

вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Всё время

проверяется и уточняется правильность пропорций. После того как основные

формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа.

Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета,

например, туловище и толстые ноги медведя; голова, туловище и хвост лисы.

Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из

общего куска, можно нарушить общую форму.

-Теперь мы перейдем к практической части и на конкретных примерах рассмотрим

виды и способы лепки.

- К конструктивному способу лепки относятся такие темы, как: «Наши любимые

А теперь мы на конкретном примере - на лепке кролика рассмотрим этот способ

- У кролика какая самая большая часть тела? (это туловище), оно напоминает яйцо

- А какая по величине голова? (небольшая, круглая, чуть сплюснутая)

- Какие уши? (длинные, на кончиках заострённые), а хвостик куцый - короткий и

круглый, как снежок. Мой кролик лежит на животике, поэтому лапки чуть

выглядывают из- под туловища.

-Давайте с вами подумаем, на сколько разные части нужно разделить брусок

пластилина, чтобы слепить кролика. Посмотрите, все ли части одинакового

размера? Да, туловище самое большое, поэтому нужно отрезать стекой половину

бруска пластилина. А из этого кусочка получатся все остальные части. Поделим его

пополам: половинка для головы и ушей, половинка для лапок. Сколько у кролика

лапок? Разделим этот кусочек на четыре равные части.

-Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для

лепки кроликов. Покажите, из чего будете лепить туловище? (показывают самые

большие куски) Найдите материал для лапок. (4 одинаковых кусочка) Что выйдет

из оставшегося кусочка? (голова и уши.) Этот кусочек вы поделите на части сами, и

сами придумаете, как лучше слепить голову и длинные уши.

-Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы кролик вышел, «как

-Водоплавающие птицы имеют особое строение тела, чтобы легко было плавать и

летать. А лепить их лучше всего особым способом - из целого куска пластилина, не

деля его на части. Посмотрите: я беру кусок пластилина, разминаю его, чтобы он

как она выглядит, и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От

передней части оттягиваю пальцами небольшое количество пластилина, но не

отрываю, а сразу начинаю лепить шею и голову - приподнимаю вверх, слегка

изгибаю и закругляю. Клюв у уточки широкий - вытягиваю немного пластилина и

округляю. Рассматриваю уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю.

Крылышки прорисую стекой. Лапок не видно, потому что моя уточка поплывёт.

Смотрите, (помещаю на пруд, изготовленный из фольги)

-Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы задумала не уточку, а гуся или

лебедя? (ответы) Да, этих птиц можно лепить точно также, только постараться во

время лепки передать особенности внешнего вида: у гуся шея длиннее, чем у утки,

и клюв с нашлёпочкой вверху; а у лебедя шея тоньше, чем у гуся, и грациозно

изгибается. Начинаем лепить.

К комбинированному способу лепки относятся такие темы, как: «Собака со

- На конкретном примере - на лепке собаки со щенком рассмотрим этот способ

лепки. Посмотрите у меня два цилиндра (валика). Как вы думаете, почему два, и

почему они разного размера? (ответы) Из большого валика я буду лепить собаку, а

из маленького - щенка. Валик нужно согнуть дугой и надрезать с двух концов

стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с лапками. Осталось слепить

голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Щенка можно лепить

точно так же, как собаку, только из маленького валика. А как можно показать, что

собака и щенок играют? (поднимаю лапку собаки и опускаю вниз) А теперь

предлагаю вам слепить играющих собачек.

К декоративно- рельефной лепки относятся такие темы, как: «Листья танцуют и

комочки и растягиваются пальцами, накладываются на цветной картон, можно с

мы будем выполнять свою работу. Сначала раскатаем жгутики – пять - семь одного

цвета и столько же другого. Затем подравняем жгутики по длине - выложим в ряд и

одинаковой длины. После этого возьмём картон и начнём ткать: сначала выложим

переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить

узорами из цветов, ягод, солнышек. Цветы можно сделать так: раскатать шарики,


Какие бывают виды лепки, способы лепки. Показан ход лепки разных животных.

Содержимое разработки

(Способы и техники лепки животных)

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.) Лепка: Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания Вырабатывает более полные образные представления Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук Развивает воображение и творческие способности Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в деятельности

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают

Младший дошкольный возраст

  • Раскатывание
  • Скатывание
  • Вдавливание пальцем
  • Прищипывание
  • Сплющивание
  • Оттягивание
  • Присоединение

Средний дошкольный возраст

  • Примазывание
  • Защипывание
  • Вытягивание
  • Сглаживание

Старший дошкольный возраст

Тематика лепки очень разнообразна. Дети лепят почти все окружающие их предметы. Часто во время лепки для детей существует одна цель – создать предмет с которым можно играть.

Дети очень любят лепить животных, но они будут делать это лучше если им помогут взрослые.

Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания. 2-я младшая группа Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев Средняя группа Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары. Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6). Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

Лепку животных можно начинать после того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), технику их создания.

2-я младшая группа

Дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять предмет из отдельных частей конструктивным способом. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев

Дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид (фигура в форме яйца; термин овоид детям не дается), конусы, цилиндры, шары. Знакомятся с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится больше (до5-6). Можно познакомить детей с изображением бегущего животного. Обратить внимание на изображение характерных признаков.

Старшая группа Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность. Подготовительная к школе группа Дети используют для создания образа различные выразительные средства, изобразительные и технические приемы. Передают изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения, пластичность формы.

Больше внимания уделяется изображению формы, ее уточнению. Детей учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Используют способ лепки из целого куска, что дает возможность придать фигуре большую динамичность.

Подготовительная к школе группа

Дети используют для создания образа различные выразительные средства, изобразительные и технические приемы. Передают изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения, пластичность формы.

Основным материалом для лепки животных является глина. Глина – это природный материал, который легко готовится, имеет нейтральные и удобные для работы цвета, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. При лепке животных из глины используют каркасы ( палочки разной длины и толщины) для устойчивости и динамичности фигуры.

Основным материалом для лепки животных является глина. Глина – это природный материал, который легко готовится, имеет нейтральные и удобные для работы цвета, дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

При лепке животных из глины используют каркасы ( палочки разной длины и толщины) для устойчивости и динамичности фигуры.

При лепке животных можно использовать пластилин и соленое тесто. Тесто – доступный всем , дешевый и легкий в освоении материал. Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой

При лепке животных можно использовать пластилин и соленое тесто.

Тесто – доступный всем , дешевый и легкий в освоении материал.

Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой

Техника лепки животных богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке нет строгих правил. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Важно воображение, а способ – всего лишь средство к осуществлению замысла Исходная форма фигуры одна , а животные получаются самые разные. Главное чтобы удалось вылепить характерные детали.

Техника лепки животных богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

В лепке нет строгих правил. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Важно воображение, а способ – всего лишь средство к осуществлению замысла

Исходная форма фигуры одна , а животные получаются самые разные. Главное чтобы удалось вылепить характерные детали.

Конструктивный способ Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Конструктивный способ Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Пластический способ Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Способы лепки из целого куска:

Таким способом лепят животных: собаку, медведя, корову, лошадь.

Таким способом лепят петушка, курочку, барана.

3. Соразмерное деление яйца

Таким способом лепят коня, собаку, кошку, оленя, лося, медведя.

  • приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;
  • скатать шар яйцевидной формы;
  • визуально разделить яйцо на три части и, захватывая верхнюю часть яйца двумя пальцами правой руки (большим и указательным), оформить голову отминанием, т.е. круговыми движениями пальцев. При лепке лося, коня или мужской головы необходимо учесть, что верхняя часть отделяется больше по размеру, чем одна треть яйца.
  • оставшуюся часть (две трети яйца) делим ребром ладони или указательным пальцем правой руки накрест на 4 части;
  • далее прищипыванием и оттягиванием продолжаем лепить все части игрушки.

Комбинированный способ Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

Рельефная лепка путем нанесения рисунка путем наложения формы на основу путем выбирания глины

Модульная лепка Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей

Напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей


-75%

Читайте также: