Протоколы диагностики уровня воспитанности обучающегося в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель беседы заключалась в выявлении у ребёнка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А так же выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты показали, что на 40 % детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд поступки, помогают взрослым, малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость Доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратным и прилежным, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимость этого качества, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко все ведут себя согласно этим ценностям.

Цель сводной диагностической карты воспитанности – это определение уровня воспитанности каждого ребёнка для выявления проблем в воспитании и нахождения пути их решения.

Внешняя культура личности:

- Культура общения (общительность) – умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

- Культура поведения (дисциплинированность) – способность ребёнка соблюдать общепринятые правила поведения;

-Культура внешнего виду (аккуратность) – соблюдение ребёнком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержание в порядке своего рабочего места, книг, игрушек, одежды.

Внутренняя культура личности:

- Отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;

- Дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

- Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

- Любознательность – устойчивый интерес к знаниям;

- Честность – искренность, умение всегда говорить только правду;

- Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания.

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей 3 качества, в средней – 4 качества, в старшей – 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание. В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:

- предлагается оценить каждое качество личности своего ребёнка родителю;

- ставит самооценку сам ребёнок;

Оценивает качества личности педагог (последним).

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

- 1 балл – данное качество присутствует у ребёнка, всегда является устойчивой чертой его личности;

- 0,5 балла – поведение ребёнка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребёнка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

- 0 баллов – иногда поведение ребёнка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребёнка:

- от 1 до 0,8 -1 уровень воспитанности;

- от 0,8 до 0,6 -2 уровень воспитанности;

- от 0,6 до 0,4 – 3 уровень воспитанности.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20% детей подготовительной группы хорошо развиты интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). У 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40% детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20% данные качества присутствуют, но ещё не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100 % детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% - отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровень воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуется проводить данную диагностику 2 раза в год:

- декабрь – промежуточная диагностика,

- май – итоговая диагностика.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитанности ребёнка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребёнка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогам в индивидуальных встречах с родителями для обсуждения проблем и перспектив развития ребёнка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребёнка и проанализировать качество воспитательной системы.

Заключение.

При написании контрольной работы, я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определила сущность ключевых понятий. Выявила критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выявила основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дала им теоретическое обоснование, применила на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике воспитанников, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

А так же выделение положительной направленности – на добро, созидание – и отрицательной – на зло, разрушение;

Показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, к самому себе.

Показателями являются мотивы поведения воспитанника;

Знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения;

Сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника;

В целом, поведении воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседы и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребёнка, шкалирование, метод независимых оценок и др..

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учётом возрастных особенностей детей. Таки образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использоваться такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определённых характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребёнка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работать с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса. Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Успенская средняя общеобразовательная школа

Диагностика уровня воспитанности дошкольников

Подготовила: учитель начальных классов

Куракулова Ольга Васильевна

Проблема диагностики воспитанности всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту.

В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей школьного возраста.

Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так и педагогических исследованиях.

Можно выделить конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, общительность и другие.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.

Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо.

Но показателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего школьного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

выявление этических отношений к другому человеку.

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?

· Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др.

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводных таблиц, различных графиков и диаграмм.

Материал содержит методики диагностики нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Большинство представленных в материале методик опубликованы в различных источниках и прошли апробацию.

Оценить 772 0

Диагностика нравственной воспитанности дошкольников

Первым этапом диагностической деятельности педагога является определение критериев и показателей изучаемого явления.

В педагогической диагностике воспитанности личности нет единых и жестких критериев и показателей. Каждый исследователь разрабатывает свои критерии, а также систему их оценки. Количество показателей, через которые они оцениваются, также различно.

Часть исследователей (Н.И. Монахов, М.И. Шилова, И.С. Хазова и др.) для определения уровня нравственной воспитанности предлагают на-бор нравственных качеств личности. Ряд исследователей (Л.И. Божович, З.И. Васильева, И.А. Каиров, Т.Е. Конникова, А.В. Зосимовский и др.) полагают, что самой существенной характеристикой нравственного развития личности является ее направленность. В качестве критерия нравственной воспитанности И.С. Марьенко, Н.Е. Щуркова, В.Я. Яковлев и др. выделяют отношение школьников к обществу, учению, труду, людям.

И.Ф. Харламов в качестве главных признаков нравственной воспитанности называет индивидуальные изменения, происходящие во внутренней нравственно-психологической структуре личности и определяющие ее внешние проявления.

Основными критериями нравственной воспитанности, по его мнению, являются:

 наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;

 степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости моральных норм, правил и принципов, а также нравственных качеств;

 устойчивость нравственных умений, навыков и привычек.

Уровень нравственной воспитанности И.А. Каиров и О.С. Богданова рассматривают как уровень развития нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств. Они считают, что эти уровни могут не совпадать, между ними существуют сложные взаимосвязи, составляющие структуру личности. Поэтому показателем нравственного развития, по их мнению, будет не только уровень нравственного развития каждой стороны личности (сознание, поведение, чувства), но и соотношение развития разных сторон, например, сознания и поведения, поведения и чувств.

При изучении нравственного сознания в качестве показателей уровня его развития И.А. Каиров и О.С. Богданова выделяют следующие:

- умение видеть, вычленять и принимать нравственную сторону действительности;

- понимание нравственных мотивов и результатов поступков;

- умение предвидеть в нравственном плане последствия своих поступков для других людей;

- принятие нравственных норм и ценностей.

В выявлении нравственного поведения показателями уровня воспитанности они считают:

- поступки в ситуации выбора, когда ребенок самостоятельно принимает решение и действует, придерживаясь известной ему нормы (или вопреки ей);

Думается, приведенные позиции известных педагогов-ученых помогут начинающим исследователям преодолеть первый этап диагностической деятельности – определить критерии и показатели уровня изучаемого явления. Они смогут сделать осознанный выбор одной из существующих точек зрения или разработать собственные критерии и систему их оценок. Последующий материал соответствует второму этапу диагностической деятельности – отбору методик обследования. Большинство представленных методик опубликованы в различных источниках и прошли апробацию.

Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

Цель: исследование самооценки детей 4–6 лет.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Выводы по уровню развития

10 баллов – очень высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух – трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенка принимают в дошкольное учреждение, и никто, кроме родственников, еще не в состоянии его понастоящему оценить.

С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми:

2. Внимательность к людям.

3. Правдивость, честность.

7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.

Коммуникативный личностный опросник для родителей, воспита-телей и родственников ребенка

1. Добр ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

2. Внимателен ли ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

3. Правдив ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

4. Вежлив ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

5. Общителен ли ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

6. Щедр ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

7. Отзывчив ли ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

8. Справедлив ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

9. Жизнерадостен ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

10. Ответственен ли Ваш ребенок?

а) да б) нет в) когда как г) не знаю

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.

Выводы по уровню развития

10 баллов – очень высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл очень низкий.

Цель: изучение стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений.

Методика используется в работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Детям предлагается закончить несколько ситуаций:

Для детей дошкольного возраста:

2. Петя принес в детский сад свою новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, ко-торый дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Са-ша? Почему?

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

В процессе опыта экспериментатор замеряет секундомером индивидуальное время прохождения участка пути каждым испытуемым, регистрирует количество ошибок, а также эмоциональные и вербальные реакции детей. После окончания эксперимента определяется разность показателей между порциальной и интегральной сериями.

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6–8раз, при этом время замеров остается постоянным.

Цель: изучить проявление сорадования в поведении детей и их причины.

После каждого индивидуального эксперимента (иногда и в процессе его) с испытуемым проводится специальная беседа (интервью). Цель беседы – выяснить, что стоит за теми или иными проявлениями ребенка в эксперименте. Беседа включала несколько блоков вопросов, выявляющих:

- момент осознания ребенком экспериментальной ситуации и собственной роли в ней;

- возможные причины стараний ребенка, которые были заранее гипотетически выявлены, а именно:

а) жалость, сострадание к санкционируемому, чувство справедливости;

б) страх перед возможным возмездием с его стороны;

в) особые симпатии, дружеское расположение к санкционируемому;

г) ожидание ответной благодарности от него;

д) наличие представлений у ребенка о необходимости действовать в пользу санкционируемого;

Необходимость использования вспомогательных процедур (в частности, социометрической техники) продиктована теми трудностями, перед

которыми стоит любой исследователь, изучающий детскую группу в ее взаимодействии.

Все методики позволяют дозировать искомую переменную количественно (показатель времени в секундах и показатель длины в сантиметрах), таким образом, мы получаем общегрупповую и индивидуальную картину отношения дошкольников к сверстнику. Кроме этого, мы получаем возможность качественного сравнения показателей всех мето-дик, благодаря использованию относительных величин. Относительные величины – индексы КИ как гуманного отношения к сверстнику – образуются как частное от деления абсолютной разности показателей в интегральном и порциальном замерах на абсолютный показатель интегрального замера, умноженное на 100, т.е.

Кго = Р/И × 100, где

Кго – индекс КИ (гуманного отношения);

Р – разность показателей в интегральном и парциальном замерах;

И – показатель в интегральном замере.

Таким образом, если ребенок, относясь к другому как к себе самому, старается для другого как для себя (или более того), то разностью показателей будет положительная или равная нулю величина. Отсюда возможная стратегия поведения испытуемых в экспериментах следующая:

А) Стремление избежать наказания или получить награду выше для себя, чем для другого. Испытуемый не тратит усилий при порциальном санкционировании для блокирования фрустратора, поэтому разность показателей окажется отрицательной величиной.

Б) Испытуемый выполняет задание при порциальном санкционировании с теми же усилиями, что и при интегральном, тогда разность показателей будет равна нулю.

В) Испытуемый затрачивает усилий несколько больше при порциальном, чем при интегральном, тогда разность будет положительной величиной.

Таким образом, во всех экспериментальных методиках (как групповых, так и индивидуальных) изменение скорости выполнения задания каждым ребенком в условиях стимуляции одного из группы по сравнению с ситуацией собственной стимуляции служит эмпирическим показателем отношения ребенка к сверстнику. Для каждой методики существует свой способ первичной обработки эмпирического материала, подчиненный единой схеме.

Тогда мы можем говорить о том, что чужое наказание для ребенка так же важно, как и свое собственное, поэтому мы можем отметить гуманное отношение ребенка к другому. Если же разность показателей оказывается величиной отрицательной, то такого отношения к сверстнику, по всей вероятности, у данного ребенка нет. Таким образом, имея формулу

(ZSи - ZSп) / ZSи × 100, где Z — сумма длин дуги;

мы получаем количественный показатель гуманного отношения к сверстнику в группе детей как солидарной идентификации.

Оставаясь в рамках вышеприведенных рассуждений, сходным образом обрабатываются первичные данные в других методиках. В методике "Железная дорога" ребенок проводит паровозик по одному и тому же участку "железной дороги", т. е. путь во всех замерах остается постоянной величиной; тогда скорость, а следовательно, вероятность наказания за ошибки выражается в показателях времени при интегральном и парциальном санкционировании, т.е. (tп-tи) / tи × 100 – таков индекс КИ в методике "Железная дорога".

В "Тропинке" условия инструкции как бы переворачиваются, теперь увеличение скорости выполнения задания испытуемым ставится в прямую зависимость от возможности получения им награды, в то же время детей по-прежнему ориентируют на безошибочную работу. Естественное желание получить приз "подгоняет" ребенка как можно быст-рее закончить задание в интегральном замере. Сохраняя неизменной длину и конфигурацию "тропинки" (путь) для каждого ребенка, мы получаем возможность, вводя порциальное санкционирование, судить о скорости выполнения задания ребенком, а значит, о желании содействовать награде сверстника, по показателям времени, т. е. индекс КИ в этой ситуации следующий: – (tп-tи) /tи × 100.

Таким образом, мы имеем эти формулы для подсчета индекса гуманного отношения к сверстнику у каждого ребенка в различных ситуациях деятельности. Полученные относительные величины (индекса КИ) яв-ляются основой для дальнейших статистических манипуляций: определения средней арифметической (X), среднего квадратического отклонения и других показателей. Средние статистические по группам (возрастным, половым и пр.) для каждой методики отражают качественный характер изменений поведения детей в группе (гуманного отношения к сверстнику) в зависимости от различных условий их деятельности.

Изучение уровня воспитанности обучающихся, воспитанников в школе-интернате является одним из важнейших компонентов мониторинга воспитательной работы.

Основной целью изучения уровня воспитанности является оценка личностных свойств и социально значимых умений и навыков обучающихся, воспитанников, оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

создание условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта.

развитие социально-адаптированной личности, способной к самореализации и саморазвитию.

определение уровня воспитанности учащихся;

анализ аспектов, влияющих на уровень воспитанности ребёнка;

подготовка решений и реализация мер, направленных на совершенствование учебно-воспитательной работы..

Воспитанность - комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированной у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность.

В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей. Красноречивому, и артистичному – предлагаю подготовить ролевую игру, этюд, сценку. Запускаем “машину времени” и “переносимся” на несколько лет (веков) назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, животного, растения, тогда рассказ ведется от первого лица. Интересны пресс-конференции, когда слушатели по окончании выступления задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа.

Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям мероприятий. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Сама тоже пробую составлять небольшие загадки, рифмую некоторые понятия, определения, термины. Использую и те, которые уже были опубликованы в предметных газетах, журналах, размещены на соответствующих сайтах в интернете. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.

Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с необычным содержанием.

Проектная методика также находит место, особенно при разработке экологических тем: “Квартира как экосистема”, “Растения в городе” и других.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе беседы решаем вместе

С особо одаренными детьми занимаюсь индивидуально: готовимся к конкурсам и олимпиадам, среди моих воспитанников есть победители и призеры городских, региональных и международных конкурсов, олимпиад.

Выбрав для себя тему по самообразованию “Инновационные технологии в воспитательной деятельности”, учитывая возрастную категорию своих ребят, вовлекаю их в трудный, но увлекательный процесс познания истины – исследование. Объекты для исследования выбираю самые разнообразные. Это и почва, воздух, атмосферные осадки, продукты питания и т.д.

С результатами мы знакомим администрацию и учащихся школы.

Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления. Напоминаю слова поэта Н. Рыленкова:

“Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, –
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”.

Внедряю элементы модульной технологии на воспитательных мероприятиях и во внеурочной деятельности – чтобы каждый воспитанник, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению поставленной цели, выполняя задания, от простого к сложному.

Не хлебом единым сыт человек. Поэзия помогает мне делать мероприятия эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств. Часто даю детям творческое задание – подобрать или написать стихи на мероприятие.

С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю особое лирическое настроение. О знаниях мы, порой, думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством. Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать.

Таким образом, для каждого ребенка создаю ситуацию успеха, и результат не заставляет себя долго ждать.

Итоги работы с воспитанниками видны по результатам диагностики уровня воспитанности, которая выполняет различные функции и позволяет не только прогнозировать воспитательную работу, контролировать и корректировать ее, но и оценить результат своей воспитательной деятельности . Определить насколько точно и полно удалось реализовать поставленные воспитательные задачи, что не получилось и по каким причинам.

Для оценивания эффективной и целесообразной организации работы с ученическим коллективом мною проводилась ежегодная диагностика уровня воспитанности, использовалась методика Н. П. Капустиной.

Аспекты изучения

Используемая методика

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов.

Методика Н.П.Капустиной.

По этой методике общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего оценочного балла.

Читайте также: