Уроки правнука вовки краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аллюзия как стилистический прием

Классификация аллюзий………………………………..5-6 стр.

Использованная литература……………………………..16 стр.

Актуальность моей работы состоит в том, что явление аллюзии находится в центре новейших исследований по филологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

4. Дать контекстуальный анализ приема аллюзии в рассказе.

Аллюзия в строгом смысле не является тропом или фигурой. Она представляет собой прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо фактом — литературным или историческим. Аллюзия — это намек на известные обстоятельства или тексты. Содержащие аллюзию высказывания помимо буквального смысла имеют второй план, заставляющий слушателя обратиться к тем или иным воспоминаниям, ощущением, ассоциациям.

В литературном словаре определение аллюзии трактуется следующим образом: "Аллюзия - это скрытый в речи или при письме намек на какого-либо человека, событие или ситуацию, которые заведомо известны читателю". Исследователь Л. Машкова понимает под аллюзией "не что иное, как проявление литературной традиции; при этом не проводится принципиального различия между имитацией, сознательным воспроизведением формы и содержания более ранних произведений и теми случаями, когда писатель не осознает факта чьего-либо непосредственного влияния на свое творчество. "

Н.А.Фатеева считает, что аллюзия часто может оборачиваться реминисценцией, и наоборот. Мы не проводим четкой границы между цитатой, аллюзией и реминисценцией, поскольку исследователи так и не пришли к единому мнению в разграничении данных явлений . Многими исследователями были предприняты попытки систематизации видов и функций аллюзий и аллюзивных включений.

Аллюзия как стилистическое средство, с одной стороны, украшает текст, делает его выразительным, остроумным, с другой, как показывает анализ ряда произведений, более полно раскрывают внутренний мир литературных героев. Каждая эпоха, каждый период в истории литературы, каждое литературное направление и тем более творчество отдельных авторов характеризуются своим отношением к употреблению аллюзий, выбору источников и определению той роли, которая отводится им в художественных произведениях.

Классификация аллюзий.

Разновидности литературной аллюзии , часто встречающиеся в прессе:

1.Литературные цитаты-реминисценции, имена персонажей, названия произведений: “Человек — это звучит горько” “Все счастливые жители нашей деревни похожи друг на друга, а несчастные? Каждый “по-своему”.

2. Видоизмененные высказывания ученых, политиков, деятелей культуры: “ Возникла почти революционная ситуация, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять никак. Ни по-старому, ни по-новому”.

3. Библеизмы (факты, имена, фразы из Ветхого и Нового Завета): “ Служба воздушного движения грубо нарушила наставления по производству полетов — своего рода “Отче наш” авиаторов”.

4. Перефразированные цитаты из песен: “ Что ж в июне капитан может стать майором”.

5. Измененные названия теле- и видеофильмов, фразы из популярных фильмов и телепрограмм, рекламы: “Виртуальный офис — это реальность”.

6. Трансформированные крылатые выражения: “Теперь все будет просто: пришел, увидел, поменял”.

Аллюзии глубоко значимы в художественной словесности разных стран и эпох. Такие формы аллюзивности, как миф, тексты канонических религий, шедевры мировой литературы, приобрели в современном литературном процессе ряд специфических особенностей, отличающих их от исконных форм. Используя классические образы и сюжеты, художник выражает идеалы и настроения своей эпохи.

А. Б. Цыренова считает, что аллюзии формируются на основе образа , имеющего качественные (поведенческие, внешние, этические), либо количественные (соотнесение с неким объемом, размером, количеством) характеристики. Согласно ее классификации, аллюзия, связывающая литературного героя с его прообразом, формируется в результате сравнения по таким критериям, как

а) внешнее физическое сходство,

б) особенности совершаемого действия,

в) свойства личности, характера, поведения, миропонимания

г) наличие атрибута.

Сергей Павлович Залыгин - родился в 1913 году, вырос в Сибири, окончив сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Хакасии, учился на гидромелиоративном факультете Омского сельскохозяйственного института, работал инженером-гидрографом; в 1948 году защитив кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру сельхозмелиорации в Омском СХИ. С 1955 года работал в Западно-Сибирском филиале АН СССР, а затем - в Сибирском отделении АН СССР. В 1970 году Залыгин переехал в Москву и занялся только писательской работой. В 1991 году был избран действительным членом Российской Академии Наук (отделение литературы и языка).

Литературная деятельность его началась в Сибири. Первая книга Залыгина “Рассказы” вышла в Омске в 1941 году. Далее последовали “Северные рассказы” (Омск, 1947), “Зерно” (Омск, 1950), “На Большую землю” (М., “Молодая гвардия” 1952), “Утренний рейс” (Омск, 1953). В 1949 году был принят в Союз писателей.

Для всесоюзного писателя имя его впервые прозвучало широко в 1954 году, когда в “Новом мире” появились цикл его очерков “Весна нынешнего года”, посвященных современного колхозной жизни. Этими очерками он сразу же вошел в круг писателей, своим творчеством повернувших литературу тогдашнего времени к реальной жизни, в круг тех, кто подготовил взлет так называемой “деревенской прозы” шестидесятых годов.

Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.

Митрофан . Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься

Митрофанушка. Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору .

Все интересы у них связаны с едой и удовольствиями.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. … Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Вовка, оставшись с дедом, первым делом спросил, сколько на его прокорм родители оставили Юрию Юрьевичу . Спросил и пояснил: "Мне карманные деньги крайне нужны. Без денег ни один нормальный человек нынче не живет…Имей в виду: если не дашь - я все равно каким-нибудь путем деньги достану".

Аллюзия является не только стилевым приемом, но и средством, с помощью которого Залыгин, как и Фонвизин, выражает обеспокоенность тем, что вырастет из подростка.

Хочется надеяться, что уроки прадеда не пропадут даром для Вовки.

Интерпретация аллюзий и того замысла, который автор произведения вкладывает, используя различные аллюзивные имена, должна быть такой, которая бы емко и в полной мере охватывала множество смысловых оттенков в их художественном единстве. Абсолютной, исчерпывающей все богатство произведений интерпретации не даст никто и никогда. Нам надлежит лишь максимально приблизиться к точной трактовке. И более истинной будет такая интерпретация, которая способна в наибольшей степени охватывать художественную целостность произведения, его неповторимый художественный мир .

С.П. Залыгин использует в своем рассказе аллюзию как стилистический прием для того, чтобы ярче высветить проблемы образования, воспитания современного поколения, сравнивая их с воспитанием подростков 18 века.

Аллюзии в рассказе можно сгруппировать так:

А) Нежелание подростков учиться;

Б) Их жизненные интересы;

В) Отношение к родителям, приспособленчество;

Г) Четыре урока в рассказе и пьесе;

Использованная литература.

Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. В. Новгород, 2001. С.144.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. 397 с.

Машкова Л. А. Аллюзия в романе Гофмана "Эликсиры сатаны". // В мире Э.Т.А. Гофмана. - Калининград: Гофман-центр, 1994. -С.120-131

Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М., 2000. С.122-129.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.253.

Цыренова А. Б. Аллюзия как средство выражения авторской интерпретации. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21.

Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи www . Gramma . ru URL

libking

Сергей Залыгин - Уроки правнука Вовки краткое содержание

Уроки правнука Вовки - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Уроки правнука Вовки

Уроки правнука Вовки

Вовкины родители старательно готовились к продолжительной поездке за рубежи отечества.

Они не скрывали, что отечественные им осточертели, что гораздо более интересна Европа, в которой они прожили (по долгу службы) два года: 1994-й и 1995-й.

Они прекрасно знали, что нужно с собой брать, что брать не нужно.

Зонтики, например, нужно, они все равно заграничные, а в обуви надо ехать в старой, еще советской, чтобы за рубежом ее не жалко было выбросить к чертовой матери и купить новую, пусть и не самой последней моды: в России все равно никто этой устарелости не заметит. Народ у нас стал просвещенным, но не в такой уж степени.

У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился.

Так вот, Людочка требовала к себе большего и пристального внимания, тем более что она ехала с родителями в загранку. К тому же она была студенткой не какого-нибудь захудаленького института, а института финансового, и сколько нужно было хлопот и старания, чтобы и ей тоже оформить двухмесячный отпуск не то по состоянию здоровья, не то еще по какому-то состоянию - прадед Юрий Юрьевич толком не знал.

Когда собрались, когда уже чуть ли не упаковались, возник неожиданный вопрос: а неожиданного-то Вовку куда девать? На эти два месяца? Учебный же год! Вовка не отличник, отнюдь, отстанет - останется на второй год, а этого допустить никак нельзя: в этом случае у Вовки не останется свободного года и по окончании школы его тут же забреют в армию. Он и в вуз не успеет поступить, как забреют!

Совещались с участием всех троих "зарубежников", а также деда, бабки и прадеда Юрия Юрьевича, но ни к какому окончательному решению не пришли. Хоть лопни - не получилось консенсуса, а виноват, конечно же, был опять-таки Вовка.

- Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он.

- Дедушка с бабушкой у тебя такие хорошие, они - папины родители, а ты к ним так. Мы даже и не понимаем, почему ты к ним так, - сказала Вовке его родная мать.

- Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались.

- Куда? К кому убежишь? - спросили, смутившись, родители.

- А не все ли равно куда, к кому? Там видно будет. Может, к кому-нибудь из приятелей, а может, в нашу пустую квартиру. Вы же оставите мне ключи? Не имеете права не оставить. Я же дал вам честное слово, внес ясность, что вам от меня еще надо? Что, спрашивается, вам надо? Вот хотя бы к дедке-старшему убегу, у него светлая голова, и он не такой зануда. Разве что слегка, а чтобы всерьез - я этого не замечал. До сих пор. Не прогонишь меня, дедка? Юрий Юрьевич?

Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать. Он и смолчал, лишь, вздохнув, сказал:

- Ну, я - что? Ну, я ничего. Так-так-так!

У Юрия Юрьевича была собственная квартира, однокомнатная, но приличная. Он в свое время на самостоятельном житье перед родными детьми и перед родными внуками настоял и позже, еще при живой жене Евгении Матвеевне, не раз убеждался в том, что настоял совершенно правильно. Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

А надо было каким-то образом этот случай предусмотреть. Тем более надо было, что Вовка и еще сказал:

- Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

- Вовка, это ты почему же так? - спросила у Вовки его родная мать.

- Очень просто! Потому что мои собственные родители тоже порядочные зануды. Они и сами об этом знают, только молчат. Скрывают от людей.

- Так о родителях нельзя!

- Родители сами должны заботиться, чтобы о них было нельзя. А я вот в любой момент могу доказать, что дело именно так и обстоит. Хотите - докажу?

Вовкиных доказательств никто не хотел, все промолчали, и только Людочка сказала:

- Ты все-таки хам, Вовка. Хам и больше никто!

- Говорю же: просто-напросто я откровенный человек. Ну? Так как? Все-таки? Приступим к доказательствам? Или так обойдемся?

Тут имело место уже общее замешательство, все присутствующие произносили ничего не значащие слова: "Ну и ну!", "Вот так раз!", "Воспитываешь их, а они. " и т. д., и т. д. Но все снова предпочли обойтись без доказательств.

Самое же затруднительное положение создалось у Юрия Юрьевича, и он сказал:

- Я готовить на двоих не умею. На одного - дело привычное, а на двоих - не знаю, как получится.

- Чего тут не знать-то? - удивился Вовка. - Если понадобится, и на троих приготовишь. А на двоих - так это пустяки. Тем более, что я картошку люблю. Поджаренную в маслице картошку, а там уж все равно что. Йогурты так йогурты. Черносмородиновые.

В общем, выход из создавшегося положения был один-единственный: Вовка остается с прадедушкой. Тем более, что Вовка закончил разговор еще одним комплиментом в его адрес:

- У тебя, дедка, все-таки светлая голова. Гораздо светлее, чем у всех у этих. у всех этих родителей, у дедок-бабок, тем более у сестренок. Я уверен: ты и прапрадедом станешь, все равно твоя голова останется самой что ни на есть светлой!

- Ну это ты зря, Вовка! - смутился Юрий Юрьевич. - Как это может быть - прапрадед?

- Да очень просто! Вот она, - Вовка кивнул в сторону сестрички, - вот она принесет в подоле какого-нибудь ма-а-аленького крольчонка - и все дела. Ты, дедка, ее спрашивай, как это может быть, как бывает. Она лучше знает!

- Господи, какой хам! - всплеснула руками Людочка. - К тому же тебе-то какое дело до всего до этого?

- Как это - какое? Да ведь я в тот же день стану дядей! Этого тебе мало? Так ведь и отец с матерью станут дедом с бабкой, и дед с бабкой станут прадедкой с прабабкой, а вот он, - теперь Вовка кивнул в сторону прадеда, - он станет прапрадедом, то есть вовсе уже реликвией! И тебе всего этого мало? Ну и запросы у тебя - прямо-таки тоталитарные!

Вовкины родители оставили деду Юрию Юрьевичу на двухмесячное содержание Вовки семьсот тысяч рублей - почти по двенадцать тысяч на день. Не сказать, что богато, но сносно, особенно сносно, когда вспомнишь о голодающих под землей шахтерах. И теперь за полчаса до того, как начать будить правнука - тому будильник был нипочем, - прадед кипятил чайник, заваривал кофе или какао, резал хлеб и два порядочных ломтя хлеба намазывал маслом, а иногда еще и паштетом, разогревал вчерашнюю кашу геркулес, а тогда уже и приступал к подъему Вовки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою новую повесть “Уроки правнука Вовки” . Залыгин напечатал в №7 “Нового мира”. Сюжет прост - внуки, отправляясь в загранкомандировку, оставляют двенадцатилетнего сына Вовку на попечение деда, Юрия Юрьевича, восьмидесятилетнего пенсионера, ранее - инженера, кандидата технических наук, честного и умного работника Наблюдая небрежное отношение правнука к школе, прадед пытается наставить его на путь истинный и берется давать уроки. Вот эти уроки и их беседы составляют содержание повести. Недоумение Юрия Юрьевича, почти страх его перед новыми временами, - вот место. которое занимает в повести правнук Вовка. Непонятно кто кого учит, старший младшего или младший старшего. Оба личности, оба достаточно полно выражают в повести каждый свое время.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Развивающие:

  • - развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
  • - развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;
  • - развитие аналитических способностей.

Воспитывающие:

  • - воспитание осознанного выбора правильных ориентиров в жизни;
  • - воспитание любви к литературе и родному языку.

Образовательные технологии:

Сергей Павлович Залыгин (6.12.1913 - 19.04.2000)

Родился в 1913 году, вырос в Сибири, окончив сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Хакасии, учился на гидромелиоративном факультете Омского сельскохозяйственного института, работал инженером-гидрографом; в 1948 году защитив кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру сельхозмелиорации в Омском СХИ. С1955 года работал в Западно-Сибирском филиале АН СССР, а затем - в Сибирском отделении АН СССР. В 1970 году Залыгин переехал в Москву и занялся только писательской работой. В 1991 году был избран действительным членом Российской Академии Наук (отделение литературы и языка).

Особым этапом стала поздняя проза Сергея Залыгина, публиковавшаяся им в девяностые годы. Здесь писатель активно продолжает художественное исследование современной ему жизни. И в “Экологическом романе”(1993), и в повести “Фиалка”(1989), рассказах “Однофамилец”(1995), “Уроки правнука Вовки”(1997) читатель встречается с реалиями современной постсоветской жизни, с порождаемыми текущей современностью социально-психологическими типами и общественными коллизиями.

Особым этапом стала поздняя проза Сергея Залыгина, публиковавшаяся им в девяностые годы. Здесь писатель активно продолжает художественное исследование современной ему жизни. И в “Экологическом романе”(1993), и в повести “Фиалка”(1989), рассказах “Однофамилец”(1995), “Уроки правнука Вовки”(1997) читатель встречается с реалиями современной постсоветской жизни, с порождаемыми текущей современностью социально-психологическими типами и общественными коллизиями.

На этой странице представлен новейший этап творчества Сергея Залыгина – проза и эссеистика девяностых годов. Экологический роман. Роман. Свобода Выбора Роман без сюжета Однофамильцы. Повесть. Ирунчик. Маленькая повесть. Уроки правнука Вовки. Маленькая повесть. Государственная тайна. Рассказ. Предисловие. Рассказ Клуб вольных долгожителей. Рассказ. После инфаркта. Рассказ. Бабе Ане - сто лет. Рассказ. Два провозвестника. Заметки. Моя демократия. Заметки по ходу жизни. Эссе. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки. Два провозвестника. Эссе. Стариковские записки. Эссе.

На этой странице представлен новейший этап творчества Сергея Залыгина – проза и эссеистика девяностых годов.

Свою новую повесть “Уроки правнука Вовки” . Залыгин напечатал в №7 “Нового мира”.

Сюжет прост - внуки, отправляясь в загранкомандировку, оставляют двенадцатилетнего сына Вовку на попечение деда, Юрия Юрьевича, восьмидесятилетнего пенсионера, ранее - инженера, кандидата технических наук, честного и умного работника

Наблюдая небрежное отношение правнука к школе, прадед пытается наставить его на путь истинный и берется давать уроки. Вот эти уроки и их беседы составляют содержание повести. Недоумение Юрия Юрьевича, почти страх его перед новыми временами, - вот место. которое занимает в повести правнук Вовка.

Непонятно кто кого учит, старший младшего или младший старшего. Оба личности, оба достаточно полно выражают в повести каждый свое время.

Выясняется, например, что прадед не так уж далек от правнука, во всяком случае мысль о том, что в эту вот школу, в которую с таким трудом приходится выгонять по утрам внука, в эту школу, может быть, и действительно ходить не надо, - мысль эта вообще- то близка и прадеду.

Писатель ведет свой диалог со временем и историей на равных - не учеником и не учителем-пророком. Урок – первый очаг, согревшись у которого Человек стремится стать мыслителем. В.А. Сухомлинский

Писатель ведет свой диалог со временем и историей на равных - не учеником и не учителем-пророком.

Урок – первый очаг,

согревшись у которого Человек стремится стать мыслителем.

В.А. Сухомлинский

ВОПРОСЫ К ПОВЕСТИ Кто же такой Вовка? В какое время жил Вовка? (90-е годы) Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности). Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком). Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват? Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду. Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.

ВОПРОСЫ К ПОВЕСТИ

  • Кто же такой Вовка?
  • В какое время жил Вовка? (90-е годы)
  • Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности).
  • Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком).
  • Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват?

Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду.

  • Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.

ПОЗИЦИЯ ВОВКИ

ВОВКА У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился. - Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались. - Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он. - Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился.

- Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались.

- Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он.

- Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ – ДЕДКА-СТАРШИЙ В общем, выход из создавшегося положения был один-единственный: Вовка остается с прадедушкой. Тем более, что Вовка закончил разговор еще одним комплиментом в его адрес: - У тебя, дедка, все-таки светлая голова. Гораздо светлее, чем у всех у этих. у всех этих родителей, у дедок-бабок, тем более у сестренок. Я уверен: ты и прапрадедом станешь, все равно твоя голова останется самой что ни на есть светлой! Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать. Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ – ДЕДКА-СТАРШИЙ

В общем, выход из создавшегося положения был один-единственный: Вовка остается с прадедушкой. Тем более, что Вовка закончил разговор еще одним комплиментом в его адрес:

- У тебя, дедка, все-таки светлая голова. Гораздо светлее, чем у всех у этих. у всех этих родителей, у дедок-бабок, тем более у сестренок. Я уверен: ты и прапрадедом станешь, все равно твоя голова останется самой что ни на есть светлой!

Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать.

Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

ВОВКА ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ АНТИТЕЗА Надо было или объявлять правнуку войну, или примириться с существующим положением вещей. На войну у Юрия Юрьевича духа не хватило, он пошел на примирение, и когда нынче Вовка позавтракал и рванул на лестничную площадку, Юрий Юрьевич успел сделать поглаживающее движение по его голове с пестрыми волосами.

Надо было или объявлять правнуку войну, или примириться с существующим положением вещей. На войну у Юрия Юрьевича духа не хватило, он пошел на примирение, и когда нынче Вовка позавтракал и рванул на лестничную площадку, Юрий Юрьевич успел сделать поглаживающее движение по его голове с пестрыми волосами.

ШАГИ К ПРИМИРЕНИЮ

ШАГИ К ПРИМИРЕНИЮ

  • "А что, если я предложу Вовке заниматься с ним домашними уроками? Днем, покуда один, буду готовиться к занятиям, а вечером заниматься? Хотя бы раз в неделю?"

К удивлению Юрия Юрьевича, Вовка, три раза пожав плечами, согласился

  • Увлекшись, Юрий Юрьевич стал незаметно для себя рассказывать о том, как он, когда был еще моложе Вовки, лет восьми-десяти, ходил в поле, где у его родителей был картофельный участок, там они картофель сажали, ходили окучивать рядки тяпками.

- Что такое тяпка? - спросил Вовка

  • - Мы в школе за один урок изучили картошку, лен и хлопчатник. А ты разводишь, разводишь. Конца-краю не видать.

- Тебе не интересно?

- Буза это все. Ну какое мне дело, какого цвета у картошки цветочки? Буза. Когда я картошку ем, я что, о цветочках картофельных, что ли, думаю?

Во-первых, он на этом занятии назвал Вовку дураком. Хотя Вовка и отнесся к этому с полным безразличием, но все равно - как это можно было себе позволить?! Позволить учителю?

Во-вторых, Юрий Юрьевич и в самом деле ударился в недозволительную в этом случае философию. Он сидел и разговаривал с Вовкой так, как будто против него сидел он сам, Юрий Юрьевич, и он сам себя убеждал в том, в чем давным-давно был убежден. Разве это урок?

В-третьих, еще была какая-то нелепость. Была, присутствовала, хотя назвать ее Юрий Юрьевич не мог. Он ее допустил, и он же - не мог назвать. Что-то такое вообще.

ЧЕМ ЖИВЕТ ВОВКА?

ЧЕМ ЖИВЕТ ВОВКА?

  • "Мне карманные деньги крайне нужны. Без денег ни один нормальный человек нынче не живет!

- Имей в виду: если не дашь - я все равно каким-нибудь путем деньги достану".

- Это какой же у тебя будет путь? - спросил тогда Юрий Юрьевич. И услышал:

- Мало ли какой. Мало ли. Самое простое - взять в долг. Под возвращение родителей. Родители приедут, я им по всей форме доложу: должен! Ну а они уж как хотят пусть выкручиваются. Им вовремя нужно было думать, а не ставить меня в немыслимое положение. Они - не дети. Должны по-взрослому соображать.

Вот какого потомка воспитывали Вовкины родители. Они чтили запланированную дочку Людочку, а к незапланированному Вовке относились как к недоразумению. Вовка точно так же, и даже точнее, относился к родителям. Заодно и к прадеду

- У Веньки мать врач. Свои пятьсот получает через три месяца. Нет уж, если государство так со своими гражданами обращается, то и люди к государству должны так же. И ты, пожалуйста, не спорь: знаю, что говорю!

Может быть, великие трагедии потому и происходят и никогда не кончаются, что малыши плюют на историю? Плюют на нее и когда подрастают?

Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки. Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится? Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям. Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?

Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки.

Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится?

Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям.

Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Уроки правнука Вовки: краткое содержание, описание и аннотация

Сергей Залыгин: другие книги автора

Кто написал Уроки правнука Вовки? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сергей Залыгин.: Санный путь

Санный путь

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Уроки правнука Вовки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Уроки правнука Вовки

Уроки правнука Вовки

Вовкины родители старательно готовились к продолжительной поездке за рубежи отечества.

Они не скрывали, что отечественные им осточертели, что гораздо более интересна Европа, в которой они прожили (по долгу службы) два года: 1994-й и 1995-й.

Они прекрасно знали, что нужно с собой брать, что брать не нужно.

Зонтики, например, нужно, они все равно заграничные, а в обуви надо ехать в старой, еще советской, чтобы за рубежом ее не жалко было выбросить к чертовой матери и купить новую, пусть и не самой последней моды: в России все равно никто этой устарелости не заметит. Народ у нас стал просвещенным, но не в такой уж степени.

У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился.

Так вот, Людочка требовала к себе большего и пристального внимания, тем более что она ехала с родителями в загранку. К тому же она была студенткой не какого-нибудь захудаленького института, а института финансового, и сколько нужно было хлопот и старания, чтобы и ей тоже оформить двухмесячный отпуск не то по состоянию здоровья, не то еще по какому-то состоянию - прадед Юрий Юрьевич толком не знал.

Когда собрались, когда уже чуть ли не упаковались, возник неожиданный вопрос: а неожиданного-то Вовку куда девать? На эти два месяца? Учебный же год! Вовка не отличник, отнюдь, отстанет - останется на второй год, а этого допустить никак нельзя: в этом случае у Вовки не останется свободного года и по окончании школы его тут же забреют в армию. Он и в вуз не успеет поступить, как забреют!

Совещались с участием всех троих "зарубежников", а также деда, бабки и прадеда Юрия Юрьевича, но ни к какому окончательному решению не пришли. Хоть лопни - не получилось консенсуса, а виноват, конечно же, был опять-таки Вовка.

- Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он.

- Дедушка с бабушкой у тебя такие хорошие, они - папины родители, а ты к ним так. Мы даже и не понимаем, почему ты к ним так, - сказала Вовке его родная мать.

- Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались.

- Куда? К кому убежишь? - спросили, смутившись, родители.

- А не все ли равно куда, к кому? Там видно будет. Может, к кому-нибудь из приятелей, а может, в нашу пустую квартиру. Вы же оставите мне ключи? Не имеете права не оставить. Я же дал вам честное слово, внес ясность, что вам от меня еще надо? Что, спрашивается, вам надо? Вот хотя бы к дедке-старшему убегу, у него светлая голова, и он не такой зануда. Разве что слегка, а чтобы всерьез - я этого не замечал. До сих пор. Не прогонишь меня, дедка? Юрий Юрьевич?

Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать. Он и смолчал, лишь, вздохнув, сказал:

- Ну, я - что? Ну, я ничего. Так-так-так!

У Юрия Юрьевича была собственная квартира, однокомнатная, но приличная. Он в свое время на самостоятельном житье перед родными детьми и перед родными внуками настоял и позже, еще при живой жене Евгении Матвеевне, не раз убеждался в том, что настоял совершенно правильно. Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

А надо было каким-то образом этот случай предусмотреть. Тем более надо было, что Вовка и еще сказал:

- Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

- Вовка, это ты почему же так? - спросила у Вовки его родная мать.

- Очень просто! Потому что мои собственные родители тоже порядочные зануды. Они и сами об этом знают, только молчат. Скрывают от людей.

- Так о родителях нельзя!

- Родители сами должны заботиться, чтобы о них было нельзя. А я вот в любой момент могу доказать, что дело именно так и обстоит. Хотите - докажу?

Вовкиных доказательств никто не хотел, все промолчали, и только Людочка сказала:

- Ты все-таки хам, Вовка. Хам и больше никто!

- Говорю же: просто-напросто я откровенный человек. Ну? Так как? Все-таки? Приступим к доказательствам? Или так обойдемся?

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

- развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;

- развитие аналитических способностей.

- воспитание осознанного выбора правильных ориентиров в жизни;

- воспитание любви к литературе и родному языку.

- обучение в сотрудничестве,

- технология исследовательского обучения,

- технология индивидуализации обучения учащихся.

Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.

Оборудование: портреты писателей Д.И. Фонвизина и С.П. Залыгина, тексты произведений, рисунки с изображением Митрофана и Вовки, тетради, запись на доске, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Эпиграфы: …Митрофаны мало смешны и притом очень

мстительны, и мстят они неудержимой

размножаемостью и неуловимой

проницательностью своей породы,

родственной насекомым или микробом.

Урок – первый очаг, согревшись у которого,

Человек стремится стать мыслителем.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Стало доброй традицией на уроках внеклассного чтения открывать новые имена отечественной литературы. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя Сергея Павловича Залыгина. Несколько слов о писателе. ( Презентация ).

Хочется вас спросить: что такое урок?

Каждый из вас прав.

Урок – это слово многозначное.

Почему её изучают до сих пор? Может, не стоит?

Да, действительно, пьеса актуальна, злободневна, современна. Такие герои, как Митрофан, нас окружают повсюду. Мы все в какой-то степени Митрофаны. Образ-персонаж, созданный классиком, является носителем определённых типических черт, повторяющихся, не исчезающих со временем.

Мы не раз говорили о Митрофане, о его чертах. Давайте ещё раз вспомним эти типические черты.

(Ученики называют эти черты)

Обратимся к первому эпиграфу нашего урока. (Слайд 4)

Прав ли В. Ключевский, говоря о живучести Митрофанов?

Ответ на этот вопрос даёт и Сергей Павлович Залыгин, который

утверждает, что Митрофаны живы в наши дни.

Кто же такой Вовка?

Можно ли слова В. Ключевского о живучести Митрофанов отнести Вовке?

Сравним этих двух героев. На карточках, которые получили группы, перечислены черты Митрофана. (Приложение 1). Присутствуют ли эти черты в характере Вовки? Ответ подтвердите текстом.

Работа в группах.

Архетип (греч. arche – начало и typos – образ; первообраз) – первичный образ, оригинал, т.е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и

переходящие из поколения в поколение.

Можно ли считать образ Митрофана архетипом?

Чему научил нас Д.И. Фонвизин?

Чему научил нас С. П. Залыгин?

Почему Митрофан стал именно таким? Кто виноват в этом?

(Ответы учащихся: мать, которая своей слепой любовью убила в нём все замечательные качества).

В какое время жил Вовка? (90-е годы)

Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности). (Слайд 7)

Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком).

Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват?

(Ответы учащихся: родители, окружающая действительность).

Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду.

Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.

(Учащихся зачитывают цитаты из произведения:

1) «- …мои собственные родители тоже порядочные зануды. Они и сами об этом знают, только молчат. Скрывают от людей.

- Так о родителях нельзя!

Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки.

Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится?

Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много

вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям.

Кому сложнее было жить: Митрофану или Вовке? Митрофану, которого до безумия любила матушка, которая сдувала с него пылинки, потакала всем его прихотям, или Вовке, о котором родители не заботились вовсе?

Ответа на это вопрос нет, потому что жить, а не выживать, всегда трудно. Этот вопрос – контекстуальный синоним вопроса: легко ли быть молодым?

Вовка – герой 90-х годов. Нас с ним разделяет 15 лет. Похожи ли вы на Вовку? Вы находитесь сейчас в ситуации выбора. Выберете ли вы позицию Вовки или какую-то другую, решать вам.

Легко ли быть молодым?

Молодой человек – тот, который активно учится. А учиться всегда трудно. На мой взгляд, молодым быть очень трудно. А вот как об этом думают Алексей Харитонов и Миша Казаков. Свою точку зрения они выразили в стихах. (Ребята читают стихотворения собственного сочинения).

Во что надо верить? Хорошо ли быть на кого-нибудь похожим? Какой должна быть жизнь в 15-16 лет? Какая потеря в 15-16 лет самая страшная? Какие люди нужны человечеству? Что делать, когда не понимают родители? Эти вопросы обрушиваются на молодых. Вопросы эти непросты, но и в сложности есть свои плюсы, ибо они убеждают: нельзя смотреть на жизнь и на человека упрощённо. И для вас пришла пора жить в семье в роли равноправных её членов. А это значит, пришла пора отдавать тепло, внимание, время тем, кто вам дорог. Торопитесь умнеть, добреть, торопитесь быть в жизни деятельным. Жизнь достойна этих ваших усилий.

Обращаемся ко второму эпиграфу нашего урока, к словам В.А. Сухомлинского. Согласны ли вы с великим педагогом?

Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?

Заключительное слово учителя.

Пусть спутником вашим в жизни будет хорошая, умная книга, которая преподаст вам новый урок. Появиться повод подумать: урок?

Пройдёт немало времени, на многие вопросы найдутся ответы. Наберётесь читательского опыта и воскликните: уроки!

Но сколько ещё в жизни вам придётся пережить… И мы не ставим точку, а ставим многоточие: урок…

Продолжением этой темы станет работа дома.

Читайте также: