Сборник дидактические игры в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Иванюк Александра Андреевна
Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест
Объяснительная записка .
Обучающая игра "Укрась бабочек" (Для детей от 3 до 4 лет)
Дидактическое задание: научить детей классифицировать предметы по цвету.
Действия игры: учитель показывает детям, бабочки и говорит, что они летели к ним в гости. Он говорит, что бабочки принесли с собой чашки разных цветов и хотят, чтобы дети украшали их крылья. Учитель предлагает бабочек. Во-первых, он просит каждого ребенка выбрать чашки одного цвета из четырех предложенных. В то же время он предлагает тому или иному ребенку на выбор кружки того цвета, который им нравится. После того, как все дети выберут, учитель дарит им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
Правило игры: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, кружочки разных размеров и цветов. Выберите круги одного цвета из кругов разных цветов и украсьте крылья бабочки кругами одного цвета.
Результат: в конце игры учитель хвалит всех детей за украшение бабочек, и они стали еще красивее. Каждая бабочка подобрана к колесам одного цвета
(Для детей 3 - 4 года)
Дидактическая задача: развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.
Игровая задача: Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат.
Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.
Правило игры: нужно подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.
Распечатай и играй. В этом разделе мы хотим предложить Вам игры, которые действительно будут полезны вашим детям для развития. Также этот раздел полезен педагогам, воспитателям и родителям, которые хотят развивать ребёнка в интересной форме! Помните, игра должна обязательно доставлять радость. Играйте с удовольствием.
Помоги найти маму животным - игра поможет ребятам активизировать речь, расширить словарный запас. Кстати, очень часто дети хорошо знают названия детенышей животных в 3 года, а в 5 уже с трудом вспоминаю как зовут детеныша овечки, коровки и лошадки! Проверьте, а ваш ребёнок сможет вспомнить всех детенышей! А также может ди ребёнок изменять по числам - много цыплят, один цыплёнок и т.д.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА "ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ"
Развивающая игра "Логические таблицы" - закрепление геометрических фигур, цветов, оттенков, развитие восприятия, внимания, логического мышления. Для детей 2-6 лет.
Перед игрой разрежьте карты, получится 8 больших карт и 72 маленькие квадратные карточки с предметами.
Назови одним словом! Можно распечатать в 2-х экземплярах, разрезать один экземпляр на карточки и играть в лото!
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
дидактических игр
для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые в сборнике дидактические игры. Их основной задачей является развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей детей.
Предисловие
Игры с правилами, направленные на развитие интеллектуальной и физической компетенции детей старшего дошкольного возраста, называемые дидактическими играми, прочно вошли в арсенал деятельности дошкольных работников и по праву пользуются у них заслуженным признанием как действенная форма организации образовательного процесса.
В исследованиях Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой показано: развивающее значение игры с правилами обусловлено её специфическими характеристиками. Исследователи отмечают, что особое место игре с правилами отводится формированию нормативной регуляции поведения детей, т. е умению договариваться о совместном соблюдении правил, сопоставлять свои достижения с результатами сверстников, адекватно реагировать на проигрыш.
Так выясним же, в чём состоит отличие игры с правилами от игрового упражнения? И постараемся понять, можно ли игровые упражнения, преобразовать, в полноценную игру с правилами?
Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами:
Игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры);
Игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре);
Выигрыш (как сопоставление результатов играющих).
1. Учёт возрастных интересов и возможностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Чёткая формулировка задачи игры.
3. Описание игрового материала и оборудования.
4. Подробное описание хода игры
5. Выделение критерия выигрыша, и способа перехода к новому циклу. (Усложнения игры)
Дидактические игры
(для детей 4-7 лет)
Цель: закрепить знания детей о сказочных героях и их характерных чертах; расширять знания детей о видах, жанрах изобразительного искусства; развивать память, внимание.
В комплект игры входят иллюстрации сказок, произведения живописи (натюрморт, портрет, пейзаж), карточки с вырезанными окнами. В игре могут принимать участие 2-4 человека. Ведущим может быть как, взрослый, так и ребёнок. Игру можно проводить сгруппировать иллюстрации отдельно только по сказкам или по картинам.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Н. К. Чукарина
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Методическое пособие для воспитателей и родителей
г. Константиновск, 2019
В данном сборнике представлены дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи ребёнка-дошкольника. Данный сборник развивающих игр адресован педагогам ДОУ для использования в различных моментах образовательной деятельности. В сборнике представлены словесные дидактические игры для развития речи, а также обзор настольных игр и игр с предметами. Упражнения и игры сборника могут использоваться как часть занятия по развитию речи. Пособие может быть рекомендовано родителям, а также студентам педагогических специальностей.
ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ…………………………4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР …………6
СЛОВЕСНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ………………………………………………8
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ .……………………20
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ……..25
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ….………….………………………47
НАСТОЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ..…..53
ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ
Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.
Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.
Чтобы правильно организовать игры по развитию речи важно ознакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов игр.
Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью. Дети, играя, усваивают знания, учатся культуре общения.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
• Игра с предметами;
• Словесная игра без использования наглядного материала
Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий.
В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:
Формирование грамматической культуры
Формирование звуковой культуры
Оформление связной речи
Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:
• Значительно увеличивают словарный запас;
• Способствуют развитию связной речи;
• Учат составлять рассказ;
• Позволяют формировать правильное произношение звуков;
• Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире. Они не требуют специальных дорогостоящих материалов. А в словесные игры можно играть в любом месте. Главное в таких играх – владение речью. Если родители с ребенком едут в транспорте или стоят в очереди, то в это время могут поиграть в данные игры. Тогда время будет проведено с огромной пользой.
В нашем сборнике представлены преимущественно словесные дидактические игры, а также представлен анализ настольных дидактических игр и игр с предметами. Читатель, несомненно, выберет из многообразия представленных в сборнике игр, те, которые максимально точно помогут в решении поставленных им задач.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
(Рекомендации педагогам)
Организация дидактических игр с целью развития речи педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры с целью развития речи детей дошкольного возраста входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя играми, необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия педагога. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.
В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами.
Таким образом, руководство дидактическими играми с целью развития речи детей в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
Читайте также: