Урок мужества краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Формирование уважения к людям, участвовавших в Великой Отечественной войне, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих прадедов, земляков в годы войны.
Познавательные:
-Познакомить обучающихся с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нашего города;
- Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, проживающих в Тюменской области.
-Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны.
-Вовлечь учащихся и родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность;
- Заострить внимание на необходимости сохранения памяти о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле .
Развивающие:
-Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру.
-Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов Тюменской области, Заводоуковского городского округа.
Воспитательные:
-Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края, своей семьи;
-Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны, стихотворения, ролики, музыку.
-Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Технологии, формат деятельности, используемый при проведении
Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер и реализуется через:
- - совместно организованную культурно-массовую работу;
- - организацию исследовательской и проектной деятельности, творческой деятельности.
Информационно-методические:
-Заводоуковский краеведческий музей
-Кроссенс (авторский). Приложение № 01.
Организационные:
-Урок подготовлен для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Участники: учащиеся 1-4 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.
-Классный час организуется за счет часов внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) и реализацию плана воспитательной работы (духовно-нравственное направление).
Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.
Урок подготовлен для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Участники: учащиеся уровня начального общего образования, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.
Ход классного часа
-Ребята, сегодняшний классный час затрагивает очень важную тему для людей разных поколений. Эта тема актуальна и для нас с вами. Попробуйте определить тему нашего классного часа, разгадав кроссенс.
- Наш урок, урок мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война (1941-1945г.) продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
- С победного 1945 года прошло 75 лет, но человеческая память вновь и вновь обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей.
Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.
- Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.
-Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы мы поговорим о подвиге наших земляков, прадедов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Познакомимся с историей нашего края, Заводоуковской земли.
-Не обошла война стороной и маленький посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, чтобы сражаться за освобождение Родины. С войны не вернулись 5071 человек:
-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,
-1 906 пропали без вести,
-256 умерли от ран и болезней,
-14 погибли в плену.
За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками 4 человека были удостоены звания Героя Советского Союза: житель села Дроново - Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), житель села Боровинка - Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), житель села Новая Заимка - Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года), житель села Колесников - Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).
Все они были удостоены высокого звания в молодом возрасте. Ко дню присвоения звания героя Н.М.Щукину было 22 года, В.М. Важенину – 39 лет, П.Е.Фёдорову – 31 год, М.П.Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.
Практически во всех масштабных операциях, крупных сражениях отличились наши земляки.
Но не только армия ковала Великую Победу. Оставшиеся жители города работали в тылу на благо фронта. Заводоуковск дал приют многим тысячам эвакуированных. В годы войны в Заводоуковском районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.
В 1941 году в Заводоуковск было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода, работавшее здесь над проектом первого советского реактивного истребителя БИ-1. Возглавлял завод авиаконструктор Александр Москалев. На созданном в кратчайшие сроки авиазаводе был наложен выпуск планеров и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым достижение КБ Москалева в заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1.
Одним из крупнейших предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11 июня 1941 года шофёр предприятия Фатеев выступил с предложением отдать на фронт обороны Родины свой однодневный заработок. В результате было перечислено на нужды армии 1 070 рублей.
Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.
В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые раненые в эвакогоспиталь № 3519 прибыли уже в июле 1941 года. Госпиталь терапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Здесь по сентябрь 1944 года лечили фронтовиков с тяжелой формой туберкулеза. После лечения бойцы снова возвращались на фрон.
Заводоуковцы внесли значительный вклад в приближение победы. В посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в школах проходили обучение эвакуированные подростки.
В Заводоуковск была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт, добравшись пешком в Ялуторовский райвоенкомат. Послушайте строки из ее стихотворения.
Эвакуации тоскливый ад -
В Сибирь я вместо армии попала.
Ялуторовский райвоенкомат -
В тот городок я топала по шпалам.
Я шла пешком из доброго села
Что нас, детей и женщин приютило
Метель осатанелая мела
И ветер хвастал ураганной силой …
-Вот какую героическую историю имеет наш славный город Заводоуковск.
-Давайте послушаем их рассказы.
Белых Таисия рассказывает о своем прадеде, Белых Александре Васильевиче)
Козлов Андрей рассказывает о своем прадеде Дорошенко Петре Ивановиче
Кадочникова Мария рассказывает о своем прадеде Коркине Никоне Парфеновиче
Цыбулина Вероника рассказывает о своем прадеде Тормосине Иване Софоновиче
Логачева Дарья рассказывает о своем прадеде Дубровине Якове Афанасьевиче
-Вот какими героями были наши деды и прадеды! Благодаря им наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.
-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
-Ребята! По завершению классного часа я предлагаю каждому из вас дополнить одну из фраз:
-Теперь возьмите язычки пламени красного цвета и дополните одну из фраз:
-Каждый год 9 мая гремит Победный салют во всех городах нашей Родины. Каждый год 9 мая в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.
- Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.
-Каждый год 9 мая все люди нашей страны возлагают цветы к памятникам воинам Великой Отечественной войны.
-Я предлагаю разместить изготовленные цветы в нашем уголке, как частичку своей памяти о наших дедах и прадедах, ценою жизни принесших победу в Великой Отечественной войне.
(на уроке технологии заранее были сделаны гвоздики).
Закончить урок я хочу стихотворением поэта Виктора Турова, в котором он обращается с пожеланием к погибшим и живым.
Погибшим и живым
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Любовь к Родине в школьниках воспитывают с начальных классов, ежегодно проводя уроки Мужества. Учителя разрабатывают патриотичные сценарии, с помощью которых в творческой игровой форме рассказывают о событиях Второй Мировой войны.
Чем хороши такие уроки
Такие мероприятия – хороший способ напомнить растущему поколению о героических подвигах предков, защитивших земли от врагов. В них рассказывают о переломных моментах в истории, мужестве солдат и упоминаются значимые даты.
Уроки развивают в детях чувство долга и отваги, уважение к ветеранам и погибшим в боях. Школьники осознают, насколько прекрасна мирная жизнь, и узнают, какие трагедии пришлось пережить прошлым поколениям.
Дети получают возможность перенестись в прошлое, стать частью событий Отечественной войны, военных действий в Афганистане и Чечне. Иногда на такие уроки приходят ветераны, выжившие в кровопролитных боях, которые делятся своими воспоминаниями с учениками.
Как и когда проходят мероприятия
Уроки мужества традиционно совпадают с исторически значимыми датами: 9 мая, 23 февраля, а в последние годы – 1 сентября. Некоторые школы начинают учебный год именно с небольших экскурсов в историю.
Рассказы учителей дополняют видео- и музыкальным сопровождением: фильмами на военную тематику, песнями о победе или презентациями. Школьникам предлагают поделиться размышлениями о мужестве, чести и отваге.
Мероприятия, посвященные войне, необходимы подрастающему поколению, чтобы оно помнило об ошибках прошлого и никогда их не повторяло. Уроки мужества помогают детям расти патриотами своей страны, любить Родину и уважать людей, подаривших им мир.
Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель ГПД, МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова Торжокский район, Тверская область.
Занятие предназначено учащимся 1 - 4 классов.
Мероприятие будет интересно учителям начальных классов, воспитателям ГПД, библиотекарям.
Задачи:
Уточнение понятий: мужество, доброта, героизм в повседневной жизни. Информирование о фонде социально – культурных инициатив. Привлечение учащихся 1 - 4 классов к пониманию и желанию иметь активную жизненную позицию. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Оформление места проведения:
Творческие работы учащихся, высказывания.
Читайте также: