Уровень производственного шума в школьных мастерских не должен превышать

Обновлено: 05.07.2024

Производственный шум - является одним из вредных факторов производственной среды, который требует к себе внимание, в т.ч. дополнительных мероприятий по борьбе с ним. Воздействие шума на работающих, превышающих предельно-допустимые уровни, обуславливает специфическое воздействие на слуховой анализатор человека, а также неспецифические изменения во всем организме, которые могут привести к потере трудоспособности.

Профилактика воздействия шума на организм работающих является актуальной и для Республики Башкортостан. Ежегодно на металлообрабатывающих производствах, строительных работах, предприятиях по добыче и переработке полезных ископаемых и деревообрабатывающей промышленности регистрируются случаи профессиональной нейросенсорной тугоухости.

Согласно СанПин 2.2.4.3359-16 нормируемыми показателями шума на рабочих местах с 01.01.2017 г. являются:

а) эквивалентный уровень звука А за рабочую смену (нормативным эквивалентным уровнем звука на рабочих местах, за исключением рабочих мест отдельных отраслей экономики, является 80 дБА). При этом предельно-допустимые эквивалентные уровни звука на рабочих местах имеют зависимость от категории напряженности и тяжести трудового процесса (от 50 до 80 дБА);

б) максимальные уровни звука А (с временной коррекцией S (медленно) не должны превышать 110 дБА и с временной коррекцией J (импульс) – 125 дБА соответственно);

в) пиковый уровень звука С (не должен превышать 137 дБС).

Уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, как было ранее, теперь не являются нормируемыми параметрами.

Необходимо учитывать, что в случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих.

При воздействии шума в границах 80-85 дБА работодателю необходимо минимизировать возможные негативные последствия путем выполнения следующих мероприятий:

а) подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками;

б) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерирующего шума;

в) использование все необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация);

г) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска;

д) проведение производственного контроля виброакустических факторов;

е) ограничение доступа в рабочие зоны с уровнем шума более 80 дБА работающих, не связанных с основным технологическим процессом;

ж) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты органов слуха;

з) ежегодное проведение медицинских осмотров для лиц, подвергающихся шуму выше 80 дБА.

И наконец, работы в условиях эквивалентного уровня шума выше 85 дбА не допускаются. Это значит, что при выявлении на рабочих местах воздействие шума на работающих более 85 дБА, со стороны органов Роспотребнадзора будут предприняты меры административного воздействия, вплоть до инициирования процессов административного приостановления проведения работ.

В целях сохранения здоровья работников, соблюдения требований санитарного законодательства и профилактики правонарушений рекомендуем учесть указанные требования и организовать реализацию вышеперечисленных мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия шума на работающих.

Дата введения 2011-05-20

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.

ВНЕСЕНЫ правки на основании информации об опечатках*, опубликованной в Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации N 6, 2011 г.

* См. ярлык "Примечания".

Правки внесены изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2017 год

Введение

Настоящий свод правил устанавливает нормируемые параметры, допустимые и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных и производственных зданий, а также на территориях жилой застройки, порядок проведения акустических расчетов по оценке шумового режима на этих территориях и в помещениях зданий, порядок выбора и применения различных методов и средств для снижения расчетных или фактических уровней шума до требований санитарных норм, а также содержит указания по обеспечению в помещениях специального назначения (театральные, киноконцертные, спортивные залы и т.п.) оптимального акустического качества с точки зрения их функционального назначения.

Актуализация выполнена Учреждением Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук ("НИИСФ РААСН").

Ответственные исполнители: НИИСФ РААСН (И.Л.Шубин, В.Л.Анджелов, М.А.Пороженко, Л.А.Борисов, В.П.Гусев, X.А.Щиржецкий, И.Е.Цукерников, В.А.Аистов, С.И.Крышов, Н.А.Минаева), НИиПИ Генплана Москвы (Н.К.Кирюшина), НИиПИ ТРТИ (Н.Н.Минина), МГСУ (А.И.Герасимов).

Изменение N 1 к СП 51.13330.2011 разработано авторским коллективом в следующем составе: НИИСФ РААСН (И.Л.Шубин, М.А.Пороженко, В.П.Гусев, В.Н.Сухов, В.А.Аистов, X.А.Щиржецкий, И.Е.Цукерников, Н.А.Минаева), ОАО "НИИБТМЕТ" (Н.Н.Ведерников, Д.Б.Чехомова, И.И.Новиков) при участии ГУП НИиПИ Генплана Москвы (Н.К.Кирюшина), ННГАСУ (Д.В.Монич).

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения, планировке и застройке городских и сельских поселений с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды в производственных, жилых, общественных зданиях, на прилегающих к ним территориях и в рекреационных зонах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 27296-2012 Здания и сооружения. Методы измерения звукоизоляции ограждающих конструкций

ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик

ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий

ГОСТ Р 56769-2015 (ИСО 717-1:2013) Здания и сооружения. Оценка звукоизоляции воздушного шума

ГОСТ Р 56770-2015 (ИСО 717-2:2013) Здания и сооружения. Оценка звукоизоляции ударного шума

ГОСТ Р ИСО 10140-2-2012 Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума

ГОСТ Р ИСО 10140-4-2012 Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 4. Методы и условия измерений

СП 254.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от производственного шума

СП 271.1325800.2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проектирования

СП 275.1325800.2016 Конструкции ограждающие жилых и общественных зданий. Правила проектирования звукоизоляции

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 время реверберации Т, с: Время, за которое уровень звукового давления в помещении после выключения источника звука снижается на 60 дБ.

3.2 допустимый уровень шума: Уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов его организма, чувствительных к шуму.

3.3 звуковая мощность, Вт: Количество энергии, излучаемой источником шума в единицу времени.

3.4 звукоизоляция окна R, дБА: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции внешнего шума, создаваемого городским транспортом, при передаче его внутрь помещения через окно.

3.5 изоляция воздушного шума (звукоизоляция) R, дБ: Способность ограждающей конструкции уменьшать проходящий через нее звук.

Примечание - В общем виде представляет собой десятикратный десятичный логарифм отношения падающей на ограждение звуковой энергии к энергии, прошедшей через ограждение.

3.6 изоляция ударного шума перекрытием: Величина, характеризующая снижение ударного шума перекрытием.

3.7 индекс изоляции воздушного шума R, дБ: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции воздушного шума ограждающей конструкцией.

Примечание - Определяется путем сопоставления частотной характеристики изоляции воздушного шума со специальным оценочным спектром.

3.8 индекс приведенного уровня ударного шума L, дБ: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции ударного шума перекрытием.

Примечание - Определяется путем сопоставления частотной характеристики приведенного уровня ударного шума под перекрытием со специальным оценочным спектром.

3.9 коэффициент звукопоглощения : Отношение величины неотраженной поверхностью звуковой энергии к величине падающей энергии.

3.10 максимальный уровень звука, дБА: Уровень звука непостоянного шума, соответствующий максимальному показанию измерительного прямопоказывающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете, или уровень звука, превышаемый в течение 1% длительности измерительного интервала при регистрации шума автоматическим оценивающим устройством (статистическим анализатором).

3.11 непостоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется за время оценки более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике S шумомера по ГОСТ 17187.

3.12 октавный уровень звукового давления, дБ: Уровень звукового давления в октавной полосе частот.

3.13 постоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется за время оценки не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике S шумомера по ГОСТ 17187.

3.14 предельно допустимый уровень шума; ПДУ шума: Уровень шума, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Примечание - Вместе с тем соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

3.15 приведенный уровень ударного шума под перекрытием L, дБ: Величина, характеризующая изоляцию ударного шума перекрытием, представляющая собой уровень звукового давления в помещении под перекрытием при работе на перекрытии стандартной ударной машины и условно приведенная к величине эквивалентной площади звукопоглощения в помещении, равной А=10 м.

3.16 проникающий шум: Шум, возникающий вне пространства с расчетными точками и проникающий в него через ограждающие конструкции зданий, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения и отопления.

3.17 реверберация: Явление постепенного спада звуковой энергии в помещении после прекращения работы источника звука.

3.18 средний коэффициент звукопоглощения : Отношение суммарной эквивалентной площади звукопоглощения в помещении А (включая поглощение всех поверхностей, оборудования и людей) к суммарной площади всех поверхностей помещения.

3.19 уровень звука, дБА: Энергетическая сумма октавных уровней звукового давления в нормируемом диапазоне частот, откорректированных по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187.

3.20 уровень звуковой мощности, дБ: Десятикратный десятичный логарифм отношения звуковой мощности к опорной звуковой мощности (W=10 Вт).

3.21 частотная характеристика изоляции воздушного шума: Величина изоляции воздушного шума R, дБ, в третьоктавных полосах частот в диапазоне 100-3150 Гц (в графической или табличной форме).

3.22 частотная характеристика приведенного уровня ударного шума под перекрытием: Величина приведенных уровней ударного шума под перекрытием L, дБ, в третьоктавных полосах частот в диапазоне 100-3150 Гц (в графической или табличной форме).

тема: Требования к помещениям, санитарному состоянию в мастерских и кабинетов трудового обучения.

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения в школе оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями учёных установлена прямая закономерность физического развития школьников с правильно организованным трудовым обучением.

Оно оказывает положительное влияние на все стороны формирования растущего организма школьника: совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ вследствие большей эффективности работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

К аспектам, создающим оптимальные гигиенические условия для работы учащихся, относятся:

- состояние воздушно-газовой среды мастерских;

- освещённость рабочей зоны и помещения;

- уровень производственного шума;

- режим работы во время занятий;

- эргономические факторы при организации работы в мастерских;

- учёт психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся.

Все вместе, эти факторы призваны сформировать такие условия работы, чтобы трудовое обучения содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению и другим негативным физиологическим воздействиям.

Учитель технологии должен осознавать и то обстоятельство, что при одном возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесённых ранее заболеваний, травм и т.п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников, и ознакомление с ними – прямая обязанность школьного учителя. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузки, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются чётко установленные нормативы, соблюдение которых обязательно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть нанесён непоправимый урон, тем более коварный, что он не сразу заметен, то есть проявляется не внезапно, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.

В части воздушно-газовая среды мастерских установлено, что в учебно-производственных помещениях должна быть оборудована вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

В частности, температура в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16-18 градусов Цельсия, влажность 40-60%, а воздухообмен обеспечивать 20 кубометров в час на 1 человека при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухообмен 350 кубометров в час. Особо надо следить за запылённостью воздуха в учебных мастерских. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Наружная температура,
град. С

Длительность проветривания помещения,
мин.

в малые перемены

в большие перемены
и между сменами

Освещённость рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для работы мест по обучению кройке и шитью – по II разряду работ.

В мастерских для трудового обучения может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).

Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, шторами светлых тонов в сочетающихся с цветом стен, мебели. Для отделки учебных помещений используются материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5.

Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125).

В учебных кабинетах, уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дб. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, используемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т.п. Установлено, что при проведения занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режем работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. При этом здесь не может быть единых требований – всё зависит от возраста обучаемых, темы изучаемого раздела программы и даже от места, которое урок технологии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых связана с такими факторами, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или однообразная работа. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование 2-3 операций при выполнении одного объекта труда. Вместе с тем учитель технологии и в вопросе определения режима работы должен подходить к отдельным учащимся строго индивидуально.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20 - 25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30 - 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 - 3-х - 5 - 7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 мин, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 мин.

Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, сохраняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются прежде всего соответствием школьного оборудования росту учащихся. Очень важно ознакомить школьников с необходимыми регулировками (например, высота тисков, подножных решёток и т.п.), чтобы рабочие позы при работе стоя или сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропометрические изменения позволили выработать чёткие размеры столов с сидениями к ним. По странному положению дел это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в 5-7 классах, где акселерация проявляется даже более резко.

Эргономические факторы позволяют учитывать многие стороны организации трудового обучения школьников, в том числе:

- разработку рациональных рабочих поз в зависимости от характера трудового процесса и величины рабочего усилия;

- подбор и усовершенствование рабочей мебели с учётом антропометрических данных человека;

- исключение из трудового процесса статических напряжений;

- рациональное размещение инструментов на рабочем месте и др.

Существуют предельно чётко разработанные рекомендации, апробированные и выверенные, которыми учителю технологии следует руководствоваться в своей работе.

Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ И ЕЕ МАРКИРОВКА ПО ГОСТам

"СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ" И "СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ"

Номера
мебели
по
ГОСТам
11015-93
11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над
полом крышки
края стола,
обращенного к
ученику, по
ГОСТу 11015-93
(в мм)

Высота над
полом переднего
края
сиденья по
ГОСТу
11016-93
(в мм)

При организации и проведении контроля уровней шума в рамках производственного контроля и СОУТ возникает много вопросов. Например, какие организации могут проводить измерение уровня шума в рамках производственного контроля? С какой периодичностью следует проводить измерения уровней шума? Что делать работодателю, если уровень шума на рабочем месте работника превышает 80 дБА?

Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из статьи.


Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако порядок, описанный в указанной статье Трудового кодекса РФ, не разработан, нормативных требований, устанавливающих четкий порядок оценки уровня профессионального риска, нет. Как нет и нормативных документов, обязывающих работодателя оплачивать услуги специалистов Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда по оценке профессионального риска здоровью работающих согласно методикам и руководствам, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ.

Значит, невыполнение данного предписания работодателем не влечет за собой административного наказания. Проводить такую оценку — право работодателя, но не обязанность.


Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых есть оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

При наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.


[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81 (далее — СанПиН 2.2.4.3359-16).

[2] Утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.

И. С. Петров,
санитарный врач

Помещение для учебных мастерских целесообразно выбирать на первом этаже здания. Это обусловлено тем, что мастерские нуждаются в сравнительно больших энергетических мощностях для обеспечения работы производственного оборудования. Во время работы станков и механизмов возникают неизбежные шумы и вибрации, которые могут помешать занятиям и других учебных кабинетах. Запрещается оборудовать учебные мастерские в подвальных или полуподвальных помещениях.

Мастерские для технического труда, а также мастерские по кулинарии и обработке тканей могут быть раздельными или совмещенными (комбинированными).

В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).

При учебных мастерских, наряду с основным учебно-производственным помещением обычно, оборудуется инструментальная кладовая, где хранятся инструменты, приспособления, другая технологическая оснастка.

Площадь помещений учебных мастерских определяется спецификой оборудования рабочих мест учащихся и количеством этих рабочих мест, а также характером оборудования и количеством групповых рабочих мест.

Размер площади учебной мастерской в расчете на одно рабочее место согласно СанПиН (п.5.10) – 6м 2 Желательно чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м 2

При размещении оборудования в мастерских, выделяют три зоны:

1. Первая зона - рабочие места учащихся,

2. Вторая - общие рабочие места,

3. Третья - рабочее место учителя.

Под рабочим местом учащегося понимается участок площади кабинета или мастерской со всем оборудованием (рабочим столом, верстаком, чертежным столом и т. д.), инструментами и приспособлениями, отведенный для выполнения определенного вида учебных и учебно-производственных работ.

Общие рабочие места оснащаются оборудованием, которое по каким-либо причинам нельзя или просто нет необходимости устанавливать на каждом рабочем месте учащегося.

Важную роль в организации и осуществлении учебного процесса в техническом кабинете или учебной мастерской играет рабочее место учителя.

Оно, как правило, располагается в самом доступном для обозрения учащимися месте на возвышении 250—300мм (3600х2000х200 мм) от пола, классной доской с комплектом классных инструментов. На рабочем месте учителя монтируется демонстрационный стол с необходимым набором приспособлений и инструментов. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов.

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

СанПиН (п.5.10) В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся.

СанПиН (п.5.12) В кабинете обслуживающего труда (домоводства), используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

СанПиН (п.5.13) Кабинет обслуживающего труда (домоводства), используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.

В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

При организации технических кабинетов и учебных мастерских должны учитываться ряд гигиенических требований:

· освещенность рабочей зоны и всего помещения;

· состояние воздушно-тепловой среды мастерских;

· уровень производственного шума;

· режим образовательного процесса;

· учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения.

Прежде всего, должно быть хорошее естественное освещение. Это определяется соотношением площади застекленной части окон и площади пола. Для технических кабинетов и учебных мастерских это соотношение должно быть не менее 1:4.

СанПиН (п.7.1.4) В мастерских для трудового обучения может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

СанПиН (п.7.1.7) Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

СанПиН (п.7.2.2) Искусственное освещение. Также в кабинетах используется и искусственное освещение, которое может быть: общим, индивидуальным и комбинированным.

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Для индивидуального освещения используют светильники, позволяющие при помощи фиксаторов изменять расстояние от источника света до рабочей поверхности и направленность светового потока.

Сочетание общего и индивидуального освещения называют комбинированным освещением.

СанПиН (п.7.2.3) В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 – 500 лк, на классной доске — 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300-500 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

Воздушно-тепловой режим.

Оптимальную температуру помещений подбирают в зависимости от характера учебно-трудовой деятельности учащихся.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных мастерских — 15-17 °С. СанПиН (п.6.2) - 17-20°С;

СанПиН (п.6.4) В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

Необходимый обмен воздуха в технических кабинетах и учебных мастерских достигается с помощью системы естественной и искусственной вентиляций. Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Искусственная вентиляция достигается с помощьювытяжки.

СанПиН (п.6.11) В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция.

Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Уровень производственного шума.

СанПиН (п.4.34) Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Водоснабжение

СанПиН (п.8.1) Учебные кабинеты черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

Читайте также: