Уладский цикл краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Исландский народ называют народом поэтов и самым литературным. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении — исландская национальная черта. Древнеисландская саговая литература очень многообразна.
Поэтическое творчество кельтов является наименее знакомым современному читателю и ценно для изучения общих проблем эпического творчества, они представляют большой литературный и исторический интерес. В сюжетах представлены картина жизни давно минувшей эпохи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Ирландский эпос…………………………………………………………………4
Уладский цикл саг………………………………………………………………..5
Анализ саги о Кукуоине:
Кухулин - главный герой ирландского эпоса……………6
Своеобразие манеры написания саги…………………….7
Религиозно мифологический элемент в саге……………9
Историческая основа саги о Кукулине …………………10
Список используемых источников……………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Анализ Сага о Кукулине.doc

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

Индивидуальная работа

Выполнил: студент группы И-25

Сафина Любовь Юлаевна

Проверил: преподаватель по литературе

Семенова Александра Александровна

Красноярск 2011

Анализ саги о Кукуоине:

Кухулин - главный герой ирландского эпоса……………6

Своеобразие манеры написания саги…………………….7

Религиозно мифологический элемент в саге……………9

Историческая основа саги о Кукулине …………………10

Список используемых источников…………………………………………….. 11
Введение

Исландский народ называют народом поэтов и самым литературным. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении — исландская национальная черта. Древнеисландская саговая литература очень многообразна.

Поэтическое творчество кельтов является наименее знакомым современному читателю и ценно для изучения общих проблем эпического творчества, они представляют большой литературный и исторический интерес. В сюжетах представлены картина жизни давно минувшей эпохи.

Эти саги своеобразны в стилевом и жанровом отношениях, интересны по связи своей со многими образцами и мотивами общеевропейской поэзии. Кельтская поэзия крепко связана с поэзией романских, германских и славянских.

В IX веке Ирландия подвергалась набегам датских и норвежских викингов. Национальные предания - важная часть национальной культуры, поэтому ирландцы спасали от врагов древние рукописи. Монахи и светские литераторы усердно собирали эти рукописи воедино, которые в дальнейшем были объединены в циклы. Саги о Кухулине - наиболее значительная часть ирландского эпоса, в который входит около ста сказаний. Самая древняя рукопись (написана около 1100 года), содержащая сказания о Кухулине - "Книга Бурой Коровы", названная по материалу, из которого сделан ее переплет.

Я разобрала древнейшую из героических саг, относящиеся к циклу Кухулина. Отличительной чертой этой саги - преобладание вместо героического элемента фантастики и трагических чувств.

Ирландский эпос

Ирландцы - народ кельтского происхождения. Самым крупным очагом кельтской культуры стал остров Ирландия. В языческую эпоху хранителями древних преданий в Ирландии были жрецы-друиды. После введения христианства друиды исчезли, их роль перешла к филидам - так называли магов, поэтов-певцов и прорицателей. Филиды сохраняли и совершенствовали древние сказания в устной форме, а христианские монахи-ирландцы, будучи грамотными, со временем начали записывать народные предания о богах и героях.

Не смотря на то, что ирландский эпос оригинален, его некоторые стилевые мотивы встречаются в эпосе других народов. Объяснить это можно общностью культурного быта, перекрестными влияниями и заимствованиями. На ирландскую поэзию оказали влияние преданий пиктов (туземного племени, населявшего Британские острова до прихода туда кельтов) античность, христианство и скандинавы.

Ближе всего стоят к ирландским сагам исландские. К общим чертам можно отнести сжатость и реализм.

Ирландский эпос наиболее отражает национальный облик.

Возникнув полтора с лишком тысячелетия тому назад, эти саги приняли дошедшую до нас литературную форму уже за тысячу лет до нашего времени. С тех пор, охраняемые как национальное наследие, они продолжали переписываться и заучиваться наизусть в течение еще семи или восьми столетий, с заботой о том, чтобы в них привносилось как можно меньше изменений. Лишь в XVII веке начинается процесс разложения этого древнего эпоса. Старые рукописи, ставшие непонятными в силу изменений языка, забрасываются или искажаются и сливаются с новыми мотивами. И все же традиция не обрывается и старый эпический запас не погибает. Образы и мотивы древнего эпоса переходят по большей части в народную сказку и в этой форме продолжают и посейчас храниться как в старину.

Уладский цикл саг

Уладский цикл сложен примерно в начале христианской эры, большая часть действий происходит в областях Ольстер и Коннахт . Этот цикл состоит из ряда героических историй, касающихся жизни Конхобара мак Несса (живший будто бы в I в. н.э.), короля Ольстера, великого героя Кухулина , их друзей, возлюбленных и врагов. Цикл назван по имени уладов , населения северо-восточной части Ирландии, действие историй разворачивается вокруг королевского двора в Эмайн Махе . Улады тесно связаны с ирландской колонией в Шотландии , часть обучения Кухулина происходит именно там.

Цикл состоит из историй рождений, детства и обучения, ухаживаний, битв, пиров и смертей героев и изображает военное общество, в котором война представляет собой последовательность одиночных стычек, а богатство измеряется в основном в количестве скота. Эти истории написаны, как правило, в прозе. Центральное произведение цикла — Угон быка из Куалнге .

В некоторых отношениях этот цикл близок к мифологическому. Некоторые из персонажей мифологического возникают в уладском, в том же виде изменившей форму магии. Хотя некоторых персонажей, таких, как Медб или Ку Рои , мы можем подозревать в том, что они были когда-то божествами, а Кухулин часто выказывает сверхчеловеческое совершенство, персонажи смертны и находятся в определённом времени и месте. Уладский цикл соответствует Веку Героев .

Анализ саги о Кукулине

Кухулин - главный герой саги

Сплошной, связной повести о жизни Кухулина не было, но эпизодические саги о нем согласованы между собой и можно составить по ним его легендарную биографию.

В образе Кухулина слилось несколько образов, обросших мифами. Вместе с описанием грозной внешности и великолепием Кухулина, он часто изображается в сагах как "невзрачный, маленький человечек, темноволосый и смуглый".

Что касается имени главного героя, можно предположить, что оно тотемического происхождения и в нем заключено звукоподражательное имя кукушки. Подтверждением чему может являться сага о рождении Кухулина, где он оказывается вскормленным в чужом доме (подброшенным в чужое гнездо) и перед его рождения появляются таинственные птицы.

Вообще вся судьба Кухулина, начиная с зачатия ("Рождение Кухулина"), покрыта мифическими элементами. Начнем с того, что Кухулин - подлинный полубог и ни один из других героев не обладает такими свойствами и способностями, как он. В бою он как русский Соловью разбойнику - вырастает и преображается (сага "Сватовство к Эмер").

В образе Кухулина воплощен идеал доблести и благородства Ирландии того времени. Ведь лежащие на нем запреты (гейсов) имеют высокий моральный характер: всегда быть верным данному слову, никогда не отказывать в помощи женщине, никогда не отвергать предлагаемого гостеприимства и т. д. Здесь он подобен Робен Гуду - отзывчив, великодушен, вежлив с женщинами, защитник слабых и угнетенных. Он безутешен, когда его рукою сражен друг его юности ("Бой Кухулина с Фердиадом"). Трагична сага о его смерти, где он гибнет за других.

Далее перед нами появляется добродушный простак Фергус, враждебный Брикрен, грубый Кет, смелый Найси, но все они блекнут за образом Кукулина. Так же яркие по характеру женские героини: ненавистная королева Медб и любящая Дейрдре, пленительная возлюбленная Фанд и верная Эмер ("Болезнь Кухулина").

Своеобразие манеры написания

Говоря о манере написания саг, можно выделить то,что повествование весьма разнообразно. Например, в саге "Смерть Кухулина", с большим количеством драматических мест, стиль напряженный и сжатый, а в описании пиршественного зала Конхобара в начале саги "Сватовство к Эмер" – подробный и медленный. Внимание к выразительным средствам проявляется в подборе аллитераций (начало "Боя Кухулина с Фердиадом"), эпитетов, параллелизмов.

Также автор часто использует такой прием как гиперболизм. Примеры:

1) После этого она взошла на ложе Суалтама и родила ему сына. Величиной трехлетнего ребенка был младенец (стр. 586)

2) Они схватили два огромных длинных щита и взялись за тяжелые, жестоко разящие мечи. Каждый из них старался ударить и сшибить, поразить и повалить другого, и величиной с голову месячного ребенка были куски тела, которые они вырубали из плечей, бедер и лопаток друг у друга. И так рубились они от утреннего рассвета до начала вечера (стр. 623)

3) Его отнесли, как он сказал, и он пролежал в постели целый год, никому не вымолвив ни слова (стр. 635)

Также в саге многие названия и имена говорят сами за себя. Примерами может служить Медовый Покой (стр. 586), Форгал Хитрый (стр.594), мост Срыва (стр.596), Вал Великого Воина (стр. 661), Равнина Несчастья и Опасная Долина (стр.594).

Так же я обратила внимание на то,что в саге используется повтор. Пример:

1) И сколько есть в море песчинок, в небе - звезд, у мая - капелек росы, у зимы - хлопьев снега, в бурю - градин, в лесу - листьев, на равнине Брега - колосьев золотой ржи и под копытами ирландских коней - травинок в летний день, столько же половии голов, половии черепов, половии рук, половии ног и всяких красных костей покрыло всю широкую равнину Муртемне.(стр. 656-658)

2) - Одолжи мне твое копье, о Кухулин,- сказал заклинатель.

- У тебя не больше нужды в нем, чем у меня,- ответил Кухулин.

- Я сложу злую песню против тебя.

- Я достаточно сделал для своей чести сегодня. Не должеи я в один день исполнять одну просьбу больше одного раза.

- Я сложу злую песню против Улада из-за тебя.

- Я достаточно сделал для чести Улада сегодня,- сказал Кухулин.

- Я сложу злую песню против твоего рода,- сказал заклинатель.

- Не хочу я, чтоб до земель, в которых я не бывал, пошел слух о моем бесславии. Мало же осталось мне жизни! (стр. 656)

Если говорить о форме саг, то она весьма специфична. Саги о Кукулине написаны не в стихах, а в прозе. Господствующим типом же вставных ирландских стихов являются короткие строфы из четверостиший, попарно связанных между собой рифмою или ассонансами, нередко с применением аллитерации. Размер стиха силлабический; строки обычно семисложные.

Необычен и стиль: краткий, ясный, но в то же время с большими прикрасами.

Наконец, в этом саге о Кукуилине заметно странное соединение контрастов: первобытной жестокости и душевной утонченности, упоения фантазией и крепкого чувства конкретности, пышной величавости и задушевной интимности.

Религиозно мифологический элемент в саге

В сагах прослеживается двоеверие. Рядом с сидами (боги из племени Данан, которые были переосмыслены как племя полубогов.) в сагах присутствуют образы "классических", богов. Например, все тот же отец Кукулина, Луг - бог света, всех искусств и ремесел. Из многочисленных божеств войны (которые все - женского рода) можно сказать о Морригане, (сага о смерти Кухулина). Встречаются следы поклонения стихиям и небесным светилам как в клятве Кухулина в "Бое Кухулина с Фердиадом". В саге освещается главный языческий праздниках ирландцев Самайн. Жрецы (друиды) разводили священный огонь, и пока он горел, все другие огни в Ирландии должны были быть погашены. В костры бросались жертвы, и при этом происходило поклонение идолам. За этим следовали игры и увеселения, длившиеся целую неделю. Все это описано в начале саги "Болезнь Кухулина".

Специально уладскому циклу и раскопкам Навана посвящён журнал Emania. По вопросам изучения саг уладского цикла проводятся конференции (Ulidia, 1994, 2005, 2009).

Сказания Уладского цикла

События разворачиваются во времена правления короля Конхобара Мак Несса, который правит Уладом из свой столицы Эмайн Маха. Одним из центральных героев выступает Кухулин, племянник Конхобара. Врагом Улада чаще всего выступают королева Медб и король Аилиль, правящие Коннахтом, и их союзник Фергус, бывший правитель Улада в изгнании. Самое длинное и важное сказание цикла - Похищение быка из Куальнге, в котором Медб созывает огромную армию, чтобы вторгнуться на полуостров Куальнге и увести лучшего быка Улада, Донн Куальнге. Сопротивляться им предстоит одному лишь семнадцатилетнему Кухулину. В цикле существуют подобные сюжеты. В сказании Táin Bó Flidhais объектом раздора является белая корова, известная как "Маол" (Maol). Согласно сюжету, она была способна за одну дойку дать достаточно молока, чтобы накормить целое войско. Возможно самая известная история цикла это история о Дейрдре, с сюжетом которой перекликаются произведения таких драматургов как Синг и Йейтс. Другие сказания повествуют о рождениях, ухаживаниях, смертях и т.п. героев, а также о различных конфликтах между ними.

Тексты сказаний выполнены на Древне и Средне Ирландском, в основном в прозе со стихотворными вставками. Хотя сказания дошли до нас в манускриптах XII-XV вв, в большинстве случаев они гораздо старше: язык самых ранних историй может относиться к VIII в., а события и персонажи встречаются в поэмах VII в. [2] Повествования носят сжатый характер, встречаются сцены насилия, иногда попадаются комические сюжеты. В целом авторы склонны к реализму, хотя иногда он нарушается сверхъестественными элементами. Кухулин, в частности, обладает сверхчеловеческими боевыми навыками (в результате полубожественного происхождения). Особенно это заметно в битвах, когда впадает в состояние боевого безумия (ríastrad). В таком состоянии он становится настоящим чудовищем, не способным отличить врага от союзника. Божества, такие как Луг, Морриган, Аэнгус и Мидир время от времени появляются по ходу сюжета.

В отличие от большинства раннеирландских саг, в которых древняя Ирландия представляется достаточно централизованной страной под правлением Верховного Короля, сказания Уладского цикла изображают страну со слабой центральной властью, разделённую на отдельные королевства, часто воюющие друг с другом. Общество языческое, сельское население управляется военной аристократией. Отношения между знатными семьями скреплены т.н. обменом детей, когда дети из одной семьи воспитываются в другой. Достаток зиждется на скотоводстве. Войны часто принимают форму угона скота у вражеской стороны или поединка между сильнейшими войнами. Иногда поступки персонажей ограничены религиозными запретами, известными как гейсы.

Традиционно считается, что события цикла разворачиваются примерно во времена Христа. В сказаниях о рождении и смерти Конхобара можно провести аналогии с рождением и смертью Христа, [3] . Согласно Книге Захватов, событияПохищения быка из Куальнге и жизни Кухулина относятся к правлению верховного короля Конайре Великого, который, согласно источнику, был современником Римского императора Октавиана Августа (27 BC — AD 14). [4] Тем не менее некоторые истории, включая "Похищение", указывают на Cairbre Nia Fer как на короля Тары, подразумевая, что в то время Верховного Короля не было.

У меня тут снова случилось падение в ирландский эпос вообще и уладский цикл в частности. Вернее, никак из него выпасть не могу.

Я попыталась написать короткую заметку об этой моей любви, не получилось. Слишком много всего, слишком много тем, про которые мне бы хотелось поговорить, всяких вещей, которые я считаю, просто ащщщ, какими крутыми.

Поэтому вот. Простыня текста. Про отрубленные головы, кровь-кишки-раззвездорасилово и про выбор своей судьбы.
(автор этой простыни ни в одном глазу не кельтолог, на научность не претендует, просто принесла тут вам своих впечатлений)

Осторожно, будет много цитат.

Отрубленные головы и другой контекст

- Эй, отойди от кабана! - воскликнул Конал.
- А у тебя какое право на него? - спросил Кет.
- У тебя есть право вызвать меня на поединок, - сказал Конал. - Я готов сразиться с тобой, Кет! Клянусь клятвой моего народа, с тех пор, как я взял копье в свою руку, не проходило дня, чтобы я не убил хоть одного из коннахтов, не проходило ночи, чтобы я не сделал набега на землю их, и ни разу не спал я, не подложив под колено головы коннахта.
- Это правда, - сказал Кет. - Ты лучший боец, чем я. Будь Анлуан здесь, он вызвал бы тебя на единоборство. Жаль, что его нет в доме.
- Он здесь, вот он! - воскликнул Конал, вынимая голову Анлуана из-за своего пояса.
И он метнул ее в грудь Кета с такой силой, что у того кровь хлынула горлом. Отступил Кет от кабана, и Конал занял его место.
- Пусть поспорят теперь со мной! - воскликнул он. Ни один из воинов Коннахта не дерзнул выступить против него. Но улады сомкнули вокруг него щиты наподобие большой бочки, ибо у плохих людей в этом доме был скверный обычай тайком поражать в спину.
Конал принялся делить кабана. Но прежде всего он сам впился зубами в его хвост. Девять человек нужно было, чтобы поднять этот хвост; и, однако же, Конал быстро съел его весь без остатка.
Коннахтам при дележе Конал дал лишь две передние ноги. Мала показалась им эта доля. Они вскочили с мест, улады тоже, и все набросились друг на друга. Началось такое побоище, что груда трупов посреди дома достигла высоты стен. Ручьи крови хлынули через порог. ("Повесть о кабане Мак Дато")

Как всякий уважающий себя архаический эпос, тексты уладского цикла - штука кровавая, местами откровенно стремная. Они населены королями и героями, отморозками и мудаками (пересекающиеся категории), трупы крошатся горами, кровь течет реками, женщины плачут, отморозки (читай - герои) снимают друг с друга стружку крупными ломтями, и все это с превеликим пафосом.

— Возьмемся за наши тяжелые грозноразящие мечи,— молвил Фердиад,— быть может скорей разрешат они спор наш, чем вчерашние удары копий.
— Пусть будет так,— отвечал Кухулин.
Длинный, увесистый щит взял в тот день каждый из воинов, да тяжелый, грозноразящий меч. Принялись биться герои, и каждый старался ударить, пронзить, поразить и повергнуть другого. С голову месячного ребенка были куски мяса, что вырубали они из бедер, плечей и лопаток друг друга. Так рубились они с рассвета до самого вечера, и тогда сказал Фердиад:
— Оставим это, о Кухулин!
— Оставим, коли пришла пора,— отвечал он.
("Поединок Кухулина с Фердиадом")

Для общего понимания, уладским циклом называют тот пласт ирландского эпоса, который посвящен подвигам Кухулина, Конхобара и пачки других самую малость менее эпических героев, уладов по происхождению (современный Ольстер). Уладские герои соревновались между собой в первенстве, воровали чужих коров, отбивали своих, враждовали с соседями, любили женщин где-то на рубеже I века до н.э. и I века н.э., подробности можно посмотреть по всяким специализированным изданиям. Всего скел (прозаических текстов со стихотворными вставками) что-то около сотни, если верить А.А. Смирнову.

Основное место среди них занимают те, которые посвящены подвигам Кухулина, самого эпического из эпических отмороз. героев, по имени которого уладский цикл еще называют циклом Кухулина.

Придет, придет могучий герой (с)

Если смотреть на уладский цикл именно как на историю Кухулина, это цельная, драматичная и даже лиричная история. Несмотря на хренову кучу веков, которые нас от нее отделяют, рассказывает она в целом о понятном, хотя и не всегда так и о том, что мы сегодня готовы принимать.

Кухулин, племянник короля уладов Конхобара, есть не во всех сагах цикла, специалисты предполагают, что поначалу именно Конхобар был основным протагонистом, но позже был оттеснен в сторону. Тут я целиком согласна, юный герой интереснее чем король, который иногда ведет себя как урод (см. "Изгнание сыновьей Уснеха").

Если взять и обобщить, то история Кухулина - это история о выборе, долге и судьбе героя.

В ту пору друид, что зовется Катбадом, обучал друидической мудрости восьмерых учеников к северо-востоку от Эмайн. Спросил один из них, дурные иль добрые знаки являлись Катбаду в тот день.
И отвечал ему Катбад, что слава и доблесть будут уделом того юноши, который примет сегодня оружие, но скоротечны и кратки будут его дни на земле. Услышал эти слова Кухулин, развлекавшийся играми к юго-западу от Эмайн, отбросил свои игрушки и направился прямо в спальню Конхобара.
— Да не оставит тебя всякое благо, о предводитель воинов,— сказал мальчик, как и пристало говорить испрашивающему милость.
— Чего ты желаешь, о мальчик? — спросил Конхобар.
— Желаю принять я оружие,— отвечал тот.
— Кто надоумил тебя, о мальчик? — снова спросил Конхобар.
— Друид Катбад,— молвил Кухулин.
— Дурного совета не даст он,— сказал Конхобар, и, препоясав Кухулина мечом, подал ему два копья да щит.
("Повесть о юношеских деяния Кухулина")

Эта история начинается с рождения Кухулина, отцом которого по разным версиям числится или Луг Длинной руки, или сам Конхобар. Мне, как читателю, нравится вариант с Лугом. Например, прадешука-фомор отлично объясняет удивительные превращения Кухулина:

. когда Кухулин приходил в боевую ярость, один глаз его так глубоко уходил внутрь головы, что журавль не мог бы его достать, а другой выкатывался наружу, огромный, как котел, в котором варят целого теленка.
("Болезнь Кухулина").

Если по-умному, эта "кривоглазость", а также изменение размеров, фонтан крови из головы и прочее, чем отличался Кухулин в приступе ярости, характеризуют его как героя, который не целиком принадлежит к миру людей. Если продолжать умничать, то можно вспомнить теорию о том, что ирландские боги возрождаются через своих сыновей в самом прямом смысле. На этом я умничать заканчиваю и продолжаю рассказывать.

История Кухулина архетипична чуть более чем полностью. Волшебное рождение, обретение имени, обретение оружия, обучение у волшебного наставника, подвиги, подвиги, подвиги, кульминация, смерть. С точки зрения современной этики, персонаж ни разу не безупречен, а местами даже очень сомнительной положительности.

Путь, долг и выбор

Если судьба героя и предопределена Кухулину с рождения, как идти через эту судьбу он выбирает сам. И тут для меня как для человека, который сам придумывает истории, есть вопрос, крутой и интересный.

Это Кухулин сам выбирает свою судьбу или этого его судьба заставляет его сделать именно такой выбор?

Оставил Кухулин золотое кольцо для своего сына и наказал Айфе, чтобы пришел сын отыскать его, когда это кольцо будет ему впору. Имя же его будет Конла. И просил Кухулин передать сыну, чтобы тот никому не называл своего имени, никому не уступал дорогу и никогда не отказывался от поединка.
("Сватовство к Эмер")

Можете догадаться сами, кому именно не стал уступать дорогу семилетний Конла, когда отправился на поиски отца, и чем все это закончилось.

Кухулин берет себе имя "Пес Кулана", потому что это имя сулит ему славу. Идет за оружием в тот день, который обещает ему большую славу и недолгую жизнь. Он выбирает себе жену, ту, которая единственная его достойна. А потом возможность выбирать заканчивается.

Кульминация драмы в истории Кухулина наступает, когда коннахсткая королева Мэдб хитростью принуждает вступить в поединок с ним Фердиада, побратима Кухулина.

- О Фердиад,- сказал Кухулин,- не ладно, что вышел ты на бой-поединок со мной, побуждаемый Айлилем и Медб, из-за распри, что ведут они с нами. Никто из выходивших на меня доселе не добывал себе ни чести, ни выгоды, и ты тоже падешь от руки моей.
Еще сказал он Фердиаду, слушавшему его:
- Не выходи на бой со мною,
О Фердиад, сын Дамана!
Исход для тебя печален будет,
Многие гибель твою оплачут.
Идя на меня, ты правду рушишь.
Тебе смертное ложе уготовлю я.
Как другие, ты не избегнешь кары
- Геройских моих боевых ударов.
Сокрушат тебя моя сила и ловкость,
Не спасет тебя роговой твой панцирь.
Девушку, ради которой бьешься,
Не получишь ты, о сын Дамана.
Финдабайр, дочь королевы Медб,
Хоть прекрасна она лицом своим,
Хоть пленяет тебя ее красота,-
За битву тебе не достанется.
О ней, что ты ждешь в награду за бой,
Вот тебе слово мое правдивое:
Многие были уж ею преданы.
Многие погибли за нее, как ты.
Не нарушай же ты безрассудно
Нашей верности, нашей дружбы,
Не нарушай слова, нас связавшего,
Не иди на меня, о славный герой!
Пятидесяти воинам (о, безумные!)
Была уж обещана эта девушка.
Всех пятьдесят уложил в могилу я,
Они изведали правду копья моего.
Могуч был Фербайт, вождь смелых бойцов,-
Одним ударом свалил я его.
Славой великой был украшен Срубдайре,-
Не спасли его ни одежды, ни золото.
Если б мне обещали Финдабайр,
На которую вся страна любуется,
То, поверь мне, я не поднял бы
На тебя руку ради красы ее.
- Поистине, Фердиад,- продолжал Кухулин,- не должен был ты вызывать меня на бой-поединок, после того как, живя у Скатах, Уатах и Айфе, мы вместе ходили в каждую битву и сражение, в каждую схватку и боевую затею, в каждый лес и пустыню, в каждую темь и логовище.
("Бой Кухулина с Фердиадом")

Здесь возможность выбирать у Кухулина заканчивается. Остается только долг и судьба героя.

И еще кое-что о ней. Путь Кухулина - по большей части, это путь в одиночестве. Когда он разыскивает владения Скатах, он начинает путешествие со спутниками, с Конхобаром и Логайре Сокрушителем. Однако в середине пути они оставляют его. Войскам Мэдб при похищении быка из Куальгне он противостоит в одиночку - остальные улады поражены недугом, и только Кухулин, который еще не вошел в пору мужества, способен сражаться.

И навстречу смерти Кухулин тоже выходит в одиночестве. С положенными герою прямотой и бестрепетностью. Зато смерть к нему приходит на удивление разнообразна, в виде целого войска с героями, колдунами, друидами и другим эгегеем. Разоряя по дороге Улад, они приходят именно за ним. Потому что не будет Кухулина, и его земли не выстоят. Земли, впрочем, и так подвергаются разорению, и Кухулин выходит навстречу своей смерти.

История человека

При всей своей отмороженности Кухулин как персонаж остается человеком, которому можно сопереживать. Поэтому на выходе получается история очень персонализированная, почти личная, даже с учетом всех прочитанных мной вбоквеллов про бессмысленное и беспощадное воровство коров и отрубание голов.

Она о важном. О выборе без выбора, о том, что делай то, что должен, о том, чего стоит слава. Я иногда пытаюсь себе представить, каково это - жить так. Получается страшно. Но в этом что-то есть.

Ирландский героический эпос сформировался в период между III и VII вв. Для этого периода характерны все те учреждения и обычаи родового строя, которые видны в эпосе: это власть вождей-королей, парный брак с пережитками матриархата, кровная месть, тотемизм и широкая практика магии. Христианизация Ирландии в V в. не оказала влияния на устройство и нравы общества.

На этой основе развился героический эпос. Певцы-рассказчики разделялись на бардов (лирическая поэзия в широком смысле слова, связанная с музыкой) и филидов (прорицатели, рассказчики). Главной специальностью последних было рассказывание эпических преданий, которые были подвергнуты сложной литературной обработке. С самого начала эти предания (скелы) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто называют сагами (по аналогии с прозаическими повестями скандинавов). Но филиды стали вставлять в них стихотворные отрывки, передавая стихами речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает значительного драматического напряжения.

Число таких поэтических вставок со временем изменялось, обычно возрастая. Оставались неизменными только наиболее существенные части саги.

Общим фоном событий цикла служит борьба между Уладом и Коннахтом, двумя королевствами. Эта борьба действительно имела место до II века н.э.

Первоначальным стержнем цикла был Конхобар, но вскоре его постигла участь всех эпических королей – его вытеснили воины. Ничего не говорится о подвигах Конхобара. Кухулин вскоре занял первенствующее положение.

Если цикл о Кухулине еще претендует на какую-то историческую достоверность, то ее совершенно лишен второй героический цикл. Он сложился на юге Ирландии и имеет своим главным героем Финна, вождя фенниев. Так называлась особая организация воинов, необыкновенно искусных в ведении боя и в физических упражнениях, занимавшихся только войной и охотой и не подчинявшихся никакой власти в Ирландии, кроме власти своего вождя. Есть серьезные основания полагать, что предания о Финне носят вполне легендарный характер. Скорее всего, Финн – древний мифический образ, поздно и своеобразно оживший в фольклорном творчестве. Наряду с Финном в этих сагах упоминается его сын Ойсин, или Оссиан, искусный в сложении песен, и внук Осгар.

Прежде чем окончательно сформироваться, саги развивались в течение семи веков и были записаны лишь в XII веке. Они отражают состояние Ирландии в эпоху примерно с III по VII век н.э.

Сюжеты и персонажи

Саги о Кухулине составляют своеобразную легендарную биографию героя. Кухулин – сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. По другой версии предания, его прижил сам Конхобар с Дехтире.

По сравнению с Кухулином другие персонажи цикла значительно бледнее. Но все-таки: Фергус – добродушный простак, Брикрен – язвительный, злокозненный, грубый, свирепый (в монографии о Локи написано, что Брикрен – его ирландский двойник), Найси – нежный и смелый.

Сила враждебного Уладскому королевству Коннахта воплощается в королеве Медб, могучей и жестокой, и ее мужа Айлиля. Они окружены верными бойцами – Фергусом, Фердиадом и другими. На ее стороне также выступает мудрец Муман и Лугайд. Этой коалиции противостоит Конхобар, Кухулин, Конал Победоносный, Лойгайре Сокрушитель, которые все живут в столице уладов – Эмайн-Махе.

Краткое содержание

Читайте также: