Укажите проблемы преподавания музыки вокального и хорового искусства в общеобразовательной школе

Обновлено: 30.06.2024

Одно из главных условий обновления в области художественного образования — достижение качественно нового результата в формировании культуры школьника как неотъемлемой части духовной культуры. В настоящее время остро ставится проблема формирования духовной культуры детей и молодежи в контексте усиливающихся рисков национальной безопасности.

-В регионах следует находить пути более тесного и систематического взаимодействия учреждений образования и культуры, направленного на вовлечение возможно большего количества детей в культуротворческую деятельность.

-Требует целенаправленной научно-методической поддержки практика внедрения инновационных технологий художественной педагогики, что может быть реализовано посредством: – проведения научно-методических семинаров, мастер-классов, посвященных распространению перспективных педагогических разработок и обмену передовым педагогическим опытом; – создания информационного портала по вопросам обновления содержания и технологий художественного образования, совершенствования примерных программ по музыке, ИЗО и МХК для начальной и основной общеобразовательной школы.

высокопрофессионального подбора кадров для преподавания искусства в школе была всегда. Выпускники художественных факультетов и ВУЗов благополучно устраивали свою судьбу вне педагогической деятельности. Школы остаются без специалистов. Талантливому и творческому человеку не престижно идти в педагогику и поныне. Талант хочет быть независимым и материально обеспеченным

Самой актуальной проблемой считаю выбор образовательной программы . В настоящее время, известно всем учителям и педагогам музыки и ИЗО, что существует несколько программ по данному предмету.

История музыкальной педагогики показывает, что организовать усвоение элементарных знаний о музыке в процессе преподавания и в его контроле, конечно, гораздо проще. И здесь, обращаясь к нашему предмету в примерной основной образовательной программе начального общего образования (ФГОС – авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина; Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.), к сожалению, не сложно заметить отход от перспективных (хотя и не доведенных еще до конца) идей, заявленных педагогикой искусства и как–то не заметно отодвинутых в сторону в начале пути своего воплощения. Мы наблюдаем и излишнюю детализацию по видам деятельности, и регламентацию по освоению операционной деятельности, например, на каждом возрастном этапе жесткое следование дидактическим единицам (например, освоение интервалики во 2 кл., привязка творческой деятельности к элементарному музицированию на орфовских инструментах и относительной сольмизации), использование и изучение терминов с самого начала обучения и т.д.. Как известно, термин не должен дедуктивно предшествовать явлениям, которые он определяет, но которые еще не известны, и не всякий учитель считает продуктивной и полезной относительную сольмизацию — отсюда и возникает эффект принуждения. Особое внимание в программе уделено технологической стороне обучения, что, скорее, имеет значение для предпрофессионального образования, но никак не выявляет специфики массового, общего музыкального образования. Возникает впечатление, что примерная программа провоцируют содержание предмета на излишнюю формализацию урока. А, как известно, некоторые навыки в этом случае привить можно, но приобщить, приохотить к музыкальному искусству нельзя. Каковы же пути решения проблемы? Они видятся в составлении такой примерной программы, которая ориентирует на создание целостного урока музыки — урока искусства, призванного заинтересовать детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними, позволяющего применять те технологии и системы музыкального развития детей, которые отвечают профессиональным предпочтениям учителя–музыканта, постоянно решающего важнейшие вопросы: во образ какой, зачем, почему идет процесс образования человека средствами музыкального искусства, его нравственного развития; как воспитать своего будущего соотечественника, гражданина, личность, умеющую созидать, любить и духовно совершенствоваться?

Сегодня идет подмена понятий и заметно, что зачастую авторитетные люди порывают с традициями, теряют основу жизненной нравственности. Нам нужно постараться продолжать укреплять традиции, на которых стоит вся мировая художественная культура!

Своё выступление хочу завершить на завершен на позитивной ноте:

Окончен вуз, сегодня ты войдешь в просторный класс.

Открытки, музыка, цветы.… И двадцать пар наивных глаз!

В смятенье ум: с чего начать, все позабыл, что знал вчера…

Как к детям ключик подобрать - терпенья, нежности, добра?

С улыбки дружеской начни, тепла, приветливого слова…

Чтобы поверили они в твою надежную основу.

Отныне и на много лет ты - этих юных душ строитель!

Нелегкий вытянут билет…

Удачи! В добрый путь, Учитель!

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Автор: Трухина Инна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образовани
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проблемы хорового искусства в общеобразовательной школе
Раздел: дополнительное образование

Проблемы хорового искусства в образовательной школе

( из опыта работы).

Проблемы хорового искусства в образовательной школе

его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Давайте люди будем хором петь

Солировать дадим природе –

Солнцу, небу, свету, ветру.

Давайте будем мы любить,

Детей растить и в мире жить…

В Казахстанских общеобразовательных школах поставлена задача - дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, и проявить себя в искусстве. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного испытания - хорового пения, - самой доступной, активной и полезной формой деятельности.

В том, что хоровое пение необходимо для гармоничного развития ребенка, учителей–практиков убеждать не надо.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место, а точнее, пение затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: здоровье ( естественная реабилитация и восстановление работоспособности), интеллектуальное развитие (стимулируется память и мыслительная деятельность), самоактуализация.

- Занятия хором развивают чувство единения с коллективом, ощущение себя частью целого.

-Хор учит чище интонировать, учит слушать других, что оказывает невероятное влияние на детскую музыкальность.

-Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй ребенка

-Хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

-Обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

-Человек, который занимается учёбой или работой задействует только левое полушарие мозга, которое отвечает за рациональное мышление. Приходя же на хор, занимаясь творческим видом деятельности, мы задействуем правое полушарие, в то время, пока левое отдыхает

Самое трудное и самое желанное для человека - достичь в жизни душевной гармонии!

Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному
является мощным средством их воспитания и развития.

На сегодняшний день развитие хоровой культуры в общеобразовательных школах Казахстана таково: уроков пения вообще нет, а на единственном в неделю часе музыки каждый преподаватель выполняя требования программы, уделяет минимум внимания развитию хорового пения. Сегодня это рассказ о музыке и биографии композиторов, а не уроки, где детей учат петь и понимать музыку. Хоровое пение как форму музыкальной деятельности изучала Т. Вендрова. Пению, по ее мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами главным образом, потому, что при других искусствах человек является только пассивным слушателем и созерцателем, здесь же он имеет возможность проявить активное участие

Кроме того из-за отсутствия опыта создания учебников, их качество вызывает недовольство педагогов. Эксплуатация устаревшего оборудования и мебели, музыкальной аппаратуры (особенно в сельских школах) неукомплектованность нотной и учебно-методической литературы, отсутствие фонотек - не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования.

Исследования ученых показывают. Что далеко не всегда уроки музыки ведутся на необходимом профессиональном уровне. Кроме того, уроки музыки в большинстве школ к ним сформировано отношение как второстепенному, не серьезному предмету.

В результате далеко не у каждого выпускника общеобразовательной школы на должном уровне сформирована музыкальная культура, учащиеся не понимают и не ценят музыку, имеют неразвитый музыкальный вкус.

Есть и другие причины, которые препятствуют качественному музыкальному образованию, даже если его осуществляет дипломированный педагог-музыкант:

Имеет смысл подробнее остановиться на проблеме подбора кадров в общеобразовательную школу. Многие педагоги имея высшее музыкальное образование, т.е. окончившие ВУЗы по специальности фортепианное отделение или отделение народных инструментов и т.д., зачастую не имеют понятия о хоровом воспитании.

Практический пробел в вокальной подготовке многих музыкальных руководителей видится в недостаточной культуре вокального слуха. Проблема в том, что все маленькие дети говорят и поют тонкими голосами. Это и ставит в тупик некоторых педагогов.

Разграничение грудного и фальцетного регистров при правильном пении имеет место у всех детей и особенно заметно у мальчиков. Но нетренированному слуху уловить различие в характере голосообразования, особенно на средних по высоте звуков порой бывает непросто.

Второе же направление основано на продуманном, музыкально грамотном,

эмоциональном исполнении произведения. В процессе работы происходит не

бездумное заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение,

Кроме того в работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.

Эти задачи будущим музыкальным руководителям нужно начинать решать еще в учебном заведении – с помощью опытного педагога, в практической работе с детьми

Если кто-то и возмутится, то совершенно напрасно. Ведь хоровое пение — это наиболее доступный и массовый способ приобщения к музыкальной культуре. Это то, в чем наши дети сегодня так нуждаются, это поможет им стать более образованными, поможет внести смысл в их жизнь, упорядоченность и духовную свободу


Прежде чем коснуться проблем и специфики вокально-хорового воспитания детей, необходимо пояснить, что такое хоровая студия и чем она отличается от музыкальной школы.

Основная задача детской хоровой студии удовлетворение музыкальных потребностей и интересов детей, развитие их музыкальных способностей, музыкального вкуса, самостоятельности и инициативы, организация их практической общественно полезной деятельности и досуга.

Функции детской хоровой студии многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача руководителя хора детей младшего школьного возраста – заинтересовать их, привить им любовь к музыке, хоровому пению.

Хормейстер, начавший работу с детьми младшего школьного возраста и проработав с ними, по крайней мере, два года, уже не сможет им изменить. В хорах детей своя, особенная атмосфера и в работе, и в общении, и в играх, связанная с природным ощущением системы своих, детских ценностей, а также с особенностями нервно-психической деятельности детей.

Первое и самое главное, что нужно иметь в виду, - необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе, и в общении. Детей гораздо легче настроить на шутку, на игру, на эмоциональный взрыв, чем на серьёзную изнуряющую работу. Их эмоциональные всплески гораздо труднее успокоить. Их обиды, обоснованные и без оснований, вспыхивают мгновенно, так же, как и реакция на эти обиды. Их внимание кратковременно, их неусидчивость известна. Но все эти и многие другие трудности работы с детьми младшего школьного возраста компенсируются их большой непосредственностью, открытостью, удивительными всплесками откровений в мышлении и совершенно особой красотой звучаний детских голосов.

В.А.Шереметьев, имея почти двадцатилетний опыт работы с хорами детей, даёт следующие рекомендации:

· «посадка – через стул друг от друга;

· положение рук – при пении стоя, в младших хорах держать руки за спиной;

· предельная краткость в объяснениях;

· повышенный темп урока! Напор! Эмоциональность!

· беспрерывный контроль за каждым ребёнком;

Руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением. Иногда надо побеседовать о значении музыки, хорового пения, убедить ребёнка в перспективности его голоса. Малыши охотно поступают в хор, где руководитель умеет сочетать работу с занимательными играми.

Немалую роль играют также беседы с родителями о значении хорового пения для общего воспитания ребёнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к хору. Дети в своих увлечениях подчас не постоянны, поэтому твёрдая заинтересованность родителей в посещении их ребёнком хоровых занятий часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребёнка.

Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время репетиции трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает руководителя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. Во время занятий хорошо проводить в меру подвижные музыкальные игры с обязательным отдыхом перед началом пения.

В целом занятия с детьми должны проходить строго. Однако не стоит злоупотреблять чрезмерной строгостью. За строгостью, требовательностью руководителя дети должны обязательно чувствовать доброту и теплоту. Чем меньше по возрасту ребёнок, тем больше нуждается он в ласке.

Певческий аппарат детей подвержен более резким изменениям и легче уязвим при неправильной работе, чем певческий аппарат взрослого певца. Поэтому вся вокальная работа с детьми младшего школьного возраста ведётся очень осторожно и внимательно. Её методы должны быть гибкими и меняться в соответствии с изменениями, происходящими в певческом аппарате ребёнка.

Как правило, дети данного возраста рано проявляют склонность к моторным играм, к активной физической деятельности, которая поглощает большую часть их энергии. Поэтому они легче концентрируют своё внимание на зрительных явлениях, чем на слуховых, требующих внутренней собранности, покоя и длительного молчаливого вслушивания.

Подвижные игры во дворе или в школе обычно сопровождаются криком, бурным выражением чувств. Дети привыкают к громкой, даже крикливой разговорной речи друг с другом. Поэтому у некоторых из них уже в семи - восьмилетнем возрасте голосовой аппарат повреждён. Их голос звучит сипло, часто они страдают частичным или полным несмыканием связок. Если на эти обстоятельства сразу не обратить внимания и предоставить развитие голоса самотёку, то большинство людей никогда не сумеет петь.

При работе с воспитанниками в первую очередь следует научить сосредотачиваться и вслушиваться в звуки окружающего мира, научить их слушать тишину, а затем ощутить прелесть музыкальных звуков, прерывающих эту тишину. Постепенно можно знакомить детей с небольшими музыкальными произведениями, разъясняя в доступной для данного возраста форме их содержание, образность. Их двигательную активность можно использовать в целях развития музыкальных данных. Подвижные музыкальные игры, маршировка, танцы и хлопанье под музыку, игра на различных ударных инструментах – всё это источник большой радости для малышей и одновременно развивает у них чувство ритма и вкус к музыке.

Параллельно с работой над голосом надо вести работу над развитием слуха и музыкальной памяти, которые в этом возрасте легко поддаются воздействию. Певческий аппарат малышей хрупкий, и очень важно, чтобы учитель уже теперь указывал детям пути охраны голоса, предостерегая их от криков, громких разговоров, излишней беготни перед пением и после, от злоупотребления мороженным и прохладительными напитками; учитель не должен разрешать хористам петь громко, петь сразу после выздоровления от ангины.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной работы с детьми – занимательность. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно на первоначальном этапе, целесообразно использовать на хоровых занятиях разнообразную музыкальную деятельность (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения); при этом следует чаще менять задания, песни упражнения. Возможно активное применение элементарного музицирования по принципам системы Карла Орфа с использованием таких музыкальных инструментов как металлофон, бубен, треугольник, барабан, при помощи которых дети смогут играть несложные ритмические партии, аккомпанируя хору.

Целесообразно в программу занятий включить музыкально-ритмические движение (ходьбу, несложные маршировки, ритмические движения рук, притопы, игры, простые инсценировки песен) для развития слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения.

Руководитель хора должен заботиться о развитии слушательской культуры детей, расширении их музыкального кругозора. С этой целью периодически организуется слушание музыки на занятиях хора, поездки на концерты.

В структуру хоровых занятий с детьми младшего школьного возраста в хоровой школе могут входить следующие разделы: распевание, хоровое сольфеджио, разучивание песен, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, музыкальные игры. Но доминирующим видом музыкальной деятельности должно быть хоровое пение.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, хоровые занятия лучше проводить в форме игры. Исходя из своеобразия детской психологии – образности мышления и эмоционального восприятия мира – на хоровых занятиях использовать наглядно-образные формы: рисунки к песням, игрушки, красочные таблицы, ручные знаки, пение по руке, разыгрывание песен в лицах, стихи, ритмические карточки и т.д.

Что касается непосредственно вокально-хорового воспитания, то здесь главная задача состоит в том, чтобы научить детей петь чисто, звонко, выразительно. Уже на распевании надо учить детей не говорить нараспев, а петь протяжным, красивым звуком. Для этого руководителю надо хорошо знать каждого ребёнка, применять индивидуальный подход.

Первооснова вокально-хорового воспитания детей – подражательное пение. Показ руководителя должен быть безупречен по чистоте интонирования и по художественной выразительности музыкального образа, увлекать своим исполнением.

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки:

· певческую установку (держаться прямо, непринуждённо, руки, при пении сидя, держать на коленях, при пении стоя – свободно по бокам. Нельзя всё время петь сидя, это утомительно для мальчишек младшего школьного возраста);

· дыхание (дышать глубоко, но без напряжения, не поднимая плеч, во время пения экономно расходовать воздух);

· звукообразование (петь легко, звонко, не громко, нижняя челюсть должна быть подвижной, хорошо открывать рот);

· ансамбль (слушать себя и друг друга, петь стройно, активно, но не выделяясь).

Перед руководителем детского хора стоит совершенно особая проблема общения, которая заключается в следующем. Известно, что низкие звуки оказывают на психику человека более глубокое воздействие, чем высокие. Высокие часто раздражают, а низкие – подчиняют.

Необходимо коснуться и вопроса воспитания коллектива в детском хоре. Для того, чтобы осуществить воспитание личности ребёнка средствами музыки, необходимо сплотить детей.

От его творческого подхода, фантазии, умения организовать интересную жизнь детского хорового коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы с детьми.

Перед руководителем стоит задача привлечь родителей к активной воспитательной работе, которая может выражаться в организации и проведении экскурсий, походов, поездок дружбы, совместных посещений интересных концертов, праздников, театров. Особое значение в воспитательной работе имеют традиции хора детей, например, празднование дня рождения коллектива и его участников, приём новых членов в детский хор, шефская помощь школе в проведении концертов и др.

1. Локшин Д.Л. Капелла Шереметьева. – В кн. Замечательные русские хоры и их дирижёры. – М., 1963

2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. –Киев: Музычна Украина, 1988

Читайте также: