Профилактика токсикомании в школе

Обновлено: 03.07.2024

Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность родителей, врачей, психологов, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности.

Методы профилактики наркомании среди подростков

Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной теме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на пропаганду жизни без наркотиков.

Так, по данным одних авторов, 93% преподавателей средних школ считают медицинскую и психологическую профилактику употребления наркотиков основным средством предупреждения наркомании. Другие же исследователи утверждают, что эта пропаганда порождает у подростков нездоровый интерес к наркотикам и, и если не способствует росту наркомании, то во всяком случае неэффективна.

Привычные лекции о вреде наркомании, которые читает врач-нарколог, посещающий учебное заведение где-то раз в году, уже доказали свою неэффективность. Сегодня специалисты стоят перед необходимостью пересмотра программы по профилактике наркомании.

Прежде всего, профилактика должна ориентироваться не на старшеклассников, которые уже имеют достаточно сформированное мировоззрение, а некоторые из них — и опыт первого употребления наркотических веществ. Уже в младших группах, с 6-7 лет, имеет смысл проводить профилактические беседы с задействованием наглядного материала. Нужно рассказывать детям, как внешне выглядят люди, употребляющие наркотики. Это поможет создать в сознании детей негативный образ наркозависимого человека. Не стоит запугивать детей, просто стоит доходчиво объяснить, что употребление наркотиков губительно сказывается не только на здоровье, но и на внешности употребляющего.

Многие специалисты утверждают, что в старших классах для подростков, находящихся в группе риска, весьма целесообразно посещение наркологических клиник под присмотром специалистов, чтобы проблемные подростки могли сами увидеть, какими становятся здоровые, молодые, красивые люди, которые употребляют наркотики. Подобная мера, хотя и вызывает большое количество дискуссий среди специалистов, неоднократно доказывала свою эффективность. Подобные воспитательные методы должны осуществляться обязательно под присмотром квалифицированного психолога. Данный метод профилактики позволит на подсознательном уровне приравнять употребление наркотиков к концу счастливой и здоровой жизни.

Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркотической тематике среди преподавателей средних школ, техникумов и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркомании.

В тех случаях, когда врачи и психологи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков.

К важным профилактическим мерам можно отнести создание четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники полиции УВД максимально способствуют привлечению наркозависимых подростков к обследованию и лечению. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.

Создание достойной альтернативы наркотикам

Давно доказано, что одна спортивная площадка или действующий кружок по интересам способны принести гораздо большую эффективность в деле профилактики наркомании, чем десятки лекций. Нужно сделать так, чтобы жизнь детей была наполнена положительными эмоциями и впечатлениями. Это могут быть разнообразные факультативные занятия, увлечение спортом или искусством. Если подобное времяпровождение детей сделать доступным, это значительно снизит уровень наркомании в данной возрастной группе.

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты. Но важнейшая роль в деле профилактики наркомании принадлежит семье.

Внимание родителей - здоровый ребёнок!

Дорогие родители! Уделите своему ребёнку больше времени!

Есть по этому поводу хорошая притча:

Отсутствие психологических травм, дружелюбные, доверительные отношения, понимание между родителями и детьми, значительно снижают риск увлечения ребенка наркотическими веществами.

Что нужно делать, чтобы обезопасить своих детей?

  • Внимательно изучите тему наркомании, виды психотропных веществ, их влияние на поведение и организм человека, последствия. Эта информация поможет вам выявить проблему на начальном этапе и принять своевременные меры по спасению вашего ребенка.
  • Научите своих детей открыто говорить с вами, делиться своими переживаниями, успехами и достижениями. Дайте им свободу в поиске того, что им действительно нравится. Возможно, любимое увлечение или хобби в последующем станет его профессией.
  • Внимательно изучайте круг общения ребенка, его друзей. Разрешайте проводить им время в вашем доме. Когда дети находятся на виду, намного легче уловить смену их интересов, настроений и своевременно принять меры.
  • Подпишитесь на страничку сына или дочери Вконтакте, Инстаграме, Фейсбуке. Следите за его новостной лентой, изучайте личную информацию в профиле, сферы его интересов и увлечений, определите его ближайший круг друзей. Не навязывайтесь, не комментируйте посты – просто наблюдайте со стороны.
  • Следите за своим поведением и манерой общения. Если вы обладаете вредными привычками, курите или нецензурно выражаетесь, покажите на собственном примере, как вы от них избавляетесь. Тем самым вы укрепите свой авторитет и уважение в глазах ребенка, докажите, что достигли поставленной цели, хоть это и было тяжело. Дети, которые растут в семьях, где не боятся говорить о серьезных проблемах и их последствиях, доверяют свои переживания, поддерживают друг друга и радуются каждому, пусть и незначительному, успеху, редко попадают в зону риска.

Но если уже случилась беда и ваш ребёнок пристрастился к наркотикам или алкоголю - не опускайте руки. Выход есть!

Многие люди не знают, что делать, если их близкие принимают наркотики. Этому не учат в школе, а окружающие стараются не рассказывать о том, что в их семье есть наркоман. Вместе с тем существуют много методик лечения, и реабилитационных программ (религиозных, на основе трудотерапии и т.п.) и психологическая помощь. Разобраться в этом и выбрать то, что действительно поможет, иногда оказывается непростой задачей. Обратитесь к профессионалам. Для начала просто позвоните на горячую линию, вам обязательно помогут и подскажут, что делать.

Федеральная горячая линия по вопросам наркомании и алкозависимости

бесплатные консультации по вопросам здорового образа жизни, отказа от употребления алкоголя и наркотиков

Цель программы: создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

ВложениеРазмер
programma_narkomaniya.docx 41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по УВР Директор МОУ Кологривской СОШ

«Профилактика наркомании и токсикомании

в МОУ Кологривская средняя

Социальный педагог: Лебедева М.С.

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи реализации программы.

4. Принципы реализации программы.

5. Сроки и этапы реализации программы.

6. Направления реализации программы.

7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

8. формы и методы профилактической работы.

9. Возрастные этапы профилактической работы.

10. Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся

11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.

13. Список литературы.

Цель программы: создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

Срок реализации программы: 2018 – 2021 год.

Ожидаемый результат: уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании.

Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

Сегодня уже совершенно очевидно, что решить проблему употребления ПАВ в нашей стране даже при использовании уже существующего мирового опыта будет нелегко. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением алкоголизма, табакокурения наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам. Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие:

- конфликты в семье;

- желание все попробовать в этой жизни;

- желание расслабиться; снять напряжение;

- желание не быть белой вороной в компании сверстников;

- по глупости, т.е. по незнанию;

- желание испытать кайф;

- под давлением более старших или авторитетов;

- это сейчас модно.

Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.

Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.

Если говорить о системе первичной профилактики табако-, нарко- и алкогольной зависимости, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.

Это объясняется несколькими причинами. Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями; профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию; профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей; существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов, к профилактической работе слабо привлекаются сами подростки и молодежь. Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.

Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет?. Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей автономизации. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни.

Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании.

Для того, чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективна в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер.

И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя и последнее, тоже важно. Под первичной профилактикой зависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания.

И в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддитивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.

3. Цели и задачи реализации программы.

Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга.

- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;

- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

-создание информационного поля по профилактике ПАВ.

4. Принципы реализации программы.

Программа профилактики употребления ПАВ реализуется на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:

Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.

Добровольност ь - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.

5. Сроки и этапы реализации программы.

Программа осуществляется на базе муниципального общеобразовательного учреждения Кологривская средняя общеобразовательная школа, Кологривского района, Костромской области.

6. Направления реализации программы.

Работа с педагогическими кадрами

✔ информирование по проблеме наркозависимости и ее первичной профилактике;

✔ индивидуальная работа, консультирование

Работа с учащимися

✔ мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и СПИДа;

✔ тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);

✔ организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью).

Работа с родителями

✔ участие в проведении родительских собраний и школьных мероприятий;

Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде

✔ ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;

✔ проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления психоактивных веществ;

✔ организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности

7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

Администрация школы : осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

Учителя-предметники и классные руководители : благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.

Школьный педагог - психолог: обеспечивает:

-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);

-психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

-организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях;

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

-работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;

-осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

-обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.

Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплѐнный за общеобразовательными учреждениями профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов – профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Токсикомания – это вдыхание летучих наркотических веществ. Токсикомании является одним из видов наркомании и вызывает зависимость и серьёзные нарушения в организме человека. Страдают этим недугом в основном дети и подростки от 8 до 15 лет. Токсикоманы используют полиэтиленовые пакеты для вдыхания паров различных токсических веществ.

317

При токсикомании человек употребляет химические соединения с галлюциногенным и опьяняющим действием. Способ введения их в организм — через лёгкие, путём вдыхания паров. Таким образом, токсическое соединение напрямую воздействует на головной мозг, отравляя его и вызывая гибель нервных клеток — нейронов, в результате чего и наступает опьянение. При других способах введения это химическое соединение обычно слишком токсично или не даёт галлюциногенного эффекта.

Для токсикомании используются пятновыводители, хлороформ, ацетон, бензин, лаки, краски. Эффект опьянения возникает благодаря содержанию в них ароматических и алифатических углеводородов.

Основной вред токсикомании заключается в том, что эти продукты очень токсичны и вызывают сильное отравление.

Вначале при вдыхании наблюдается приступы веселья, становиться легко и приятно, проблемы исчезают сами собой. Дальнейший эффект заключается в возникновении выраженных галлюцинаций. Они могут быть очень красочными и отличаются разнообразием. На этом этапе у человека полностью теряется ощущение реальности и объективное ее восприятие. Видения не всегда бывают интересными и приятными, некоторые из них носят очень страшный характер, но при этом воспринимаются токсикоманом как настоящая жизнь. Бывали случаи, когда ребенку казалось, что за ним гонится чудовище, и он, спасаясь от него, выпрыгивал из окна.

Затем на первый план выступают признаки отравления. Проявляются они в выраженной головной боли, тошноте, сильным рвотным позывам, головокружении. Заторможенность и затруднение дыхания сигнализируют об отмирании клеток мозга. Сильное отравление может вызвать кому и привести к летальному исходу.

При постоянном применении такие вещества способны вызывать привыкание. Изменения возникают уже через пару месяцев от начала использования ингаляционных средств. У токсикоманов пропадает интерес к учебе или работе, они начинают уходить из дому. В отличие от наркоманов, которые чаще всего предпочитают единение, токсикоманы любят собираться вместе. Обычно это происходит по месту жительства.

Постоянная интоксикация приводит к изменению характера человека и проявлению патологических и несвойственных ему черт. Длительный прием отравляющих соединений создает из любого подростка или взрослого психопатоподобную личность, у него изменяется интеллект и снижается самокритика. Настроение постоянно колеблется от избыточного веселья на ровном месте до выраженной агрессивности и злобы.

Через полгода, если человек не прекращает отравлять организм, начинает преобладать апатия, равнодушие к окружающему миру, а состояние раздраженности и ненависти ко всему миру становится постоянным.

Описаны моменты, когда у такого рода наркоманов развивалась изменения функционирования периферической нервной системы в виде полинейропатии, при этом отмечались парезы и параличи конечностей, снижение мышечной массы, вплоть до полной атрофии, синюшность кожного покрова.

При такой болезни, как токсикомания влияние на организм заключается еще и в органическом поражении ткани головного мозга с развитием выраженной токсической энцефалопатии. Отмечаются психомоторные расстройства.

Кроме того, ингаляционные вещества вызывают изменения и в других органах и системах. Образуется хронический воспалительный процесс верхних дыхательных путей, коньюктивит. Постоянное использование ингаляторов отражается и на внешнем виде токсикомана. Такой человек сильно истощен, у него ломкие волосы и ногти, лицо, как правило, одутловато-отечное, цвет лица серый, а кожа отличается сухостью.

Зачастую кожные покровы у токсикомана поражаются гнойными ранами и покрыты рубцами. Изменение интеллектуальных способностей отражается на лице и становится заметным окружающим.

Влияние токсикомании на организм человека заключается и в том, что ей часто сопутствуют и другие негативные проявления, например, наркомания и алкоголизм.

По мнению многих специалистов по психологии и наркологии такая разновидность наркомании является наиболее страшным явлением. И это, прежде всего, потому, что поражает эта болезнь самую молодую часть населения – детей и подростков. Их толкает к этому любопытство, недостаток внимания со стороны родителей, пример своих друзей.

Выраженная деградация личности при использовании ингаляторов сильно затрудняет излечение от такого рода зависимости. Помочь в таком случае может только целенаправленное усилие учителей, родителей и самого ребенка для того, чтобы полностью избавиться от пристрастия. Необходимо также длительное лечение в условиях стационара под наблюдением квалифицированных специалистов.

Профилактика токсикомании

К профилактике зависимости любого рода следует приступать еще до того, как угроза пагубного пристрастия стала реальной. Учитывая то, что в токсикоманию чаще всего вовлекаются дети и подростки, превентивные меры необходимо принимать, начиная с раннего детства. Базовый профилактический комплекс включает в себя:

  • формирование правильных представлений о здоровом образе жизни;
  • разъяснение ребенку последствий вредных привычек и зависимостей (курения, употребления алкогольных напитков и наркотических/токсических веществ);
  • развитие у ребенка заинтересованности спортом, здоровым семейным отдыхом, трудом и творческой деятельностью;
  • проявление интереса ко всем аспектам жизни ребенка, включая его круг общения, успехи в школе, досуг и пр.;
  • совместная работа психологов, педагогов и родителей над устранением факторов риска (проблемы в семье, сложное прохождение пубертатного периода, контакты с людьми, страдающими какими-либо зависимостями и пр.).

Но самое главное — следует создать в семье доверительную и теплую атмосферу. Это позволит ребенку обратиться со своими трудностями к близким людям, а не к тем, кто предложит решить проблемы глотком алкоголя, инъекцией наркотика или несколькими вдохами растворителя и заставит подростка сделать первый шаг на пути к саморазрушению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление токсических веществ.

Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление токсических веществ.

–формирование у подростков готовности соблюдать навыки здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;

–формирование представления о негативном воздействии одурманивающих веществ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;

–обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление одурманивающих веществ, формированию собственного мнения и его отстаиванию.

–информирование подростков об административной ответственности за

употребление одурманивающих веществ.

Оборудование: Мультимедийная установка; анкеты для учащихся.

Литература: 1) Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях. Официальный текст. Москва, Норма, Издательская группа

Норма-Инфра, 2002, с. 162.

Ход занятия

По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаёмся, в будущее веря.

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право Человеком называться.

Учитель. Ребята, прежде чем сообщить тему урока, я расскажу вам одну историю из реальной жизни.

Дима и Вова выросли в одном дворе. Они с детства дружили, несмотря на то, что Дима старше Вовы на три года. Дима ходит восьмой класс, а Вова в пятый. Они учатся в одной школе, часто видятся на переменах, вечерами гуляют на улице. В последнее время Вова стал замечать, что Дима резко

из этого же двора они спускаются в подвал и закрывают двери изнутри. Что они там делают, Кирилл не сказал, так как не знал об этом. В этот же вечер Вова решил проследить за Димой. Как и говорил Кирилл, Диму встретили двое ребят и они вместе спустились в подвал дома. Вова спрятался в беседке

и стал ждать, когда же они выйдут. Уже почти стемнело, как вдруг из подвала выбежали те же двое незнакомых ребят и скрылись в одном из подъездов дома. Дима все не выходил. Вова, собравшись с духом, решил все таки спуститься в подвал и проверить, что же там случилось. Он осторожно

спустился по ступенькам. В небольшой комнате горела лампочка. На полу валялось какое-то одеяло, стояли две сломанные табуретки, небольшой столик, всюду были разбросаны баллончики из под газа, зажигалки полиэтиленовые пакеты и пустые тюбики от клея. В комнате стоял неприятный запах. Вова сначала хотел выбежать отсюда на свежий воздух, но, обернувшись, он увидел в углу комнаты Диму.

Он лежал на полу. На голове у него был пакет. Вова быстро поднял голову Димы и сдернул пакет. Дима был без сознания. Вова стал бить его по щекам, но Дима не реагировал. Тогда он схватил его под руки и вытащил на улиц и вызвал скорую помощь..

. Через несколько минут Диму уже везли в больницу.

Кто же оказался для Димы настоящим другом?

Учитель. Можно ли назвать друзьями тех двоих ребят, с которыми они

вместе нюхали химические вещества?

Учитель. Что бы могло произойти, если бы Вова не пришел в тот вечер в

Учитель. Как называют людей, которые вдыхают летучие вещества с целью

получения токсического опьянения?

Ученики. Токсикоманы.

Что общего в словах токсикомания и наркомания?

Учитель записывает на доске: наркомания, токсикомания.

Дети. Общая вторая часть слова: -мания.

Учитель. Мания обозначает безумие, сумасшествие, болезненное

пристрастие. Наркомания - это болезненное пристрастие к чему?

Учащиеся. К наркотикам.

Учитель. А токсикомания?

Дети. к токсическим веществам.

Учитель. Токсикомания - это болезненное пристрастие к вдыханию летучих

веществ (клея, ацетона, бензина и других). Чего только не придумают, чтобы хоть на минутку ощутить на себе чувство счастья и эйфорию. К их числу относится и сниффинг.

Сниффинг – это форма токсикомании, при которой состояние токсического опьянения достигается в результате вдыхания паров химических соединений газа из зажигалки или специальных баллончиков, летучих веществ, входящих в состав освежителей воздуха, дезодорантов, а также выделяемых из горючих жидкостей, таких как растворители, бензин и клей. При их употреблении возникают психоделичные эффекты — уводящие в забытье, фантазии, галлюцинации. Газ вызывает сильную психологическую зависимость. Бутан вытесняет кислород из вдыхаемой смеси. Смерть наступает от того же, от чего и при отравлении бытовым газом — от острой кислородной недостаточности, гипоксии. Бытовой газ сразу влияет на головной мозг человека.

К сожалению сниффинг сегодня стал очень распространенным среди подростков и зафиксировано много случаев гибели подростков от отравления токсическими веществами.

Учитель. Не так давно мы с вами беседовали о наркомании. В чем коварство этой болезни?

Учащиеся. Быстро возникает зависимость от наркотиков. Зависимость не только физическая, но и психическая.

Учитель. Верно. В этом токсикомания и наркомания схожи. При токсикомании также возникает и физическая и психическая зависимость.

Как вы думаете, какая болезнь серьезнее: наркомания или токсикомания?

Учитель. Обе эти болезни лечить очень сложно, особенно, если наркоманом или токсикоманом стал ребенок или подросток. В раннем возрасте очень быстро возникает психическая зависимость, от которой избавиться крайне сложно.

Что говорят сами дети об этом «развлечении:

Между тем, наибольшая опасность этих летучих наркотических веществ заключается в том, что они, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, где могли бы частично нейтрализоваться, сразу попадают через легкие в кровь и с её током поступают в головной мозг, поэтому опьянение наступает быстрее, чем в случае приёма алкоголя. Как и при любом опьянении, сначала страдает кора полушарий головного мозга, затем мозжечок, и в самую последнюю очередь – продолговатый мозг. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может вызвать остановку дыхания и смерть. Ещё до того, как будет затронут продолговатый мозг, у человека могут начаться тошнота и рвота, но при длительном регулярном злоупотреблении токсическим веществом в больших количествах тошнота и рвота появляются намного позднее.

В настоящее время чаще всего подростки вдыхают газ, применяемый в зажигалках, который содержит 75-89% бутана, 5-25% изобутана, а также некоторое количество пропана и других летучих углеводородов. В зажигалке газ находится в сжиженном состоянии и под давлением, однако при атмосферном давлении он расширяется и становится летучим. Для того чтобы легче было заметить возможную протечку газа из зажигалки, в смесь газов, изначально не имеющую запаха, добавляют ароматические вещества. Употребление бутана – это, строго говоря, не токсикомания и не наркомания, а… удушение. Бутан не всасывается в кровь, не вступает в химические реакции в организме человека, он просто вытесняет кислород из вдыхаемого воздуха. Получается эффект удавки: мозг перестает получать кислород, по этой причине могут появляться галлюцинации и необычные ощущения. Вдыхание летучих веществ очень быстро и эффективно приводит к опьянению. Пары или газы быстро впитываются (абсорбируются) через слизистые оболочки дыхательных путей. Им не приходится проходить через печень с ее обезвреживающими ферментами, как это бывает при употреблении алкоголя, – они поступают прямо в мозг. При глубоком дыхании газ попадает непосредственно в мелкие бронхи и альвеолы, откуда сразу поступает в кровь. Кроме того, такие неядовитые газы, как изобутан, бутан и пропан, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут вызвать сердечную аритмию – мерцательные сокращения предсердий, которые в течение нескольких минут приводят к смерти. Нередки расстройства функций мозга и легких. Если опьянение доходит до продолговатого мозга, это может вызвать остановку дыхания и смерть. Дети погибают от удушья, и реанимационные мероприятия обычно уже не помогают. Иногда бывает очень трудно установить, что причиной внезапной потери сознания или даже смерти молодого человека послужило вдыхание газа для зажигалок. Дело в том, что этот газ – вернее, смесь газов – не имеет запаха. Производители добавляют в нее ароматизаторы, которые не вызывают у взрослых столь серьезной тревоги, как запах алкоголя, растворителя или бензина.

Учитель Как вы считаете, можно ли определить по внешнему виду вдыхал ли

человек летучие вещества или нет? Как распознать, что ребенок начал дышать газом, клеем и т.д.

Учитель. Это трудно не заметить. Во-первых, сразу ощущается сильный запах вещества от одежды и волос ребенка.

Во-вторых, надо обратить внимание на лицо: оно может быть красное, отёчное, верхняя часть тела, голова обычно горячие на ощупь (прилив крови), раздражены слизистые верхних дыхательных путей (нос – красный), вокруг губ, особенно в уголках рта, отмечается кайма раздражения кожи, охриплость голоса.

В-третьих, после употребления того или иного наркотического вещества у всех людей расширяются зрачки. После газа ребенок, как правило, ведет себя как пьяный, но запаха алкоголя вы не почувствуете. Также надо обращать внимание на психическое состояние: если человек перевозбужден или ведет себя агрессивно, или же наоборот появилась вялость и апатия – это тоже может быть признаком употребления чего-нибудь наркотического. Помимо этого, после интоксикации у ребенка может возникнуть тошнота, рвота, головокружение, вплоть до потери сознания.

Итог хронической интоксикации - стойкий психоорганический синдром и симптомы токсической энцефалопатии (результат повреждений ЦНС и головного мозга). Подростки становятся менее сообразительными; хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. Резко падает способность усваивать новый материал - это служит причиной того, что ребята нередко бросают учёбу, отказываются от занятий. Особенно выражены нарушения внимания - выявляются трудность сосредоточения и легкая отвлекаемость. Токсическая энцефалопатия проявляется рядом неврологических и вегетативных симптомов: легкая мышечная дрожь, головные боли, плохой сон, головокружения, повышенная потливость. Наблюдаются нарушения функции почек и печени, часты заболевания легких, портится зрение.

Меняется и характер подростков. Одни становятся пассивными, вялыми, медлительными, стараются держаться в стороне от сверстников, искать уединения, проводя время в безделье; у других на первый план выступают склонность к аффективным реакциям, злобность, драчливость, агрессия по любому поводу.

Учитель. Давайте предположим, почему подростки токсикоманят?

Учитель. А может быть, просто хочется казаться взрослыми?

Учитель. К токсическим веществам, также как к наркотическим, очень

быстро вырабатывается привыкание, человек стремится вновь и вновь

ощутить этот запах, испытать измененное состояние, во время которого

реальные вещи воспринимаются искаженно. Были случаи, когда в состоянии

токсического опьянения люди путали балконную дверь с входной, выходили

в нее, выпрыгивали с балконов 6-7 этажей. Пребывая в состоянии

токсического опьянения, человек может броситься в огонь, в ледяную воду,

не осознавая того, что он делает. У подростков, употребляющих токсические

вещества, происходят необратимые изменения в коре головного мозга. Он

может лишиться возможности учиться в нормальной школе, и вынужден

проходить упрощенный курс в коррекционной школе.

Учитель спрашивает 5-7 человек.

Сосредоточьтесь, закройте глаза, запоминайте мои слова. При уверенном ответе мы говорим твердо, спокойно, глядя в глаза, показывая, что уважаем свои права и права других, не позволяем никому влиять на себя, не позволяем делать то, что не хотим, совершенно уверены в себе.

Учитель. Для чего мы проводили эту игру?

Учащиеся. Можно просто уйти, ничего не говоря. Можно сменить тему разговора.

Учитель. Давайте запишем ваши предложения на доске. Учитель или один из учеников записывает на доске:

- молча уйти;

- сменить тему разговора.

Учитель. Еще есть предложения?

Дети. Если знаешь, что в компании есть подростки, которые употребляют одурманивающие вещества, лучше не общаться с ними.

Учитель дописывает: - сила в коллективе и друзьях.

Дружите и встречайтесь с теми, кто вас понимает, кто поможет в трудную минуту, кто придет на помощь и поддержит вас. Настоящий друг никогда не предложит наркотик, газ или пакет с клеем.

2. 3. Работа в парах.

Учитель. У каждого из вас на столах лежат ручки и чистые листы. Разделите лист пополам. В левой колонке, нумеруя по порядку, пишите причины, из-за которых подросток начинает употреблять одурманивающие вещества. Не советуйтесь друг с другом, этим вы только усложните себе задачу,

Дети выполняют задание.

Учитель. Теперь обменяйтесь листочками с соседями по парте. Ваша задача:

напротив каждой причины в правой колонке листа написать свою отговорку.

Дети выполняют задание.

Учитель. А теперь проверим, что у вас получилось.

учащихся зачитывают свои варианты.

Учитель. На все причины мы нашли подходящие отговорки. Какой вывод можно сделать?

Дети. Проблемы вполне можно решить и пережить какой-то жизненный кризис, не прибегая к употреблению токсических веществ.

2. 4. Административная ответственность за употребление

одурманивающих веществ.

Учитель. Ребята, а предусмотрена какая-либо ответственность за

употребление одурманивающих веществ?

Учащиеся. Да, за употребление одурманивающих веществ без назначения врача либо в общественном месте.

Учитель. Где говорится об этом?

Дети. В Административном Кодексе Российской Федерации.

Учитель. Верно, статья 20.20, часть 2. Какой штраф ждет нарушителя?

Дети могут затрудниться ответить.

Учитель. Штраф от 10 до 15 МРОТ, то есть от 1000 до 15000 рублей. Со скольких лет наступает ответственность?

Дети. С 16-ти лет.

Учитель. Какие меры могут применять к подросткам, которым еще не исполнилось 16 лет?

Ученики. Наложить штраф на родителей, поставить подростка на учет.

2. 5. Анкетирование учащихся.

Учитель. Сейчас каждый из вас получит анкету. Как работать с ней вы уже знаете. Не обсуждайте вопросы с соседями по парте. Нам нужно знать только ваше мнение.

Дата утверждения программы

Разработчики программы

Некрасова Екатерина Мироновна, социальный педагог

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения молодёжи к своему здоровью; формировать личную ответственность за своё поведение; формировать негативное отношение к наркотическим веществам пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Федеральный комплект методических материалов.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ подростками;

- обучение подростков навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Повышение образовательного уровня родителей и подростков по вопросам здорового образа жизни.

Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Повышение уровня информированности подростков о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  1. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Обучающиеся техникума 1-4 курсов, классные руководители, социальные педагоги, фельдшер, инспектор ОДН; детский врач-нарколог; родители.

Управление, контроль

Заместитель директора по СПВ

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

Пояснительная записка.

Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 10-15 лет.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в техникуме системы работы по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

– создание в техникуме системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Данная Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Спортивные мероприятия (Спартакиады; декады здоровья; легкоатлетические эстафеты);

Руководитель физического воспитания, преподаватель ОБЖ

Социальные педагоги, медицинский работник, специалисты ОДН, детский врач-нарколог, инспектор по пропаганде ГИБДД, помощник прокурора, специалист ФСКН, специалист Центра профилактики ВИЧ/СПИДа

В течение учебного года

Классные руководители; социальный педагог

Зам. директора по СПВ, педагог-организатор, классные руководители

Социальные педагоги, специалисты ОДН; медицинский работник; зав. библиотекой

Всемирный день борьбы с курением (18ноября);

Классные руководители; зам. директора по ВР

Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

Реализация мероприятий программы.

Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

Декада здоровья (комплекс мероприятий).

Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.

Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

Анализ реализации программы.

Механизм реализации программы осуществляется через:

мониторинговые исследования и определение перспектив.

взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.

психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.

внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.

повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с социальным педагогом в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники.

Методы реализации программы:

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшекурсников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие подростки более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Подросток учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

Организацию управления и контроля системы профилактической работы в техникуме.

Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.

Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

Индивидуальную работу с учащимися.

Работу с родителями.

Основные требования к условиям реализации программы:

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;

- один раз в четверть перед обучающимися выступает заместитель директора по воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

Организация профилактической работы предполагает:

Включение в план работы техникума мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

Согласование плана работы с ОДН, и утверждение его директором техникума.

Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.

Деятельность библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

Источники информации для учащихся

Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.

Источники информации для педагогов и родителей

Читайте также: