Умывание прохладной водой в детском саду цель

Обновлено: 03.07.2024

Закаливание детей водой - это система мероприятий, повышающих сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды и вырабатывающих способность быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным условиям.

Закаливание детей можно считать основной профилактической мерой простудных заболеваний и методом укрепления иммунитета.

Закаливание водой оказывает тонизирующее, укрепляющее воздействие на организм малыша, улучшает психическое состояние, придает бодрость, улучшает сон и аппетит. Укрепляется иммунитет, улучшается кровообращение, терморегуляция и общее физическое состояние ребенка.

Начинать закаливающие мероприятия необходимо с младенчества, но если вы начнете с двух, трех, пяти лет, то тоже получите огромную пользу, правда, лишь в том случае, если ребёнок полностью здоров.

Начинать закаливание лучше всего летом и ранней осенью, когда организм ребенка наиболее крепок. Проводить процедуры лучше всего утром, сразу после пробуждения.

Существует несколько разновидностей закаливания водой – это умывание, обтирание, обливание, душ и купание.

Умывание — самый доступный вид закаливания водой. Детям рекомендуется ежедневно утром и вечером умывать лицо, руки, а также шею и верхнюю часть тела до пояса. Начинают процедуру теплой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной и ниже, исходя из индивидуальных особенностей организма ребёнка. После процедуры тело ребенка хорошо растирают махровым полотенцем.

Ножные ванны — действенное средство закаливания, так как ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Делают их перед ночным сном. Ребенок во время этой процедуры шевелит стопами, как бы шлепая по дну таза. Начинаем с температуры воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая каждую неделю температуру на 1 градус, доводим до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты.

Обливание ног: ребенок садится на низкий стул, ноги ставим на брусок или иной предмет, положенный в таз. Воду льют из ковша на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность процедуры составляет 20—30 секунд. Температура воды 27—28°, каждые 10 дней снижаем на 1—2 градуса, но не ниже 18 градусов. После всех выше описанных процедур ноги вытирают досуха и растирают до легкого покраснения.

Обтирание: именно с него рекомендуется начинать закаливание. Обтирание легко и доступно и проводится с помощью махрового полотенца, или рукавички, смоченной в воде. Обтирают шею, грудь, затем спину, живот и ноги. После чего вытираем насухо полотенцем и растираем до покраснения. Температура воды для первого обтирания должна быть не ниже 36-34 градусов. Каждые три дня температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до 20 градусов. Продолжительность обтирания по мере снижения температуры воды постепенно уменьшается с 1,5-2 минут до полминуты. Плюс данной процедуры в том, что ее можно проводить ослабленным деткам.

Душ. - более сильно воздействующая процедура. Душ можно применять детям не ранее 1,5-2-летнего возраста. Первоначальная температура – 36-34 градуса , каждые три дня снижается на 1-2 градуса и доводится до 20 градусов. Продолжительность процедуры по мере снижения температуры возрастает с 0,5 минуты до 2 минут. Эта процедура отлично тонизирует нервную систему ребенка.

Купание - популярная закаливающая процедура, знакомая всем с детства. Лучше всего её проводить в открытых водоёмах в тёплое время года, когда вода достаточно прогрелась.

Правила закаливания водой

  • Постепенность - основное правило. Интенсивность закаливающих процедур следует наращивать постепенно, не стоит сразу оказывать на организм весь спектр возможностей закаливания. Но и не стоит тормозить воздействие холода на организм, оно должно быть достаточно сильным, чтобы организм начал реагировать.
  • Систематичность (регулярность). Если начали процесс закаливания, то не стоит останавливаться, так как тогда придется повторять с самого начала. При прекращении процедур более чем на 2-3 недели, эффект устойчивости организма, особенно детского, исчезнет.
  • Индивидуальность - упор на особенности организма. Обязательно наблюдайте, как отзывается детский организм на воздействие холода - то, что подходит одному ребенку, может совсем не подойти вашему.
  • Многофакторность. Чтобы добиться устойчивого эффекта от закаливающих процедур, следует комбинировать разные методы закаливания: душ, обливание, купание, закаливание воздухом и солнцем. Кроме того стоит комбинировать общие и местные способы закаливания.

Обычно детям водные процедуры доставляют удовольствие, потому никаких хлопот закаливание обычно не приносит, а вот польза колоссальна: детский организм плохо приспосабливается к изменению температур, а правильно построенный процесс закаливания помогает приспособиться к колебаниям температур окружающей среды и снижает вероятность переохлаждения и заболеваний.

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:

С помощью закаливания человек получает возможность укрепить свой иммунитет, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшить терморегуляцию, укрепить нервную систему, то есть по максимуму активизировать защитные силы организма.

Разнообразные методы закаливания детей позволяют выбирать наиболее подходящие, в зависимости от особенностей организма, возраста ребенка, уровня его подготовки, наличия или отсутствия хронических заболеваний.

Закалка чаще проводится в домашних условиях, но и в детском саду существуют свои методики закаливания детей. Где бы ни велась данная работа, она должна начинаться постепенно и проходить систематически, так как закаливание – это всегда стресс для организма. Нельзя начинать с резкого охлаждения, сначала нужно ограничиться легкими охлаждающими тело процедурами. Если закаливание проводится с использованием воды, ее температуру нужно постепенно понижать, начиная с комнатной, плавно перейдя на прохладную, а затем холодную.

От процедуры необходимо воздержаться в период, когда ребенок чувствует недомогание или болеет. После выздоровления нужно начать с обтирания и контрастного душа. Через 2 – 3 недели можно начинать закаляться.

Всевозможные способы закаливания детей дают возможность выбирать наиболее оптимальный из них для каждого отдельного ребенка, ведь организм у всех разный. Все способы делятся на специальные и неспециальные. Специальные выбираются для конкретного человека, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Так, например, кому-то больше подойдет закаливание водой, а кому-то большую пользу принесут солнечные ванны.

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

Существуют традиционные методы закаливания детей дошкольного возраста и нетрадиционные. Традиционные основаны на постепенном привыкании к прохладе, а позже к холоду. Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста основаны на чередовании температур: низкой и высокой. В детских садах стараются внедрить нетрадиционные методы закаливания детей, сочетая закаливание с физическими упражнениями и элементами игры, поскольку это дает больший эффект, чем обычная закалка.

Прежде чем начать процедуру, нужно создать надлежащие для ее проведения условия: обеспечить чистоту, проверить соответствует ли требованиям температуру воздуха, приготовить удобную одежду и обувь.

Традиционные способы закаливания организма детей широко применяются родителями и воспитателями детских садов. Эти способы хорошо известны и изучены, их эффективность и польза для здоровья проверены временем.

Основные методы закаливания детей дошкольного возраста – это закаливание солнцем, воздухом и водой. Перечисленные методы считаются традиционными. Они проверены временем, поскольку применяются на протяжении нескольких десятков лет и считаются весьма эффективными.

Методика закаливания детей дошкольного возраста водой

Закаливание организма холодной водой относится к самому распространенному способу повышения жизненных сил организма и укрепления иммунной системы. Решив прибегнуть к данному способу закалки ребенка, родители должны понимать, что его называют экстремальным, дающим большую нагрузку на организм, но в то же время очень действенным.

Методика закаливания водой детей дошкольного возраста подразумевает применение разных способов:

• принятие душей, ванн;

• купание в открытых водоемах;

Начинать закалку нужно постепенно, с легких воздействий на определенные кожные покровы, после чего переходить к обтиранию/обливанию всего тела. В первые дни процедур температура воды должна составлять 30 градусов, последующие дни ее снижают на 1 – 2 градуса и так до тех пор, пока она не составит 16 градусов.

Методики закаливания детей водой рекомендуют тем, кто часто болеет или ослаблен после болезни, начать с обтирания и контрастного обливания ног. При контрастном обливании чередуется теплая и прохладная вода (теплая температурой 36 градусов и прохладная температурой 24 градуса). Прохладную воду постепенно понижают до 20 градусов.

Процедура умывания подразумевает помыв детьми младшего возраста лица, шеи, рук до локтя и верхней части груди. В теплый сезон используется прохладная вода из-под крана, а в холодное время года закаливание начинается с применения теплой воды температурой 28 градусов. Каждые 2 – 3 дня температуру понижают на 3 градуса, пока она не достигнет 17 градусов. После умывания дети обтираются полотенцем. Вся процедура должна занять около 2 – 3 минут.

Большую пользу детскому организму приносит обливание ног прохладной водой. Для этого необходима емкость объемом 0.5 л. Прохладную воду льют на теплые ноги, охватывая нижнюю часть голеней и стопы. Вся процедура займет 30 – 40 секунд, затем выполняется обтирание ног сухим полотенцем.

В основные методы закаливания детей входит и обтирание, которое признано более эффективным, чем умывание. Для обтирания потребуется махровая варежка, мягкая салфетка или полотенце. Выбранный атрибут смачивается прохладной водой, после чего с его помощью обтирают конечности, массируя в направлении от кистей рук к плечу. Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину. На процедуру уходит 2 – 3 минуты. По ее завершении кожу вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до небольшого покраснения.

Методика закаливания детей рекомендует принятие душа и ванны. И та, и другая процедура показана для детей от 1 года и должна проводиться через 30 минут после приема пищи. В ванну набирают воду температурой 35 градусов. Высота воды не должна скрывать грудь ребенка. Продолжительность принятия закаливающей ванны составляет 10 минут, после этого следует контрастное обливание водой температурой 32 – 33 градуса. Процедура проводится в прохладной ванной комнате, по ее завершении ребенка нужно быстро обтереть сухим полотенцем и одеть.

Обливание прохладной водой можно производить после обычного купания в теплой ванне или принятия душа. Сначала для обливания используют воду температурой 35 – 36 градусов, которую постепенно снижают до 26 градусов. Данную процедуру разрешается выполнять и с грудничками, а также с детьми, имеющими ослабленный иммунитет.

Обливание можно проводить и таким способом: наполнить ведро водой температурой 35 градусов. Обливание начинать с рук, ног, с переходом к спине, груди, голове. К концу недели температуру воды снизить на 1 – 2 градуса, продолжая обливать ею ребенка в течение 5 – 7 дней и так до тех пор, пока температура воды не составит 25 – 27 градусов. По завершении процедуры тело протирают сухим полотенцем.

Традиционные методы закаливания ребенка от 3 лет дома

Методы закаливания детей дома позволяют проводить купание в открытых водоемах под наблюдением родителей. Этот способ оказывает сильнейшее воздействие на организм, так как в нем сочетаются три мощных фактора: свежий воздух, вода и солнечные лучи. Купание в открытом водоеме разрешается детям в возрасте от 3 лет, уже прошедшим закаливание водой температурой 24 градуса. Длительность процедуры составит 5 – 8 минут. Здоровым детям с крепким иммунитетом разрешается купаться в воде более низкой температуры, но сократив продолжительность купания до 3 минут.

В методы закаливания ребенка от 3 лет входит чередование прохладной и теплой воды. Данный метод помогает укрепить ослабленный иммунитет. Для процедуры потребуется два ведра с прохладной и теплой водой. Температура прохладной воды в первый раз должна составлять 35 градусов, теплой – 40 градусов. Обливание начинается с конечностей ребенка, затем поливают тело и голову. Процедуру начинают с прохладной воды, после чего сразу используют теплую.

Каким бы ни было закаливание водой, оно должно проводиться систематически, за исключением тех дней, когда ребенок болеет.

Основные методы закаливания детей дошкольного возраста: солнечные ванны

Всем известно благотворное влияние солнечного света на человеческий организм. Особенно важно находиться под солнцем в раннем возрасте, когда иммунитет еще формируется. В чем польза солнечных лучей? Под его воздействием ребенок в полной мере получает витамин Д, необходимый для его полноценного развития. Однако избыток или недостаток солнечного света пагубно влияет на детский организм и вызывает различные отклонения.

Детям до года не рекомендуется находиться под прямыми солнечными лучами, а собираясь проводить закаливание, следует отдать предпочтение не прямому, а рассеянному солнечному свету, например, больше бывать с ребенком в тени деревьев и т. д.

Детям старше года можно закаляться во время прогулки или игр на открытом воздухе, но лучше всего это делать в утренние часы. Нельзя допустить перегрева или того, чтобы кожа обгорела. Первые дни солнечные ванны даже при жаркой погоде нужно принимать в легкой одежде, а через 5 – 7 дней можно проводить процедуру с обнаженным телом. Загорать следует в разных позах, чередуя их: лежа на спине, животе, на боку. В каждом положении лежать не более 3 минут. Постепенно время нахождения под солнцем нужно увеличивать. Детям до 5 лет разрешается загорать 10 – 15 минут в день, 5 – 6 лет – 20 – 25 минут, 6 – 7 лет – 25 – 30 минут.

Очень полезно чередовать воздушные ванны с обливанием прохладной водой. Также рекомендуется сочетать солнечные ванны с упражнениями, подвижными играми или физическим трудом на свежем воздухе.

Чтобы избежать перегрева, следует взять с собой питьевую воду и при сильной жаре давать ребенку пить каждые 10 минут. Голова во время процедуры должна быть защищена головным убором.

Когда следует проводить закаливание солнцем? Этот вопрос актуален по той причине, что дети и взрослые принимают солнечные ванны в разное время года. Если взрослый может начинать процедуру с наступлением теплых весенних дней, то ребенка нужно закалять солнечными лучами летом и только тогда, когда он полностью здоров. В остальное время процедуру будут заменять прогулки на свежем воздухе.

Традиционный способ закаливания детей воздухом

Принятие воздушных ванн можно необходимо с первых месяцев жизни ребенка. Закаливание воздухом – один из эффективнейших способов избежать простуд и вирусных инфекций. Кроме того, данная процедура приятна детям, так как нахождение на свежем воздухе в раннем возрасте – это всегда радостные, позитивные эмоции.

Эта процедура очень проста, но в то же время полезна для детского организма. Закаливающий эффект достигается в том случае, когда есть разница температур между воздухом и кожной поверхностью. Традиционные способы закаливания воздухом используются с первых дней жизни ребенка. Один из способов – проветривание комнаты. Температура воздуха в помещении, где большую часть времени проводит ребенок, понижается на 1 – 2 градуса. Полезно делать сквозное проветривание, то есть устраивать в комнате сквозняк, открыв и окно и дверь. В осенне – зимний период проветривание проводят не менее 4 раз в день, открывая окно на 15 минут. На это время ребенка из комнаты удаляют. Летом в теплые дни окно круглые сутки нужно держать приоткрытым.

Современные методики закаливания детей в домашних условиях рекомендуют воздушные ванны, которые необходимы уже с первых дней жизни ребенка. Воздушная ванна – это и сон на открытом воздухе, и прогулка, и ходьба босиком на улице.

Сон на открытом воздухе независимо от сезона показан новорожденным и детям до 1 года. Одежда для грудничка должна подбираться в соответствии с погодой, температурой воздуха на улице. Многие мамы пренебрегают прогулкой в морозные дни, а ведь зимой дневной сон на улице вдвойне полезен, так как зимний воздух гораздо чище, чем летний, ведь в нем почти нет микробов. Гулять лучше всего в парках, лесной полосе, вдали от дорожных магистралей. Длительность прогулки зависит от температуры воздуха. Зимой в морозную погоду достаточно 30 минут пребывания на свежем воздухе, тогда как летом это время увеличивается до 2 – 3 часов.

Для укрепления организма, особенно при ослабленном иммунитете врачи рекомендуют использовать проверенные методы закаливания детей в детском саду и дома, к которым относится прогулка. Дети с раннего возраста должны привыкнуть к прохладному воздуху, только в этом случае им удастся избежать различных простудных заболеваний. Гулять нужно как летом, так и зимой. Зимняя прогулка – это обычная пешая прогулка, подвижные игры, катание на лыжах и т. п. Летом можно приучать ребенка к ходьбе босяком.

Для прогулок не следует выбирать места вблизи дорог, а также неподалеку от фабрик и заводов. Воздух в этих местах загрязнен, поэтому вреда от таких прогулок будет больше, чем пользы. Лучше гулять в парках, скверах, в лесу. Для прогулки стараться выбирать утренние часы, так как с утра воздух наиболее чистый.

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду : хождение босиком и полоскание горла

Нетрадиционные методы закаливания детей в детском саду направлены на укрепление здоровья, увеличение работоспособности, формирование двигательных умений и навыков, дисциплинированности, интереса к здоровому образу жизни, снижение заболеваемости в группах.

Одним и распространенных методов закаливания является хождение босиком. Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.

Закаливание стоп в детском саду подразумевает хождение по полу при его температуре 18 градусов. В течение 5 дней выполняется ходьба в носках, затем босиком, начиная с 3 – 4 минут в день. Постепенно время хождения босиком по прохладному полу увеличивается на 1 минуту, до тех пор, пока не достигнет 20 – 25 минут. Данная процедура показана детям всех возрастов.

В домашних условиях рекомендуется начинать приучать ребенка к ходьбе босиком летом по земляному грунту, песку и асфальту. При этом стоит учесть, что мелкие камешки, хвойные иглы, шишки оказывают возбуждающее воздействие на организм, тогда как песок и мягкая трава успокаивают.

Методика закаливания детей дошкольного возраста имеет разные формы, но в каждой из них заложен свой смысл. Так, для профилактики заболеваний горла и носоглотки проводится полоскание горла прохладной водой с постепенным понижением температуры. Процедура подходит детям старшего дошкольного возраста, так как они уже умеют самостоятельно полоскать горло. В первые дни закаливания берут воду температурой 36 градусов, в последующие дни она снижается на 2 – 3 градуса и доводится в результате до 10 градусов.

Нетрадиционный метод закаливания детей раннего возраста снегом

В нетрадиционные способы закаливания для детей включено и обтирание снегом, а также хождение босиком по снегу. В результате ребенок получает возможность укрепить свой иммунитет в зимний период, исключение составляют дети с хроническими простудными заболеваниями, которым данный вид закаливания не подойдет.

Во время первых прогулок по снегу ребенок должен быть в теплой обуви. Сначала обувь снимается с одной ноги, после чего нога ставится на несколько секунд на снег, затем то же самое проделывается со второй ногой. Когда ноги привыкнут к холоду, можно дать ребенку возможность походить или побегать по снегу в течение 3 минут. Процедуру проводить ежедневно, постепенно увеличивая время нахождения на снегу до 5 – 7 минут.

Методы закаливания детей дошкольного возраста направлены на уменьшение простудных заболеваний, повышение сопротивляемости организма к инфекциям и выработке иммунитета. Закаливающие процедуры должны стать частью жизни ребенка. Для каждой из них необходима систематичность, только тогда она принесет желаемый эффект. Перерыв даже на 2 недели приведет к ослаблению организма и снизит его устойчивость к инфекциям.

Основные принципы и методы закаливания детей предполагают регулярность и постепенное увеличение дозировки. Только так можно добиться успеха в борьбе с простудными заболеваниями.

Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации.

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Методы и приемы работы с агрессивными детьми Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и зависимости от них проявляется по разному. Разобраться в источниках и видах.

Методы наглядного моделирования в детском саду Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

Схема видов закаливания

для всех возрастных групп

Кравчук Елена Александровна

(первая квалификационная категория)

Шадская Елена Евгеньевна

(высшая квалификационная категория)

Все без исключения родители хотят, чтобы их малыш был крепким и здоровым и не подхватывал постоянно простудные заболевания. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается как на иммунитете ребёнка, укрепляя его, так и на его здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Методику закаливания в детском саду осуществляет весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели. При этом родители должны стать активными сторонниками закаливающих процедур дома. Главное всем придерживаться основных принципов закаливания:

постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;

систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;

учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

комплексность закаливания. Закаливание обязательно должно проходить в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями: коррегирующей, дыхательной гимнастикой, фитотерапией.

Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.

Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.

Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведёт к быстрому угасанию выработанных рефлексов:

у детей 2-3 лет через 10-12 дней,

у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.

Чтобы не нарушить принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Одним из стимулирующих факторов является интерес малыша, который родители могут поддержать своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Виды закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях:

1. Воздушное закаливание – закаливание воздухом. Температура воздуха в группах должна быть:

5 – 7 лет – 20 0 -18˚С.

Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.

Воздушные ванны. С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа. Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 1,5 лет - доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14 0 -15˚С.

Проветривание помещений. Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении: с 1 до 3 лет - +20 0 С, с 3 до 7 лет - + +18 0 С, +20 0 С.

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

Прогулки – способ закаливания воздухом. Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).

Температурный режим проведения прогулок в зимнее время

1 младшая группа

2 младшая группа

Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

2. Закаливание водой.

Йодо – солевое закаливание. Для его проведения необходимо подготовить оборудование (2 таза, 2 одеяла, ребристая доска или резиновый коврик с шипами, дуга для подлезания) и раствор (3% настойка йода, соль). Расчёт раствора производится следующим образом: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36˚С.

Методика проведения. Температура воздуха в помещении не выше 20. После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С), затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

Контрастное закаливание. Температура воздуха в помещении для детей 1 – 3 года - 20˚С, для детей 3 – 7 лет -18 0 - 20˚С.

Температура воды для подгрупп детей:

здоровые дети – 38 0 C , 18 0 C , 38 0 C , 18 0 C (заканчивать прохладной водой);

часто болеющие дети и дети, вновь поступившие, - 38 0 C , 28 0 C ,38 0 C (заканчивать тёплой водой).

Оборудование: 2 двадцатилитровых бака; 2 пол-литровые кружки; стул для ребёнка при обливании; скамейка для растирания ног; одеяло, покрытое простынёй на полу.

Методика проведения. Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд прохладной водой. Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.

сложить вчетверо полотенце до обливания;

стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.

Контрастное обливание проводится круглый год.

Интенсивное закаливание - это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях. Этот метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи.

Температура воды изменяется по сезонам года от 13 0 -18˚С в тёплое время года и до 6 0 -10˚С в холодное время года.

С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

Не рекомендуется проводить это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.

Обливание тела. Оборудование: бак с водой; ковш; силиконовая подставка; полотенца на каждого ребёнка.

Температура воздуха для детей:

от 2-х лет - 22˚ - конечная - 20˚;

с 2-3 лет - 22˚ - конечная - 20˚;

с 4-7 лет - 22˚ - конечная – 19 0 -18˚;

до 3-х лет - 35˚ - заканчивают 28 0 -26˚;

с 3-4 лет – 35 0 -34 0 - заканчивают 24˚;

с 5-7 лет 34 0 -33 0 - заканчивают 22˚.

Методика проведения. Ребёнок встаёт на подставку. Воспитатель держит ковш на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5 – 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела махровым полотенцем. В тетради отмечается температура воздуха и воды.

Обтирание. Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

Оборудование: таз с водой, варежки каждому ребёнку, полотенца каждому ребёнку.

Методика проведения. Воспитатель раздаёт детям влажные варежки. Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз. Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз. Те же движения повторяют другой рукой. Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз. Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз. По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз. Круговыми движениями растирают спину – 10 раз. Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

Температура воды для обтирания:

зимой: начальная - 30˚, предельная - 22˚;

летом: начальная - 28˚, предельная - 18˚.

Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

Обработка варежек: в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

Чесночное полоскание горла. Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта, профилактика ОРЗ.

Методические рекомендации. Чесночное полоскание горла применяется как лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.

Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

К основным методам закаливания относятся:

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 2 до 4 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (махровое полотенце) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t 0 . Другая в чистой воде такой же t 0 . Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

ходьба по сухому коврику;

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

Обширное умывание.

Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

4. Хождение босиком.

- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t 0 земли или пола не ниже +18 0 С. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

5. Полоскание полости рта. Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков.

Задачи: формировать у детей привычку следить за чистотой тела; привычку самостоятельно умываться, по мере необходимости мыть руки.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми

приборами (вилкой, ложкой); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя

правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Материалы и оборудование: мыло, полотенце, тарелки, столовые приборы.

Ход:

В: Ребята, идём мыть руки, сейчас мы будем завтракать, а перед приёмом пищи нужно обязательно мыть руки. Мальчики пропустите девочек первыми мыть руки.

В: Я вам напоминаю, кран открываем не сильно, руки моем с мылом, так же не забываем закатывать рукава, чтобы не намочить руки.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылить мылом не старалась,

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это не приятно!

Попадут микробы в рот.

Может заболеть живот.

Так что, Ванечка, старайся.

Чаще с мылом умывайся!

Надо тёплою водой

Руки мыть перед едой!

В: Кто помыл руки, вытирайте руки насухо полотенцем.

В: Саша такой молодец, он выполнил всё правильно, сначала закатал рукава, потом открыл кран, вымыл руки с мылом, закрыл кран и вытер насухо руки. Остальные ребята тоже молодцы!

В: Теперь можем идти и присаживаться на свои места.

В: (говорит о том, что предложено сегодня детям на завтрак). Приятного аппетита!

В: Дети, не забывайте, что ложку мы держим в правой руке. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо, хорошо пережевываем пищу закрытым ртом, не разговариваем во время приема пищи, не крошим хлеб на стол.

Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи).

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке

    Закаливание:

    • оздоровительные прогулки, ежедневно
    • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

    Оздоровительная работа

    1. Сквозное проветривание
    2. Санитарный режим
    3. t = 20-22 о С
    4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
    5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
    6. Утренняя гимнастика
    7. Физкультурные занятия
    8. Подвижные игры
    9. Закаливание:
      1. оздоровительные прогулки;
      2. умывание прохладной водой;
      3. воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой.

      Основные принципы и средства закаливания

      С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

      Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

      1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

      2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

      3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

      1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
        После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
      2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
        Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
      3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
        Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

      Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

      • в младших группах до 20-25 мин.
      • в старших группах до 30-40 мин.

      Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

      Читайте также: